Научная статья на тему 'Организационноправовые и специальные (внутренние) факторы, влияющие на состояние преступности в северокавказском регионе'

Организационноправовые и специальные (внутренние) факторы, влияющие на состояние преступности в северокавказском регионе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПНОСТИ / FACTOR ANALYSIS OF CRIMES / ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME PREVENTION / CAUSATIVE SYSTEM OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медов М.У.

В статье исследуются организационноправовые и специальные факторы преступности на Северном Кавказе, рассматриваются особенности рецидивной и профессиональной преступности, а также влияние традиций на криминальную обстановку в этом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural-institutional and special (internal) factors impacting on criminal environment in North Caucasus area

The paper examines procedural-institutional and special (internal) factors of criminal environment in the North Caucasus area, The paper also covers the features of recidivism and professional crimes, the influence of the traditions on the criminal environment in this area.

Текст научной работы на тему «Организационноправовые и специальные (внутренние) факторы, влияющие на состояние преступности в северокавказском регионе»

М.У. МЕДОВ,

докторант кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Организационно-правовые и специальные (внутренние) факторы, влияющие на состояние преступности в Северо-Кавказском регионе

В статье исследуются организационно-правовые и специальные факторы преступности на Северном Кавказе, рассматриваются особенности рецидивной и профессиональной преступности, а также влияние традиций на криминальную обстановку в этом регионе.

Факторный анализ преступности, причинный комплекс преступности, предупреждение преступности.

M.U. MEDOV,

candidate of legal sciences, doctoral student, Department of criminal policy and the organization of crime

prevention

(Management Academy of the Ministry for Internal Affairs)

Procedural-institutional and special (internal) factors impacting on criminal environment in North Caucasus area

The paper examines procedural-institutional and special (internal) factors of criminal environment in the North Caucasus area, the paper also covers the features of recidivism and professional crimes, the influence of the traditions on the criminal environment in this area. Factor analysis of crimes, crime prevention, causative system of crime.

Одной из самых изучаемых криминологических проблем преступности на Северном Кавказе является установление факторов, влияющих на складывающуюся криминальную обстановку.

Рассматривая данный вопрос, прежде всего нужно уяснить содержание самого термина «фактор» (с лат.): делающий, производящий, т. е. это движущая сила, причина какого-либо процесса, явления [9, с. 518]. «Факторы преступности — источники наших движущих сил, которые могут порождать, определять преступность, но могут и противодействовать ей» [2, с. 179]. Без знания факторов, так или иначе влияющих на преступность, невозможно обеспечить адекватную реакцию, а также — эффективный социальный контроль.

В результате факторного анализа можно определить относительную значимость каждого из факторов отдельных видов преступлений в криминогенном комплексе, что позволит в дальнейшей работе учесть специфику социального детерминизма. Энрико Ферри, развивая мысль о влиянии факторов, отмечал: «...все поступки человека являются продуктом его физиологической и психической организации и физической социальной среды, в которой он растет, . я различал три категории факторов

преступности: антропологические, или индивидуальные, физические и социальные» [12, с. 306]. По мнению Ю.А. Воронина, в процессе порождения сложного явления преступности криминогенные факторы выступают, в конечном счете, как система взаимообусловливаю-щих элементов или же как динамичный криминогенный комплекс, связанный с экономикой, политикой, социальной жизнью и культурой конкретного общества [1, с. 97]. Это сложившаяся, устойчивая совокупность широкого спектра явлений, порождающих преступность, и способствующая ее проникновению во все сферы общественной жизни. Комплекс факторов детерминирован объективными противоречиями между экономическими потребностями населения и возможностями общества: его различных социальных слоев, групп, коллективов и отдельных индивидуумов.

Криминальная обстановка в Северо-Кавказском регионе лучше всего характеризуется посредством анализа следующих факторных групп.

1. Организационно-правовые факторы (внешние), воздействующие на рост преступности в Северо-Кавказском регионе.

2. Специальные факторы (внутренние), непосредственно оказывающие воздействие

49

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

50

на рост преступности в Северо-Кавказском

регионе.

Под организационным обеспечением борьбы с преступностью принято понимать совокупность средств, приемов и методов, используемых для разработки и реализации ее субъектами. Отметим наличие определенной специфики предмета, задач и способов управления в этой сфере. Правомочия и задачи организационного обеспечения закрепляются на законодательном и нормативном правовом уровне и, кроме того, оно имеет сложную структуру, включающую ресурсный, организационно-структурный, методический, информационный, управленческий и иные аспекты [3, с. 116].

Организационные меры, осуществляемые в рамках противодействия преступности, направлены на упорядочение деятельности и повышение ответственности всех субъектов борьбы с преступностью; улучшение качества управленческой деятельности в сфере противодействия преступности и профилактики правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов, обеспечение их взаимодействия в профилактике административных правонарушений и преступлений; формирование правосознания населения.

Основная работа по противодействию преступности возлагается на службы и подразделения органов внутренних дел в соответствии со спецификой их деятельности, а также адекватно поставленным перед ними задачами, при этом координация деятельности руководителями органов внутренних дел считается обязательной.

Реформа МВД России была крайне необходима в связи с переменами, происходящими в нашей в стране. Максимальный учет всех аспектов организационного обеспечения борьбы с преступностью, а также широкое внедрение достижений науки и техники в практическую деятельность субъектов уголовной политики становятся условием дальнейшего повышения эффективности противодействия противоправным деяниям.

Решение вопросов оптимальной организации борьбы с преступностью имеет несколько составляющих, среди которых можно выделить, во-первых, укрепление кадровой системы правоприменительных органов и, во-вторых, координацию деятельности всех служб и подразделений при выполнении задач по противодействию преступности [10, с. 72; 14]. Также необходимо отметить, что противодействие преступности начинается с правотворческой деятельности по нормативному обеспечению, при этом законодательная его основа закладывается не только нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов, но и конституционным, гражданским,

финансовым, налоговым, таможенным и другими законами, которые регулирует деятельность субъектов применительно к информационно-аналитическим, методическим, ресурсным, кадровым аспектам. Правовое обеспечение в целом включает и совокупность локальных правовых актов, подготавливаемых и реализуемых конкретным руководителем правоохранительного органа в пределах его компетенции [6, с. 23, 24].

Соответствующие нормативные правовые документы призваны с максимальной эффективностью обеспечивать деятельность правоохранительных органов в оказании оптимального противодействия преступности. Эта цель достигается через исполнение комплекса задач, представленных как на федеральном уровне, так и вытекающих из специфики региональной ситуации. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, специфику, а с другой — взаимосвязь управленческих задач.

Важную роль в обеспечении общей профилактики преступности в целом по России, и в частности по СКФО, должна сыграть реализация федеральных целевых программ, таких как: «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы» [11]; «Юг России (2008—2013 годы)» [11]; «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» [5]; «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2012 годы» [11]; «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010—2016 годы» [11]; «Стратегия социально-экономического развития Дагестана до 2025 года» (проект) [8].

В борьбе с преступностью особое место отведено уголовно-правовым мерам воздействия. Действующая система правовых норм в государстве всегда выступает мощным фактором, определяющим оптимальную модель поведения граждан. Принимаемые необходимые уголовно-правовые нормы должны соответствовать объективным реалиям и регулировать текущие общественные отношения. Это обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от предшествующего исторического периода, механизм современного уголовно-правового регулирования стал четко увязываться не только с правосознанием участника правоотношений, но и с социальными факторами (условиями) жизни общества.

Организационно-правовые факторы напрямую зависят от детальной регламентации порядка регистрации преступлений, разрешения вопросов о возбуждении уголовных дел (и отказе в возбуждении дел), ужесточении ведомственного и судебного контроля, а также прокурорского надзора за реагированием на заявления и сообщения о преступлениях.

Выступая 2 апреля 2004 г. на межрегиональном совещании по борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом, состоявшемся в г. Ессентуки, Президент России В.В. Путин отметил: «Пока не удается обуздать рост преступности. При этом крайне велика доля преступлений против личности. Несмотря на ряд успешных дел, направленных на борьбу с правонарушениями в экономической сфере, криминальное и коррупционное давление на экономику не ослабевает. За рамками регистрации остается не только латентная, но и явная преступность. Все еще в ходу такие старые приемы, как отказ в возбуждении дел и даже прямая фальсификация статотчетов» [7].

Комплекс правовых факторов, оказывающих влияние на развитие криминальной обстановки в регионе Северного Кавказа, характеризуется сложностью, присущей функционированию всей российской правовой системы. В качестве конкретных примеров оказания такого влияния необходимо в первую очередь выделить явления негативного содержания: нестабильность законодательства; слабую действенность законов в сфере борьбы с преступностью как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации; необеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для уголовно-правовой оценки общественно-опасных действий; несовершенство правоприменительной практики; а также процессы неустойчивости, характерные для ряда важных направлений сферы правопорядка.

Отметим, что правоприменительная деятельность органов внутренних дел имеет свою региональную специфику, обусловленную, например, традициями и обычаями народов, проживающих на Северном Кавказе. Причем речь не идет о каких-то особенных традициях конкретных национальностей. Имеются в виду обычаи и традиции существующего образа жизни нации. Вероятно, в более широком контексте следует говорить о влиянии традиций и обычаев народов Северного Кавказа на реализацию уголовной политики в субъектах Российской Федерации, которые входят в Северо-Кавказский федеральный округ или граничат с ним.

Вместе с тем в условиях динамичного развития современных общественных отношений постоянно возникают новые источники криминогенного воздействия, предметное выражение которых связано с производственно-экономической и социальной инфраструктурой общества, соотношением различных групп населения, их потребностями, интересами и противоречиями, морально-политической и социально-правовой позицией граждан. Многие криминологические проявления меняют свои внешние характеристики, но на-

ращивают при этом интенсивность и непрерывность воздействия на различные сферы жизнедеятельности.

Важное место занимают и специальные факторы — внутренние факторы преступности — это и криминальный рецидивизм, и профессионализм1, а также криминальная самоорганизация, стигматизация, традиционные и вновь нарождающиеся криминальные традиции.

Комплекс внутренних (по отношению к преступности) криминогенных факторов включает достаточно широкий спектр криминологических проблем и социально-опасных явлений, которые связаны непосредственно с криминальной средой.

На фоне сложной социально-экономической ситуации в Северо-Кавказском регионе растет криминальный рецидивизм, явление, которое наиболее концентрированно выражает негативные процессы, происходящие в преступности. Отсутствие стройной системы профилактики преступности и соответствующих программ ресоциализации приводят к значительным проблемам у лиц, отбывших наказание и вернувшихся домой. Они несут в общество свои антиобщественные взгляды и нормы поведения, пропагандируют криминальную субкультуру, оказывая тем самым пагубное влияние на морально неустойчивых лиц, особенно из молодежной среды, втягивая их в преступную деятельность. Такая часть населения представляет значительный интерес для организованных преступных групп, и ее представители, нередко пополняют их ряды. Уголовная среда организовывается и сплачивается на основе укрепления воровских традиций, активизации авторитетов преступного мира, расширения сфер влияния, выходов на легальный предпринимательский, а иногда даже на государственный уровень.

Не менее важная для рассмотрения тема — это организованная преступность. Ее рост — естественный, закономерный, глобальный процесс. Как социальный феномен организованная преступность встроена в систему общественных отношений и оказывает существенное влияние на экономику и политику Северо-Кавказского региона. Криминальный бизнес существует и развивается при наличии определенных условий: спрос на нелегальные товары (наркотики,

1 Криминальный профессионализм — это разновидность устойчивого и продуманного, организационно подготовленного социального паразитизма. Профессиональные преступники, образуя некое замкнутое кастовое сообщество и находясь вне закона, вырабатывают такие нормы межличностных отношений, которые способствуют не только их безопасности, но и воспроизводству. Со временем эти нормы превращаются в обычаи и традиции, которым присуще то общее, что позволяет назвать их общесоциологическим законом.

S н и о X

л

<

и н к

:'5 О X

Л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

51

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

оружие и др.) и услуги (сексуальные и др.); рынок труда, безработица, незанятость подростков и молодежи; недостатки налоговой, таможенной, экономической политики государства, а также коррупция, препятствующая нормальному развитию легальной экономики.

Ослаблению контроля над преступностью в регионе, селективности правоохранительных органов, развитию криминальной организованности способствует коррупция. Преступные организации стремятся к монополизации своей деятельности в определенных сферах (наркобизнес, торговля оружием, игорный бизнес) или на конкретной территории. В Северо-Кавказском регионе преобладает территориально-этнический принцип. По данным Фонда ИН-ДЕМ, в стране сформированы коррупционные сети, охватывающие высшие эшелоны власти, в рамках этих сетей и решаются все принципиальные вопросы российской экономики и политики [13].

Основное назначение факторного анализа состоит в определении узловых проблем социального управления и деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, выявлении приоритетных направлений обеспечения правопорядка с позиции государственных и общественных интересов. При этом результаты криминологических исследований призваны обеспечивать решение целого комплекса управленческих задач в системе МВД России. Наиболее значимыми из них являются следующие:

— качественное и своевременное информирование органов управления о состоянии преступности как объекта воздействия внешней среды и самой системы органов внутренних дел;

— обеспечение упреждающего характера оперативного управления деятельностью органов внутренних дел;

— выбор важнейших направлений комплексного воздействия и концентрации усилий на решении приоритетных задач в области контроля над преступностью;

— выявление наиболее существенных условий решения конкретных правоохранительных проблем;

— ориентация органов внутренних дел в субъектах Федерации на эффективное решение стоящих перед ними задач с учетом специфики регионов;

— создание благоприятных условий для разработки основных управленческих программ и планов на важнейших направлениях охраны общественной безопасности, общественного порядка и противодействия преступности;

— поддержание высокого динамизма управленческих воздействий МВД России на систему подчиненных органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск. Исследования, проведенные специалистами

ВНИИ МВД России, выявили в составе внутренних (по отношению к преступности) факторных комплексов основные факторные подгруппы, влияние которых на криминальную ситуацию является максимальным [4]. Условная относительная значимость криминального и криминогенного влияния внутренних факторных комплексов преступности оценивалась экспертами в процентном соотношении с выделенными показателями (табл.).

Отметим, что степень криминологической значимости внутренних факторных комплексов преступности также из года в год претерпевает качественные изменения, хотя их динамика менее ярко выражена в сравнении с внешними факторами преступности.

Как следует из приведенных данных, факторы криминального рецидивизма, профессионализма и преступной организованности в течение последних лет существенно усиливают свое влияние на обстановку в стране. Это влияние оказывается ощутимым как для всей сферы правопорядка в обществе, так и для определенных сегментов оперативной обстановки в сфере борьбы с преступностью.

Проведенный нами криминологический анализ преступности в Северо-Кавказском регионе в значительной степени подтверждает указан-

Таблица

Структурно-динамическая характеристика относительной значимости внутренних факторных комплексов преступности

Внутренние факторные комплексы преступности Экспертная оценка относит комплексо ельной значимс в преступности )сти внутренних факторных (по годам)

1998 1999 2000 2001-2010 2011

Криминальный рецидивизм 26,9 27,3 27,3 27,6 27,7

Криминальный профессионализм 25,9 26,4 27,4 27,6 27,8

Криминальная организованность 25,4 26,3 27,3 27,8 27,9

Криминальные традиции 11,7 10,9 8,9 8,8 8,9

Криминологические проблемы возвращения лиц, отбывших наказание, в законопослушную среду 6,0 5,1 3,1 3,2 3,2

Иные факторные явления 4,1 4,0 4,0 3,0 2,5

52

ные тенденции. Практически в каждом регионе России представлены организованные преступные группировки представителей народов Северного Кавказа, сформированные по этническому принципу. Это свидетельствует о том, что традиции и обычаи народов Северного Кав-

каза в определенной степени совпадают с криминальными традициями и обычаями, такими как кровная месть, куначество, круговая порука, культ «сильного мужчины», наказание за предательство и др. Вышеперечисленные факторные комплексы переплетены между собой.

Список литературы

1. Воронин Ю.А. Комплексная программа борьбы с преступностью // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1988. Вып. № 7.

2. Криминология: словарь / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 1999.

3. Лесников Т.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики). М., 2004.

4. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки (исследован коллективом ВНИИ МВД России в ходе выполнения плана НИР 1997—2001 гг.): метод. пособия / под ред. М.М. Бабаева М., 1999.

5. Министерство регионального развития Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.minregion.ru/activities/ter-ritorial_planning/strategy/federal_develop-ment/skfo/ (дата обращения: 27.09.2013).

6. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел. М., 1995.

7. О состоянии и мерах по обеспечению правопорядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью, противодействию терроризму и экстремизму: межрегиональное совещание в г. Ессентуки от 24 марта 2004 г. URL: http://www.regnum.ru/ news/236662.html#ixzz2g513nihx (дата обращения: 27.09.2013).

8. Обсуждение проекта «Стратегии социально-экономического развития Дагестана

9.

до 2025 года». URL: http://www.vestikavkaza. ru/news/politika/armj/36061. html (дата обращения: 27.09.2013).

Словарь иностранных слов. 15-е изд. М., 1998.

10. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учебник / под ред. Л.И. Беляевой / автор параграфа В.П. Ревин. М., 2003.

11. Федеральные целевые программы России. Официальный сайт. URL: http://www. programs-gov.ru/new/2008 76.php (дата обращения: 27.09.2013).

12. Ферри Э. Уголовная социология. В 2-х ч. М., 1910. Ч. 1.

13. Российский сервер против наркотиков NarCom.ru. Интервью «Погибнет ли страна без коррупции?» (выдержки из доклада сотрудников Центра прикладных политических исследований «Информатика для демократии») URL: http://www.narcom.ru/ publ/info/567. (дата обращения: 23.10.2013).

14. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы». Воронеж, 2009. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-181270. html?page=3 (дата обращения: 23.10.2013).

E-mail: musa.medov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.