Научная статья на тему 'О положении национальных меньшинств плато Тэйнгуен во Вьетнаме в начале XXI века'

О положении национальных меньшинств плато Тэйнгуен во Вьетнаме в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
335
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВЬЕТНАМ (СРВ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кравков А. Г.

Kravkov A. analises the major problem for the leaders of the modern Vietnam is the relations with the hill tribes (jarai, rhade, banhar), living in the Central Highlands. The lack of the central bodies attention to the poor socioeconomic situation in the plateau in 1990s lead to considerable actions of the Montagnards in 2001 and 2004. Warning to Hanoi, these protests were widely highlighted on the West by human rights organizations like the Human Rights Watch and the Montagnard Foundation. Moreover, the US used the subject to bring pressure on Vietnam when discussing the key bilateral issues. For this reason, the Vietnamese government since 2001 carries on a complex policy aimed at poverty reduction, rapid industry development, building economic and social infrastructure. The great efforts were made to resolve the main problems, including the preservation of the hill tribes traditional land-using methods and providing religious freedom. This resulted in progressive improvement of Montagnards living standards and also in the US decision to remove Vietnam from the Country of Particular Concern (CPC) list in the end of 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О положении национальных меньшинств плато Тэйнгуен во Вьетнаме в начале XXI века»

Кравков А.Г. Аспирант МГИМО (У)

О ПОЛОЖЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ПЛАТО ТЭЙНГУЕН ВО ВЬЕТНАМЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

13 ноября 2006 года произошло важное событие для вьетнамо-американских отношений. Посол по особым поручениям Г осдепартамента США Джон Хэнфорд на пресс-конференции в Вашингтоне заявил об исключении Вьетнама из списка стран, вызывающих особую озабоченность из-за серьезных нарушений свободы вероисповедания (Countries of Particular Concern, CPC)1. Чуть ранее, в сентябре 2006 года «существенные подвижки в соблюдении религиозных свобод» были отмечены Г осдепартаментом в соответствующем ежегодном докладе. Подобные публичные действия Соединенных Штатов могут свидетельствовать о готовности американской стороны исключить или, во всяком случае, отнести на второй план тему свободы вероисповедания в отношениях с Вьетнамом, придав им более взвешенный и конструктивный характер.

Прежние обвинения в адрес вьетнамского руководства в области соблюдения религиозных свобод были связаны, главным образом, с положением национальных меньшинств, проживающих на плато Тэйнгуен2 в Центральном Вьетнаме. К ним относятся народы мон-кхмерской (бана, кохо, седанг) и ауст-роазиатской (зярай, эде, раглай) языковых семей. Отличительными чертами, свойственными всем им, являются родоплеменной строй, традиционная система подсечно-огневого земледелия, а в религиозной области - анимизм и культ предков. Общая численность данных народов по состоянию на 1999 год составила около 1 млн. 300 тыс. человек .

За малозначимыми, на первый взгляд, дискуссиями о свободе вероисповедания коренного населения плато в действительности стоит сложная проблема в американо-вьетнамских отношениях второй половины XX века и истории Вьетнама в целом. Сразу после Женевских соглашений 1954 года район Тэйнгуен стал объектом пристального внимания США из-за

своего важного стратегического положения. Через плато проходили участки «тропы Хо Ши Мина», соединявшей ДРВ с силами патриотов на Юге, здесь же Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама стремился расположить свои тылы и опорные пункты для генеральных наступлений. Поэтому вплоть до 1973 года Вашингтон проводил курс на создание горских вооруженных отрядов, способных оказать решительное сопротивление «коммунистической угрозе». Особенно важно то, что параллельно с поставками вооружений, военной подготовкой, реализацией экономических и гуманитарных проектов на Тэйнгуен была развернута активная деятельность американских протестантских миссионеров, которые в упрощенной форме разъясняли горцам основы христианства4. В результате к концу войны здесь сформировалась некая общность, связанная сходным укладом жизни, сходной культурой, а теперь -и едиными религиозными представлениями, члены которой были настроены враждебно по отношению к центральной власти и выражали сильные сепаратистские настроения. Лишь в 1992 г. правительству СРВ удалось добиться окончательного прекращения деятельности на плато вооруженных формирований Объединенного Фронта за освобождение угнетенных рас (ФУЛРО), основная часть активистов которого эмигрировала в США.

После подавления вооруженного сопротивления в деятельности сепаратистски настроенной части горцев на первое место стала выходить борьба политическая. В США в начале 1990-х гг. была образована организация горских эмигрантов «Montagnard Foundation», которая претендует на роль выразителя интересов всего коренного населения плато Тэйнгуен, в том числе и с трибуны ООН. При этом широко используются обвинения вьетнамских властей в грубом нарушении прав и даже целенаправленной политике геноцида горских народов. На данном направлении «Montagnard Foundation» зачастую действует совместно с крупными западными правозащитными организациями, в первую очередь «Human Rights Watch». Высказываемые ими оценки зачастую ложатся в основу официальных документов Госдепартамента США, а также периодически используются американским Конгрессом для «торможе-

ния» диалога с СРВ по тем или иным чувствительным для Ханоя вопросам. Например, в 2005 г., на заключительном этапе переговоров по вступлению Вьетнама в ВТО группа американских конгрессменов заявила о необходимости учитывать ситуацию с соблюдением прав человека и религиозных свобод вьетнамскими властями при принятии решения о ратификации соответствующего двустороннего соглашения5.

Примерно с 2000 года начинается новый этап в деятельности «Montagnard Foundation». Организация, прежде занимавшаяся, главным образом, изучением ситуации на Тэйнгуен и пропагандистской деятельностью в странах Запада, теперь сосредоточила усилия на распространении сепаратистских настроений непосредственно среди жителей плато, целенаправленном разжигании недовольства центральными властями6. Подобная активность в итоге привела к крупным (до нескольких тысяч человек) выступлениям горцев-протестантов в феврале 2001 г. (впервые с конца 1980-х гг.). Хотя по сообщениям правозащитных организаций данные выступления носили мирный характер, на них помимо прочего звучали призывы к провозглашению на территории Тэйнгуен независимого «государства Дега» . Это послужило поводом для жесткого вмешательства властей, в результате чего многие из лидеров сепаратистов были задержаны.

Несомненным является то, что для вьетнамского руководства проявления широкого недовольства горцев стали весьма болезненным сигналом. Они красноречиво свидетельствовали о сохраняющихся в стране, несмотря на проводимую «политику обновления», проблемах, подрывали благоприятный образ СРВ на международной арене, создавали рычаг давления на Ханой со стороны США и ЕС, особенно несвоевременный на фоне завершающихся переговоров с государствами Запада о присоединении Вьетнама к ВТО.

По заявлениям правозащитных организаций, поводом для волнений стали регулярные ущемления Ханоем религиозных свобод коренного населения Тэйнгуен8. Определить истинные масштабы подобных притеснений, а также их подлинную роль в возникновении беспорядков на данный момент не представляется возможным. Это связано с тем, что сообщения правоза-

щитников и вьетнамских властей, как правило, противоречат друг другу, носят отрывочный, несистемный, а также, вероят-

_ ^ _ _ __ о т~х

но, в определенной степени и пропагандистский характер. В то же время следует отметить, что рост недовольства и протест-ных настроений среди горцев, очевидно, не в последнюю очередь был связан со сложным социально-экономическим положением на плато. Действительно, из-за своей удаленности от традиционных экономических центров Вьетнама, плохо развитой инфраструктуры, сравнительно низкой плотности населения, недостаточной степени изученности и освоения природных ресурсов, провинции Тэйнгуен на протяжении всего существования СРВ крайне мало были вовлечены в процесс развития страны и в настоящее время являются одним из наиболее отсталых регионов страны. К началу XXI века здесь по-прежнему весьма актуальными оставались проблемы голода и бедности: так, в наиболее бедной провинции плато - Зялай -средний годовой доход на душу населения в 1999 г. составил 2,26 млн. донгов (то есть менее 180 долларов) на человека9. Чрезвычайно высокой оставалась доля сельского хозяйства в структуре экономики района (в провинции Даклак в 1999 г. на аграрный сектор приходилось почти 75% валового продукта10). Сохранялись проблемы в области здравоохранения и образования, обеспечения населения питьевой водой. При этом низкий уровень развития инфраструктуры ограничивал потенциал экономического роста плато.

Серьезные негативные последствия имели и некоторые просчеты при проведении экономических реформ. Например, на фоне быстрого роста мировых цен на кофе сорта «робуста» в первой половине 1990 годов возникла тенденция к расширению площадей кофейных плантаций и фактически превращению плато в монокультурный район. Соответственно, последовавшее падение цен на кофе вследствие экономического и финансового кризиса 1997 года нанесло сильный удар по благополучию национальных меньшинств и, возможно, стало одним из катализаторов роста протестных настроений11.

Наряду с указанными факторами постоянным и сильным раздражителем для горцев являлась проблема землепользования. Традиционный способ ведения сельского хозяйства малых

народов Тэйнгуен (подсечно-огневое земледелие) требует использования обширных площадей для предотвращения истощения почвы. Однако еще с 1950-х годов сначала сайгонский режим, а потом правительство СРВ под предлогом «неэффективного использования земельных угодий» перераспределяли

их в пользу вьетнамских крестьян, в большом количестве при-

12

бывавших на плато . Это, в свою очередь, приводило к оскудению горского хозяйства, нарушению сложившегося уклада жизни.

Принимая во внимание приведенные факты, вьетнамское руководство еще в 2001 году, «по горячим следам», приняло ряд срочных мер, направленных на снижение недовольства национальных меньшинств. Например, в августе администрация провинции Даклак распределила между наиболее нуждающимися семьями горцев почти 14 тысяч гектаров земель, которые были выделены из угодий государственных сельскохозяйственных и лесных предприятий13. В октябре того же года горцам были переданы еще 165 тыс. гектаров в провинции Даклак и 66 тысяч в провинции Ламдонг. К концу июня количество языков нацменьшинств, на которых осуществлялось телевещание на плато, было увеличено с одного до пяти. Были подняты стипендии для учащихся из числа горских народов14.

Очевидно, что указанные шаги носили «аварийный» характер, были направлены на предотвращение широкого распространения протестных настроений в беспокойном районе. В то же время, достаточно определенно можно утверждать, что вьетнамское руководство поставило задачу свести к минимуму вероятность подобных социальных взрывов в долгосрочном плане, прежде всего за счет системного улучшения социальноэкономического положения национальных меньшинств. Об этом свидетельствуют, в частности, масштабы и содержание пятилетнего плана развития плато Тэйнгуен с 2001 по 2005 год, утвержденного уже после беспорядков. Так, по решению правительства на финансирование развития района выделялось 35 трлн. донгов (2,36 млрд. долларов)15, что на четверть больше объемов финансирования предыдущей пятилетки. Одной из основных задач в рамках пятилетнего плана стало ускоренное развитие местной промышленности. Так, более половины вы-

деляемых средств пошло на строительство предприятий в горнодобывающей, энергетической и деревообрабатывающей отраслях, по переработке сельскохозяйственной продукции. Большое значение уделяется разработке и реализации крупных амбициозных проектов, например боксито-глиноземного комплекса в провинции Ламдонг общей стоимостью 487 млн. долларов, сети гидроэлектростанций средней и малой мощности на реках Донгнай, Кронгко, Сесан, Срепок и др. Уже введены в эксплуатацию ГЭС «Яли» и «Хамтхуан-Дами».

Одновременно с увеличением доли промышленного производства в хозяйстве значительные усилия направлялись на повышение достатка людей, занятых в сельском хозяйстве. Здесь власти сосредоточились на стимулировании производства высокопродуктивных и рентабельных культур, например кофе «арабика», хлопка, какао, перца, кешью, чая16. Кроме того, на государственном уровне проводились программы наделения горцев землей. Так, в июле 2004 г. премьер-министр Фан Ван Кхай подписал Директиву № 134, в соответствии с которой каждая малообеспеченная горская семья должна получить 0,15 - 0,5 га земли17. По сообщениям вьетнамской прессы, через год в рамках выполнения данной директивы свыше 46 тысяч семей национальных меньшинств получили в общей сложности около 20 тысяч га сельскохозяйственных угодий и земли под застрой-

ку18.

Существенные результаты были достигнуты в сфере транспорта и связи. По официальным данным, к 2005 году 99% общин района были доступны для автотранспорта, 98% имели доступ к электросети, число почтовых отделений увеличилось более чем на тысячу19. В феврале 2006 года20 правительство СРВ утвердило проект прокладки скоростной автомагистрали в направлении Хошимина протяженностью 189 км и стоимостью около 600 млн. долларов, которая свяжет провинции плато с юго-восточной частью страны21.

Заметные сдвиги наметились в сферах культуры, образования, здравоохранения. В 2004-2005 учебном году в регионе насчитывалось примерно 2,2 тыс. средних и начальных школ, которые посещали около 1,5 млн. учащихся. Из них представители нацменьшинств составляли приблизительно одну треть.

Системой начального образования охвачено 99,2% общин на

22

плато . Крупными образовательными центрами являются Да-латский и Тэйнгуенский университеты. Сеть медицинских учреждений включает около 750 медпунктов, примерно в трех четвертях общин района сотрудники сферы здравоохранения

23

имеют высшее медицинское образование .

На основании имеющихся данных можно утверждать, что реализация данных программ позволила за относительно короткий срок добиться заметного улучшения социальноэкономического положения обитателей плато. На протяжении всей пятилетки в районе сохранялись темпы экономического роста в 11%, что превысило аналогичный показатель по стране

24

в целом . К 2005 году уровень бедности сократился до 28%, при этом в интервью Вьетнамскому информационному агентству в феврале 2006 года председатель ЦК Отечественного фронта Вьетнама Фам Тхе Зует заявил, что руководство страны поставило задачу снизить этот показатель к 2010 г. до нулевой отметки.

Следует отметить, что отличительной чертой вьетнамской политики по развитию Тэйнгуен по сравнению с предыдущими этапами является ее сравнительная открытость. В последние годы плато перестало быть районом, закрытым для посещения иностранцев. Программы по преодолению голода и бедности осуществляются в координации с крупными международными финансовыми институтами, например Азиатским банком развития. Регулярные визиты на плато совершают сотрудники американского посольства, а также участники «группы четырех» - послы Канады, Новой Зеландии, Норвегии и Швейцарии в СРВ.

На этом фоне серьезным поводом для беспокойства властей стали новые беспорядки, произошедшие на плато весной 2004 г. Однако по сравнению с событиями 2001 г. они имели разрозненный характер и гораздо меньший масштаб, не сопровождались призывами к независимости или другими серьезными требованиями в политической и социально-экономической областях. Об эффективности выбранного вьетнамским правительством курса может свидетельствовать то, что недовольство протестовавших было связано, главным образом, с особенно-

стями регулирования деятельности церквей и религиозных объединений, в частности сложностью прохождения необходимых регистрационных процедур25. Результатом стало, в частности, усиление внимания центральных властей к данной проблеме. В 2004 г. правительство утвердило основополагающее Положение о религиозных убеждениях (вступило в силу 15 ноября 2004 г.), а в 2005 г. - Директиву № 22 о реализации данного положения и «Инструкцию о некоторых направлениях

Л/"

политики в отношении протестантов»26. Принятие данных документов привело к легализации ряда протестантских организаций, до этого действовавших вне правового поля. Официальный статус получили 29 церквей и культовых сооружений протестантов, еще несколько сотен смогли начать или возобновить

27

свою деятельность при неофициальном согласии властей .

Учитывая приведенные факты, следует сделать вывод, что проблема национальных меньшинств плато Тэйнгуен, которая с момента образования СРВ, и особенно с начала 1990-х гг., представляла собой серьезную потенциальную угрозу внутри-и внешнеполитической стабильности страны, к настоящему времени в существенной степени утратила свою остроту. Причиной этому стала деятельность партийного и государственного руководства Вьетнама, которое, сохраняя курс на жесткое противодействие сепаратистским и экстремистским настроениям, последовательно проводит политику комплексного развития народного хозяйства и социальной сферы района. Конечно, было бы преувеличением утверждать, что таким образом за 5-6 лет удалось полностью исчерпать конфликтный потенциал на плато, тем более что, несмотря на существенные изменения, ключевые экономические показатели провинций Тэйнгуен пока отстают от средних по стране. В то же время результаты избранного подхода Ханоя к решению горской проблемы наглядны и очевидны.

1 Сообщение Госдепартамента США от 14 ноября 2006 г. http://usinfo.state.gov/xarchives/display.html?p=washfile-е^Н$Ь&у=2006&т=МоуетЬег&х=20061114150908т1епи^еЮ.4384882& chan1id=humanrights

2 Плато Тэйнгуен занимает территорию 5 провинций СРВ (Даклак, Дакнонг, Зялай, Контум, Ламдонг), выделяется в качестве отдельного района Вьетнама. Его население составляет 4,5 млн. человек, из них на национальные меньшинства приходится около 45%.

Khong Dien. Population and ethno-demography in Vietnam. Chiang Mai. Silkworm Books. 2002, стр. 171-172

4 Сотрудничество с горскими народами в период войны во Вьетнаме достаточно широко описывается в современной американской научной и публицистической литературе. Наиболее подробные и полные сведения, в частности, можно найти в монографии Дж. Хикки «Вольные жители лесов. История народов Центрального нагорья Вьетнама в 19541975 гг.» (Hickey G.C. Free in Forest: Ethnohistory of the Vietnamese Central Highlands, 1954-1976. - Hew Haven: Yale University Press, 1982)

5 “Call for Vietnam's WTO bid to be linked to human rights”. Radio Australia, 05.12.2005

6 Repression of Montagnards. Conflicts over land and religion in Vietnam's Central Highlands. Human Rights Watch, N-Y, 2002

7 Дега, или Дегар - самоназвание горских народов Тэйнгуен как общности (аналогичное по смыслу французскому «Montagnards» или английскому «Highlanders»), введенное в употребление националистическими организациями для сплочения отдельных народностей. Идея о «воссоздании государства Дега» впервые была выдвинута лидерами ФУЛРО.

В частности, Human Rights Watch утверждала о закрытии протестантских ряда церквей, искусственно создаваемых препятствиях для регистрации священнослужителей и религиозных объединений, запрете на отправление тех или иных обрядов.

9 Bânh giâ nghèo theo vùng tai vùng ven biên miên Trung và Tây Nguyên (Сравнительная оценка проблемы бедности в приморских районах Центрального Вьетнама и на плато Тэйнгуен). Доклад постоянного представительства Азиатского банка развития во Вьетнаме, 2003, стр. 8

10 Bânh giâ nghèo ..., стр. 9

11 В то же время не будет преувеличением утверждать, что данные проблемы характерны и для многих других районов Вьетнама, в том числе, населенных преимущественно этническими вьетнамцами.

12 см. Hickey G.C. Free in Forest, стр. 32-45, 285-287

13 Repression of Montagnards ...

14 Repression of Montagnards ...

15 “Vietnam targets central highlands development”. Asia Times, 27.11.2001. http://atimes.com/se-asia/CK27Ae02.html

16 “Vietnam targets central highlands development”.

17 “Land for all in Central Highland minority groups by 2005,” Nhan Dan, August 21, 2004.

18 No Sanctuary. Ongoing Threats to Indigenous Montagnards in Vietnam’s Central Highlands. Human Rights Watch report, 2006 -

http://hrw.org/reports/2006/vietnam0606/index.htm

19 Сообщение ВИА, 17.07.2006 г.

20 В отличие от плана 2001-2005 гг., информация о содержании плана развития плато Тэйнгуен в 2006-2010 годах комплексно не публиковалась во вьетнамской печати. Поэтому в данной работе при оценке текущей ситуации делается попытка обобщить доступные разрозненные сообщения вьетнамских СМИ.

21 Сообщение ВИА, 23.02.2006 г.

22 Сообщение ВИА, 17.07.2006 г.

23 Сообщение ВИА, 17.07.2006 г.

24 “A new life for the Central Highlands”, Nhan Dan, March 14, 2006 -http://www.nhandan.com.vn/english/life/140306/life_new.htm

25 No Sanctuary.

26 International Religious Freedom Report 2006. Vietnam. US Department of State, September 15, 2005.

http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71363.htm

27 No Sanctuary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.