ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ:
США И ГОРСКИЕ НАРОДЫ ТЭЙНГУЕН
Во время войны во Вьетнаме США активно взаимодействовали с национальными меньшинствами, проживающими в горных районах юга страны. Особую важность этому аспекту придает его актуальность в наши дни: отношения Ханоя и Вашингтона нормализованы, последствия войны, в том числе применения напалма и химического оружия, преодолены, однако националистическое движение горцев, возникшее при содействии американцев, по-прежнему оказывает значительное влияние на современный Вьетнам.
Наиболее активным было взаимодействие американцев с группой народов, населяющих обширное плато Тэйнгуен на границе с Лаосом и Камбоджей. К ним относятся народы зярай, еде, бана, кохо, общая численность которых, по данным на 1976 г., превышала 400 тыс.
Толчком к формированию политики США в отношении горцев Тэйнгуен стало решение пленума ЦК Партии трудящихся Вьетнама в январе 1959 г. о переходе к вооруженной борьбе за объединение страны. Уже в июле 1959 г. первый отряд из 4 тыс. подготовленных бойцов начал просачиваться в южную Республику Вьетнам1. В таких условиях значение района для обеих сторон резко выросло. Сложный рельеф и джу нгли плато, необо-рудованность границы с Лаосом и Камбоджей, удаленность от основных мест дислокации американских и сайгонеких войск делали данный район идеальным местом для налаживания скрытой системы транспортировки солдат и вооружения с Севера на Юг, которая впоследствии получила название «тропы Хо Ши Мина». Эти же факторы способствовали образованию на плато первых «освобожденных районов», которые и играли роль «стратегического тыла» для партизанской армии, и служили целям пропаганды. Наконец, для Ханоя было важно максимально расширить свою базу поддержки на юге, значительно ослабленную в конце 1950-х гг., в том числе среди нацменьшинств. В связи с этим горцы Тэйнгуен представляли для северо-вьетнамского руководства значительный интерес.
Вашингтон, заботясь о сохранении союзной Республики Вьетнам со столицей в Сайгоне, также стал усиливать контроль над прежде периферийным районом, который теперь должен был стать барьером на пути «коммунистической экспансии». Однако простое размещение на плато американских и сайшнских войск в 1959-1960 гг. не позволяло достичь этой цели. К концу 1960 г. американское командование было вынуждено признать, что Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ) контро-
лирует основную часть территории Тэйнгуен. Изучив опыт первой индо-китайской войны (1945-1954 гг.), оно заключило, что наибольших успехов в Северном Вьетнаме французам удавалось добиться именно на территориях, заселенных национальными меньшинствами тхо, таи и нунг2. Горцы Тэйнгуен в еще большей степени были чуяеды вьетнамцам по языку, культуре, быту и религии, что облегчало их использование против сил НФОЮВ.
И США перешли к вовлечению горских народов в вооруженный конфликт. Первыми шагами стали программы ЦРУ «Оборона деревень» (Village Defence Program) и «Горная разведка» (Mountain Scout Program), реализация которых началась в октябре и ноябре 1961 г.3 Они предусматривали вычленение деревень, наиболее негативно относящихся к НФОЮВ, строительство в них укреплений и тренировочных лагерей, подготовку и вооружение добровольцев из числа местных жителей4. В задачи добровольцев входили пропаганда, сбор разведданных и активное вооруженное противодействие НФОЮВ на близлежащих территориях5. За службу горцы получали вознаграждение, которое позволяло боевику накопить достаточное количество средств, чтобы заняться мелким предпринимательством6. Обучение и сопровождение горских отрядов во время операций осуществляли подразделения Сил специального назначения ВС США7.
В 1963 г. обе программы были объединены под названием «Иррегулярные группы обороны деревень» (Civil Irregular Defence Groups, CIDG). К этому времени в их составе числилось до 18 тысяч горцев8. По отчетам ЦРУ и Минобороны, деятельность подобных групп в значительной степени способствовала спаду «враждебной активности» на плато. Только в провинции Контум менее чем за три месяца постоянное присутствие НФОЮВ сократилось с 5 ООО до 500 человек9, хотя нельзя исключать, что данное сокращение было обусловлено и другими факторами.
В то же время программы CIDG носили пассивный характер, ограничиваясь противодействием влиянию НФОЮВ в окрестностях крупных деревень, и не позволяли решить главную задачу - полностью перерезать транспортные маршруты «тропы Хо Ши Мина», которые проходили в обход населенных пунктов. И с конца 1963 г. американцы стали использовать горцев для ведения наступательных операций в удаленных районах, в первую очередь на границе с Лаосом и Камбоджей10. Они формировали новые боевые группы, вооружали их крупнокалиберными пулеметами и минометами11.
Одновременно они вели «борьбу за умы» местного населения путем оказания помощи в области образования, здравоохранения, развития инфраструктуры. В 1964 г. только на поддержку образования молодежи в отдаленных районах, где не было возможности содержать учебные заведения, американцами было выделено 1,8 млн долл. В массовом порядке строи-
лись социальные объекты, обустраивались лагеря беженцев12. Горцам оказывалось содействие в освоении новых инструментов, методов ведения сельского хозяйства и металлообработки13.
В июле 1965 г. при посольстве США в Сайгоне был сформирован Комитет по делам горцев (Montagnard Committee), объединивший представителей политического отдела посольства, ЦРУ Командования по оказанию военной помощи Южному Вьетнаму и Информационной службы. На регулярной основе стали осуществляться контакты с горскими лидерами, сайгонское правительство подталкивалось к улучшению социально-экономической ситуации в районе, поддержанию равного доступа всех народностей к образованию, здравоохранению, объектам инфраструктуры14 . Серьезной проблемой являлось распространение среди горцев сепаратистских настроений, что было вызвано прежде политикой Сайгона по ускоренному «развитию» плато за счет массового заселения Тэйнгуен вьетнамскими крестьянами. Поэтому Комитет по делам горцев добивался от него отказа от этого курса. Эти действия американцев способствовали росту их авторитета среди малых горских народов15.
Отдельные племенные лидеры, пытаясь бороться с дискриминационной политикой Сайгона, обсуждали с американцами возможность получения автономии или даже независимости. США пытались остановить рост националистических настроений на плато. Но в 1964 г. Эти настроения привели к образованию первой сепаратистской организации - Объединенного фронта освобождения угнетенных рас (Le Front Unifie pour la Liberation des Races Opprimees, ФУЛРО) и вспышке антивьетнамских восстаний в сентябре 1964 и декабре 1965 гг. Благодаря тесным контактам с племенными вождями, Вашингтон смог приостановить кризисное развитие ситуации. Удалось убедить боевиков ФУЛРО прекратить вооруженные акции против вьетнамского населения и администрации, склонить сайта неких руководителей к практическим шагам по улучшению социально-экономической ситуации на плато. При помощи самолетов авиакомпании ЦРУ Air America были обеспечены контакты между повстанцами и властями16.
Но, несмотря на регулярные консультации с сепаратистами, отстаивание интересов горцев в диалоге с Сайгоном, Вашингтон не поддержал идею об автономии плато и тем более образовании в районе независимого государства. Он акцентировал внимание лишь на равноправии национальных меньшинств и титульной нации. Доступные американские документы свидетельствуют о том, что на протяжении 1960-х гг. США рассматривали сепаратистские устремления малых народов Тэйнгуен как серьезный удар по хрупкой стабильности в Республике Вьетнам17.
Подобная политика Вашингтона в отношении коренного населения плато имела явные дефекты. На фоне четкой программы НФОЮВ, предус-
матривавшей образование в Тэйнгуен автономного района по аналогии с теми, что были провозглашены в ДРВ, американские «заигрывания» вызывали непонимание со стороны националистически настроенных лидеров зярай, еде и бана. Не на пользу США сыграли и начавшиеся массированные бомбардировки «тропы Хо Ши Мина», под которые зачастую попадали и поселения лояльных американцам горцев. В результате часть коренного населения начала склоняться на сторону Движения за автономию плато, действовавшего в рамках НФОЮВ18. Наличие вооруженных и подготовленных этнических формирований - CIDG - сделало ситуацию особенно опасной.
Таким образом, сама стратегия опоры на национальные меньшинства требовала от Вашингтона принципиального пересмотра своего подхода к горскому сепаратизму. К этому же подталкивала и резко возросшая военная активность НФОЮВ и северной Вьетнамской народной армии (ВНА), в частности масштабное «Новогоднее наступление» в начале 1968 г. Хотя основными целями операции были Сайгон и Хюэ, упорные бои развернулись и на плато Тэйнгуен. Нападениям подверглись крупные города района - Буонметхуот, Контум, Плейку, Далат, Чеорео. А американское командование не имело возможности им помочь, поскольку было вынуждено сконцентрировать все силы на обороне дельты Меконга и приморских городов. Более того, часть войск, дислоцированных на плато, была переброшена ближе к Сайгону19.
В этой критической ситуации неожиданную поддержу американским войскам и Армии Республики Вьетнам (АРВ) оказали те боевики ФУПРО, которые к началу «Новогоднего наступления» находились в атакованных населенных пунктах. В результате тесного взаимодействия с членами фронта, группам CIDG удавалось в течение продолжительного времени удерживать контроль над окрестностями провинциальных центров и тем самым частично сковать силы ВНА и НФОЮВ. Кроме того, подобное открытое выступление горских сепаратистов окончательно отрезало путь к их возможной переориентации на НФОЮВ и тем самым автоматически превращало Фронт в одного из наиболее надежных и стойких союзников американцев на плато.
В сложившейся обстановке американское руководство приняло решение использовать ФУПРО для прямого противостояния отрядам НФОЮВ в обмен на гарантии самостоятельности в отношениях с вьетнамскими властями. Комитет по делам горцев при американском посольстве с середины 1968 г. начал добиваться от сайта некого правительства предоставления плато отдельных элементов автономии20. Урегулирование отношений между ФУПРО и сайгонским правительством взяли под свой контроль посол США в Республике Вьетнам Э. Бункер, командующий вооруженными силами
США во Вьетнаме У Уэстморленд и бывший резидент ЦРУ в Сайгоне У Колби21.
Трудно сомневаться в том, что именно американское давление способствовало заключению 19 декабря 1968 г. соглашения между ФУПРО и правительством Республики Вьетнам о придании легального статуса горским боевикам на территории плато, а также добровольном вхождении некоторых вооруженных формирований Фронта в состав Региональных сил АРВ22. Основной смысл данного соглашения заключался в переориентации горских сепаратистов на борьбу с НФОЮВ. Бункер назвал реализацию соглашения «одним из наиболее позитивных событий во внутриполитической ситуации в стране за последнее время»23.
Косвенным признаком переориентации Вашингтона на налаживание полномасштабного сотрудничества с сепаратистски настроенной прослойкой горцев стало появление на рубеже 1960-1970-х гг. пропагандистских материалов, оправдывавших это сотрудничество и утверждавших, что народы Тэйнгуен в состоянии сами определять свои пути развития. Характерный пример - статья «Их час настал», опубликованная в американской армейской газете «Тайфун»24.
Заинтересованность Вашингтона в использовании ФУПРО для борьбы с НФОЮВ и регулярными частями ВНА значительно возросла после встречи президента США Никсона и президента Республики Вьетнам Нгуен Ван Тхиеу 8 июня 1969 г., которая положила начало «политике вьетнами-зации», подразумевавшей вывод американских войск из Вьетнама25. В условиях реализации «доктрины Никсона» формирования Фронта, которые хорошо знали местность, были неплохо вооружены и подготовлены, стали важными союзниками для Пентагона. Без них сайгонские войска, лишившиеся поддержки американских сил, неминуемо ждало поражение в горах.
Апогеем военного сотрудничества американцев с малыми народами плато стало подключение Фронта к совместным американо-южновьетнамским рейдам в Камбоджу в середине 1970 г., задачей которых было уничтожение «коммунистических баз», созданных для нового стратегического наступления26. Так, 24 июня 1970 г. 1 100 боевиков ФУПРО вторглись на камбоджийскую территорию при поддержке артиллерии и авиации США27.
Однако под давлением Конгресса администрация Никсона была вынуждена прекратить операции в Лаосе и Камбодже. Использование же горских народов на вьетнамской территории все более затруднялось из-за продолжающегося вывода американских контингентов. Так, на протяжении 1970 г. реализация программ CIDG была полностью передана в руки сайгонскош правительства, а боевые формирования горцев, действовавшие в составе этих групп, - включены в состав АРВ. Кроме того, военная активность на плато в конце 1970 и 1971 гг. снизилась из-за масштабных
потерь с обеих сторон. В этих условиях основные усилия Вашингто на были сосредоточены на поддержании процесса «умиротворения» населения страны, который был провозглашен Никсоном в качестве одного из ключевых элементов «почетного» завершения конфликта28. А в горных районах США ограничились оказанием гуманитарной помощи и предотвращением «перегибов» в политике «умиротворения», которые зачастую допускали представители сайгонекого правительства.
Переломным моментом стало второе генеральное («пасхальное») наступление НФОЮВ и ВНА в апреле-мае 1972 г. Плато, наряду с дельтой Меконга и провинцией Куангчи, стало одним из основных направлений ударов регулярных частей ВНА, располагавших артиллерией и танками. В результате ожесточенных боев и появления большого количества беженцев ситуация в районе была полностью дестабилизирована. Единственное, что в этих условиях смогли сделать американцы, - это эвакуировать из наиболее уязвимых районов нескольких тысяч горцев с использованием самолетов Air America29.
Несмотря на то, что провинциальные центры Плейку и Буонметхуот, а также другие крупные города удалось отстоять, американская политика в отношении горского населения оказалась в глубоком кризисе. Это было вызвано тем, что значительные территории на плато, прежде всего удаленные от провинциальных центров, перешли под контроль НФОЮВ и тем самым оказались практически полностью недоступными для американцев. К тому же 14 августа 1972 г. Тэйнгуен покинуло последнее подразделение армии США. Эго повлекло массовый исход американских гражданских специалистов, безопасность которых не могла обеспечить сайгонская армия. В итоге во второй половине 1972 г. Вашингтон начал быстро терять инструменты своего влияния на горцев. С этого момента и вплоть до окончания Холодной войны США были вынуждены прекратить открытую деятельность на плато. Вероятно, они сохранили лишь законспирированные контакты со своими сторонниками через возможности спецслужб.
Результаты и последствия деятельности США в отношении горцев Тэйнгуен противоречивы. Очевидно, что наиболее крупные горские народы пошли на контакт с Вашингтоном и оказали активную поддержку американским войскам. При помощи горцев удалось нарушить многие пути снабжения и переброски частей НФОЮВ и ВНА, а такие центры национальных меньшинств, как Буонметхуот или Контум, остались неприступными даже во время их генеральных наступлений 1968 и 1972 гг. Однако стратегическая цель США в районе плато - полное блокирование «тропы Хо Ши Мина» - так и не была достигнута. Кроме того, горские формирования не могли противостоять хорошо подготовленным и вооруженным регулярным частям ВНА, количество которых на плато постоянно росло.
Однако курс США на создание этнических вооруженных формирований, неподконтрольных сайгонским властям, способствовал превращению Тэйнгуен в 1970-1980-х гг. в очаг вооруженной сепаратистской борьбы. Даже после того, как военная активность ФУПРО была подавлена в 1992 г., ключевые активисты Фронта эмигрировали в США, где через правозащитные организации до сих пор продолжают борьбу с Ханоем, теперь уже пропагандистскую. Возникшая же глубокая настороженность в отношениях между малыми горскими народами и центральным правительством во многом сохраняется и по всей день, являясь одной из ключевых политических проблем современного Вьетнама.
Примечания
1 Дэвидсон Ф. Война во Вьетнаме, 1946-1975. М., 2002. С. 297-298.
2 Там же. С. 62-63, 157-159, 299.
3 Hickey G.C. Free in Forest: Ethnohistory of the Vietnamese Central Highlands, 1954-1976. Hew Haven, 1982. P. 76-77.
4 U.S. Special Forces. 1961-1971. U.S. Army Center of Military History. Washington. 1983 (http://www.army.mil/cmh-pg/books/vietnam/90-23/90-232.htm).
5 Virtual Vietnam Archive (VVA) at Texas Tech University (http://star.vietnam.ttu.edu/ vietnamarchive/index.htm), per. № 0440620039 (Письмо бывшего директора ЦРУ США У. Колби майору ВС США в отставке X. Богу от 31 января 1992 г.); Hickey G.C. Op. cit. P. 77.
6 Hickey G.C. Op. cit. P. 211-215.
7 U.S. Special Forces. 1961-1971.
8 Hickey G.C. Op. cit. P. 80.
9 Ibid. P. 77.
10 Письмо У. Колби X. Богу от 31 января 1992 г.
11 VVA, per. № 18560104008 (Рапорт командира 5-й воздушно-десантной группы войск специального назначения США во Вьетнаме от 19 мая 1965 г.).
12 VVA, per. № 2171306003 («Психологические операции и гражданские акции в горных районах», Дополнение № 2 к указанию Объединенной службы по связям с общественностью США от 4 февраля 1966 г.).
13 U.S. Special Forces. 1961-1971.
14 Hickey G.C. Op. cit. P. 139-140, «Психологические операции...».
15 Ibid. P. 80.
16 Ibid. P. 133-135, 143-145, 154.
17 «Психологические операции...»; Pike D. (ed.). The Bunker Papers: Reports to the President from Vietnam, 1967-1973. V. 3. Berkley, 1990. P. 659.
18 Hickey G.C. Op. cit. P. 67, 93.
19 Дэвидсон Ф. Указ. соч. С. 469, 474.
20 Hickey G.C. Op. cit. P. 170, 187-189.
21 Hickey G.C. Op. cit. P. 187.
22 Dooley G.E. Battle for the Central Highlands: A Special Forces Story. NY., 2000. P. 250; Hickey G.C. Op. cit. P. 190.
23 Pike D. (ed.). Op. cit. P. 659.
24 Russel R. Their time has come // Typhoon. 1969. № 10.
25 Федулова Н.Г. США: Политика в Юго-Восточной Азии. М., 1975. С. 201-202.
26 Дэвидсон Ф. Указ. соч. С. 609-613.
27 Hickey G.C. Op. cit. P. 220.
28 Дэвидсон Ф. Указ. соч. С. 609-613.
29 Hickey G.C. Op. cit. P. 233, 241.