Научная статья на тему 'О собственном царствовании'

О собственном царствовании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНАТ / ГУБЕРНИИ / МОНОПОЛИИ / ТАМОЖНЯ / КОМИССИЯ УЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Екатерина Ii

В публикации даются выдержки из сочинений императрицы, отражающие ее реформаторскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О собственном царствовании»

УДК 94 (47).066

Екатерина II. О собственном царствовании

В публикации даются выдержки из сочинений императрицы, отражающие ее реформаторскую деятельность.

Ключевые слова: сенат, губернии, монополии, таможня, комиссия Уложения.

Ekaterina II. About Self-Reigning

In this article the extracts of Ekaterina's works are given. They reflect her reformat ional activity.

Key words: Senate. Regions. Monopolies. Custom. Commission.

В 1762 году при вступлении моем на престол я нашла сухопутную армию в Пруссии две трети жалования не получившею.

В статс-конторе именные указы на выдачу семнадцати миллионов рублей не выполненными.

Монетный двор со времени царя Алексея Михайловича считал денег в обращении сто миллионов, из которых сорок почитали вышедши из империи вон и натурою отправлены, понеже тогда вексельна-го оборота либо вовсе не знали, либо мало употребляли.

Почти все отрасли торговли были отданы частным людям в монополии?

Таможни всей империи Сенатом даны были на откуп за два миллиона.

Шестьдесят миллионов рублей, кои остались в империи, были двенадцати разных весов, серебренные от 82 пробы до 63, медные от сорока рублей с пуда до 32 рублей в пуде.

Блаженной памяти государыня императрица Елисавета Петровна во время седьмилетной войны искала занять два миллиона рублей в Голландии, но охотников на тот заем не явилось, следовательно кредита или доверья к России не существовало.

Внутри империи заводские и монастырские крестьяне почти все были в явном непослушании властей, и к ним начинали присоединяться местами и помещичии.

Правительствующей Сенат тогда составлял один департамент. Сей слушал аппеляционныя дела не экстрактами, но самое дело со всеми обстоятельствами, и дело о выгоне города Масальска занимало, при вступлении моем на престол, первыя шесть недель чтением заведания Сената.

.. .Сенат хотя посылал указы и повеления в губернии, но тамо так худо исполняли указы Сената, что в пословицу почти вошло говорить: "ждут третьяго указа", понеже по первому и по второму не исполняли.

Вся империя была разделена на следу-ющия губернии: Московская, Нижегородская, Казанская, Астраханская, Сибирская, Белогородская, Новогородская, Ар-хангелгородская, Санктпетербурхская, Лифлянская, Выборгская, Киевская, Малую Россию, т.е. Чернигов и Новгород Се-верской, ведал Гетман. Каждая губерния была разделена на провинции, а к каждой провинции были приписаны окружные города, в коих находились воеводы и воевод-ския канцелярии. Оные не получали жалования, и дозволено им было кормиться с дел, хотя взятки строго запрещены были.

.В начале седмилетной войны нужда пришла в самом деле в армию ввести лучшее устройство.

Генералы, приехавшие к коронации моей к Москве, были того мнения, чтоб зделать военную комиссию и в оной сочи-

Екатерина II Алексеевна (1729-1796) - императрица Всероссийская (с 1762 г.).

№ 2(3) 2007 Г.

нить штаты всей армии, на что я согласилась, и посажены были в оной весь наличной лутчей генералитет, и штаты были сочинены и мною конфирмованы, и суммы на войски были отделены от прочих доходов, недостаточные же две трети были на первой случай и тотчас по возшествии моем отпущены из кабинетной суммы в армию.

Потом зделано было по моему приказанию три таблицы или списка. Первой, повальной, всем служащим от фельдмаршала до последнаго, в табели о рангах на-ходящагося. Второй - в армии находяща-гося генералитета и прочих штаб- и обер-офицеров. Третий: в штатской службе определенных и не у дел находящихся.

Засим последовало определение жалования провинцияльным и Городовым канцеляриям и воеводам по всей империи.

В 1763 Сенат разделен на шесть департаментов, два на Москве, четыре в Санкт-петербурх, и предписано было слушать дела экстрактом, а не самое дело.

Возвратясь в Петербург в июне 1763, спустя несколько время, поехала я в Сенат. Слушали дело о новой ревизии, которой двадцатилетней срок настоял, и требовали с меня повеления нарядить ревизоров по всей империи...

...До ревизии еще, скоро по совершении коронации моей, повелено было монетному двору всю серебренную ходячую монету преводить и впредь бить по 72 пробе, а медную по 16 рублей из пуда. Сие приказание последовало по следующему правилу: Понеже для каждой земли все равно, по какой бы пробе деньги ни ходили, лишь бы 1) постоянно проба была одна; 2) проба бы была менее способная к вывозу и подделке; 3) 72 пробы рублей выпущено с монетнаго двора более, нежели других проб, медные же 16 рублей с пуда.

ЫВ, что золотой монеты один лишь миллион ходил во всей империи, и сия монета уравнена была с прочими по 28 000 рублей из пуда.

Немешкатно по коронации моей была назначена комиссия под имянем духовной, в которой сидели многие архиереи, сенаторы и светския персоны. Сия комиссия зделала штаты архиерейским домам и монастырям и определила им содержа-

ние, а деревни монастырския отданы в управление коллегии экономии,нарочно для того учрежденной, от чево монастырских крестьян непослушание одним разом пресеклось.

Заводских крестьян непослушание унимали посланные генералы-майоры, князь Александр Алексеевич Вяземский и Александр Илиич Бибиков, разсмотря на месте жалобы на заводосодержателей. Но не единожды принуждены были употребить противу них оружие и даже до пушек, и не унялось возстание сих людей, дондеже Гороблагодатские заводы за двумиллионный долг казне Петра Иван. Шувалова не были возвращены в коронное управление; также Воронцовские, Чернышевские, Ягу-жинские и некоторые иные заводы, по таковым же причинам, вступили паки в коронное ведомство. Весь вред сей произошел от самовластной раздачи Сенатом заводов сих с приписными к оным крестьянами, в последные годы царствования гос. императрицы Елисаветы Петровны. Щедрость Сената тогда доходила до того, что меднаго банка тримиллионный капитал почти весь роздал заводчикам, кои, умножая заводских крестьян работы, платили им либо безпорядочно, либо вовсе не платили, проматывая взятыя из казны деньги в столице. Сии заводския безпо-койства пресеклись не прежде 1779 года манифестом моим о работах заводских крестиян. С тех пор не слышно было об них ничево.

С самаго начала моего царствования все монополии были уничтожены, и все отрасли торговли отданы в свободное течение. Таможны же все взяты в казенное управление, и учреждена была комиссия о комерции, коей означая правила, потом по оным сочинила тариф, что мною и конфирмовано было, и чрез несколько лет тариф пересматривается по апробованным правилам, что до днесь продолжается, и комерция не исчезает, но ежегодно распространяется, и доходы одни питербурх-ской таможны приносят более трех миллионов.

Таможна питербурхская, быв несколько лет в казенном управлении, вдруг правительствующей Сенат прислал к ней

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

пеню, что мало собирает доходы; дошед дело до меня, я спросила, менее ли она собирает денег, нежели когда отдана была Сенатом на откуп, или более? Нашлось, что полмиллиона более. Я тогда Сенату сказать велела, что пока таможна более откупной суммы соберет, нет причины Сенату пенять таможне.

В первые три года царствования моего, усматривая из прошений, мне подаваемых, из сенатских и разных коллегий дел, из сенаторских рассуждений и прочих многих людей разговоров не едино-образныя, ни об единой вещи, установ-ленныя правила, законы же по временам вделанные, соответствующие сему умов разположению, многим казались законами противуречащими; и требовали и желали, дабы законодательство было приведено в лучший порядок. Из сего, у себя на уме я вывела заключение, что образ мыслей вообще, да и самой гражданской закон не может получить поправления инако, как установлением полезных для всех в империи живущих и для всех вещей вообще правил, мною писанных и утвержденных. И для того я начала читать, и потом писать Наказ Комиссии Уложению, и читала я и писала два года, не говоря ни слова полтора года, последуя единственно уму и сердцу своему, с ревностнейшим желанием пользы, чести и щастия, и с желанием довести империю до вышной степени благополучия всяка-го рода, людей и вещей, вообще всех и каждаго особенно.

.Наконец, заготовя манифест о созыве депутатов со всей империи, дабы лучше спознать каждой округи состояние, съехались оные к Москве в 1767 году, где, быв в Коломенском дворце, назначила я разных персон, вельми разно мыслящих, дабы выслушать заготовленной Наказ Комиссии Уложения. Тут при каждой статье родились прения. Я дала им волю чернить и вымарать все, что хотели. Они более половины тово, что написано мною было, помарали, и остался Наказ Уложения, яко напечатан, и я запретила на онаго инако взирать, как единственно он есть: то есть, правила, на которых основать можно мнение, но не яко закон, и для того по делам не выписывать яко закон, но мнение основать на оном дозволено.

Комиссия Уложения, быв в собрании, подала мне свет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещися должно. Она все части закона собрала и по материям разобрала, и более того бы зде-лала, ежели бы Турецкая война не началась. Тогда распущены были депутаты, и военные поехали в армию.

Наказ Комиссии Уложения ввел единство в правила и в разсуждения не в пример более прежнаго, и стали многие о цветах судить по цветам, а не яко слепые о цветах. По крайней мере стали знать волю законодавца и по оной поступать.

Печ. по: Екатерина II // Сочинения. М.: Современник, 1990. С. 471-478.

№ 2(3) 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.