Научная статья на тему 'О соотношении физической и спортивной культуры личности'

О соотношении физической и спортивной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2787
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВЫ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Очилов Элбек Олимович

В статье рассматривается соотношение понятий «физическая культура» и «спортивная культура», характеризующих два вида человеческой деятельности физическую активность и спорт. Показано, что различия в этих видах деятельности по содержанию и присваиваемым в процессе их осуществления материальным и духовным ценностям обусловлены различиями в их мотивах. Спорт как вид деятельности отличается от физической активности возникновением и доминированием соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации, выделением в физической активности тренировочной и соревновательной деятельности с предельными физическими и психическими нагрузками, возникновением новых ценностей, которые вместе с ценностями физической культуры характеризуют спортивную культуру личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении физической и спортивной культуры личности»

2. Мартиросян Л.П. Информатизация математического образования: теоретические основания; научно-методическое обеспечение: монография. М.: ИИО РАО, 2009. 236 с.

3. Сафонов В.И. Организация подготовки учителей математики к использованию информационных технологий // Казанский педагогический журнал, 2008. № 2. С. 98-104.

О СООТНОШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Очилов Э.О.

Очилов Элбек Олимович - преподаватель, кафедра физического воспитания, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается соотношение понятий «физическая культура» и «спортивная культура», характеризующих два вида человеческой деятельности - физическую активность и спорт. Показано, что различия в этих видах деятельности по содержанию и присваиваемым в процессе их осуществления материальным и духовным ценностям обусловлены различиями в их мотивах. Спорт как вид деятельности отличается от физической активности возникновением и доминированием соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации, выделением в физической активности тренировочной и соревновательной деятельности с предельными физическими и психическими нагрузками, возникновением новых ценностей, которые вместе с ценностями физической культуры характеризуют спортивную культуру личности. Ключевые слова: физическая и спортивная культура, спорт, физическая активность, мотивы, материальные и духовные ценности.

В последние годы в научно-педагогической литературе активно используется термин «спортивная культура». Поэтому задача нашего исследования заключалась в раскрытии сущности и содержания спортивной культуры и ее взаимосвязи с физической культурой личности.

При определении специфичности физической и спортивной культуры мы ориентировались на утверждение отечественного психолога А.Н. Леонтьева [4] о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Автор в связи с этим писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь -может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях». Поэтому специфичность физической и спортивной культуры как видов деятельности обусловлена качественным своеобразием потребностей и мотивов, побуждающих и направляющих человека к их осуществлению.

В качестве существенного признака физической культуры, как специфического вида двигательной активности выделяются ее направленность на телесное и духовное преобразование человека. Результатами физической культуры как специфического вида двигательной активности человека являются позитивные изменения в телесной и духовной сферах человека, которые выступают как материальные и духовные ценности и в своей совокупности характеризуют физическую культуру личности.

В.К. Бальсевич [1] считает, что спорт как феномен общечеловеческой культуры является самодостаточной сферой человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение.

Л.И. Лубышева [5] отмечает, что наиболее значимыми для спортивной деятельности выступают потребности в успехе и достижении высокого соревновательного результата.

Мы также полагаем, что специфичность спорта как вида деятельности обусловлена, в первую очередь, мотивами, непосредственно побуждающими и направляющими к ее осуществлению [2, 3]. К ним относятся соревновательные мотивы, стремление к достижению успеха и мотивы личностной самореализации. Эти мотивы предполагают создание ситуаций достижения успеха. Поэтому существенным признаком спорта как вида деятельности, отличающим от физической культуры, выступает наличие соревнования, создающего возможности для удовлетворения этих мотивов.

Функционирование этих мотивов обусловливают такие особенности спортивной деятельности, как высокие физические и психические нагрузки, соблюдение режимных требований, отношения соперничества и сотрудничества.

Сравнивая физическую и спортивную культуру, можно утверждать, что общими для данных видов физической активности человека являются такие мотивы, как потребность в двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие, общение, внешнее самоутверждение и формирование личности. Эти мотивы во взаимодействии между собой побуждают человека к двигательной активности в форме физических упражнений для телесного и духовного развития (табл. 1).

Формирование спортивной культуры осуществляется на основе качественного преобразования физической культуры через возникновение, развитие и доминирование в мотивационной структуре личности соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации в избранном виде спорта.

Данные мотивы существенно изменяют содержание физической активности. Она, с одной стороны, по-прежнему, включает в «снятом виде» физические упражнения, направленные на телесное и духовное развитие человека, но эти упражнения существуют не сами по себе, а в качестве элемента целостного новообразования -спорта, в виде тренировочной деятельности.

С другой стороны, в содержании физической активности возникает принципиально новый элемент - соревнование, которое берет на себя системообразующую роль - определяет как содержание и функционирование тренировочной деятельности, так и особенности выполнения двигательных действий, составляющих содержание соревновательных упражнений.

Таблица 1. Психологическое содержание физической и спортивной культуры

Физическая культура Спортивная культура

Мотивы деятельности

Потребность в двигательной активности Сохранение и укрепление здоровья Физическое развитие Общение Внешнее самоутверждение Формирование личности Потребность в двигательной активности Сохранение и укрепление здоровья Физическое развитие Общение Внешнее самоутверждение Формирование личности Соревновательные мотивы Мотив достижения успеха Мотив личностной самореализации

Содержание деятельности

Физические упражнения Физические упражнения Соревновательные упражнения

Физическая культура Спортивная культура

Материальные ценности

Здоровье Телосложение Двигательные способности Здоровье Телосложение Высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для избранного вида спорта

Духовные ценности

Знания в области физической культуры Владение способами организации физической активности Социализация Интерес к физической активности Знания в области избранного вида спорта Владение способами организации занятий избранным видом спорта Социализация Интерес к избранному виду спорта Свойства личности (уверенность, спокойствие, целеустремленность, настойчивость, эмоциональная устойчивость, устойчивость к фрустрации) Спортивная этика Социальный статус

Вызванные новыми мотивами изменения в содержании и процессе физической активности обусловливают присвоение человеком новых материальных и духовных ценностей.

Знания в области физической культуры обогащаются знаниями в области избранного вида спорта, человек овладевает способами организации занятий этим видом спорта. В спортивной деятельности формируются свойства личности, обусловливающие благоприятные отношения к ее различным сторонам: к содержанию (интерес к избранному виду спорта); к себе как субъекту деятельности (уверенность в себе); к условиям соревнований (спокойствие, эмоциональная устойчивость); к процессу и результатам соревновательной деятельности (целеустремленность и настойчивость); к поражению и неудачам (устойчивость к фрустрации): к участникам соревнований (спортивная этика).

Достижение высоких соревновательных результатов обеспечивает повышение социального статуса человека.

Таким образом, физическая культура и спорт имеют общее предметное основание как виды двигательной деятельности, побуждаемые и направляемые одними и теми же мотивами. Наряду с этим спорт как вид деятельности отличается от физической культуры возникновением и доминированием соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации.

Под влиянием этих мотивов физическая культура переходит на новый, качественно иной уровень развития, уровень спортивной деятельности, включающий в качестве нового элемента - соревновательную деятельность. Физические упражнения, ранее направленные на телесное и духовное развитие, входят в содержание спортивной деятельности в новом качестве, как средство подготовки к участию в соревнованиях, составляя содержание тренировочной деятельности. Спортивная деятельность приводит к присвоению новых, по сравнению с физической активностью, материальных и духовных ценностей, которые в совокупности с ценностями физической культуры образуют спортивную культуру личности.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. С. 275.

2. Драндров Г.Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Теория и практика физической культуры, 2013. № 6. С. 14-21.

3. Драндров Г.Л.Теоретическая модель спортивной культуры личности / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, С.Г. Боровик // Фундаментальные исследования. № 2 (часть 17), 2015. С. 3816-3820.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. С. 304.

5. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2002. № 3. С. 11-14.

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ И ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Пулатов Ж.А.

Пулатов Жавдат Абдужаббарович - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье дается теоретический анализ основных психолого-педагогических подходов к проблеме понятий «субъект» и «субъектность». Особое внимание в работе уделяется процессу становления профессионально-субъектной позиции будущих специалистов.

Ключевые слова: субъект, субъектность, дифференциация субъекта, качество.

Проблема человека как субъекта деятельности и жизнедеятельности имеет в психологии богатую традицию: философско-психологическая концепция человека С.Л. Рубинштейна, конкретизированная в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и др.; исследования человека как системы индивидных, личностных, субъектных свойств и индивидуальности, выполненные в школе Б.Г. Ананъева; концепция отношений человека В.Н. Мясищева составляют методологическую основу изучения субъектного начала человека. В настоящее время субъектный подход к исследованию психологической реальности становится приоритетным. Субъектность приобретает статус методологического принципа и одновременно является предметом изучения. Анализируются феномены субъектности (В.А. Петровский), компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий), механизмы субъектности (В.А. Татенко); изучаются закономерности развития субъектного начала человека в онтогенезе (А.В. Захарова, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков. Г.А. Цукерман), принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдов). Однако все еще остается известная неопределенность значения самого понятия субъектности, ее онтологического статуса, морфологии. В нашей работе субъектность понимается через категорию «отношение» и представляет собой отношение человека к себе как к деятелю [1].

Создание в нашей стране психологической службы образования подчинено задаче изучения индивидуальных особенностей ребенка и развития субъектного начала в нем (И.В. Дубровина). Большинство теоретических и прикладных исследований по практической психологии образования ориентированы на работу психолога непосредственно с учащимися. Между тем более эффективной может оказаться опосредованная помощь психолога ребенку, реализованная через работу психолога с учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.