Научная статья на тему 'О СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА'

О СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ТРАДИЦИИ / ТРАДИЦИОННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / СЕЛО / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бояк Татьяна Николаевна

Статья посвящена осмыслению некоторых вопросов сохранения традиционной праздничной культуры в условиях современного села. В ней рассматривается укорененность праздника, ориентированность молодежи на приобщение, соблюдение праздничных традиций. Освещается значимость традиционного праздника в духовной культуре общества, социализации, воспитании молодого поколения. Отмечается, что социально-значимые функции, мировоззренческая основа традиционного праздника, связанная с землей, общечеловеческими ценностями, в сочетании с богатством народного творчества, определяют в совокупности его близость народу, устойчивость как ценности. Подчеркивается роль институтов социализации в приобщении молодого поколения к традиционным праздникам, необходимость их организации в современных реалиях на высоком компетентном, профессиональном уровне с учетом специфики интересов, потребностей, психологических характеристик возраста, понимания особенностей культуры конкретного села, региона, с четким видением того, каким образом возможно максимально эффективно, полно реализовать воспитательный потенциал, заложенный в праздничных традициях. Содержание статьи базируется преимущественно на анализе научной литературы, а также материалов социологических опросов, проведенных автором среди сельской молодежи Бурятии в разные годы (2005/06, 2019/20), основным методом сбора эмпирической информации выступило анкетирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVING THE TRADITIONAL FESTIVE CULTURE IN THE MODERN VILLAGE CONDITIONS

The article is devoted to comprehending some issues of preserving the traditional festive culture in the modern village conditions. It considers the rootedness of the holiday, young people’s orientation towards familiarization and observance of holiday traditions. The traditional holiday significance in spiritual culture of the society, socialization, and education of the younger generation is highlighted. It is noted that socially significant functions, the traditional holiday attitudinal basis connected with the earth, universal values in combination with the folk art richness determine its closeness to the people, stability as a value. The role of socialization institutions in the knowledge of traditional holidays by the youngsters is emphasized as well as the necessity to organize them in modern realities on the high competent, professional level, taking into account the specifics of interests, needs, age psychological characteristics, understanding the peculiarities of the culture of a particular village, region with a clear vision of how it is possible to realize the educational potential of the holiday traditions in the most effective way. The content of the article is based mainly on the analysis of the scientific literature and also on the materials of the sociological polls of the rural youth of Buryatia conducted by the author in different years (2005/06, 2019/20): questioning as the main method of collecting the empirical information.

Текст научной работы на тему «О СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ CULTUROLOGY

УДК [008:303.425.6] (571.54-22)

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-13-18

О СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА

Бояк Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: boyakvsgaki@mail.ru

Статья посвящена осмыслению некоторых вопросов сохранения традиционной праздничной культуры в условиях современного села. В ней рассматривается укорененность праздника, ориентированность молодежи на приобщение, соблюдение праздничных традиций. Освещается значимость традиционного праздника в духовной культуре общества, социализации, воспитании молодого поколения. Отмечается, что социально-значимые функции, мировоззренческая основа традиционного праздника, связанная с землей, общечеловеческими ценностями, в сочетании с богатством народного творчества, определяют в совокупности его близость народу, устойчивость как ценности.

Подчеркивается роль институтов социализации в приобщении молодого поколения к традиционным праздникам, необходимость их организации в современных реалиях на высоком компетентном, профессиональном уровне с учетом специфики интересов, потребностей, психологических характеристик возраста, понимания особенностей культуры конкретного села, региона, с четким видением того, каким образом возможно максимально эффективно, полно реализовать воспитательный потенциал, заложенный в праздничных традициях.

Содержание статьи базируется преимущественно на анализе научной литературы, а также материалов социологических опросов, проведенных автором среди сельской молодежи Бурятии в разные годы (2005/06, 2019/20), основным методом сбора эмпирической информации выступило анкетирование.

Ключевые слова: праздник, традиции, традиционная праздничная культура, село, молодежь.

PRESERVING THE TRADITIONAL FESTIVE CULTURE IN THE MODERN VILLAGE CONDITIONS

Boyak Tatyana Nikolaevna, Dr of Sociological Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Socio-cultural Activity, East-Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: boyakvsgaki@mail.ru

The article is devoted to comprehending some issues of preserving the traditional festive culture in the modern village conditions. It considers the rootedness of the holiday, young people's orientation towards familiarization and observance of holiday traditions. The traditional holiday significance in spiritual culture of the society, socialization, and education of the younger generation is highlighted. It is noted that socially significant functions, the traditional holiday attitudinal basis connected with the earth, universal values

in combination with the folk art richness determine its closeness to the people, stability as a value. The role of socialization institutions in the knowledge of traditional holidays by the youngsters is emphasized as well as the necessity to organize them in modern realities on the high competent, professional level, taking into account the specifics of interests, needs, age psychological characteristics, understanding the peculiarities of the culture of a particular village, region with a clear vision of how it is possible to realize the educational potential of the holiday traditions in the most effective way.

The content of the article is based mainly on the analysis of the scientific literature and also on the materials of the sociological polls of the rural youth of Buryatia conducted by the author in different years (2005/06, 2019/20): questioning as the main method of collecting the empirical information.

Keywords: holiday, traditions, traditional holiday culture, village, youth.

Задачи сохранения этнического своеобразия, ценностей традиционных культур народов в современных реалиях общества, сопровождающихся процессами глобализации, интернетизации, модернизации, урбанизации, ускорения жизненного ритма, приобретают особую важность в силу неоднозначного влияния этих процессов на социализацию человека. Так, с одной стороны, они расширяют возможности относительно коммуникации, досуга, получении информации, образования, всестороннего развития, реализации в сфере деловых отношений, обмена опытом, совершенствования профессионализма, внедрения новаций. С другой стороны, содержат риски унификации, вытеснения самобытности традиционных культур народов. Внедрение новаций является, конечно, важным слагаемым социального прогресса. Однако необходимо, чтобы новации были взвешенными, высокопрофессиональными, научно обоснованными, содействовали задачам совершенствования общества, человека и не нивелировали ценное культурное наследие. Ведь размывание традиционных ценностей культуры - одна из причин ряда социальных проблем (снижение значимости коллективистских, общечеловеческих ценностей, уровня толерантности, терпимости в межличностных, межпоколенных отношениях, ослабление прочности института семьи и др.).

Основным хранителем ценностей традиционной культуры выступает село. И останется ли оно таковым в последующем, напрямую зависит от их роли и места в ориентациях молодых сельчан. Поэтому в нашей статье мы акцентируем внимание на данной группе.

Во многом благодаря укорененности в архетип села традиционных ценностей здесь (в сравнении с городом) более значимыми являются

родственные, общечеловеческие, соседские отношения, менее выражены конфликты между поколениями. Как показывают результаты опроса, проведенного нами в 2019/20 году среди сельской молодежи Бурятии, несмотря на трудности сельской жизни, вынуждающие ее к выбывающей миграции (отсутствие работы, низкая заработная плата и др.), все же подавляющее большинство респондентов испытывают потребность жить на селе - 65,4 %, переживают за его будущее. Только 4,1 % ответили, что к селу и его проблемам относятся равнодушно. Данные опроса свидетельствуют, что любовь к селу, необходимость помогать родственникам, родным, привязанность к ним, желание жить на земле, хорошие отношения с односельчанами выступают основными слагаемыми, обусловливающими потребность группы жить в своем селе.

В современных реалиях многие традиции забылись, опростились, однако в целом молодые люди осознают их значимость. Многие интересуются информацией о традициях - 73,8 %, в той или иной степени их соблюдают (доля респондентов, совсем не соблюдающих традиции, составляет всего 6,2 %). Сравнительные данные наших опросов в разрезе - русская сельская молодежь Бурятии - показывают, что за 14 лет традиции не стали менее соблюдаемыми.

Заметим, что и дальнейшие перспективы сохранения народных традиций молодые жители села оценивают вполне оптимистично: пессимистов в этом вопросе 5,2 % .

В структуре традиций народа значимое место занимает праздник. Он представляет собой уникальный устойчивый во времени социальный механизм, функционирование которого оказывает эффективное влияние на процессы трансляции традиций, оставаясь ценностью для

человека и общества. М. М. Бахтиным в связи с этим верно отмечено, что «праздник - первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры» [2, с. 300].

Традиционный праздник - воспитательно-педагогическая система, социокультурный комплекс, реализующий значимые социальные функции: регулирование отношений между людьми, ослабление, снятие социального напряжения, разрешение конфликтов, консолидация общности, формирование ценностей, творческих способностей личности, ее социализация, самореализация и др. «С точки зрения развития личности, опыт участия в празднике является чем-то уникальным, неповторимым» [8, с. 67].

Вопрос о выявлении причин устойчивости феномена праздника, механизмов его положительного влияния на человека, общество привлекал и продолжает привлекать внимание многих ученых. Одним из ключевых воспитательных, ценностно-формирующих механизмов праздника является игра, выступающая, как отмечал М. М. Бахтин, основным способом организации праздничного действия [2, с. 230]. Игра позволяет ощутить праздничное время, доступно, легко и психологически комфортно воздействует на чувства, вызывает положительные эмоциональные переживания, поэтому знания, ценности, традиции, которые транслирует праздник, настолько прочно усваиваются человеком, что через определенное время легко вновь воспроизводятся, автоматически повторяются. Особая атмосфера праздника, с ее символичностью, красочностью, раскрепощенностью, образностью, эмоциональной одухотворенностью, приподнятостью, во многом достигаемая посредством игрового механизма, позволяет человеку восторженно ощутить ключевую идею - обновления, продолжения жизни, надежды на лучшее будущее.

Множественность социально-значимых функций, мировоззренческая основа традиционного праздника, связанная с землей, общечеловеческими ценностями, в сочетании с богатством народного творчества определяют его духовную близость народу, а следовательно, и устойчивость.

Данные нашего исследования показывают, что в большинстве семей опрошенных молодых сельчан народные праздники отмечаются (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос о том, отмечаются ли

в их семьях народные традиционные праздники (опрос молодежи Бурятии в 2019/20 году) - в %

Варианты ответа Русские Буряты Другая национальность В целом от числа опрошенных

Регулярно 46,7 74,7 54,3 50,9

От случая к случаю 42,2 19,5 37,1 39

Не отмечаются 3,5 1,2 8,6 3,4

Затрудняюсь ответить 4,5 1,2 0 3,8

Нет данных 3,1 3,4 0 2,9

Как видно из таблицы, традиционные праздники более регулярно отмечаются в бурятских семьях. Сравнение данных опросов русской сельской молодежи Бурятии 2019/20 и 2005/06 годов показывает, что за 14 лет праздник по-прежнему отмечается в той или иной степени в большинстве семей - 88,9 % (опрос 2019/20 года) и 96,6 % (опрос 2005/06 года).

То, что праздники отмечаются в кругу семьи добровольно, в соответствии с потребностями самого человека, в непринужденной, естественной обстановке, - самое убедительное подтверждение устойчивости традиционного праздника, значимости его места в современной сельской культуре.

Как показывают данные нашего опроса (2019/20), сельская молодежь по-прежнему считает, что именно семья выступает самым главным институтом приобщения личности к традициям - 77,1 %. Роль других институтов менее выражена: культурно-досуговые учреждения -26,5 %, школы - 22,4 %. Еще меньшую роль, по мнению респондентов, играют в этом вопросе средства массовой информации, Интернет.

Конечно, образовательные, культурно-досу-говые учреждения организуют традиционные народные праздники, мероприятия, направленные на сохранение, трансляцию культурного наследия.

Только 2,9 % от числа опрошенных нами молодых людей ответили, что такие мероприятия на селе не проводятся. В большинстве своем молодежь их посещает. Доля непосещающих составляет 6,5 %. Ведущие причины, по которым респонденты посещают организуемые на селе традиционные праздники: интерес, любовь, уважение к народным традициям - 60,6 %, зрелищ-ность - 41,3 %, потребность общения - 28,3 %. Лишь 3,9 % ответили, что не посещают эти мероприятия в силу отсутствия интереса к традиционной народной культуре. Основная причина, препятствующая посещению мероприятий, - отсутствие времени (68,6 %).

Вместе с тем эффективность работы институтов социализации на селе по приобщению личности к традиционным ценностям требует внимания: доля респондентов, считающих, что в приобщении молодежи к традициям сегодня достаточно полно используются возможности учебного заведения - 33,3 %, культурно-досугового учреждения - 34,5 %.

Положительно оценивают уровень своего приобщения к традиционной культуре своего народа чуть более одной третьей (36,6 %) от числа опрошенных молодых сельчан.

На наш взгляд, в современных реалиях необходим поиск и внедрение новых, современных, действенных форм приобщения молодежи к ценностям традиционной этнической культуры.

Это требует от организаторов мероприятий высокого уровня компетентности, профессионализма, умений учитывать специфику интересов, потребностей, психологических характеристик молодежного возраста, понимания особенностей культуры конкретного села, региона, четкого видения того, каким образом возможно максимально полно реализовать воспитательный потенциал, заложенный в традициях в целом и в традиционном празднике в частности.

Достижение эффективности воспитательного воздействия организуемого традиционного праздника на молодежь во многом определяется такими слагаемыми, как простота, доступность, зрелищность, информативность, увлекательность, активное включение в действие самой молодежи, комфортность общения, оптимальные возможности для самореализации, развития.

Немаловажен современный подход к техническому оснащению, светозвуковому, сценографическому оформлению мероприятий.

Программа организуемых традиционных праздников должна соответствовать культурным потребностям современной молодежи. Помимо традиционного площадного действа она может включать ряд других мероприятий, призванных формировать у молодежи патриотизм, любовь и бережное отношение к традициям своего народа. Например, одним из таких мероприятий в контексте праздника может быть выставка-фотоконкурс, проводимая среди молодежи с целью популяризации ценностей традиционной культуры («О народных традициях с любовью», «Народные праздники вне времени», «Живая старина», «Дух предков» и др.). Здесь могут быть применены цифровые технологии, интернет-платформы (в том числе размещение конкурсных работ, голосование, создание каталога на интернет-странице). В организации непосредственно самого праздничного действа также можно использовать новые современные технологии, световые инсталляции, придающие особую выразительность, зрелищность.

Сегодняшняя молодежь, как верно отмечают исследователи, является «цифровой» [5, с. 79-80], поэтому компетентное применение цифровых, интернет-технологий, направленное на достижение педагогических, воспитательных задач, становится сегодня неотъемлемой частью работы с группой.

Цифровые технологии выступают и важнейшим средством обеспечения доступа современного человека к культурным ценностям [3, с. 192].

Заметим, что тема влияния цифровизации, интернетизации на современного человека находит отражение во многих научных публикациях [1; 4; 7].

В контексте анализа возможностей применения интернет-технологий в работе с молодым поколением М. С. Чванова, М. С. Анурьева, И. А. Киселева отмечают, что масштабные социальные интернет-проекты способны расширить круг общения, повысить уровень образованности группы [9, с. 30]. В. Ю. Музычук пишет о потенциале этих технологий в театре, организации досуговых мероприятий: «Речь идет об ис-

пользовании технологий match moving (совмещение реального и виртуального миров); видео проекций; электронных декораций с мультимедийными экранами; технологий профессиональной лазерной акустики; мультифункциональных световых приборов; компьютерной графики; дистанционного управления конструктивными элементами площадки и др. Все эти технологии позволяют усилить художественную выразительность исполнительских искусств и привлечь зрителя» [6, с. 59].

Продуманное, умелое внедрение современных технологий (интересных для молодежи) без искажения, причинения вреда самой сути традиций в организации этнонациональных праздников способно более убедительно донести до группы красоту, значимость и необходимость бережного

сохранения ценностей традиционной культуры, укрепить потребность молодого поколения в приобщении культурному наследию.

Компетентная организация и проведение традиционных праздников в условиях села - важный фактор 1) приобщения молодого поколения к этнической культуре, сохранения культурного наследия, духовных ценностей села; 2) активизации участия жителей села в организованном досуге, стимулирования их интереса к мероприятиям, проводимым учреждениями образования и культуры на селе; 3) повышения уровня патриотизма, гражданственности, нравственности, социальной активности молодого поколения, 4) снятия или снижения уровня социально-психологической напряженности, конфликтности; 5) всестороннего личностного развития и самореализации.

Литература

1. Батов А. В. Проблемы и перспективы цифровой социализации // Экономика и социум. - 2015. - № 1-2 (14). -С. 376-379.

2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худож. лит., 1990.

3. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Цифровизация в сфере культуры: сущность, нормативно-правовое регулирование, приоритетные направления совершенствования кадрового обеспечения // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 50. - С. 183-196.

4. Кандыбович С. Л., Разина Т. В. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды [Электронный ресурс] // Мировые цивилизации. - 2019. - № 3-4 (т. 4). - URL: https://wcj.world/ PDF/06PSMZ319.pdf.

5. Коршунова С. А. Трансформация современной молодежной субкультуры в условиях развития цифрового общества // Alma mater. Вестник Высшей школы. - 2019. - № 6. - С. 77-80.

6. Музычук В. Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2020. - № 5. - С. 49-63.

7. Непомнящий А. В. Роль цифровых моделей жизненного контекста в процессе социализации личности // Культура. Наука. Интеграция. - 2017. - № 1(37). - С. 9-15.

8. Орлов О. Л. Российский праздник как феномен культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 1. - С. 54-67.

9. Чванова М. С., Анурьева М. С., Киселева И. А. Влияние Интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22, вып. 5 (169). - С. 23-36.

References

1. Batov A.V. Problemy i perspektivy tsifrovoy sotsializatsii [Problems and perspectives of digital socialization]. Ekonomika i sotsium [Economy and society], 2015, no. 1-2 (14), pp. 376-379. (In Russ.).

2. Bakhtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa [Creativity of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Мoscow, Khudozh. lit. Publ., 1990. (In Russ.).

3. Gendina N.I., Kolkova N.I., Ryabtseva L.N. Tsifrovizatsiya v sfere kul'tury: sushchnost', normativno-pravovoe regulirovanie, prioritetnye napravleniya sovershenstvovaniya kadrovogo obespecheniya [Digitalization in the sphere of culture: essence, legal regulation, priority directions of improving staffing]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo state university of culture and arts], 2020, no. 50, pp. 183-196. (In Russ.).

4. Kandybovich S.L., Razina T.V. Osobennosti sotsializatsii molodezhi v usloviyakh sovremennoy tsifrovoy sredy [Features of the youth socialization in the modern digital environment conditions]. Mirovye tsivilizatsii [World civilizations], 2019, no. 3-4 (vol. 4). (In Russ.). Available at: https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pdf.

5. Korshunova S.A. Transformatsiya sovremennoy molodezhnoy subkul'tury v usloviyakh razvitiya tsifrovogo obshchestva [Transformation of modern youth subculture in the conditions of the digital society development]. Alma mater. Vestnik Vysshey shkoly [Alma mater. Bulletin of Higher education school], 2019, no. 6, pp. 77-80. (In Russ.).

6. Muzychuk V.Yu. Osnovnye napravleniya tsifrovizatsii v sfere kul'tury: zarubezhnyy opyt i rossiyskie realii [The main directions of digitalization in the sphere of culture: foreign experience and Russian realities]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2020, no. 5, pp. 49-63. (In Russ.).

7. Nepomnyashchiy A.V. Rol' tsifrovykh modeley zhiznennogo konteksta v protsesse sotsializatsii lichnosti [The role of digital models of life context in the process of personality socialization]. Kul'tura. Nauka. Integratsiya [Culture. Science. Integration], 2017, no. 1(37), pp. 9-15. (In Russ.).

8. Orlov O.L. Rossiyskiy prazdnik kak fenomen kul'tury [A Russian holiday as a phenomenon of culture]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state university of culture and arts], 2006, no. 1, pp. 54-67. (In Russ.).

9. Chvanova M.S., Anuryeva M.S., Kiseleva I.A. Vliyanie Interneta na sotsializatsiyu molodezhi [The Internet influence on the youth socialization]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov university. Series Humanities], 2017, vol. 22, iss. 5 (169), pp. 23-36. (In Russ.).

УДК 130.2

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-18-27

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК «СМЕРТЬ ЛИЦА»

Казаков Евгений Федорович, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры философии, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: kemcitykazakov@mail.ru

Автор продолжает анализ, начатый в статьях «История как "обретение лица"» и «Человеческое лицо: между "обретением" и "потерей"». В истории выделяются восходящая линия - к олицетворению человека, и нисходящая - к его обезличиванию. Высшей точкой истории предстает превращение лица в лик (икона Владимирской Богородицы), низшей точкой - превращение лица в личину (М. Эрнст «Ангел домашнего очага»). Проблема рассматривается на основании анализа образов современного искусства и литературы. Основным инструментом исследования является разработанный в «философии жизни» метод вчувствования. Человеческое лицо рассматривается как выражение различных состояний жизни души, духа и тела. Доказывается, что в современной культуре происходит «умирание» и «смерть» лица. «Умирание» лица рассматривается в многообразных аспектах. Это, например, перенесение акцента с лица души на лицо тела; нисхождение от доминанты глаз (как «портала» в душу) к доминанте рта (как «портала» в тело). Анализируется «тема затылка»: на многих произведениях художников главные персонажи изображаются повернутыми не лицом к зрителю, а спиной. Затылок - это «лицо», потерявшее собственно человеческий вид. «Смерть лица» связана с нивелировкой человеческой личности, что обусловлено массовой культурой и конформизмом. Нарастание стихии душевной жизни, связанное с общим усилением хаоса, приводит к «рассыпанию», «взрыву», гибели лица (С. Дали «Галатея сфер»). Выпадение из вечных планов бытия во временные приводит к текучести, «расплавленности» лица, выражающей сиюминутность, бренность душевных переживаний (С. Дали «Сон»). Погружение в духовную тьму приводит к потере контуров лица, его растворению в «ночной» культуре постмодерна. Ослабление культурных запретов, потеря устойчивых ценностных координат приводят к тому, что человек затрудняется отличить живое лицо от мертвого, лик от антилика, Христа от Антихриста (И. С. Глазунов «Христос и Антихрист»). «Черный квадрат» К. Малевича трактуется как «закрашенное черным» лицо, поглощенное духовной тьмой. В то же время в современной культуре не исчезла восходящая линия, находящая выражение в интенции преображения лица в лик (Христос в «Тайной вечере» С. Дали).

Ключевые слова: современность, искусство, человек, душа, тело, лицо, лик, личина, духовное, вещное, плотское, грезящее, организмическое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.