Научная статья на тему 'Конфликт интересов как правовой феномен в публичной сфере'

Конфликт интересов как правовой феномен в публичной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3462
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ИНТЕРЕС / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / CONFLICTOLOGY / INTEREST / CONFLICT OF INTEREST / ANTI-CORRUPTION / PUBLIC LAW / LEGAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Севальнев Вячеслав Викторович, Черепанова Екатерина Викторовна

Статья главным образом посвящена исследованию вопросов, связанных с понятием конфликта интересов в публичной сфере. Авторами рассмотрены теоретические аспекты содержания понятия «конфликт интересов» в публичном праве, проанализирован различный спектр позиций ученых по рассматриваемому вопросу. При этом авторы отмечают, что само понятие «интерес» является общенаучной категорией и, помимо юриспруденции, исследуется также философией, социологией, психологией, экономикой и иными науками. Исходя из социальной обусловленности интересов дана их классификация, рассмотрено соотношение понятий конфликта и интереса в публично-правовой сфере. Авторы приходят к выводу, что на сегодняшний день понятие конфликта интересов в большей степени исследуется с точки зрения противодействия коррупционным правонарушениям и преступлениям коррупционной направленности, в том числе в свете того обстоятельства, что на государственном уровне урегулирование конфликта интересов признано одним из главных антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений в системе органов государственной власти. В связи с этим отмечены достоинства и недостатки нормативного определения понятия «конфликт интересов» в российском законодательстве о противодействии коррупции. Вместе с тем авторы констатируют, что исследование конфликта интересов по большей части только в привязке к коррупционным правонарушениям является недостаточно оправданным. Конфликт интересов, порождаемый противоборством идей, культурными различиями, уровнем правосознания граждан и иными причинами, представляет собой сложную многоаспектную теоретическую и практическую проблему, охватывающую межличностные, групповые, государственные, а также международные отношения, а противодействие коррупции может рассматриваться лишь как один из элементов данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Севальнев Вячеслав Викторович, Черепанова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict of Interest as a Legal Phenomenon in the Public Sphere

The article is devoted to the study of issues related to the concept of conflict of interest in the public sphere. The authors considered the theoretical aspects of the definition "conflict of interest" in public law, analyzed a different doctrinal views on this subject. At the same time, the authors note that the concept of "interest" is a scientific category, and also is a subject of study of philosophy, sociology, psychology, economics and other sciences. There are the classification of interests and the correlation between the concepts of conflict and interest in the field of public law based on the social aspects of interest in present article. The authors come to the conclusion that today the notion of conflict of interests mostly is a subject of studies from the point of view of counteraction to corruption offenses and crimes of corruption, including in light of the fact that at the state level conflict of interests recognized as one of the main anti-corruption mechanisms, and at the same time it is a way to ensure the proper functioning of official relations in the system of state authorities. In this regard, the authors identified the advantages and disadvantages of the definition of "conflict of interest" in the Russian legislation on anti-corruption. However, the authors state that the study of conflict of interest for the most part only in relation to corruption offences is not sufficiently justified. A conflict of interest arising from the confrontation of ideas, cultural differences, level of legal awareness of citizens and other reasons, is a complex multidimensional theoretical and practical problem, covering interpersonal, intergroup, public and international relations, and anti-corruption can be considered only as one of the elements of the system.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов как правовой феномен в публичной сфере»

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Конфликт интересов как правовой феномен в публичной сфере

СЕВАЛЬНЕВ Вячеслав Викторович, старший научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: sevalnev77@gmail.com

ЧЕРЕПАНОВА Екатерина Викторовна, старший научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: antikor@izak.ru

Статья главным образом посвящена исследованию вопросов, связанных с понятием конфликта интересов в публичной сфере. Авторами рассмотрены теоретические аспекты содержания понятия «конфликт интересов» в публичном праве, проанализирован различный спектр позиций ученых по рассматриваемому вопросу. При этом авторы отмечают, что само понятие «интерес» является общенаучной категорией и, помимо юриспруденции, исследуется также философией, социологией, психологией, экономикой и иными науками. Исходя из социальной обусловленности интересов дана их классификация, рассмотрено соотношение понятий конфликта и интереса в публично-правовой сфере.

Авторы приходят к выводу, что на сегодняшний день понятие конфликта интересов в большей степени исследуется с точки зрения противодействия коррупционным правонарушениям и преступлениям коррупционной направленности, в том числе в свете того обстоятельства, что на государственном уровне урегулирование конфликта интересов признано одним из главных антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений в системе органов государственной власти. В связи с этим отмечены достоинства и недостатки нормативного определения понятия «конфликт интересов» в российском законодательстве о противодействии коррупции.

Вместе с тем авторы констатируют, что исследование конфликта интересов по большей части только в привязке к коррупционным правонарушениям является недостаточно оправданным. Конфликт интересов, порождаемый противоборством идей, культурными различиями, уровнем правосознания граждан и иными причинами, представляет собой сложную многоаспектную теоретическую и практическую проблему, охватывающую межличностные, групповые, государственные, а также международные отношения, а противодействие коррупции может рассматриваться лишь как один из элементов данной системы.

Ключевые слова: конфликтология, интерес, конфликт интересов, противодействие коррупции, публичное право, юридическая наука.

Conflict of Interest as a Legal Phenomenon in the Public Sphere

V. V. SEVALNEV, senior research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: sevalnev77@gmail.com

E. V. CHEREPANOVA, senior research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: antikor@izak.ru

The article is devoted to the study of issues related to the concept of conflict of interest in the public sphere. The authors considered the theoretical aspects of the definition "conflict of interest" in public law, analyzed a different doctrinal views on this subject. At the same time, the authors note that the concept of "interest" is a scientific category, and also is a subject of study of philosophy, sociology, psychology, economics and other sciences. There are the classification of interests and the correlation between the concepts of conflict and interest in the field of public law based on the social aspects of interest in present article.

The authors come to the conclusion that today the notion of conflict of interests mostly is a subject of studies from the point of view of counteraction to corruption offenses and crimes of corruption, including in light of the fact that at the state level conflict of interests recognized as one of the main anti-corruption mechanisms, and at the same time it is a way to ensure the proper functioning of official relations in the system of state authorities. In this regard, the authors identified the advantages and disadvantages of the definition of "conflict of interest" in the Russian legislation on anti-corruption.

However, the authors state that the study of conflict of interest for the most part only in relation to corruption offences is not sufficiently justified. A conflict of interest arising from the confrontation of ideas, cultural differences, level of legal awareness of citizens and other reasons, is a complex multidimensional theoretical and practical problem, covering interpersonal, intergroup, public and international relations, and anti-corruption can be considered only as one of the elements of the system.

Keywords: conflictology, interest, conflict of interest, anti-corruption, public law, legal science.

DOI: 10.12737/article 59c4d75e1bf445.36849459

В повседневной жизни довольно часто возникают ситуации, когда сталкиваются противоположные интересы различных лиц, групп, общественных и государственных институтов. Подобное столкновение, противоречие интересов охватывается общим понятием «конфликт интересов», характерным как для публичной, так и частной сфер.

Задача права состоит в том, чтобы определить, какая из конфликтующих сторон нуждается в правовой защите, а какой следует отказать в этой защите, а также исключить случаи преследования одновременно двух противоположных интересов и (или) обеспечить независимость лица от интересов, не подлежащих правовой защите1.

Мы рассмотрим один из аспектов многоуровневой категории «конфликт интересов», а именно, его содержание, характерные черты и способы предотвращения в публично-правовой сфере, в том числе в

1 См.: Дедов Д. И. Конфликт интересов. М., 2004. С. 1.

деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции.

Содержание понятия конфликта интересов нельзя раскрыть без опоры на категорию интереса. Следует отметить, что обозначенная категория исследуется разными науками: философией, социологией, психологией, экономикой, юриспруденцией и др.2 Это обстоятельство указывает, что интерес является общенаучной категорией. Но при этом каждая из наук, рассматривая интерес, определяет его содержательную часть с учетом предмета и методов позна-

2 См., например: Рубинштейн С. Л. Ос-

новы общей психологии. СПб., 2000; Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002; Немов Р. С.

Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. 2-е изд. М., 1995; Абалкин Л. И. Экономические законы, интересы и методы хозяйственной деятельности // Коммунист. 1967. № 6. С. 73; Общая и прикладная политология: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М., 1997.

ния, присущих только ей. Вместе с тем относительно природы интереса существует несколько точек зрения, которые присущи различным отраслям знаний.

Один из подходов основывается на теории внешних обстоятельств, в силу которой источником интереса выступают потребности, и в содержании интереса основной акцент делается на объективную необходимость и материальные блага. Например, ребенок по причине отсутствия знаний и жизненного опыта не может полностью осознавать свои интересы, но они вне зависимости от этого обстоятельства объективно существуют, поэтому закон их признает и охраняет3.

Другой подход связан с теорией внутреннего фактора, рассматривающей интерес как мотив, побуждающий к деятельности. Интерес определяется отношением субъекта к конкретным жизненным обстоятельствам, в которых и благодаря которым субъект обретает то, что способно удовлетворить представленную данным его интересам по-требность4.

Существует и третья точка зрения на проблему интереса: не отрицая объективного характера интереса, ее сторонники пытаются отыскать в интересе и субъективный момент. По

3 См., например: Сабикенов С. Н. Об объективном характере интересов в праве // Советское государство и право. 1981. № 6. С. 38; Мальцев Г. В. Соотношение субъективных прав, обязанностей и интересов советских граждан // Советское государство и право. 1965. № 10. С. 20; Глезерман Г. Е. Интерес как социологическая категория // Вопросы философии. 1966. № 10. С. 19.

4 См., например: Першин М. В. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1970. С. 101; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 630; Гош А. Материальные потребности и интересы // Экономические науки. 1971. № 7. С. 15; Кожевников С. Н. Социально-правовая активность личности // Советское государство и право. 1980. № 9. С. 25.

мнению А. Г. Здравомыслова, субъективная сторона интереса выражается в том, что «всякая деятельность, любой поступок определяются тем или иным интересом данного субъекта»5.

Полагаем, что сочетание объективного и субъективного факторов наиболее полно отражает природу интереса. Интересы, выражая базовые (объективные) и другие необходимые для общественной жизни человека потребности, только будучи в определенной степени осознанными человеческим мозгом, побуждают его к определенному действию в своих интересах.

Социальная обусловленность интересов позволяет их классифицировать на личные (частные)6, которые являются интересами конкретных физических лиц, и общественные — это интересы общества и государства7.

При этом представляется, что всякий личный интерес неизбежно восходит к групповым, общественным интересам, так или иначе затрагивает их. Интересы личности не могут осуществляться вне общества, они во многом им определяются, тогда как общественные интересы — специфичная производная интересов личности. Правовое государство при этом выступает институтом, гарантирующим как эффективное раз-

5 Чулюкин Л. Д. Природа и значение цели в советском праве. Казань, 1984. С. 18; Здра-вомыслов А. Г. Проблема интереса в современной социологической теории. Л., 1964. С. 7.

6 Толковые словари слово «частный» раскрывают как «личный, не общественный, не государственный, принадлежащий отдельному лицу, не обществу, не государству» (Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1984. С. 780).

7 В советской юридической литературе понятие публичности отсутствовало, ученые оперировали понятиями «общественный»,

«государственный», «социальный». Данное понятие стало усиленно обсуждаться лишь с проведением в 1990-х гг. в России государственно-правовых реформ.

витие общества, так и существование интересов отдельного индивида.

Вместе с тем государство не может гарантировать реализацию всех интересов. Более того, некоторые интересы государства могут противоречить интересам общества и отдельной личности. Это обусловлено социальной природой государства и его задачами. Нормы, выражающие государственную волю общества и санкционируемые государством, обязаны своим существованием борьбе интересов личности, общества и государства между собой и необходимости их сочетания для возможности развития саморегулирующейся системы как таковой8. Сближение интересов разных социальных общностей сокращает разрыв между личными, общественными и государственными интересами, повышает авторитет государственной власти. Невозможность же удовлетворения интересов всех заинтересованных сторон приводит к конфликту интересов.

В публичной сфере понятие «конфликт интересов» впервые использовано в 2001 г. в официальных документах и нормативных правовых актах, относящихся к законодательству о государственной и муниципальной службе, и в последнее время (с 2008 г.) — в нормативных правовых актах о противодействии коррупции.

В разделе VII «Государственный служащий» Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации впервые предусматривалось, что в системе государственной службы должны быть сформированы «механизмы преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное

8 См. подробнее: Субочев В. В. Законные интересы / под ред. А. В. Малько. М., 2008. С. 14—16.

рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей». Как видно, конфликт интересов на государственной службе предлагалось рассматривать как противоречие между личными (групповыми) интересами государственных служащих и их служебными обязанностями9.

В последующем категория «конфликт интересов» упоминается в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В пункте 4 ст. 10 данного Закона определяется, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Конфликт интересов как понятие не дифференцируется точно ни в одном нормативном правовом акте, поэтому оно толкуется правоприменителями исходя и сообразуясь с «духом» соответствующего закона — о противодействии коррупции, о государственной, муниципальной службе и т. д. Кроме того, нередко содержание конфликта интересов может быть раскрыто только с учетом конкретной ситуации, поскольку причиной конфликта могут служить менталитет, культура страны, уровень правосознания и другие объективные и субъективные факторы, в том числе родственные отношения10.

9 См.: Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / Т. С. Глазырин, Т. Л. Козлов, Н. М. Колосова и др.; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2016. С. 37—39.

10 См., например: Правительство не увидело конфликта интересов в назначениях

Конституционный Суд РФ, затрагивая правоотношения в сферах как публичного, так и частного права (проведение выборов, сферы государственной гражданской службы, энергетической системы и др.), также не раз обращался к вопросам урегулирования ситуаций, вызываемых конфликтом интересов, и указывал на то, что законодатель, избирая те или иные варианты снятия конфликта интересов, должен исходить из необходимости достижения объективного результата, поддержания (соблюдения) баланса законных интересов11.

Необходимо отметить: несмотря на то что конфликт интересов присущ большинству отраслей как публичного, так и частного права, на сегодняшний день данной категории уделяется внимание в большей степени во взаимосвязи с противодействием коррупционным проявлениям.

сына Рогозина в «Ил» и ОАК. URL: https:// www.vedomosti.ru/business/news/2017/06/ 28/700191-sina-rogozrna.

11 См., например, постановления КС РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации», от 10 сентября 1993 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации"», от 3 февраля 2009 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 2, 3 и 4 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пунктов 2 и 4 части 2 статьи 13 Закона Псковской области "О государственной гражданской службе Псковской области" в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов"».

Нормы о конфликте интересов содержатся в российском законодательстве о государственной гражданской службе, а также в базовом Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Урегулирование конфликта интересов признано одним из главных антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений. Национальный план противодействия коррупции на 2016—2017 гг. одним из приоритетных мероприятий, направленных на решение задач в сфере государственного управления, признает совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Положения, направленные на предотвращение коллизии интересов, содержатся в Конвенции ООН «О противодействии коррупции» 2003 г. (п. 4 ст. 7).

В странах, принадлежащих к различным правовым системам и семьям, рассматриваемые сентенции регулируются по-разному. В отдельных странах антикоррупционное правовое регулирование главным образом основывается на базовом законе о предотвращении конфликта интересов (например, Закон Хорватии

«О предотвращении конфликта интересов» 2010 г.12). Аналогичный закон есть в Чехии13 и некоторых других восточноевропейских странах. В Канаде в 2006 г. принят Закон о конфликте интересов (Conflict of Interest Act)14 и введена должность Комиссара по конфликту интересов и этике (Conflict of Interest and Ethics commissioner). Его действие направлено на минимизацию случаев возникновения конфликта интересов, лоббирования, использования административного ресурса со стороны членов Парламента, кабинета министров, председателей и членов совета директоров государственных предприятий.

В Китайской Народной Республике, являющейся наряду с Российской Федерацией страной — участницей ШОС, БРИКС, АТЭС и других международных и региональных организаций, противодействию коррупции придается особое значение15. В связи с историческими и политическими событиями («культурная революция», административно-командный уклад экономики на первоначальном этапе развития государства) элементы механизма выявления и разрешения конфликта интересов стали создаваться лишь в конце 1980-х гг. после начала проведения политики «реформ и открытости», основы которой заложил Дэн Сяопин. В соот-

12 Law on Prevention of Conflict of Interest. URL: http://publicofficialsfinancialdisclo sure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/ law-library-files/Croatia_Law%20on%20 prevention%20of%20Conflict%20of%20 Interest_2011_en.pdf.

13 Act of Law No. 159/2006 Coll., on Conflict of Interests. URL: http://www.psp.cz/en/docs/ laws/2006/159.html.

14 Conflict of Interest Act (S. C. 2006, c. 9, s. 2). URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/ acts/C-36.65/.

15 См. подробнее: Севальнев В. В. Страте-

гия противодействия коррупции: опыт Рос-

сийской Федерации и Китайской Народной

Республики // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 5. С. 106—110.

ветствии с «Пятилетним планом законодательной деятельности КПК КНР (2013—2017 гг.)»16 была поставлена задача создать действенный правовой механизм выявления и разрешения конфликта интересов. Однако к настоящему времени он еще не создан.

В свою очередь, в Российской Федерации в целях обеспечения единства правоприменительной практики и более эффективной профилактики коррупционных правонарушений уже внесены соответствующие изменения: нормы о конфликте интересов теперь распространяются на более широкий круг лиц, а не только на государственных и муниципальных служащих, скорректировано и понятие личной заинтересованности. Теперь она не только определяется как возможность получения лицом выгоды имущественного характера, но и учитывает возможность получения различных выгод третьими лицами, связанными с должностным лицом.

Учитывая, что в сферу конфликта интересов попадает множество ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей, не представляется возможным составить исчерпывающий перечень таких ситуаций. Тем не менее на сайте Минтруда России размещен «Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования» от 15 октября 2012 г.17, в котором выделен ряд ключевых областей регулирования, где возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная за-

16 URL: http://fanfu.people.com. cn/n/2013/1225/c64371-23946476-2.html.

17 URL: http://www.rosmintrud.ru/ ministry/programms/gossluzhba/antikorr/2/2.

интересованность государственного служащего;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг; имущественные обязательства и судебные разбирательства;

взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

Роль типологии конфликта интересов на государственной службе крайне велика для государственного служащего, она является своеобразным алгоритмом к действию, а нередко и гарантом принятия государственным служащим законного решения по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в той или иной ситуации. Ведь в итоге человек поступает исходя не из сложившейся в реальности ситуации, а из ее восприятия и оценки18.

Вместе с тем некоторые вопросы остались нерешенными. В частности, из содержания ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» следует, что в ситуации конфликта интересов личная заинтересованность может проявляться не только у служащего и (или) лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, но и у граждан или организаций, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Полагаем, что отсутствие критериев для точного определения

18 См.: Габов А. В. Сделка с заинтересованностью: практика акционерных обществ. М., 2004. С. 261.

круга граждан или организаций, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения (Брянская область). В связи с этим необходимо разработать методические рекомендации по практике применения ч. 2 ст. 10 данного Закона в части определения точного круга граждан или организаций, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Чрезвычайно сложным представляется вопрос о возникновении конфликта интересов при доверительном управлении акциями и паями. На практике чиновники передают имущество в доверительное управление женам, родственникам и другим лицам, поэтому довольно сложно установить, урегулирован конфликт интересов или нет19. Не рассматривается так называемый мнимый конфликт интересов, который предусмотрен в зарубежном законодательстве и предполагает ситуацию, когда конфликт интересов существует, но это невозможно доказать.

В последние годы все большее внимание уделяется вопросам деловой коррупции. Однако, как показывают проводимые исследования, дальше деклараций законодательство продвинулось не сильно. Причина видится в том, что из сферы правового регулирования «выпал» конфликт интересов лица, работающего в коммерческой или некоммерческой организации, с интересами этой самой

19 См. подробнее: Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2016; Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование.

организации и (или) ее основных бе-нефициаров20.

Таким образом, практически вся сознательная деятельность субъектов общественных отношений направлена на реализацию тех или иных интересов, но в то же время объективным условием жизни является невозможность реализации интересов всех субъектов общества, что приводит к конфликту интересов.

Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день понятие конфликта интересов в доктрине публичного права в большей степени исследуется с точки зрения противодействия коррупционным правонарушениям и преступлениям коррупционной направленности, в том числе в связи с тем, что на высшем государственном уровне урегулирование конфликта интересов признано одним из главных антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений в системе органов

20 См. подробнее: Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012. С. 486—514.

государственной власти. Вместе с тем можно утверждать, что такой подход является недостаточно научно оправданным. Конфликт интересов, порождаемый противоборством идей, культурными различиями, уровнем правосознания граждан и иными причинами, представляет сложную многоаспектную теоретическую и практическую проблему, охватывающую межличностные, групповые, государственные, а также международные отношения, и противодействие коррупции может рассматриваться лишь как один из элементов данной системы.

В связи с этим для исследования понятия «конфликт интересов», его взаимосвязи с понятиями «конфликтология», «частный и публичный интересы» требуется междисциплинарный подход, представляющий синтез различных научных знаний. Ведь в итоге прогнозирование и учет рисков возникновения конфликтных ситуаций в различных сферах общественной деятельности будет способствовать их сокращению и (или) минимизации возможных негативных последствий для устойчивого развития общества в сложных современных реалиях.

Библиографический список

Act of Law No. 159/2006 Coll., on Conflict of Interests. URL: http://www.psp.cz/en/docs/ laws/2006/159.html.

Law on Prevention of Conflict of Interest. URL: http://publicofficialsfinancialdisclosure. worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law-library-files/Croatia_Law%20on%20prevention%20 of%20Conflict%20of%20Interest_2011_en.pdf.

Абалкин Л. И. Экономические законы, интересы и методы хозяйственной деятельности // Коммунист. 1967. № 6.

Габов А. В. Сделка с заинтересованностью: практика акционерных обществ. М., 2004.

Глезерман Г. Е. Интерес как социологическая категория // Вопросы философии. 1966. № 10.

Гош А. Материальные потребности и интересы // Экономические науки. 1971. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дедов Д. И. Конфликт интересов. М., 2004.

Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в современной социологической теории. Л., 1964.

Кожевников С. Н. Социально-правовая активность личности // Советское государство и право. 1980. № 9.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / Т. С. Глазы-рин, Т. Л. Козлов, Н. М. Колосова и др.; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2016.

Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.

Мальцев Г. В. Соотношение субъективных прав, обязанностей и интересов советских граждан // Советское государство и право. 1965. № 10.

Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002.

Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. 2-е изд. М., 1995.

Общая и прикладная политология: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М., 1997.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1984.

Першин М. В. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1970.

Правительство не увидело конфликта интересов в назначениях сына Рогозина в «Ил» и ОАК. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2017/06/28/700191-sina-rogozina.

Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2016.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

Сабикенов С. Н. Об объективном характере интересов в праве // Советское государство и право. 1981. № 6.

Севальнев В. В. Стратегия противодействия коррупции: опыт Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 5.

Субочев В. В. Законные интересы / под ред. А. В. Малько. М., 2008.

Чулюкин Л. Д. Природа и значение цели в советском праве. Казань, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.