Научная статья на тему 'О соотношении понятий «Компетентность» - «Компетенция» - «Эрудиция»'

О соотношении понятий «Компетентность» - «Компетенция» - «Эрудиция» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1806
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭРУДИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / COMPETENCE / COMPETENCY / SOCIOCULTURAL ERUDITION OF PUPILS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Боликова Людмила Юрьевна, Жалдыбина Анастасия Николаевна, Таньков Николай Николаевич

Актуальность цели. Отсутствие однозначности в формулировках понятий «компетентность» и «компетенция» может привести к ошибкам в постановке целей обучения иностранному языку. Данная проблема, на наш взгляд, может быть решена путем соотнесения смысла вышеупомянутых понятий с понятием «эрудиция». Цель исследования раскрыть характер связи между понятиями «компетентность», «компетенция», «эрудиция», дать определение понятию «социокультурная эрудиция». Материалы и методы. Исследовательские задачи были решены путем изучения педагогической, научно-методической литературы, а также словарных статей. Результаты. Определен и представлен графически характер связи эрудиции, компетентности и компетенции. Раскрыто понятие «социокультурная эрудиция». Выводы. Компетентность представляет собой комплексное понятие, включающее в свой состав несколько элементов, а именно эрудицию и компетенцию. Эрудиция (когнитивно-мотивационный компонент) это такая составляющая компетентности, которая указывает на информированность и кругозор человека в определенной сфере. Компетенция (деятельностный компонент) же позволяет решать круг определенных вопросов. Оба элемента компетентности взаимовлияют друг на друга. Социокультурная эрудиция это осведомленность индивида в вопросах культуры, а также общественных отношений в стране изучаемого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Боликова Людмила Юрьевна, Жалдыбина Анастасия Николаевна, Таньков Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CORRELATION BETWEEN THE CONCEPTS “COMPETENCE” - “COMPETENCY” - “ERUDITION”

Background. The absence of unambiguous interpretation of concepts “competence” and “competency” can lead to the incorrect statement of foreign language teaching purposes. In our opinion this problem can be solved by relating the meaning of the above-mentioned concepts with the concept of “erudition”. The paper aims to reveal the character of the relationship between the concepts “competence”, “competency”, “erudition” to define the concept of “socio-cultural erudition”. Materials and methods. The authors studied scientific works related to pedagogy, teaching methods issues, and vocabulary entries. Results. The authors revealed the special character of the relationship between the concepts “competence”, “competency”, “erudition”. They also presented this relationship graphically. The concept “sociocultural erudition” is opened. Conclusions. Competence is the complex concept including several elements in the structure namely: erudition and competency. Erudition (a cognitive and motivational component) is such component of competence which indicates knowledge and an outlook of the person in a certain sphere. Competency (an activity component) allows to resolve a circle of certain issues. Both elements of competence contribute to the functioning of each other.

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий «Компетентность» - «Компетенция» - «Эрудиция»»

УДК 37.011

DOI: 10.21685/2072-3024-2016-2-18

Л. Ю. Боликова, А. Н. Жалдыбина, Н. Н. Таньков

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» - «КОМПЕТЕНЦИЯ» - «ЭРУДИЦИЯ»

Аннотация.

Актуальность цели. Отсутствие однозначности в формулировках понятий «компетентность» и «компетенция» может привести к ошибкам в постановке целей обучения иностранному языку. Данная проблема, на наш взгляд, может быть решена путем соотнесения смысла вышеупомянутых понятий с понятием «эрудиция». Цель исследования - раскрыть характер связи между понятиями «компетентность», «компетенция», «эрудиция», дать определение понятию «социокультурная эрудиция».

Материалы и методы. Исследовательские задачи были решены путем изучения педагогической, научно-методической литературы, а также словарных статей.

Результаты. Определен и представлен графически характер связи эрудиции, компетентности и компетенции. Раскрыто понятие «социокультурная эрудиция».

Выводы. Компетентность представляет собой комплексное понятие, включающее в свой состав несколько элементов, а именно эрудицию и компетенцию. Эрудиция (когнитивно -мотивационный компонент) - это такая составляющая компетентности, которая указывает на информированность и кругозор человека в определенной сфере. Компетенция (деятельностный компонент) же позволяет решать круг определенных вопросов. Оба элемента компетентности взаимовлияют друг на друга. Социокультурная эрудиция - это осведомленность индивида в вопросах культуры, а также общественных отношений в стране изучаемого языка.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, социокультурная эрудиция школьников.

L. Yu. Bolikova, A. N. Zhaldybina, N. N. Tankov

ABOUT THE CORRELATION BETWEEN THE CONCEPTS "COMPETENCE" - "COMPETENCY" - "ERUDITION"

Abstract.

Background. The absence of unambiguous interpretation of concepts "competence" and "competency" can lead to the incorrect statement of foreign language teaching purposes. In our opinion this problem can be solved by relating the meaning of the above-mentioned concepts with the concept of "erudition". The paper aims to reveal the character of the relationship between the concepts "competence", "competency", "erudition" to define the concept of "socio-cultural erudition".

Materials and methods. The authors studied scientific works related to pedagogy, teaching methods issues, and vocabulary entries.

Results. The authors revealed the special character of the relationship between the concepts "competence", "competency", "erudition". They also presented this relationship graphically. The concept "sociocultural erudition" is opened.

Conclusions. Competence is the complex concept including several elements in the structure namely: erudition and competency. Erudition (a cognitive and motiva-

tional component) is such component of competence which indicates knowledge and an outlook of the person in a certain sphere. Competency (an activity component) allows to resolve a circle of certain issues. Both elements of competence contribute to the functioning of each other.

Key words: competence, competency, sociocultural erudition of pupils.

В настоящее время понятия «компетентность» и «компетенция» прочно закрепились в теории педагогики и практике образования. Это обусловлено широким использованием компетентностного подхода во всех видах образования - общем, профессиональном, дополнительном. Зачастую одно понятие подменяется или заменяется другим. В связи с этим мы предлагаем использование понятия «эрудиция» как термина, позволяющего соотнести смысл и назначение использования двух вышеприведенных - «компетентность» и «компетенция».

Поэтому в первую очередь необходимо детерминировать понятие «эрудиция». Обратимся к его определениям в различных источниках.

Учитывая тот факт, что слово «эрудиция» имеет иноязычное происхождение, в первую очередь обратимся к Словарю иностранных слов: эрудиция (фр. erudition, лат. eruditio ученость, просвещенность) - глубокие познания в какой-нибудь области или во многих областях. Эрудитом принято считать человека, который «обладает большой эрудицией» [1, с. 1196]. Аналогичные определения мы можем найти в Словаре русского языка, Большом толковом словаре русского языка, Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. В Словаре русского языка приводится пример использования слова «эрудиция» в художественной литературе: «Ворцель был математик, лингвист, знакомый с пятью-шестью литературами; с ранних лет приобрел он огромную эрудицию». Данный пример иллюстрирует «основательные познания» человека в разных областях человеческого знания [2, с. 635]. Д. Н. Ушаков определяет эрудицию как «ученость, начитанность, познания в какой-нибудь области науки» [3, с. 1271].

С целью установления смыслового поля слова «эрудиция» считаем целесообразным ознакомиться с близкими ему по значению словами. В Словаре синонимов представлены следующие синонимы: знаточество, знание, кругозор, всезнание, ученость, эрудированность, осведомленность, бездна премудрости, всезнайство [4].

Согласно словарю слово «знание» является синонимом к слову «эрудиция». Обратимся к коннатативным значениям самого слова «знание»: эрудиция, осведомленность, компетентность, информированность. Из представленного синонимичного ряда мы видим, что термины «эрудиция» и «компетентность» являются коннатативными значениями слова «знание». Данный факт позволяет нам прийти к выводу о непосредственной связи этих понятий.

Опираясь на данные определения, мы можем сделать вывод, что эрудиция, под которой принято понимать серьезные глубокие познания человека в одной или нескольких областях знания, является личностной характеристикой. Эрудиция - это комплекс знаний, которые человек усваивает за свою жизнь и которым он может воспользоваться для решения возникающих на его пути проблем. Причем «эрудиция» не является научным термином, а скорее представляет собой оценочно-описательное существительное. Изучение

смыслового поля слова «эрудиция» позволило нам выявить связь этого понятия с такими понятиями, как «компетенция» и «компетентность». В связи с этим принципиально важным представляется подробное изучение характера данной связи.

В рамках компетентностного подхода существуют два понятия «компетенция» и «компетентность». Несмотря на то что они уже довольно давно утвердились в педагогике, до сих пор отсутствует однозначность трактовки данных понятий. И. А Зимняя рассматривает два варианта толкования понятий: их отождествление и дифференциация. Согласно первому варианту определение дается понятию «компетенция» и при этом указывается, что компетентность употребляется в тех же значениях. Одно из таких значений -«способность делать что-либо хорошо или эффективно» [5, с. 12]. Мы разделяем точку зрения И. А. Зимней, которая выступает за разделение этих понятий. Наше мнение является не безосновательным. Так, еще в 1996 г. В. Хут-махер в своем докладе на симпозиуме в Берлине отметил, что термин «компетенция» входит в понятие «компетентность» [5, с. 10]. Предлагаем также подробнее рассмотреть определения данных терминов. Толковый словарь С. И. Ожегова трактует понятия «компетентный» и «компетенция» следующим образом:

- «компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией»;

- «компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, или круг чьих-нибудь полномочий, прав» [6].

А. В. Хуторской раскрывает смысл понятий «компетенция» и «компетентность» следующим образом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [7].

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Она состоит из интеллектуального и навыкового компонентов. В Стратегии модернизации содержания общего образования подчеркивается, что «компетентность не следует противопоставлять знаниям или умениям и навыкам, понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в [8]. Понятие "компетентность" включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». Из определений видно, что компетенция и компетентность не являются константами, они напрямую зависят от того времени, в которое осуществляется определенная деятельность. А следовательно, важнейшие качества данных понятий - это гибкость и ситуативность.

А. И. Ионова и М. П. Пушкова сходятся во мнении, что компетенция является составляющей компетентности. Компетентность они характеризуют как комплекс знаний, умений и навыков, тогда как компетенция определяет сферу их применения [9, 10].

С. В. Кузнецова приходит к выводу, что «компетентность - это владение человеком соответствующими компетенциями» [11, с. 53]. Принципиально важным считаем, что компетентности невозможно научить, ее можно

только сформировать. Каждый обучающийся в процессе обучения идет по своей определенной траектории, которая зависит от его представлений о жизни, нравственных ориентиров. В соответствии с этим мы поддерживаем точку зрения Н. В. Кузьминой о том, что компетентность - это «интегратив-ное свойство личности». Слово «интегративное» указывает на то, что свойство базируется на различных сторонах личности [12].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что компетентность - это более обширное понятие, чем компетенция, которое, являясь свойством личности, объединяет всю систему знаний, умений и навыков, приобретенных школьником, которые способны обеспечить ему успешное существование в условиях рыночной экономики. Компетенция ближе к терминологическому полю «знаю, как» [5, с. 16]. Другими словами, компетенция - это такой элемент компетентности, который позволяет решать круг определенных вопросов. В соответствии с этим мы можем заключить, что эрудицию можно сопоставить с компетентностью. Эрудиция, как и компетентность, является личностной характеристикой. Однако это не говорит о том, что данные понятия являются полностью синонимичными. Эрудицию скорее нужно рассматривать как составляющую часть компетентности, которая указывает на информированность и кругозор человека в определенной сфере. Другими словами, эрудиция выступает интеллектуальной составляющей компетентности. Выше указывалось, что компетенция также входит в состав компетентности. В нашем понимании отношение между понятиями «компетентность», «компетенция» и «эрудиция» можно представить следующим образом (рис. 1).

Компетентность Рис. 1. Компоненты и составляющие компетентности

Ранее было отмечено, что согласно Стратегии модернизации содержания общего образования компетентность имеет сложную структуру, которую образуют шесть составляющих. На наш взгляд, основными компонентами компетентности являются эрудиция (когнитивно-мотивационный компонент) и компетенция (деятельностный компонент), которые включают в себя другие шесть составляющих. В состав эрудиции входят:

- когнитивная и поведенческая составляющие (подразумевают наличие определенного багажа знаний, способность к умозаключениям);

- этическая и социальная составляющие (нравственные установки, система ценностей);

- мотивационная составляющая (стремление к приобретению знаний, необходимых для решения определенных задач, осознание необходимости саморазвития и самосовершенствования). Из схемы видно, что компетенция зависит от эрудиции, так как решение круга вопросов происходит с опорой на имеющиеся знания. Компетенция в свою очередь отвечает за операционально-техническую составляющую (владение способами анализа, синтеза, выделения, обобщения информации и умениями планирования). Путем слияния вышеописанных компонентов происходит формирование компетентности.

Альтернативой вышеприведенной схеме соотношения понятий «компетентность», «компетенция», «эрудиция» является рис. 2.

Рис. 2. Соотношение понятий «компетентность», «компетенция», «эрудиция»

Рис. 2. показывает, что компетентность основана на эрудиции и на компетенции, одновременно она вбирает их в себя в качестве непременных атрибутов. В случае с эрудицией и компетенцией одно способствует функционированию другого.

Проведенная работа позволила нам выйти на анализ понятия «коммуникативная компетентность», состоящего из комплекса компетенций. Предметом нашего исследования является социокультурная эрудиция, формируемая в процессе обучения иностранному языку. Поэтому в первую очередь нас интересовала социокультурная компетенция, позволяющая создать социокультурный портрет родной страны на иностранном языке, поскольку коммуникативную компетентность невозможно сформировать без знаний социокультурного фона.

В. В. Сафонова, П. В. Сысоева, Г. В. Елизарова, Г. А. Воробьева рассматривали социокультурную компетенцию как компонент коммуникативной компетенции. Социокультурная компетенция - совокупность определенных

знаний, умений, навыков, способностей и качеств, формируемых в процессе формальной или неформальной языковой подготовки к межкультурному общению. В. В. Сафонова отмечает важность социокультурной компетенции для развития личности обучаемого.

Н. Г. Муравьева отмечает, что социокультурная компетенция предполагает готовность и способность осуществления адекватного взаимодействия с носителями изучаемого языка [13].

И. Л. Бим рассматривает социокультурную компетенцию как поведенческую, основанную на знании социокультурного контекста [14]. Социокультурный контекст понимается как совокупность культурных элементов: традиций, обычаев, ценностей; и социальных элементов, в число которых входят нормы речевого и неречевого поведения членов общества как представителей определенных социальных групп [15, с. 25-26]. А. Флиер подчеркивает, что социокультурная (культурная) компетентность - это та «степень социализи-рованности личности, которая позволяет ей свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных (неспециализированных) знаний, а отчасти и специализированных, но вошедших в обыденный обиход, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека» [16]. Данное определение еще раз доказывает связь эрудиции и компетентности. Под социокультурной компетентностью подразумевается умение выстраивать эффективные взаимоотношения на основе знаний собственной культуры и системы ценностей, а также понимания культурных особенностей партнера.

В таком случае социокультурная компетентность будет представлять собой синтез когнитивно-мотивационного компонента (социокультурной эрудиции) и деятельностного компонента (социокультурной компетенции как умения применить знания с целью решения социокультурных задач). Другими словами, под социокультурной эрудицией мы понимаем знания различных аспектов культуры, а социокультурная компетенция - это способность синтезировать эти знания с целью осуществления адекватного взаимодействия с представителями изучаемого языка. Следовательно, выделенные В. В. Сафоновой компоненты социокультурной компетентности можно назвать компонентами социокультурной эрудиции, так как в расшифровке каждого компонента присутствует слово «знание», которое подразумевает теоретическое владение материалом. Итак, по В. В. Сафоновой существуют четыре компонента социокультурной эрудиции (компетентности):

1) общекультурный компонент (знания основных научных достижений, представления о художественных ценностях);

2) страноведческий компонент (система различных знаний о стране изучаемого языка);

3) лингвострановедческий компонент (знание лексических единиц, имеющих национально-культурную семантику);

4) социолингвистический компонент (знание особенностей применения полученных знаний с учетом ситуации, при которой осуществляется взаимодействие, паралингвистические и экстралингвистические элементы речевого общения) [17].

Мы под социокультурной эрудицией подразумеваем широкие познания индивида в культурной сфере, а также понимание динамики общественных

отношений в стране изучаемого языка. В ходе анализа словарных статей мы выявили, что эрудиция, являясь одним из коннатативных значений слова «знание», имеет связь с понятиями «компетенция», «компетентность». Изучив определения данных понятий, мы пришли к выводу о том, что в некоторых случаях понятия «эрудиция» и «компетентность» являются синонимичными. Компетентность, однако, включает в себя не просто знания в определенной сфере человеческой деятельности, но и этическую, операционально-технологическую, мотивационную, социальную и поведенческую составляющие. В этом и заключается ее отличие от эрудиции. Эрудиция представляет собой когнитивный компонент компетентности. Другим важным компонентом компетентности является компетенция как способность применить когнитивные знания для осуществления реального взаимодействия.

Социокультурная компетентность рассматривается как умение выстраивать эффективные взаимоотношения на основе знаний собственной культуры, а также понимания культурных особенностей партнера. Это говорит о том, что социокультурная компетентность является неким синтезом когнитивно-мотивационного компонента (социокультурной эрудиции) и дея-тельностного компонента (социокультурной компетенции как умения применить знания с целью решения социокультурных задач).

Сложившееся у нас представление о сущности понятий «компетентность» - «компетенция» - «эрудиция» и их соотношение, а также «социокультурная компетенция» и «социокультурная эрудиция» послужат основой для дальнейших исследований проблем формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Список литературы

1. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - 3-е изд., доп. - М. : Русский язык, 2005. - 1210 с.

2. Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР ; Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгенье-вой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Русский язык, 1981-1984. - Т. 4. С-Я, 1984. -794 с.

3. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Советская энциклопедия : ОГИЗ : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1935-1940. - 1562 с.

4. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Н. Абрамова. - М. : Русские словари, 1999. - 638 с.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -42 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

7. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А. В. Хуторской. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/ 0423.htm

8. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М. : Мир книги, 2001. -104 с.

9. Ионова, А. И. Этика и культура государственного управления : учеб. пособие / А. И. Ионова. - 2-е изд. - М. : Изд-во РАГС, 2005. - 176 с.

10. Пушкова, М. П. Педагогические основы развития социокультурной компетенции будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Пушкова М. П. -Иркутск, 2001. - 185 с.

11. Кузнецова, В. С. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей вузов в процессе обучения иностранному языку : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Кузнецова В. С. - Пенза, 2008. - 179 с.

12. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования : материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия / Ю. Г. Татур. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -18 с.

13. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 141-148.

14. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 5-7.

15. Лукьянова, Л. А. Формирование функционально-содержательной основы социокультурной компетенции учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы (на материале английского языка) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Лукьянова Л. А. - СПб., 2014. - 186 с.

16. Флиер, А. Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 2000. - № 2. - С. 151-165.

17. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике / В. В. Сафонова. - М. : Еврошкола, 2004. - С. 236.

References

1. Krysin L. P. Tolkovyy slovar' inoyazychnykh slov [Explanatory dictionary of foreign words]. 3rd ed. Moscow: Russkiy yazyk, 2005, 1210 p.

2. Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. [Russian language dictionary: in 4 volumes]. AN SSSR; In-t rus. yaz.; ed. by A. P. Evgen'eva. 2nd ed. Moscow: Russkiy yazyk, 1981-1984, vol. 4, S-Ya, 1984, 794 p.

3. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: v 4 t. [Explanatory dictionary of Russian language: in 4 volumes]. Ed. by D. N. Ushakov. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya: OGIZ: Gosu-darstvennoe izdatel'stvo inostrannykh i natsional'nykh slovarey, 1935-1940, 1562 p.

4. Slovar' russkikh sinonimov i skhodnykh po smyslu vyrazheniy [Dictionary of Russian synonyms and phrazes with similar meanings]. Ed. by N. Abramov. Moscow: Russkie slovari, 1999, 638 p.

5. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompe-tentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya [Key cmpetences as a result-target foundation of the compentency approach in education. The author's edition]. Moscow: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004, 42 p.

6. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeo-logicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of Russian language: 80 000 words and phrazes]. 4th ed. Moscow: Azbukovnik, 1999, 944 p.

7. Khutorskoy A. V. Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevykh kom-petentsiy kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nykh standartov [Determining the composition of general subjects and key competencies as

a characteristics of a new approach to constructing educational standards]. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

8. Strategiya modernizatsii soderzhaniya obshchego obrazovaniya. Materialy dlya razra-botki dokumentov po obnovleniyu obshchego obrazovaniya [The strategy of general education's composition modernization. Materials for developing documents of general education renovation]. Moscow: Mir knigi, 2001, 104 p.

9. Ionova A. I. Etika i kul'tura gosudarstvennogo upravleniya: ucheb. posobie [Ethics and culture of state administration: tutorial]. 2nd ed. Moscow: Izd-vo RAGS, 2005, 176 p.

10. Pushkova M. P. Pedagogicheskie osnovy razvitiya sotsiokul'turnoy kompetentsii bu-dushchego uchitelya: dis. kand. ped. nauk: 13.00.01 [Pedagogical bases of developments of future teachers' sociocultural competencies: dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Irkutsk, 2001, 185 p.

11. Kuznetsova V. S. Formirovanie professional'no-kommunikativnoy kompetentnosti stu-dentov ekonomicheskikh spetsial'nostey vuzov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku: dis. kand. ped. nauk: 13.00.08 [Formation of the professional communicative competence in students of university economic programs in the process of foreign language training: dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Penza, 2008, 179 p.

12. Tatur Yu. G. Kompetentnostnyy podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standar-tov vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy ko vtoromu zasedaniyu meto-dologicheskogo seminara. Avtorskaya versiya [The competence approach to describing and creating standards of higher professional education: proceedings of the second meeting of the methodological seminar. The author's edition]. Moscow: Issledova-tel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004, 18 p.

13. Murav'eva N. G. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tyumen State University]. 2011, no. 9, pp. 141-148.

14. Bim I. L. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. 2001, no. 4, pp. 5-7.

15. Luk'yanova L. A. Formirovanie funktsional'no-soderzhatel'noy osnovy sotsiokul'turnoy kompetentsii uchashchikhsya 10-11 klassov obshcheobrazovatel'noy shkoly (na mate-riale angliyskogo yazyka): dis. kand. ped. nauk: 13.00.02 [Formation of the functional substantial basis of the sociocultural competence of senior high school students (by materials of English language classes): dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Saint-Petersburg, 2014, 186 p.

16. Flier A. Ya. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and modern times]. 2000, no. 2, pp. 151-165.

17. Safonova V. V. Kommunikativnaya kompetentsiya: sovremennye podkhody k mnogo-urovnevomu opisaniyu v metodicheskikh tselyakh. Seriya: O chem sporyat v yazykovoy pedagogike [Communicative competence: modern approaches to multi-level description with the methodological purpose: Dispute occasions in linguistic pedagogy]. Moscow: Evroshkola, 2004, p. 236.

Боликова Людмила Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: bolikova@bk.ru

Bolikova Lyudmila Yur^evna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Жалдыбина Анастасия Николаевна

студентка, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); учитель иностранных языков МБОУ СОШ № 19 г. Пензы (Россия, г. Пенза, ул. Ягодная, 11)

E-mail: nas.balandina2010@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таньков Николай Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романо-германской филологии, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: tankovnn@gmail.com

Zhaldybina Anastasiya Nikolaevna Student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia); Foreign language teacher, secondary school № 19 of Penza (11 Yagodnaya street, Penza, Russia)

Tankov Nikolai Nikolayevich Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of Germanic and Romance philology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 37.011 Боликова, Л. Ю.

О соотношении понятий «компетентность» - «компетенция» -«эрудиция» / Л. Ю. Боликова, А. Н. Жалдыбина, Н. Н. Таньков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2016. - № 2 (38). - С. 190-199. БОТ: 10.21685/2072-3024-2016-2-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.