Научная статья на тему 'О соловьёвском семинаре'

О соловьёвском семинаре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соловьёвском семинаре»

дом и сестрой Поликсеной нашел последнее пристанище Владимир Сергеевич.

Как бы там не было, через действие Соловьёского семинара и эти слова будут услышаны, как слова многих других, кому дорога память о русском философе. Десятилетняя деятельность подвижников собравшихся вокруг Соловьевского семинара дает нам надежду, что Владимир Соловьёв, незаходящее солнце русской философии, обретет все атрибуты достойные славы великого философа.

Е.М. АМЕЛИНА

д-р филос. наук, профессор кафедры философии Государственного университета управления, г. Москва

О СОЛОВЬЁВСКОМ СЕМИНАРЕ

Соловьёвский семинар - это плод творческого и успешного труда кафедры философии Ивановского государственного энергетического университета во главе с её замечательным заведующим, доктором философских наук, профессором Максимовым Михаилом Викторовичем.

Главная цель семинара - сохранение и развитие философских традиций России. Как известно, наша страна долгое время была отчуждена от своего философского прошлого. Творчество классиков русской идеалистической мысли или оставалось тайной за семью печатями, или получало тенденциозную интерпретацию. Поэтому обращение к взглядам такого крупнейшего отечественного философа как Вл. Соловьёв стало как важной и актуальной задачей. Кафедра философии ИГЭУ поставила своей целью не только досконально изучить и восстановить в правах наследие русского классика, но и связать его идеи с современностью. При этом творчество выдающегося мыслителя рассматривается в исключительно обширном контексте, в котором находят своё место как представители религиозного философствования, так и материалисты, позитивисты, марксисты и т.д.

По широте охвата и глубине обсуждаемой проблематики Соловьёвский семинар может быть сопоставим с деятельностью

крупного института. Казалось бы цели и задачи реализуемые им столь актуальны, что они должны были быть реализованы в Москве. Однако, как это ни парадоксально, в столице не нашлось ни энтузиастов такого масштаба как Михаил Викторович Максимов, ни такой кафедры, которой бы была по плечу задача всестороннего и скрупулезного анализа творчества Вл. Соловьёва в столь широком контексте. Ивановский энергетический университет стал своеобразным «домом В.Соловьёва» и одновременно «кузницей» новых философских кадров. Работа семинара, рождая новые творческие импульсы, будит мысль, стимулируя его участников к написанию статей, монографий, кандидатских и докторских диссертаций.

Е.М. Амелина: доклад на Соловьёвском семинаре. Соловьёвский семинар выполняет важнейшие функции в культурном пространстве России. Его уникальность состоит в

следующем. Во-первых, он осуществляет связь времён, ту духовную связь поколений мыслящих русских людей, которая, казалось была окончательно утрачена в силу политических обстоятельств и идеологических запретов, но оказывается вновь восстановленной и воскрешённой как феникс из пепла. Во-вторых, семинар несёт с собой важную воспитательную функцию по отношению к новым поколениям студенчества, которые узнают и познают себя через идеалы любви, добра и красоты, которые нашли своё отражение в творчестве такого отечественного духовного лидера как Вл. Соловьёв. В-третьих, философский семинар в ИГЭУ на новом историческом этапе развивает и разрабатывает совокупность базовых цивилизационных идей и ценностей, чем содействует духовному сплочению России как единой культурной целостности, косвенно способствуя укреплению российской государственности. Соловьёвский семинар значим своей демократичностью и открытостью. Он объединяет значительное количество ученых из крупнейших городов России. Он открыт миру и посещаем исследователями русской философии из ближнего зарубежья и Западной Европы. В нём постоянно проходят конструктивные дискуссии и дебаты, позволяющие генерировать философскую мысль и духовно расти. Наконец, атмосфера Соловьёвского семинара характеризуется необыкновенной доброжелательностью и высокой культурой общения. Эта атмосфера является результатом личностных качеств как возглавляющего этот семинар профессора Михаила Викторовича Максимова, так всех без исключения членов кафедры ИГЭУ.

Соловьёвский семинар - это знамение времени. Он появился в период смены философских парадигм и распада марксистского видения социальной реальности. Он стал той эмерд-жентной точкой, которая объединяет и притягивает всех тех, кому дорого и ценно духовное наследие русской философии и культуры. Семинар создал своеобразное товарищество идейно и духовно близких людей, которые не смогли бы реализовать себя оставаясь вне коммуникационного пространства. Именно трудами таких энтузиастов как преподаватели кафедры ИГЭУ наследие русской классической мысли медленно, но верно превращается в фактор современного российского философствования.

Хочется от всей души поблагодарить руководителя семинара Михаила Викторовича Максимова и всех членов его кафедры за их подвижничество, за высокую теоретическую планку дискуссий, за умение создавать творческую атмосферу, за искренность и гостеприимство. Спасибо, дорогие друзья!

И.А. АЗИЗЯН

д-р икусствоведения, профессор, заведующий отделом теории архитектуры Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства, г. Москва

МОЯ ТРОПИНКА К ВЛАДИМИРУ СОЛОВЬЁВУ

Архитектурное образование и со студенческих лет увлеченные занятия живописью определили более сорока лет назад стержневую в моей научной судьбе тему - взаимодействие архитектуры и других пространственных искусств. Эту проблематику я начала разрабатывать уже в аспирантуре на кафедре живописи Московского архитектурного института, продолжала после аспирантуры в Институте теории архитектуры (тогда - ЦНИИ-ТИА, ныне - НИИТАГ), занималась композиционными проблемами архитектуры, монументальным искусством - живописью и скульптурой, связанной с архитектурой, проблемами творческого метода.

Возвратясь в 1975 году на кафедру живописи в alma mater и с большим удовлетворением преподавая будущим архитекторам живопись, задумала фундаментальную работу по теории взаимодействия искусств в культуре и их реальному диалогу в отечественной культуре XX века. Вот тут-то и возникла необходимость обращения к философским трудам Вл. Соловьёва, как духовного отца символистов второго поколения, Вяч. Иванова, А. Белого и А. Блока, и всей философии Серебряного века. И хотя первая версия задуманной работы сложилась к середине 1980-го года, дальнейшее углубление и внедрение исследования заняло более трех десятилетий. Первая его часть, касающаяся теоретических проблем, была защищена в 1988 году в качестве докторской диссертации, сокращенная версия которой была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.