Мазырин В.М. к.и.н.,ИСАА МГУ О СОБЛЮДЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД ВО ВЬЕТНАМЕ Как показали события 2004-05 гг., вьетнамские власти продолжали постепенную либерализацию политической системы страны. В частности, наблюдался прогресс в соблюдении гражданских свобод, активизации избирательного процесса и работы представительных органов власти, более гуманный подход стал применяться к инакомыслящим. Реформы активизировались по мере подготовки к приему страны в ВТО, который откладывался - среди прочих причин - и ввиду серьезного нарушения прав человека во Вьетнаме. О прогрессирующей «оттепели» свидетельствует, например, заметное расширение досрочного освобождения заключенных из тюрем. Накануне Нового 2005 года (по лунному календарю) было амнистировано сразу 8500 чел., а к национальному празднику 2 сентября еще 10000.1 В их число вошли лица, причисляемые международными правозащитниками к диссидентам.2 Другой показательной инициативой руководства СРВ стала публикация Белой книги по правам человека, также приуроченной к 60-летию достижения независимости и вызвавшей одобрение со стороны западных правительств.3
Однако, по оценке международных правозащитных организаций, гражданские свободы в СРВ, обеспечены пока слабо, допускаются серьезные злоупотребления со стороны властей.4 Например, известная международная неправительственная организация (НПО) - «Фридом хаус» в ежегодно публикуемой классификации стран мира по степени соблюдения политических прав и свобод относит Вьетнам к категории «несвободных». В рейтинге «Свобода в мире» по итогам 2004 г. СРВ уже десятый год подряд получила самые низкие баллы, хотя оценка уровня гражданских свобод здесь немного поднялась (с худшей - 7 баллов до 6).5 Эти выводы не признаются официальным Ханоем. После каждого доклада НПО «Международная Амнистия» о соблюдении прав и свобод че-
ловека в мире МИД СРВ неизменно выступает с опровержением той его части, которая касается Вьетнама.
Зарубежные правозащитники указывают на продолжение вмешательства в личную жизнь граждан, хотя в целом признают тенденцию к его сокращению. Наиболее ощутимо пока ограничены свободы слова, прессы, собраний и ассоциаций. В СРВ пресекается большинство проявлений диссидентства, запрещаются несанкционированные публичные митинги и посещение ряда районов страны. Достоверные оценки численности политзаключенных во Вьетнаме отсутствуют, так как власти отрицают концепцию «узников совести» и утверждают, что изолируют нарушителей правопорядка на законном основании. Западные источники отмечают некоторое сокращение этой группы, признают, что отдельным представителям общественности, рядовым гражданам в рамках официальных мероприятий предоставлена большая свобода слова и собрания для выражения своих жалоб.6
По-прежнему в стране отсутствуют независимые политические, профсоюзные и общественные организации - они могут создаваться и действовать только в лоне подчиненного государству Отечественного фронта. Таким же образом ограничена свобода вероисповедания и отправления культа религиозными конфессиями кроме тех из них, которым это разрешено государством. Последние тоже находятся под строгим контролем. Запрещено образование и деятельность правозащитных организаций, пресекается общение с международными правозащитными институтами. Ханой обычно соглашается обсуждать проблемы соблюдения прав человека с представителями других правительств, если это происходит в форме обмена идеями, а не расследований.
Несмотря на конституционные гарантии, в СРВ сохраняются различные формы дискриминации по половому, национальному, социальному и другим признакам. Так, с административными и иными препонами сталкивается ряд этнических меньшинств. Западные источники приводят сообщения о нарушении гражданских прав лиц, ранее находившихся в лагерях по перевоспитанию,
служивших сайгонскому режиму. Ветераны войны с «другой стороны» и члены их семей обычно не могут рассчитывать на работ/ в госсекторе и социальное обеспечение, испытывают ограничения при получении жилья, образования, прописки на новом месте, выезде за рубеж, хотя не преследуются и имеют все избирательные права. Не выполняются некоторые основные права наемных рабочих, хотя власти СРВ сотрудничают с Международной организацией труда (МОТ) и иностранными донорами в правильном применении Закона о труде.
Соблюдение права граждан управлять страной
Формальным механизмом участия граждан СРВ в управлении страной и смене ее руководства являются выборы в центральные и местные органы власти. Национальное собрание (парламент), при полном контроле со стороны КПВ, все больше служит форумом для выражения озабоченности теми или иными проблемами, беспокоящими население, осуждения коррупции и неэффективности административного аппарата. Депутаты заслушивают отчеты и критикуют министров на сессиях парламента, транслируемых по ТВ, что воспринимается внутри страны и за рубежом как важное проявление политической либерализации.
К управлению государством в духе предусмотренного законом равноправия шире привлекаются женщины, представители национальных меньшинств, за которыми негласно закреплены квоты представительства в руководящих органах. Женщины занимают ряд важных постов, включая пост вице-президента СРВ. В депутатском корпусе созыва 2002-2007 гг. всего 136 женщин (27%), в Совете министров 3, в высшем партийном органе - Политбюро ЦК КПВ ни одной. Участие в политической жизни очевидно не соответствует их доле в населении страны, хотя по меркам даже развитых государств является довольно высоким. Выходцы из не титульной нации адекватно их доле в населении представлены среди парламентариев (17,5% или 87 чел.), в правительстве (2 занимают руководящие посты) и впервые взяли на себя руководство партией (Гене-
ральным секретарем ЦК КПВ в 2001 г. избран, а в 2006 переизбран Нонг Дык Мань - тай по происхождению).7
Тем не менее, даже через всенародно избираемый высший законодательный орган, выдвигающий из своих рядов президента и других первых лиц государства, смена политического режима невозможна. Это вызвано тем, что в условиях монополии КПВ не допускается развитие демократия, которая дает возможность мирно и законно сменять власть. Парламент активно обсуждает, но фактически не инициирует законов, никогда не рассматривает проекты, не поддерживаемые КПВ. Подбор кандидатов и их одобрение полностью контролируются КПВ. Хотя голосование на выборах не обязательно, власти используют различные меры, чтобы убедить граждан прийти к урнам, в том числе персонально «приглашают» тех, кто не спешит этого делать. В результате на общенациональных выборах фиксируется, по сути, нереальная явка, близкая к 100%. Не случайно, несмотря на усилия Ханоя по расширению электоральной демократии, НПО «Фридом Хаус» не включает Вьетнам в достаточно длинный список стран (по итогам 2004 г. - 119), в которых подобная форма демократии реально действует.8
Соблюдение свободы личности и права на жизнь
Нарушения неприкосновенности личности в целом, применение незаконных преследований и наказаний, по-прежнему имеют место во Вьетнаме. Продолжается задержание граждан за мирное выражение политических и религиозных взглядов, не совпадающих с официальными установками. Полиция часто избивает подозреваемых лиц во время ареста и допроса. Регулярно поступают сведения о погибших в ходе операций сил безопасности, тюремного содержания. Имеются многочисленные свидетельства исчезновения людей после ареста или незаконного задержания. Как правило, это происходит в ходе массовых беспорядков. За некоторыми исключениями тюремное заключение тоже отличается жестоким режимом, особенно в отдаленных от центра районах. Право-
судие остается зависимым, подсудимые во многих случаях лишены права на беспристрастное и внимательно судебное расследование.
Вьетнамские законы запрещают такие действия, как несанкционированные аресты, задержание, но власти продолжают их практиковать, прежде всего, против лиц, свободно выражающих политические и религиозные взглядов. Основой для этих действий служит указ об административном задержании № 31/СР, дающий органам охраны порядка право на превентивные меры по подозрению в угрозе «национальной безопасности» и даже с менее серьезными основаниями. Пребывание под административным надзором без права передвижения может продолжаться от 6 месяцев до 2 лет, при этом задержанный подвергается «перевоспитанию» со стороны местной администрации и населения.
Среди «борцов» за демократию и гласность, оказавшихся осужденными, немало ученых-обществоведов, высокопоставленных членов КПВ. Так, летом 2004 г. Чан Кхюэ и Фам Куэ Зыонг получили приговор за выступления в поддержку политических реформ, хотя ограничивались публикацией статей и петиций.9 В 2005 г. в очередной раз был арестован один из самых старших диссидентов - Хоанг Минь Тинь.10 Если в отношении критиков «с именем» власти применяли довольно мягкие меры типа изоляции от контактов с внешним миром на дому, то менее известные деятели получали серьезные наказания. Семилетний тюремный срок и 3 года домашнего ареста - оценка действий журналиста Нгуен Ву Биня, предоставившего иностранным коллегам свидетельства нарушений прав человека во Вьетнаме. Демократический активист Нгуен Кхак Тоан отбывает 12-летний тюремный срок за распространение критики правительства через Интернет. Католический пастор Нгуен Ван Ли осужден на 15 лет за передачу в США данных о нарушении религиозных свобод.
Вмешательство в личную и семейную жизнь граждан выражается в нарушении неприкосновенности жилища и тайны переписки. По сведениям западных источников, практикуется вскрытие и перлюстрация личной почты,
конфискация посылок и писем, прослушивание телефонных разговоров, проверка электронной почты и факсов. Кроме того, подвергается цензуре содержание их Интернет-сайтов путем закрытия доступа к некоторым из них. Подозреваемые лица эпизодически отключаются от стационарной телефонной и даже сотовой связи. Также применяются ограничения на распространение зарубежной периодической печати и доступ к спутниковому ТВ.
Несмотря на серьезное ущемление прав личности, государственный контроль стал осуществляться с меньшей строгостью и охватом, чем в прошлом. Например, обязательной остается регистрация по месту жительства, сохраняется система группового надзора за соседями. Но обычно внимание сосредоточено на подозреваемых в антиправительственных настроениях лицах или участии в запрещенных политических и религиозных организациях. Большинство же людей стало чувствовать и вести себя более свободно. Городские жители фактически свободно поддерживают ранее запрещенные связи с иностранцами и работают на них. Требования к иностранным представительствам и совместным предприятиям стали мягче. На практике многие из них, включая дипломатические миссии, самостоятельно нанимают местный персонал и затем только «регистрируют» его.
Соблюдение гражданских свобод и равенства
Ограничения свободы слова и печати в основном касаются критических выступлений оппонентов власти. Важно, что эти ограничения оформлены законодательно, будучи предусмотрены статьями УК по защите государственной безопасности, против клеветы на органы власти, другими «патриотическими актами».11 Приняты иные меры профилактического свойства: так, согласно Закону о прессе лицам и организациям, подвергнутым критике «без должных оснований», журналисты обязаны оплатить моральный ущерб.
Цензуре подвергаются все печатные и электронные СМИ. Помимо выступлений в защиту плюрализма и многопартийной демократии, по сути, запрещена открытая критика руководства страны, политики компартии и прави-
тельсгва. Особенно подвержены цензуре в последние годы были, например, вопросы прав человека и соглашения о размежевании границы с КНР. Для предотвращения утечки за рубеж компрометирующей информации от официальных лиц требуют разрешения их ведомств на передачу сведений иностранным журналистам. Для регулирования свободы печати, в частности, составлен список действий, враждебных вьетнамской культуре, применяется наказание за выпуск материалов, которые «искажают вьетнамскую историю или очерняют национальных героев». НПО «Репортеры без границ», оценивая подобное положение, отнесла Вьетнам к разряду 10 стран мира, в которых свобода прессы ущемляется сильнее всего.52
Как показали события 2005 г., Ханой стал терпимее смотреть на публичные дискуссии на ряд тем, поощрять критику отдельных чиновников и партий-но-государственных органов. Так, больше критики, чем раньше, допускается в отношении коррупции, ошибочных решений. При этом частные высказывания в отличие от публичных выступлений уже не являются объектом цензуры. Иногда в СМИ стихийно циркулируют критические письма в адрес правительства от лица отдельных граждан, включая бывших членов партии. В результате граждане стали активнее подавать жалобы в правительство по спорным социально-экономическим вопросам. Используются и другие возможности выявления настроений населения, рассматриваемые как превентивный механизм против массовых выступлений, подобных крестьянским волнениям, охватившим провинции Тхайбинь и Донгнай 1997 г.
Отдельные СМИ позволяют себе все более смелые публикации, как бы проверяя пределы ограничений и терпения верхов, хотя редко нарушают установленные табу. Подробное освещение в прессе получило самое громкое за последние годы дело об организованной преступной группе Нам Кама, с которой оказались связаны трое высокопоставленных функционеров, в том числе два члена ЦК КПВ. Но как только скандал получил слишком большой резонанс, тему закрыли. Журналистов осуждают также за пристрастие к сенсационным
материалам. Например, наказаны авторы статей о крупном пожаре в Хошимине в 2005г., возникшем вследствие халатности местных служб.
Налицо и другие признаки расширения, пусть и ограниченного, свободы печати. Так, работники СМИ получили право пользоваться различными иностранными источниками информации, а не только выверенными сообщениями Вьетнамского агентства новостей, как было в недавнем прошлом. Местные издания стали все больше походить на зарубежные аналоги - как минимум по оформлению, а отчасти и содержанию в плане обилия рекламы, скандальных материалов, соблазнительных фотографий. В стране появилась собственная «желтая пресса», например, по популярности среди всех СМИ на первое место вышел таблоид полицейского управления г.Хошимина, притом что главный партийный официоз - газета «Нян зан» оказалась лишь на 6-7 месте.
Все шире издается и пользуется спросом, особенно в среде интеллигенции, новая англоязычная пресса. Хотя в ней и перепечатываются статьи, опубликованные во вьетнамской версии, нередко высказываются более свободные взгляды и идеи. В этих изданиях разрешается выступать известным общественным деятелям. Данный факт отражает потребность властей оказывать влияние на иностранных граждан, проживающих в СРВ, и донорское сообщество, привлекать инвестиции, помощь из-за рубежа. Всего же в стране действует 712 местных изданий и органов СМИ, а корреспондентский корпус, включая работников радио и телевидения, достиг почти 9 тыс. чел.13
О степени свободы в сфере массовой информации говорит появление в продаже в городах иностранных изданий запрещенных книг местных авторов, зарубежной периодики. Цензурные меры применяются выборочно. Например, иногда задерживается выход в продажу номеров с горячими темами до утраты последними актуальности. Вещание и прослушивание иностранных «голосов» не ограничивается за исключением Радио свободной Азии и Дальневосточной РВК, которые глушатся. Под плотной опекой остаются иностранные журналисты. Они должны иметь лицензию и представительство в Ханое, получать в
пресс-центре МИД СРВ разрешение на поездки по стране, не публиковать негативных материалов. Нарушителям этого порядка не продлевается виза, выдаваемая только на 6 месяцев, а за несанкционированные встречи с диссидентами они высылаются из страны.14
С 2004-05 гг. сокращена цензура телевизионных национальных каналов, хотя иногда выпуск той или иной острой передач откладывался. Закон нормирует доступ к такому открытому каналу информации, как спутниковое ТВ -официально он разрешен только высшим чиновникам, работникам прессы, иностранцам, дорогим отелям. Но этот порядок не соблюдается единообразно: многие горожане, часть сельских жителей могут смотреть запрещенные программы, несанкционированно установив дома спутниковые антенны или подключившись к кабельному ТВ. Новые идеи и образы появились также в кино. Художественные фильмы стали отходить от официальных стереотипов, поднимать острые социальные темы, долго остававшиеся табу, критиковать негативные явления, порожденные рынком. В целом работникам искусства дано больше свободы творчества, чем в прошлые годы, но демонстрация произведений, критикующих или высмеивающих КПВ и правительство, также пресекается.15
Доступ в Интернет в целом свободен, но осуществляется через 19 провайдеров, контролируемых государственным монополистом ВДС, который, сдавая свои каналы в аренду, охватывает 57% подписчиков. К началу 2005 г. в СРВ, по данным министерства почт и телекоммуникаций, имелось 1,9 млн. подписчиков Интернет (2,5 % населения по сравнению с 0,1% в 2000 г.) и в 3 раза больше пользователей (5,9 млн.). Число последних не регулируется - рост домашнего пользования и так сдерживается ценами на компьютеры, существенно превышающими средний уровень доходов населения. Поэтому сеть доступна в основном студентам вузов и посетителям 4 тысяч Интернет-кафе.16
ВДС, а с 2004 г. спецподразделение министерства общественной безопасности ведут мониторинг сайтов, наиболее популярных у подписчиков, и закрывают те из них, которые признают вредными в политическом и культурном
отношении, содержащими государственные секреты. Например, в 2005 г. прекращен доступ на сайт БиБиСи. Издан специальный указ правительства, запрещающий использование электронной сети в интересах «реакционных и враждебных сил», с целью подстрекательств а к нарушению законов и т.п. Еще до этого предоставление Интернет-услуг было обусловлено соблюдением законов, норм морали и т.п. Власти проводят инспекции Интернет-кафе и закрывают компании, публикующие запрещенные статьи в режиме он-лайн. Все местные издатели Интернет-сайтов, включая находящиеся в иностранной собственности, подлежат обязательной регистрации и должны получать официальное одобрение публикуемых материалов. Известная НПО «Репортеры без границ» относит СРВ к категории «врагов Интернета», охватывающей 58 стран.17
Несмотря на негативные оценки западных правозащитников, налицо все более широкое открытие каналов получения информации внутри страны и, главное, из-за рубежа. Так, активизировался обмен между университетами и библиотеками - число запросов на материалы из иностранных источников значительно выросло. Иностранные преподаватели вьетнамских вузов, которых последнее время приглашают все больше, в основном из западных стран, могут свободно обсуждать неполитические вопросы в аудиториях, хотя и за ними осуществляется регулярный надзор. Некоторые НИИ получили право направлять своих сотрудников за рубеж на профессиональные встречи и научно-практические мероприятия при условии отчета об установленных связях. Эти факты говорят о повышенном внимании властей к мнению экспертного сообщества и гуманитарному образованию. Специалисты, занимающиеся зарубежными странами и осуществляющие совместные исследования, подлежат соответствующей проверке. Не случайно академические публикации, как правило, отражают официальные взгляды.
Свобода собраний и ассоциаций фактически ограничена законом. Груп-повые формы общественного протеста по возможности пресекаются. Инициаторы таких мероприятий обязаны получить разрешение властей. В целом не
разрешаются демонстрации, имеющие политически сомнительные намерения. В марте 2005 г. издан правительственный указ, запрещающий митинги напротив государственных и партийных учреждений, мест проведения международных конференций. Строго контролируется также проведение собраний верующих, особенно сторонников непризнанных церквей.
Тем не менее, несанкционированные сходки граждан в рамках неформальных групп все чаще обходятся без вмешательства властей. Наиболее либеральное отношение к подобным выступлениям демонстрирует отличающийся большим демократизмом город Хошимин. В феврале-марте 2003 г. многолюдные мирные демонстрации, в основном студентов, были допущены уже в Ханое, причем напротив ряда иностранных посольств. По стране прокатилась волна митингов против манипуляций местных властей с земельными наделами: в каждом из них принимали участие от 50 до 100 человек, которые собирались
около партийных и государственных учреждений. Полиция поддерживала по-
18
рядок, но не препятствовала выражению недовольства граждан.
В СРВ сохраняется однопартийная система, создание иных политический партий запрещено. Членство в массовых организациях является добровольным, но многие смотрят на него как на средство карьерного роста. Так, членство в КПВ остается важнейшим условием продвижения в органах власти, на государственной службе, тем более для занятия высших постов. Вместе с тем диверсификация экономики сделала членство в контролируемых партией организациях и в самой КПВ не столь необходимым для материального и социального успеха.
Существование общественных организаций возможно только при условии их вступления в ОФВ. Это делает фактически невозможным легальную деятельность независимых объединений - гражданских ассоциаций, профсоюзов, религиозных обществ, даже клубов по интересам. Тем не менее, некоторые группы пытаются действовать в таком режиме. Их активность не сталкивается с ограничениями и запретами, если удовлетворяет социально-экономические за-
просы граждан.19 В случаях же вмешательства в политику она продолжается недолго, как было, например, с «Народной ассоциацией в поддержку борьбы партии и государства с коррупцией», неофициальная инициатива которой, хотя с вида и конструктивная, не получила поддержки сверху.
Свобода вероисповедания гарантирована Конституцией СРВ, но в последние годы приобрела повышенную актуальность. Это вызвано тем, что число последователей самых разных конфессий быстро росло по всей стране, при этом возникали новые верования и культы, прежде отсутствовавшие или не распространенные во Вьетнаме.20 Эти изменения вызваны, прежде всего, экономическими и социальными причинами, в том числе углублением имущественной дифференциации. Как показывают проведенные на местах социологические обследования, религиозная ориентация имеет довольно устойчивую корреляцию с уровнем бедности.21 Сказывается и целенаправленная «помощь» извне, толкающая власти пресекать действия конфессий, которые не вписываются в установленные рамки.
Ограничительные меры имеют законное основание: УК предусматривает ссылку на 3-5 лет за «злоупотребление свободами слова, собраний, вероисповедания» и наказание за «попытки подрыва национального единства» путем провоцирования «розни между верующими и атеистами». Институциональным оформлением этих мер стало принятое в 2004 г. Президиумом Национального Собрания Положение о религиозных верованиях и организациях. По оценке НПО «Хъюмен Райте Вотч», данное положение урезает свободу вероисповедания и расширяет государственный контроль над религиозными общинами.22
С осуждением нарушений свободы вероисповедания в СРВ и инициативами по его исправлению особенно активно выступают США. Они признали Вьетнам одним из худших нарушителей религиозных свобод в мире в 2004 г., отнесли его наряду с КНР, Бирмой, КНДР, Ираном, рядом других к разряду «стран, вызывающих повышенную озабоченность» в этой сфере.23 Американские правозащитники считают, что эти свободы не могут даваться специаль-
ным разрешением властей, и призывают Ханой привести национальное законодательство в соответствие с Международной конвенцией о гражданских и политических правах.
Западные источники приводят сведения о пресечении духовной практики ряда сект, не желающих входить в состав официальных религиозных организаций и подчиняться государственному контролю. В то же время в районах с более либеральными порядками, например, городе Хошимине, ведение службы разрешается даже незарегистрированным конфессиям при минимуме вмешательства властей или без такового. Официальная вьетнамская пресса упоминает
о более, чем 30 нелегальных культах. Среди непризнанных и конфликтующих с правительством СРВ групп есть как созданные еще при сайгонском режиме, так и относительно молодые. К первым относится Объединенная буддийская церковь (ОБЦ), имеющая немало сторонников в Южном Вьетнаме. Среди вторых чаще всего называют протестантов из национальных меньшинств, населяющих горные провинции северной и центральной частей страны. В этих районах этнические меньшинства до 1975 г. имели национальную автономию или претендовали на нее, причем на плато Тэйнгуен выступали с антикоммунистических позиций при активной поддержке покровителей из США.24
На плато Тэйнгуен международные правозащитные организации фиксируют наиболее сильные нарушения свободы совести в СРВ. Ввиду нелегального статуса созданной здесь религиозной общины менонитов и специфического, тайного, характера богослужения в домашних условиях ее адептам запрещено отправлять культ, а церкви разрушаются.25 Религиозные преследования, дополнив нарушение политических и экономических прав горцев, до предела накалили обстановку и вызвали многотысячные выступления протеста в провинциальных центрах Плейку, Банметхуот, Контум.
Очередной всплеск волнений в 2004 г. заставил власти более взвешенно подойти к решению этой проблемы. Местная администрация продолжала пресечение любого открытого неповиновения и принимала самые жесткие меры.
По данным США, за 4 года по обвинению в сепаратизме было отправлено в тюрьму около 300 верующих.26 С другой стороны, директивой премьер-министра в январе 2005 г. было запрещено принуждать горцев отказываться от принятой веры. В итоге Ханою удалось загасить конфликт, пойдя на определенные - не принципиальные - уступки.
Как видно на этом примере, власти более решительно пресекают развитие новых для Вьетнама вероучений, которые насильственно насаждаются из-за рубежа и принимают форму сектантства. Данное явление характерно для многих бывших социалистических государств, открывших свои двери после долгой самоизоляции. Особое внимание Ханой уделяет религиозным течениям не традиционного толка, имеющими сторонников среди наиболее отсталых слоев населения в районах, пограничных с соседними государствами и населенных преимущественно этническими меньшинствами. Действительно, выход этих районов из-под контроля центра потенциально чреват серьезными осложнениями, вплоть до требований об отделении от СРВ или изменении внутренней и внешней политики.
Хотя многие миссионерские организации допущены к оказанию гуманитарной помощи и реализации программ развития, экуменическая деятельность во Вьетнаме им запрещена. Это касается, прежде всего, различных христианских сект типа баптистов, менонитов, имеющих прочные корни в США, на Западе и ведущих активное наступление на жителей бывших социалистических государств. Одновременно сохраняются небольшие религиозные общины, которые имеют давние местные корни (последователи индуизма) или возникли под влиянием христианских миссионеров (мормоны в основном в Ханое и Хошимине).
Государство признает только Буддийскую, Римско-католическую, Протестантскую и Евангелическую церкви, секты Каодай и Хоахао, исламскую ассоциацию, причем его симпатии во многом определяет массовость каждой конфессии. Согласно постановлению правительства легальные организации мо-
гут действовать с определенной степенью свободы, а их сторонники отправлять культ без помех, за некоторыми исключениями. В нем также определены права и обязанности верующих, в том числе впервые разрешено добиваться возврата земель и другого имущества, конфискованного у церквей на севере после 1954 г., а на юге после 1975. Для получения официального статуса религиозная община должна иметь достаточное количество адептов и согласовывать с властями состав своего руководства, а также весь спектр деятельности, за исключением теологических вопросов. Такой плотный контроль объясняется опасениями, что организованные конфессии способны ослабить власть и влияние КПВ, предложив населению более привлекательные политические, социальные и духовные альтернативы.
На местах власти утверждают ежегодные планы и графики церковной деятельности. В разряд подлежащих согласованию входят такие вопросы, как проведение семинаров, съездов, празднований и шествий вне церковного календаря и мест, строительство или реконструкция культовых сооружений, благотворительность . Государство регулирует численность духовенства и ключевые назначения, контролирует подготовку и ротацию священнослужителей, создание семинарий. Все это серьезно затрудняет реализацию духовной миссии, ограничивая просветительскую деятельность и обучение служителей культа в соответствии с ростом числа верующих, распространение методической литературы, развитие связей с зарубежными партнерами и материнскими организациями.
При строгом ограничении публичных собраний делаются исключения для регулярно проводимых крупных религиозных церемоний. К ним относятся католические праздники, включая Рождество, торжества в центрах сект Каодай и Хоахао в честь традиционных дат, на которые собирается огромное число верующих.27 Это также подтверждает разумный характер политики властей, поскольку попытки противодействовать массовым акциям подобного рода не
только провоцируют столкновения, но и подрывают авторитет любого правительства.
Отрытое следование любой разрешенной религии в целом не имеет негативных последствий для хозяйственной занятости и светской жизни граждан, религиозная принадлежность не указывается в личных документах. Статус верующего даже перестал служить препятствием к членству в КПВ, что следует признать кардинальным сдвигом в кадровой и в целом социальной политике партии. Некоторые официальные лица все более открыто признают, что следуют традиционному культу предков, буддизму. Так, известно, что из 2,4 млн. коммунистов 23 тысячи (1%) являются верующими.28 Однако выдвижение таких деятелей на высшие посты в партии, правительстве и армии закрыто.
Школа по-прежнему отделена во Вьетнаме от церкви, но и в этом вопросе допущены заметные послабления. Например, кхмерам-буддистам, мусульманам тямской народности разрешено вести обучение основам религии вместе с языком после окончания классных занятий. Контроль сохраняется также над издательской деятельностью, включая выпуск религиозных материалов. Тем не менее, стали печататься и распространяться главные наставления веры типа Библии, Буддийских священных манускриптов.
Официальные церкви поддерживают общение с братьями по вере и партнерскими организациями других стран, Ватиканом. Разрешено также паломничество за рубеж, хотя не всем. Так, мусульманам позволяют совершать хадж, так как из-за нехватки денег мало кто из них этим пользуется. Многие священнослужители легальных конфессий, включая протестантов, получили возможность путешествовать и учиться за границей. Наоборот, последователей и особенно настоятелей неофициальных культов не выпускают за пределы своей страны.
Свобода передвижения по стране, поездок за рубеж, эмиграции и репатриации, гарантированная конституцией, также осуществляется с рядом ограничений. Граждане СРВ формально обязаны сообщать в полицию, когда по-
кидают дом, остаются в другом районе на ночь, меняют место жительства. До сих пор ввиду нарушения этого порядка многие семьи стихийных мигрантов, временные рабочие не могут получить прописку или вид на жительство. Однако большинство граждан, желающих ездить по стране в поисках работы, для посещения родственников и т.д., могут делать это без предварительного разрешения. Иностранные граждане, эмигранты (вьеткиеу), приехавшие на родину, обязаны регистрировать свое пребывание в частных домах. На практике большинству таких гостей разрешают останавливаться в прежних семьях без оформления.
Обычно меры по ограничению права передвижения по стране и выезда за рубеж применяются против лиц, открыто выражающих критические взгляды по политическим и религиозным вопросам. Их изоляция предусмотрена указом об административном задержании «до выяснения обстоятельства». Многие содержатся под домашним арестом без предъявления обвинений. Хотя власти уже не требуют от граждан, едущих за границу, получать выездные и въездные визы, как было несколько лет назад, но иногда отказывают в выдаче паспортов. Доступ к паспортам сдерживается и незаконными действиями типа взяток и коррупции, особенно в отношении лиц со статусом беженца и иммигранта.
Ханой, поощряя визиты эмигрантов к родственникам и признавая их иностранное подданство, не разрешает первым использовать вьетнамские паспорта и относится к вьеткиеу как гражданам другой страны. Одновременно продолжается организованный выезд за границу, прежде всего в США, бывших заключенных лагерей перевоспитания, служащих сайгонского режима, лиц, желающих воссоединиться с семьей (гражданских жен и детей американских солдат, воевавших на юге Вьетнама) или ищущих «первого убежища». Хотя программы были в основном закрыты более 10 лет назад, правительство СРВ ведет с США конструктивный диалог по этим вопросам.
В решении этих вопросов власти СРВ сотрудничает с Верховным комиссариатом ООН по беженцам, исходя из международной Конвенции о статусе
беженцев. В рамках специального плана действий вьетнамская сторона приняла тысячи репатриантов, оказавшихся на временном содержании в соседних странах региона. Против них не применялось каких-то наказаний, оказывалась помощь, несмотря на нелегальный выезд из страны. Тем самым, в целом решена прежде имевшая очень острый характер проблема «людей в лодках». По Конституции СРВ в определенных обстоятельствах здесь может быть предоставлено убежище иностранцам, которые подверглись преследованию на своей родине.
При соблюдении в СРВ права иностранцев свободно путешествовать по стране им запрещается посещение районов, закрытых по соображениям национальной безопасности. Также требуется согласование на поездки в пограничные зоны и на некоторые острова (обычно оспариваемые у других соседних государств), на практике же иностранцы ездят в большинство таких мест без предварительного одобрения.
Благодаря официальной защите прав этнических меньшинств национальная рознь не характерна для Вьетнама. Правительство проводит курс на обеспечение интересов малых народов, пытается сократить их историческое отставание от вьетов. Для этого, в частности, местным и иностранным инвесторам предоставляют льготы в осуществлении проектов по развитию экономики национальных окраин. Во многих провинциях действуют спецшколы для меньшинств, в которых преподают их языки, а выпускники получают преимущества и стипендии при поступлении в вузы. Языки аборигенов стали шире использовать не только в школе, но и на более высоких ступенях обучения, на ТВ. Они в обязательном порядке изучаются вьетами, которые находятся на административной службе в районах проживания малых этносов. Более активно и комплексно эта политика стала проводиться после прихода на высший партийный пост первого представителя национальных меньшинств - Нонг Дык Маня, что, в свою очередь, говорит об остроте этнических проблем во Вьетнаме.
Национальные меньшинства СРВ ущемлены во многих отношениях, хотя это не является следствием целенаправленной политики руководства страны. Вьеты, пользуясь преимуществами своего социально-экономического положения, занимают большинство управленческих постов, имеют более высокий уровень жизни и образования. Естественную дискриминацию дополняет принудительное, хотя преследующее благие цели, разрушение традиционных форм ведения хозяйства аборигенов, перевод кочевьщ племен к оседлому земледелию, их переселение в районы с доступной базовой инфраструктурой (дорог, школ, медпунктов и т.п.). Такие меры имеют побочным результатом подрыв социальной организации и образа жизни, а в итоге культуры и целостности данных групп. Чиновники-представители титульной нации, по данным западных источников, также иногда ограничивают доступ меньшинств к рабочим местам, образованию, препятствуют реализации гражданских свобод.
Политика освоения национальных окраин, вырубка лесов и закладка плантаций или промышленных объектов проводятся в широких масштабах, при
поддержке государства. Ее сопровождает стихийное движение вьетов из перенаселенных дельт на новые земли, обычно выливающееся в захват ареала обитания аборигенов или скупку их участков. В последнее время это привело к многочисленным земельным конфликтам между местными жителями и мигрантами. Именно утрата традиционных земель и ущемление законных прав послужила основой для выступлений протеста этнических групп Центрального плато и северо-востока страны. Их требования вернуть захваченные участки леса, сопровождавшиеся призывами к автономии и даже созданию независимого государства.
Факты этнических и религиозных преследований в этих районах правительство СРВ объяснило неправильным выполнением местными властями национальной политики партии. Центр решительно осудил дискриминацию меньшинств, развернул в 2004-05 гг. программу предоставления им льгот и стимулов для улучшения положения и равенства с титульной нацией. Хотя эти усилия смягчили остроту проблем, но не могли обеспечить их полное решение. Объективно это составляет одно из противоречий процесса рыночных реформ в отсталых национальных окраинах.
Проведенный нами анализ показывает, гражданские права и свободы во Вьетнаме существенно ограничены, государство во многом сохраняет черты авторитарного типа. Демократия не рассматривается как самоцель. Приоритет отдается не правам человека, а решению насущных социально-экономических задач и укреплению легитимности режима, чего удалось добиться без коренных политических реформ. Действительно, утверждение рыночных отношений помогло достичь более востребованных сегодня экономической свободы и роста уровня жизни населения.
Вместе с тем, по общему признанию, положение медленно улучшается, СРВ постепенно превращается в либеральную парламентскую республику с однопартийной системой. Ханой пошел на расширение доступа граждан к процессу принятия решений, в том числе в электоральной и представительской
формах, прежде всего, чтобы оградить себя от внешнеполитического давления и внутренних социальных протестов. В целом простые люди почувствовали себя свободнее - сегодня они могут иметь собственное мнение, критиковать власть, хотя в установленных рамках. Смена экономического строя создала объективные предпосылки для расширения таких свобод, как свободы слова, вероисповедания, передвижения, хотя та же причина привела к усилению социального и национального неравенства.
При оценке реакции населения на ограничение гражданских свобод необходимо учитывать, что демократические потребности во Вьетнаме, как и других странах Востока, нельзя сравнивать с развитыми странами - они просто еще не сформировались. Нормы демократии, кажущиеся Западу естественными, необходимыми, не ощущаются как фактически актуальные массой вьетнамцев, что отражает в своей политике руководство СРВ. Для обеспечения управляемости обществом оно больше опирается на традиции, особенно конфуцианства, которое сформировало этические основания межличностных отношений, взаимодействия граждан и общества. Эта этика, глубже укоренившаяся в северной части страны, до сих пор во многом пропитана нормами сельской общины (или маленького города), где отношения больше строятся на доверии и доброй воле, учете коллективных интересов, чем определяются требованием закона или идеями личной свободы и демократии.
1 Country Reports on Human Rights Practices - 2003. The Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor, U.S. Department of State. Washington, February 25,
2004, p.22-23// www.state.gov/g/drl/hrrpt/2003/27794.htm.; Human Rights Watch World Report 2001: Vietnam // www.hrw.org/wr2kl/asia/vietnam.html. Для сравнения в 2000 - также юбилейном году - было выпущено около 5100 заключенных.
2 Всего, по данным последних, в 2005 г. было освобождено 12 политических и религиозных деятелей, см.: Overview of Human Rights Issues in Vietnam
11 Human Rights Watch World Report 2006 -
hrw.org/english/docs/2006/01/18/vietna12249_txt.htm.
3 Cm.: Thanh tuu bao ve va phat trien quyen con nguoi о Viet Nam. Ha-noi,
2005.
4 Country Reports on Human Rights Practices - 2003, op. cit, p.2.
5 Freedom in the World 2005. The Annual Survey of Political Rights and Civil
// www.freedomhouse.org/research/survev2005.htm. Согласно этой Liberties классификации доля «несвободных» стран неуклонно уменьшается как в глобальном масштабе, так и в АТР, что свидетельствует о значительном отставании Вьетнама даже от ближайших соседей. '
6 Country Reports on Human Rights Practices - 1999. The Bureau of Democ-
racy, Human Rights, and Labor, U.S. Department of Stateio Washington, February 25, 2000), p.4 //www.state.gov/www/global/human_rights/
1999_hrp_report/vietnam.html; Countiy Reports on Human Rights Practices - 2003, op. cit., p.7-8.
7 Nu gioi va nam gioi о Viet Nam thap ky 90. Hanoi, 2000, tr. 100, 101, 109-113; Taylor Ph. Introduction: Social Inequality in a Socialist State // Social Inequality in Vietnam and the Challenges to Reform. Singapore, ISEAS, 2004, p.4-5.
8 Cm. Freedom in the World 2005 - The Annual Survey of Political Rights and Civil Liberties, op. cit. Эту организацию, базирующуюся в США, можно обвинять в обслуживании интересов Вашингтона, но в сфере своего действия она считается признанным международным авторитетом.
9 Country Reports on Human Rights Practices - 2003, op. cit., p.5; Freedom in the World 2005, op. cit., p.702.
10 Leading Dissident Pressured to End Government Criticism -hrw.org/english/docs/2005/12/07/vietnal 2160_txt.htm.
11 Характерно, что США, применяя по инициативе президента Д.Буша аналогичные меры (типа прослушивания телефонных разговоров граждан), оп-
равдываемые на «родине демократии» после событий 11 сентября 1999 г., выступают с наиболее острой критикой Вьетнама за нарушение прав человека.
12 Country Reports on Human Rights Practices - 2003, op. cit., p.9; Freedom in the Press 2005 // www.freedomhouse.org/research/pressurvev/allscore2005.pdf.
13 Marr D.G. A Passion for Modernity: Intellectuals and the Media // Postwar Vietnam. Dynamics of a Transforming Society / Ed. by Ну V.Luong. Singapore, ISEAS, 2003, p.282.
14 Cm. Country Reports on Human Rights Practices - 2003, p.12; Human Rights Watch World Report 2001, op. cit
15 Среди таких произведений - мемуары вынужденных эмигрировать правозащитников Зыонг Тху Хыонг («Чистая весна») или Бао Ниня («Прощение за войну»), фильмы «Зеленый дракон» и «Мы были солдатами» с участием артиста Дон Зыонга.
16 Country Reports on Human Rights Practices - 2001. The Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor, U.S. Department of State. Washington, March 4, 2002, p.8 // www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/200l/eap/8384.htm: European Union Economic and Commercial Counselors. 2005 Report on Viet Nam. Hanoi, June, 2005, p.65,
17 Ibidem; Overview of Human Rights Issues in Vietnam // Human Rights Watch World Report 2006, op. cit.
18 За такие же выступления в прежние годы участники получали суровые приговоры - от 6 до 13 лет тюрьмы.
19 Подробнее см.: Мазырин В.М. Общественные организации и формирование гражданского общества в современном Вьетнаме // Вестник Московского Университета. Серия Востоковедение, № 2-2006, с.46-67.
20 Подробнее см.: Malarney S.K. Return to the Past? The Dynamics of Contemporary Religious and Ritual Transformation // Postwar Vietnam: Dynamics of Transforming Society / Ed. by Ну V. Luong. Singapore, 2003, p.225-256.
21 См. Hoang Van Kinh and Bauleh, B. Determinants of Earned Income // Living Standards during an Economic Boom: The case of Vietnam / Ed. by Haughton D., Nguyen Phong. Hanoi, 2001, p.l 19.
22 Vietnam: Attack on Mennonites Highlights Religious Persecution -hrw.org/english/docs/2004/10/22/vietna9552.htm
23 Vietnam Blacklisted as One of the Worst Violators of Religious Rights -hrw.org/english/docs/2005/02/28/vietnal0220.htm
24 В 2000 г. в США был образован Фонд горских народов во главе с эмигрантом, зяраем по национальности, Кок Ксором. Развернутая им на Вьетнам пропаганда сильно подогрела страсти и обратила внимание мировой общественности на события в Тэйнгуене.
25 Аналогичные события имели место здесь в 1999-2000 гг., а также в Лайтяу и Лаокае на Севере. Церковь менонитов - одна из немногих западных религиозно-благотворительных организаций, нелегально продолживших свою миссию в Южном Вьетнаме после его освобождения. Руководителем ее вьетнамского отделения является Нгуен Хонг Куанг, большинство адептов проживает в провинции Контум.
26 Vietnam Blacklisted as One of the Worst Violators of Religious Rights -hrw.org/english/docs/2005/02/28/vietnal 0220.htm
27 Например, паломничество в святилище Лаванг собирает до 200 тыс. католиков, фестиваль в Анзянг - до 500 тыс. последователей Хоахао - см. Country Reports on Human Rights Practices - 1999 , op. cit., p.2.
28 Country Reports on Human Rights Practices - 2001, op. cit., p.l4.