Научная статья на тему 'О содержании принципа законности в уголовном судопроизводстве России'

О содержании принципа законности в уголовном судопроизводстве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2343
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / ОБЩЕПРАВОВОЙ И ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП / GENERAL LEGAL AND BRANCH PRINCIPLES / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / STATE-LEGAL STATUS / СУБЪЕКТЫ ЗАКОННОСТИ / РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / THE CHIEF OF INVESTIGATION AGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минаева С.А.

В статье рассматриваются понятие законности, ее содержание, субъекты законности и проблемы обеспечения законности руководителем следственного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of the Principle of Legality in Criminal Justice Procedure of Russia

The paper considers the concept of legality, its content, legality entities and the issues related to the ensuring the legality by the Chief of Investigation Agency.

Текст научной работы на тему «О содержании принципа законности в уголовном судопроизводстве России»

С.А. МИНАЕВА,

* О

адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлении

(Академия управления МВД России)

О и О X

И

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

96

О содержании принципа законности в уголовном судопроизводстве России

В статье рассматриваются понятие законности, ее содержание, субъекты законности и проблемы обеспечения законности руководителем следственного органа.

Законность, общеправовой и отраслевой принцип, государственно-правовой режим, субъекты законности, руководитель следственного органа.

Общеправовой принцип законности, предполагающий строгое и неуклонное соблюдение государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, норм уголовно-процессуального закона при производстве следственных действий и принятии процессуальных решений, а также реализации иных полномочий, закрепляет, прежде всего, Конституция Российской Федерации [1, ст. 15], и далее свое отраслевое развитие он получает в ст. 7 УПК РФ [2]. Такое понимание сущности принципа законности было сформулировано в период разработки советского уголовно-процессуального законодательства и не претерпело существенных изменений.

В науке уголовного процесса принцип законности относится к числу наиболее исследованных, несмотря на то что до принятия УПК РФ он не был оформлен в самостоятельную уголовно-процессуальную норму. В ст. 25 УПК РСФСР были сформулированы отдельные аспекты: на прокурора РСФСР и нижестоящих прокуроров возложены обязанности по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, своевременному принятию предусмотренных законом мер к устранению всех нарушений закона на всех стадиях уголовного судопроизводства и пр. Вместе с тем для эффективного осуществления надзора прокурору были предоставлены широкие властно-распорядительные полномочия.

Согласно статье 7 УПК РФ, устанавливающей принцип законности в качестве одного из основополагающих в уголовном судопроизводстве, появляется возможность сделать вывод о том, что отечественный уголовный процесс нацелен не только на реализацию своего пред-

* Ранее - следователь по особо важным делам Следственной части Следственного управления УМВД России по Орловской области.

назначения, определенного в ст. 6 УПК РФ, но и на эффективное решение задач, изложенных в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства.

Понятие законности как юридической, социальной и философской категории имеет множество различных определений. Нет единства в понимании сущности законности и среди ученых-процессуалистов. Так, С.С. Алексеев, М.С. Строгович, И.С. Самищенко, Л.С. Явис рассматривают законность как всеобщую задачу, принцип, присущий различным отраслям права, как общеправовой принцип, требование, метод, политико-правовой режим.

В свою очередь В.С. Афанасьев раскрывает сущность законности как принцип, метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права, установленных законами и основанными на них другими нормативными актами [5]. Не соглашаясь с подходом В.С. Афанасьева, Н.Л. Гранат в определении сущности законности, вместе с признанием его односторонности, говорила о законности как о характеристике состояния законодательства (режиме), отвечающего потребности и интересам совершенствования общества, его реализации (претворению в жизнь) [7].

Вышеописанные подходы к пониманию законности обусловливает прежде всего отсутствие законодательного толкования ее сущности, однако необходимость формулирования содержательной стороны этого понятия очевидна и бесспорна. Синтезируя указанные взгляды, стоит признать важность рассмотрения законности в широком смысле как политико-правового режима и в ограниченном контексте — как принцип. Если в первом случае законность — это уважение к закону, его понимание, соблюдение и применение в соответствии со сложившимися правоотношениями, то во втором — это прежде всего требование соблюдения буквы и формы закона. В связи с этим исследуемый принцип законности в уголовном процессе имеет двойственное содержание и в итоге — оказывает бинарное воздействие на уголовно-процессуальную деятельность.

С одной стороны, принцип законности являет собой в статике требование о неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами уголовного процесса уголовно-процессуальных норм. С другой — динамическая сторона сферы действия принципа законности в уголовно-процессуальной деятельности предельно широка и подвижна, что позволяет данному принципу относиться ко всем стадиям и институтам уголовного процесса, ко всем субъектам, распространяться на все действия и процессуальные решения и характеризовать все грани процессуальной деятельности и процессуальных отношений [3]. Следовательно, принцип законности реализуется не сам по себе, а только в определенных правоотношениях, и исходя из этого конкретное правоотношение становится законным или незаконным.

В силу того, что возникновение правоотношения, в том числе уголовно-процессуального, находится в неразрывной связи с наступлением юридического факта (поступление сообщения, заявление о преступлении, принятие процессуального решения) и субъектами (участниками) уголовного процесса, полагаем целесообразным проанализировать не менее дискуссионную проблему в содержании законности — субъекты законности.

Так, ряд ученых (В.Л. Лазарева, А.С. Ко-бликов, М.С. Строгович, Н.Л. Гранат) считают, что все участники правоотношений являются субъектами законности. Оппонируя им, Н.Г. Александров высказывает тезис о том, что законность в широком смысле слова означает требование о соблюдении законов всеми субъектами права. В ограниченном контексте законность означает соблюдение законов именно должностными лицами государства, т. е. в этом случае законность распространяется только на деятельность государственного аппарата [4].

Признавая правильность подхода в определении субъектов законности посредством широкого толкования этого понятия и его понимания в ограниченном контексте, считаем, что необходимо все-таки связывать субъектный состав законности с пониманием ее как политико-правового режима и принципа. В этой части полагаем более правильным подход А.М. Баранова, предложившего рассматривать в качестве субъектов законности всех участников возникающих правоотношений в том случае, если законность рассматривается в самом общем понимании, т. е. как политико-правовой режим.

В случае, когда законность выступает как принцип отдельной отрасли права или общеправовой принцип, субъектами стоит рассматривать только государственные органы и должностные лица [6]. Обоснованность такого вывода, по нашему мнению, подтверждается

и позициеи законодателя, поскольку согласно буквальному толкованию правовой нормы, изложенной в ст. 7 УПК РФ, законодатель, рассматривая законность в ограниченном контексте, т. е. как принцип, возлагает обязанность по исполнению и соблюдению уголовно-процессуального закона на должностных лиц (судья, прокурор, следователь, дознаватель). В этом случае остается неясным, почему в число субъектов законности не был включен руководитель следственного органа, который, согласно занимаемому особому процессуальному положению, обязан неуклонно соблюдать нормы уголовно-процессуального права.

В этой связи полагаем целесообразным включить руководителя следственного органа в круг субъектов законности, определенных ст. 7 УПК РФ.

Возможно, введение руководителя следственного органа в круг субъектов законности на первый взгляд покажется исключительно формальным устранением допущенной законодателем юридической ошибки. Вместе с тем, по нашему мнению, решение данного вопроса на законодательном уровне является крайне важным, поскольку обязанности, фактически исполняемые должностным лицом, не должны вступать в противоречие с формой их представления в уголовно-процессуальном законе.

Важность решения исследуемой проблемы обусловлена неустойчивостью показателей, характеризующих качество и законность предварительного следствия. Например, с 2007 по 2010 гг., согласно статистическим данным Следственного департамента Российской Федерации, отмечается рост уголовных дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям и возвращенных прокурором для производства дополнительного расследования. Данные обстоятельства указывают на неполноту проведенных следственных действий, а также на допущенные процессуальные нарушения, что в целом привело к признанию доказательств недопустимыми, неправильной квалификации деяний. Это также является показателем низкого уровня процессуального контроля со стороны руководителя следственного органа, ответственного за состояние законности и обязанного обеспечивать исполнение принципа законности как в собственной деятельности, так и деятельности подчиненных ему следователей.

Важно сформулировать единое понимание сущности законности, ее субъектного состава, а равно механизма ее обеспечения, в частности руководителем следственного органа, поскольку это напрямую определяет успешное развитие расследования уголовного дела и позволяет использовать уголовное судопроизводство в целом по его прямому назначению.

97

Список литературы

1. Конституции Российской Федерации.

2. Уголовно--процессуальный кодекс Российской Федерации.

3. Агутин А.В., Зарубицкая Т.К., Ерашов С. С. Принцип законности в сфере уголовного судопроизводства. М., 1989.

4. Александров Н.Г. Право и законность в период строительства коммунизма. М., 1961.

5. Афанасьев В. С. Обеспечение социалистической законности: вопросы теории и практики (по материалам органов внутренних

дел): автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1987.

6. Баранов А.М. Законность в досудебном производстве по уголовным делам: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Омск, 2006.

7. Гранат Н.Л. Правовые и нравственно-психологические основы обеспечения законности на предварительном следствии: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1992.

E-mail: miss5lana@rambler.ru

О и О X

И

£ о

и

О ^

о <

0

2 <

1

а н

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.