Научная статья на тему 'Советские праздники и политическая социализация молодежи'

Советские праздники и политическая социализация молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1000
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИЯ / ИДЕАЛ / ИДЕОЛОГИЯ / КАЛЕНДАРЬ / МОЛОДЕЖЬ / ОБЩНОСТЬ / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / СОВЕТСКИЙ ПРАЗДНИК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / DEMONSTRATION / IDEAL / IDEOLOGY / CALENDAR / YOUTH / COMMUNITY / HOLIDAY CULTURE / SOVIET HOLIDAY / SOCIALIZATION / VALUES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаповалов Сергей Николаевич

В статье рассматривается роль советских праздников в политической социализации молодого поколения. Исследуются механизмы политической социализации молодежи, использовавшиеся во время проведения советских праздников. Выявлены особенности политической социализации молодежи через призму праздничной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet national holidays and political SOCIALIZATION OF THE YOUNG PEOPLE

The article discusses role of the Soviet national holidays in the political socialization of the younger generation. The author studies the mechanisms of young people’s political socialization implemented during the national holidays in the Soviet Union. The features of the youth’s political socialization are considered in the context of the festive communication.

Текст научной работы на тему «Советские праздники и политическая социализация молодежи»

УДК 394 : 930.85 (47+57)

Шаповалов Сергей Николаевич

кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории и культурологии

Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

СОВЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Shapovalov Sergey Nikolaevich

PhD in History, Lecturer of the History and Cultural Science Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

SOVIET NATIONAL HOLIDAYS AND POLITICAL SOCIALIZATION OF THE YOUNG PEOPLE

Аннотация:

В статье рассматривается роль советских праздников в политической социализации молодого поколения. Исследуются механизмы политической социализации молодежи, использовавшиеся во время проведения советских праздников. Выявлены особенности политической социализации молодежи через призму праздничной коммуникации.

Ключевые слова:

демонстрация, идеал, идеология, календарь, молодежь, общность, праздничная культура, советский праздник, социализация, ценности.

The summary:

The article discusses role of the Soviet national holidays in the political socialization of the younger generation. The author studies the mechanisms of young people’s political socialization implemented during the national holidays in the Soviet Union. The features of the youth’s political socialization are considered in the context of the festive communication.

Keywords:

demonstration, ideal, ideology, calendar, youth, community, holiday culture, Soviet holiday, socialization, values.

Под политической социализацией принято понимать процесс усвоения индивидом норм, ценностей, моделей поведения конкретной политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств и свойств для адаптации в политической системе и выполнения определенных функций и ролей. Для успешной политической социализации в обществе создается система политических институтов, каждый из которых обладает своими инструментами. В рамках данной статьи рассматриваются советские праздники как инструменты политической социализации молодежи в советский период.

Праздник всегда был способом приобщения населения к традициям, идеям и ценностям социальной общности. Связь праздника с миром идеалов и ценностей использовалась властвующими группами и партиями в целях самоутверждения и навязывания своей идеологии и верований. Идеологичность была заложена в сущности праздника, и, будучи правильно понятой, она активно использовалась правящими группами и партиями. Политические лидеры опирались на традиционные элементы празднования, придавая им соответствующие смысловые оттенки и содержательное наполнение.

В советское время интерес к социальным функциям праздника был связан с возможностью его использования как средства социально-педагогического и идеологического воздействия на массы, и в частности на молодежь. Поэтому особенно востребованной являлась идеологическая функция праздников.

Использование праздников в политических целях в советское время основывалось на тесной взаимосвязи идеологической составляющей с эмоциональной компонентой. Праздник вызывал сильное эмоциональное переживание и поэтому был достаточно удобен для эффективной политической пропаганды. Институционализация праздников в календаре и их повторяемость позволяли закрепить эмоциональные переживания населения на уровне подсознания.

- 3Q -

После победы Октябрьской революции в 1917 г. новый политический режим не мог использовать прежний механизм политической социализации. Такое положение было обусловлено тем, что начавшиеся кардинальные преобразования в социальной, экономической, политической и культурной сферах не только продемонстрировали решительный отказ от прошлого наследия, но и поставили во главу угла необходимость создания принципиально новой социальной общности - коммунистического общества.

Политический режим, порвавший с традициями прошлой эпохи, но окруженный людьми, воспитанными в дореволюционный период, испытывал острую необходимость в поддержке новых групп, которые еще только предстояло сформировать. Новая политическая система нуждалась в эмоциональной обработке общества с помощью эффективного средства, которым стали советские праздники. Они давали возможность руководителям государства соединить некоторые традиционные дореволюционные ценности и социальные практики с социалистической идеологией, а также навязать их населению и тем самым создать поддержку для государства [1, с. 230]. Новые идеологи прекрасно понимали, что ее будущих адептов следует рекрутировать с детства.

Советская система была тесно связана с молодежью, потому что для нее прошлое, настоящее и будущее не существовали, поскольку они были одним и тем же. Без фундаментальных знаний предреволюционного прошлого молодежь была готова быстрее взрослых почувствовать, что они являются частью революции и принять социалистический сплав настоящего и будущего. Молодежь с энтузиазмом подхватывала идеалы советского государства [2, с. 157].

Использование советских праздников для политической социализации молодежи, по мнению А.И. Щербинина, было обусловлено тем, что основные идеи, связанные с праздниками, были ясными и понятными. Молодые люди переживали праздник, наблюдая за демонстрацией, неся в руках маленький флажок, - копию революционного знамени. Они понимали, что праздник Октября - это «день рождения» Страны Советов, 1 Мая -праздник нерушимой дружбы трудящихся всех народов. День Красной армии напоминал им о том, что каждый должен расти таким же храбрым, сильным и горячо любящим родину, как советские воины [3, с. 89-90].

Неудивительно, что с самого начала проведения советских праздников к участию в них привлекалась молодежь. Школьники, пионеры и комсомольцы присутствовали на митингах и учились распевать коммунистические песни и гимн, а также правильно маршировать во время шествий и демонстраций. Представители комсомола допускались на торжественные заседания (партийных, советских и общественных органов различных уровней), которые служили одним из важнейших сакральных элементов любого советского праздника. Это демонстрировало не только значимость молодого поколения для советской политической системы, но и некую преемственность в политической сфере. Молодое поколение должно было прочувствовать всю важность происходившего момента, поскольку на подобных заседаниях присутствовала не только центральная или местная партийная элита, но и лучшие представители основных социальных групп советского общества, выступавшие в качестве неких идеалов, к которым нужно было стремиться.

Присутствуя на торжественных заседаниях, на которых идеология была неразрывно связана с праздничностью, представители молодого поколения приобщались к основным политическим ценностям и усваивали особенности политического устройства, применяя подобную модель на своем уровне.

Вместе с тем на долю молодежи выпадала обязанность участвовать и в различных общественных работах, организуемых накануне или во время праздников (уборка территории, украшение улиц и домов, высадка деревьев, субботники, воскресники и пр.). Соче-

тание в праздниках сугубо идеологических и трудовых элементов являлось специфической чертой советских празднеств. В то же время советские праздники содержали и развлекательные элементы, которые были понятны и новым поколениям.

Во время проведения советских праздников молодежь была полноправной частью всевозможных народных гуляний, игр, спортивных состязаний, катаний на машинах, тракторах, пароходах и прочих видах транспорта. С ее участием ставились постановки, инсценировки и различные концертные номера, выпускались настенные и «живые» газеты. Молодое поколение организовывало масштабные политические карнавалы, носившие ярко выраженную агитационно-пропагандистскую функцию. Подобные увеселительные мероприятия разбавляли идеологическое содержание советских праздников, однако не заменяли политическую социализацию.

Привлечение молодежи для участия в праздниках имело большое значение для советской политической системы. Как справедливо отмечает С.Н. Бородина, «праздник служил эффективным инструментом в формирующейся модели политической социализации. В ходе подготовок и проведения праздников получили развитие механизмы, формы и эмоциональные стереотипы, используемые в дальнейшем в процессе целенаправленного социализирующего воздействия» [4, с. 98].

Благодаря этому со временем молодежь становилась не только полноправным участником советских торжеств, но и носителем социалистических идей, а также активным помощником организаторов праздников. Подавляющее большинство представителей молодого поколения проходили через организации октябрят, пионеров, комсомольцев и проч., участвуя с детства в многочисленных советских праздниках, в составе соответствующих отрядов, в школе и вместе с родителями и родственниками. Благодаря этому формировались когорты, подвергшиеся политической социализации и ставшие проводниками советских идеалов, ценностей и взглядов.

Способствуя политической социализации, советские праздники воспитывали молодежь в романтике будней, за которой не замечались серый быт и повседневная рутина строительства социализма. Благодаря этому формировалась программа действий, заложенная в советского человека на всю жизнь. Она поддерживалась праздниками, ставшими эффективным оружием политической социализации. Со временем менялись цели и задачи, но, пока существовала советская система, продукт ее воспитания являлся важной опорой нового социального строя. Воздействуя на молодежь, советская политическая система заботилась о своей социальной и идейной базе, обеспечивая гарантированное самовоспроизведение [5, с. 95-96].

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что политическая социализация была неотъемлемой частью советских праздников. Она была призвана способствовать достижению весьма амбициозной цели - формированию новой социальной общности - коммунистического общества. Однако, даже несмотря на то что эта цель так и не была достигнута, идея политической социализации посредством празднеств оказалась достаточно успешной. Проведенные зарубежными исследователями в 1990-е гг. серии интервью с представителями советского поколения 1930-х гг. продемонстрировали их искреннюю веру в существовавшую советскую систему, ценности, идеи и общество. Как сказал один из респондентов, «мы искренне верили в коммунизм, мы хотели стать воинами для мировой революции. Мы были чистыми, неиспорченными» [6, с. 214].

Ссылки:

1. Шаповалов С.Н. Государственные праздники в Советском Союзе: зарубежный опыт исследования // Теория и практика общественного развития. 2009. № 3-4.

2. Petrone K. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin. Bloomington, 2000.

3. Щербинин А.И. Тоталитарная индоктринация: у истоков системы. Политические праздники и игры // Полис.

1998. № 5.

4. Бородина С.Н. Школа как институт политической социализации : монография. Краснодар, 2010.

5. Щербинин А.И. Указ. соч.

6. Holmes Larry E. Stalin's School: Moscow's Model School No. 25, 1931-1937. Pittsburgh, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.