Научная статья на тему 'О соотношении понятий «Интерес» и «Личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе'

О соотношении понятий «Интерес» и «Личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6837
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОЛЖНОСТЬ / INTERESTS / CONFLICT OF INTERESTS / CIVIL SERVANTS / PUBLIC SERVICE / PUBLIC ADMINISTRATION / PERSONAL INTEREST / INTERACTION / POSITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гирин С.А.

В статье анализируются термины «интерес» и «личная заинтересованность» как содержательная составляющая конфликта интересов на государственной гражданской службе. Показана особенность рассмотрения этих терминов применительно к конфликту интересов на государственной гражданской службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the terms "interest" and "personal interest" as meaningful components of a conflict of interest in the civil service. Feature shown application of these terms in relation to conflict of interest in the civil service.

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий «Интерес» и «Личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе»

Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 316.354:351/354

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ИНТЕРЕС» И «ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ» В КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

ABOUT THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF «INTEREST» AND «PERSONAL INTEREST» IN CONFLICT OF INTEREST IN THE CIVIL SERVICE

Аннотация. В статье анализируются термины «интерес» и «личная заинтересованность» как содержательная составляющая конфликта интересов на государственной гражданской службе. Показана особенность рассмотрения этих терминов применительно к конфликту интересов на государственной гражданской службе.

Resume. The article analyses the terms "interest" and "personal interest" as meaningful components of a conflict of interest in the civil service. Feature shown application of these terms in relation to conflict of interest in the civil service.

Ключевые слова: интересы, конфликт интересов, государственный служащий, государственная гражданская служба, государственное управление, личная заинтересованность, взаимодействие, должность.

Keywords: interests, conflict of interests, civil servants, public service, public administration, personal interest, interaction, position.

Государственное управление, являясь одним из сложнейших видов социальных взаимодействий, сопряжено с множеством противоречий обусловленных структурой и содержанием этих взаимодействий, спецификой распространения их на все социальные отношения, которые создают предпосылки для возникновения множества конфликтов в этой сфере, в том числе и для конфликта интересов. Являясь одной из актуальных социальных проблем теории и практики государственного управления - конфликт интересов на государственной гражданской службе, выражается в противоречии между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами государственного должностного лица, при котором его частные интересы способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций [3]. Неурегулированность такого рода конфликта ведет к девиантному пути развития государственной службы и как следствие неэффективности воздействия на экономические и социальные процессы, падению доверия населения к органам власти.

В настоящее время, словосочетание «конфликт интересов» прочно ассоциируется с государственной службой как характеристика процессов и явлений в сфере государственного управления. В нормативно-правовой интерпретации под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью, в свою очередь, понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супруга-

С.А. Гирин S.A. Girin

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: girin_73@mail.ru

ми детей), гражданами или организациями, с которыми он и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями [1].

Как, мы видим, основными терминами определяющими содержание конфликта интересов на государственной службе составляют термины «интерес» и «личная заинтересованность». Данные термины представляют для нас непосредственный рабочий интерес, так как являются определенного рода обобщающими понятиями, без которых невозможно выявить социальную суть такого явления как конфликт интересов на государственной гражданской службе.

Не вызывает сомнения, что наиболее значимым для рассмотрения сущности конфликта интересов на государственной гражданской службе является категория - «интерес». Д.И. Дедов указывает, что конфликт интересов всегда обуславливается зависимостью лица от интересов, в первую очередь своих личных, противоречащих с защищаемых правом интересом [12]. По мнению многих исследователей, при рассмотрении понятия «конфликт интересов» за отправную дефиницию следует принимать категорию «интерес» [16, с. 4; 17]. А, теоретические описания американского социолога А. Смолла (1854-1926) строятся вокруг категории «интерес», которую он предлагает считать основной единицей социологического анализа, а основным социальным конфликтом в обществе, соответственно, конфликт интересов [11, с. 32].

В словарях и энциклопедической литературе - интерес (от латинского interest - имеет значение, важно) означает: внимание к кому-либо, чему либо важному, полезному; важность, значение, прибыль, выгода, корысть, польза, смысл, желание, значительность, нужды, потребности [13]. Как видно из представленных суждений значение понятия «интерес» имеет широкий смысловой спектр и выраженный бытовой оттенок, что создает определенные трудности для установления четких определяющих границ. Соответственно, любое приведенное определение в рамках рассмотрения конфликта интереса на государственной гражданской службе будет, во-первых, заведомо уже обыденного понимания данной категории, во-вторых, не может претендовать на использование в других сферах исследований.

Заинтересованность означает практический интерес к чему либо [13]. Семантический анализ толкования данного термина в словарях и энциклопедической литературе позволяет сделать вывод, что термины интерес и заинтересованность не имеют смысловой разницы [4, 6, 13, 19, 21].

В отечественной социологии интерес, рассматривается как реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т. п., определяющаяся положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений [6, с. 166]. В другой интерпретации, содержащейся в справочной социологической литературе - под интересом также понимается процесс выбора субъектом наиболее приемлемой, значимой модели поведения, которое ведет к специфическому социальному результату, приносящему субъекту пользу, благо, выгоду, для его существования и развития [4].

Особенностью обращения современных социологов к исследуемой категории является ее использование в междисциплинарном синтезе, в объяснении специфики социальных связей между объективными и субъективными закономерностями и действиями субъектов.

На позиции объективности интереса, то есть на существовании интереса вне сознания людей стоят многие исследователи. Так, Г.Е. Глезерман считает, что осознание интереса не добавляет ничего нового к его содержанию, так как оно определяется жизненными условиями, окружающими субъекта, такого же мнения придерживается современный исследователь С.В. Михайлов - "интерес не порождается сознанием, а существует в действительности в форме связи субъекта с окружающими его условиями" [9, с. 18; 18, с. 19]. Однако, с однозначностью такой позиции можно не согласиться. Трудно представить, что злоупотребление служебным положением это объективная потребность, не зависящая от сознания. Даже если интерес объективен, он отражается в сознании. А.Г. Здравомыслов и некоторые другие авторы позиционируют «осознание» в качестве субъективной стороны интереса, но во взаимодействии с его объективной стороной, то есть отмечают переходность категории в объективно-субъективную форму[14, 15].

Таким, образом, социальная категория «интерес» позволяет объяснить взаимосвязь объективных и субъективных факторов, описать приемы и способы, используемые субъектами для удовлетворения своих потребностей и нужд, реализации своих стремлений в конкретных ситуациях с учетом постановки целей и выбором доступных средств их достижения. Многочисленные формулировки сводятся к разъяснению способа, как формируется социальное действие и как интересы субъектов воссоздают и преобразуют его. Категория задействована в описании воссоздания процесса социальной практики действующими субъектами, а не просто в иллюстрации личных стремлений, ориентаций, нужд и выгод [7, с. 61-62]. Характер применения данной категории зависит от парадигмальной позиции исследования, области социологического применения и спектра решаемых задач.

Существует широкий диапазон классификация интересов по различным основаниям, которые носят относительный характер и ориентированы на поиск закономерных связей между различными типами интересов в зависимости от аспектов их рассмотрения. В научных исследованиях можно встретить следующую классификацию интересов: по степени общности - индивидуальные

Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36

(личные), групповые, корпоративные, общественные (общие), национальные и общечеловеческие; по характеру субъектов (носителям интересов) - личности, общества, региона, государства, коалиции государств, мирового сообщества; по степени социальной значимости - жизненно важные, важные, маловажные; по сферам жизнедеятельности - в экономической сфере, во внешнеполитической сфере, внутриполитической сфере, в социальной сфере, в духовно-культурной сфере, в международной сфере, в оборонной сфере, в информационной сфере и т. д.; по продолжительности действия - постоянные долгосрочные, кратковременные; по формам сознания - на идейные (связанные с мировоззрением), политические, нравственные, эстетические; по видам деятельности - профессиональные, общественно-политические, учебно-познавательные; по степени устойчивости - на слабо-, средне-, сильно-устойчивые; по адекватности отражения - на мнимые и действительные, осознанные и неосознанные; по характеру направленности - экономические, политические, военные и т. д.; по характеру взаимодействия - совпадающие, параллельные, расходящиеся, конфронтационные (встречные).

Возвращаясь к непосредственным предметам нашего исследования, следует особо отметить категории «личных интересов» и «личной заинтересованности».

Термин «личный» означает - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личность [19]. Говоря о личных интересах, нужно отметить, что это системообразующая категория, так как в основе всех форм интереса лежит индивидуальный интерес, которой в каждой другой своей форме приобретает качественно новое состояние.

Личные интересы государственного служащего представляют собой совокупность интересов присущих конкретной личности с ее субъективными понятиями и потребностями. Из всего многообразия классификаций интересов присущих индивиду наиболее значимой для использования в контексте обозначенной нами проблемы будет классификация по сфере жизнедеятельности.

Личная заинтересованность в общесоциологическом аспекте соответствует общему пониманию личных интересов. Однако необходимо обратить внимание, что в словаре синонимов личная заинтересованность определяется как «жажда личной наживы», «шкурный интерес» [21]. Из этого можно сделать вывод, что если при общей характеристике личных интересов способ их восприятия ведет к большому разнообразию оценок (то, что для одного человека имеет большую ценность, для другого может не иметь никакой ценности), то в личной заинтересованности предмет интереса явно оценен личностью как более важный. Таким образом, если говорить о личной заинтересованности как об основном факторе противоречия интересов, то в центре взаимодействия будет стоять личность государственного гражданского служащего, то есть можно говорить о ярко выраженной объектно-субъектной составляющей данной категории. Представляется, что в рамках рассмотрения конфликта интересов на государственной гражданской службе применение терминов личная заинтересованность и личный интерес являются тождественными.

Материальные интересы являются ключевой характеристикой личной заинтересованности, они, как правило, имеют объективный характер и напрямую связаны с удовлетворением возникающих потребностей. Именно материальный интерес способен вступить в противоречие со всеми субъектами взаимодействия в системе государственного управления. Материальный интерес выражается в финансовой или имущественной форме, а также имущественных правах, услугах имущественного характера, результатах выполненных работ [2].

Социальные интерес отражает систему социальных связей личности с различными малыми и большими социальными группами. Чем теснее они охватывают личность, тем сильнее личная заинтересованность в реализации этих интересов. В данном аспекте, прежде всего, необходимо выделить семью, так как эта группа характеризуется наиболее тесными непосредственными связями и сотрудничеством, которые образуют круг взаимной ответственности и привязанности. Еще одной группой с сильными непосредственными связями с личностью государственного служащего могут быть друзья. Однако здесь необходимо отметить, что личная заинтересованность в рассматриваемом нами контексте может возникнуть, только при условии общности их целей. Если говорить о больших социальных группах, с которыми у государственного служащего может быть общность интересов, то здесь следует выделить коллег по работе, в том числе бывших, политические и религиозные организации и.т.п.

Политические интересы - характеризуются отношением личности к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, основанном на мировоззренческих принципах, убеждениях, а также установках. Влияние политических интересов на исполнение должностных обязанностей определяется вовлеченностью государственного служащего в политические процессы и связаны как правило с набором постоянных (принятие решения связанных с поддерживаемых ими политических организаций) и ситуационных факторов (политическим интересом использовать должностное положение во время предвыборной кампании).

Основываясь на приведенных выше категориях можно соответственно разделить интересы на два типа: материальные и нематериальные. Именно такую классификацию использует независимая комиссия по противодействию коррупции (Independent commission against corruption) [23].

Особое внимание необходимо уделить профессиональным интересам и их взаимосвязи с другими личными интересами.

Интересы службы, служебный долг гражданского служащего определяются объемом должностных обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов, должностного регламента и служебного контракта, заключенного им с представителем нанимателя.

Должностные обязанности возлагаются на гражданских служащих исключительно для выполнения задач и функций государственных органов в общественно полезных целях. Четкое выполнение должностных обязанностей означает достижение высокого качества служебной деятельности, высокую организованность и трудовую дисциплину, стабильно высокие результаты, успешное выполнение особо важных заданий, проявление инициативы и творческой активности, способствующих эффективному решению задач.

Профессиональные интересы напрямую связаны с интересами государственной гражданской службы и соответственно с государственными и общественными интересами. Так, Г.В. Ата-манчук приводит следующую схему взаимодействия различных субъектов: «государство - система государственных органов - государственный орган - государственная должность - государственный служащий - гражданин - общество - государство» [8]. Ключевым элементом в данной схеме является должность государственной гражданской службы:

- является основным элементом в организационной структуре государственного управления;

- выступает объектом интереса государственного служащего, через который он реализует возможность проявления своих личностных и профессиональных качеств, социально-статусных притязаний, а также возможность удовлетворения сугубо личных интересов

- является объектом интересов государства, которое делегирует, через систему государственного управления (государственный орган) часть своих управленческих функций;

- является связующим звеном между интересами государственным служащим и государственной службой и гражданами, организациями, обслуживать которые призвано государство.

Профессиональные интересы непосредственно связаны с материальными интересами государственного гражданского служащего. Это взаимодействие выражается в получении государственным служащим денежного содержания, которое является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной деятельности, а также государственные гарантии предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе.

Следует, отметить, что одним из ключевых моментов в рассматриваемой нами сфере, является функциональная составляющая должности, то есть это не просто работа измеряемая временем, либо количеством прочитанных или подготовленных документов, а прежде всего наличие организационно-распорядительных полномочий. Многие исследователи, рассматривают субъекты интересов именно через организационную структуру государственного управления и полагают, что именно должность формирует вокруг себя все остальные субъекты интересов, соответственно носит объективный характер. Но принятие того или иного управленческого решения является субъективным фактором и стремление к личной выгоде при этом соответственно тоже. Как отмечает Е.В. Охотский: «в борьбе за удовлетворение собственных интересов, практически не действуют даже самые высокие морально-гуманистические идеалы» [20]. Однако говорить о субъективном факторе, как основы при возникновении возможности злоупотреблений также не совсем обосновано. Двумя основными составляющими объективной и субъективной стороны этого вопроса являются распорядительные полномочия по должности и мотивация направленная на достижение результата того или иного содержания. Таким образом, интересы государственного служащего охватывают объективно-субъективные характеристики его носителя, и их разнонаправлен-ность следует отражать как личную заинтересованность государственного служащего в достижении результата определенного содержания, так и государственную заинтересованность в ожидании результата выполнения государственным служащим своих должностных функций.

Соответственно, профессиональные интересы находятся в непосредственном взаимодействии с другими личными интересами и могут оказывать существенное влияние на возможность их удовлетворения.

Рассматриваться интересы должны через призму организационно-распределительного подхода. Так, А.Г. Здравомыслов полагает, что на формирование интересов наибольшее воздействие оказывают институты и система распределения жизненных благ [15, с.115]. Содержание интереса связано со способом распределения благ. Такой подход означает, что потребность в благе порождает интерес к способу его распределения как способу овладения предметом потребности. Если доступ к благу не ограничен или благо вообще не поступает в процесс распределения, то по отношению к нему не возникает никаких особых интересов, не возникает и противоречий между ними. Но если благо ограничено, а доступ к нему возможен лишь путем определенного (регулируемого) распределения, то возникают различные интересы -те или иные отношения к разным (разновыгодным) способам его получения [22].

Таким образом, личную заинтересованность можно выразить как основанное на должностных полномочиях намерение государственного служащего в получении дополнительной возможности увеличения роста объема потребления материальных и нематериальных благ самим государственным служащим, членами его семьи или другой близкой ему социальной группы.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Н Серия Философия. Социология. Право. 15д

ИЩР 2016. № 10 (231). Выпуск 36

Анализ терминов «личный интерес» и «личная заинтересованность» в контексте рассмотрения конфликта интересов на государственной гражданской службе позволяет говорить об их тождественности и возможности однозначного применения в данном проблемном поле.

Список литературы References

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Справочная система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». (дата обращения: 20.02.2016).

On state civil service of the Russian Federation [Electronic resource] : Feder. the law of 27 July 2004 No. 79-FZ // Reference system "Consultant plus". Sec. "The law". (accessed: 20.02.2016). (in Russian)

2. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ / / Справочная система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». (дата обращения: 20.02.2016).

On combating corruption [Electronic resource] : Feder. the act of 25 December 2008 № 273-FZ // Reference system "Consultant plus". Sec. "The law". (accessed: 20.02.2016). (in Russian)

3. Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе. OECD, June 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/i3/26/2957345.pdf (дата обращения: 15.02.2016).

OECD guidance on conflict of interest in the public service. OECD, June 2003. [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/13/26/2957345.pdf (reference date: 15.02.2016). (in Russian)

4. Большой толковый социологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php. (дата обращения: 28.01.2016).

Big explanatory sociological dictionary]. [Electronic resource]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php. (reference date: 28.01.2016). (in Russian)

5. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php. (дата обращения: 18.02.2016).

The big legal dictionary / under the editorship of A. V. Malko. [Electronic resource]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php. (reference date: 18.02.2016). (in Russian)

6. Российская социологическая энциклопедия [Текст] / под общ. ред. Г. В. Осипова. - М., 1998. - 672 с.

Russian sociological encyclopedia] [Text] / under the General editorship of G. V. Osipov. - M., 1998. - 672 p.

(in Russian)

7. Александров, Д.В. Категория интерес в социологии: история и современность. [Электронный ресурс]. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/28817. (дата обращения: 28.02.2016).

Alexandrov, D. V. Category interest in sociology: history and modernity. [Electronic resource]. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/28817. (reference date: 28.02.2016). (in Russian)

8. Атаманчук, Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные) вопросы [Текст] / Г.В. Атаманчук. - М.: Экзамен, 2000. - 180 с.

Atamanchuk G. V. State administration (organizational and functional) issues [Text] / G. V. Atamanchuk. -M.: Ekzamen, 2000. - 180 p. (in Russian)

9. Глезерман, Г.Е. Интерес как социологическая категория [Текст] / Г.Е. Глезерман // Вопросы философии 1966. - № 10. - С. 15-26.

Glezerman, G. E. Interest as a sociological category [Text] / G. E. Glezerman // Questions of philosophy 1966.

- No. 10. - S. 15-26. (in Russian)

10. Голубев, С.В. Взаимоотношение индивида, общества и государства как проблема социальной философии [Текст]: дис... канд. философ. наук. М., 1993.

Golubev, S. V. Relationship between individual, society and state as a problem of social philosophy [Text]: Diss... candidate. philosopher. Sciences. M., 1993. (in Russian)

11. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.: ил. - (Серия «Мастер психологии»).

Grishina, N. In. Psychology of conflict [Text] / N. In. Grishina. - Ed. 2nd, Rev. and extra - SPb.: Peter, 2008.

- 544 p.: ill. - (Series "Master of psychology"). (in Russian)

12. Дедов, Д.И. Конфликт интересов [Текст] / Д.И. Дедов. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 272 с.

Dedov, I. D. Conflict of interest [Text] / D. I. Dedov. - M.: Walters Kluver, 2004. - 272. (in Russian)

13. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка толковословообразовательный: свыше 136000 словарных статей. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php (дата обращения: 10.02.2016).

Efremova T. F. New dictionary of Russian language calculatevalue: more than 136000 articles. [Electronic resource]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php (reference date: 10.02.2016). (in Russian)

14. Здравомыслов, А.Г. Проблема интереса в социологической теории [Текст] / А.Г. Здравомыслов. -Ленинград : Издательство ЛГУ, 1964. - 74 с.

Zdravomyslov, A.G. the Problem of interest in sociological theory [Text] / A. G. Zdravomyslov. - Leningrad : Publishing house of Leningrad state University, 1964. - 74с. (in Russian)

15. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект Пресс, 1996. -

261 с.

Zdravomyslov A. G. Sociology of the conflict [Text] / A. G. Zdravomyslov. - M.: Aspect Press, 1996. - 261 p. (in Russian)

16. Кабашов, С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика [Текст] / С.Ю. Кабашов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 192 с.

Kabashov, S.Y. conflict of interests and corruption in civil and municipal service: theory and practice [Text] / S. Yu. Kabashov. - M.: INFRA-M, 2011. - 192 p. (in Russian)

17. Костюк, О.Н. Правовые средства разрешения конфликта интересов на государственной службе в Министерстве Обороны Российской Федерации [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

Kostyuk, O. N. Legal means of conflict resolution in the public service in the Ministry of defence of the Russian Federation [Text]: dis. ... candidate. the faculty of law. Sciences. M., 2012. (in Russian)

18. Михайлов, С.В. Категория интереса в российском гражданском праве [Текст] / С.В. Михайлов. -М: «Статут», 2002. - 205 с.

Mikhailov, V. S. Category of interest in the Russian civil law [Text] / S. V. Mikhailov. - M: "Statute", 2002. - 205 p. (in Russian)

19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php. (дата обращения: 20.02.2016).

Ozhegov, S.I. Explanatory dictionary of the Russian language. [Electronic resource]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php. (accessed: 20.02.2016). (in Russian)

20. Охотский, Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс [Текст] / Е.В. Охотский. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 701 с. - Серия: Магистр.

Okhotsk, E. V. Public administration in modern Russia: teaching materials [Text] / E. V. Okhotsky. - Moscow: Publishing House Yurait, 2013. - 701 p. - Series: the Master's degree. (in Russian)

21. Тришин, В.Н. Словарь синонимов. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php (дата обращения: 26.02.2016).

Trishin, V. N. A dictionary of synonyms. [Electronic resource]. URL: http://slovari.299.ru/oj.php (reference date: 26.02.2016). (in Russian)

22. Шапошников, А.Н. Категория «интерес» как инструмент экономико-социологического исследования [Текст] / А.Н. Шапошников // Раздел из сборника: Экономическая социология и перестройка / под ред. Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной. - М.: Прогресс, 1989.- 232 с. - С. 141-164.

Shaposhnikov, A. N. The category "interest" as an instrument of economic and sociological research [Text] / A. N. Shaposhnikov // part of collection: Economic sociology and perestroika / ed. by T. I. Zaslavskaya and R. V. Ryvki-na. - M.: Progress, 1989.- 232 p. - P. 141-164. (in Russian)

23. Managing Conflict of Interests in the Public Sector. Guidelines. ICAC. - 2004 - p. 8. [Электронный ресурс]. URL: http:// cac.nsw.gov.au>...download...conflicts...public-sector. (дата обращения: 18.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.