Научная статья на тему 'Защита «Свободы вероисповедания» - очередной повод к вмешательству во внутренние дела Вьетнама'

Защита «Свободы вероисповедания» - очередной повод к вмешательству во внутренние дела Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шутов Елеб Александрович

Lawyer and employee of EE «GGATK» G.A. Shytov (Belorussia) in his article touches upon the following thorny question: a variety of means used by the external forces (primarily by the United States) to interfere in the internal affairs of Vietnam, including the so-called protection of «the religious freedom». Thus, the author refutes the assertion that «the socialist government of Vietnam considers Buddhism its enemy,» and shows, that it doesn't correspond to actual situation. In fact Buddhism is an equal part of the Vietnamese society and enjoys the necessary support from the Vietnamese government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита «Свободы вероисповедания» - очередной повод к вмешательству во внутренние дела Вьетнама»

Г.А. Шутов (Республика Беларусь)

ЗАЩИТА «СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ» — ОЧЕРЕДНОЙ ПОВОД К ВМЕШАТЕЛЬСТВУ ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ВЬЕТНАМА?

Роль Вьетнама в Азиатско-Тихоокеанском регионе очевидна, также очевидно, что такие акторы, как США, будут использовать имеющийся в их распоряжении спектр средств для лоббирования своих интересов во Вьетнаме. Спектр используемых средств не отличается особым разнообразием: экономические санкции1, поддержка сепаратистских движений, инициирование так называемых цветных революций, использование защиты прав человека и свободы вероисповедания как повода для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Как отмечают В.Н. Колотов и А.Н. Ланьков, «США активно используют правозащитную и демократическую риторику: чем меньше возможностей влияния на тот или иной режим, тем больше обвинений раздается в его адрес со стороны Вашингтона. Из стран АСЕАН это касается, прежде всего, Мьянмы и Вьетнама»2.

О попытках отдельных сил использовать в деструктивных целях карту «защиты свободы вероисповедания» было сказано в докладе Генерального секретаря Компартии ЦК Вьетнама тов. Нонг Дык Маня3.

Приметой времени стало использование защиты «свободы вероисповедания» как повода для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Если ранее предлогом для вмеша-

тельства во внутренние дела Вьетнама служила «защита прав христиан», то с недавнего времени в адрес руководства СРВ слышны упреки за якобы имеющие место «нарушения прав буддистов». При этом сами западные «защитники прав буддистов» не могут прийти к консенсусу относительно количества буддистов в СРВ: по данным ЦРУ во Вьетнаме 9,3 % буддистов4, CNN утверждает, что 2/3 населения Вьетнама — буддисты5, по данным Госдепартамента США — более половины населения страны являются буддистами6. Впрочем, ни одна из указанных цифр не соответствует действительности: по данным переписи 2009 г. во Вьетнаме всего около 8 % (6 802 318 человек из 85 846 997) отнесли себя к буддистам7.

Вравдебно ли относится вьетнамское правительство к буддизму?

Тезис о тотальной враждебности правительства СРВ к буддизму наиболее ярко выражен в «Положении буддизма в современном мире» американского буддолога д-ра Берзина8. При этом в небольшом абзаце, посвященном Вьетнаму, этот ученый сумел сделать ряд ошибок: буддологическая ошибка: Берзин оши-

бочно отнес вьетнамский буддизм к буддизму Тхеравады, хотя вьетнамский буддизм преимущественно является буддизмом

Махаяны9; историческая и фактологическая ошибка: Берзин утверждает, что «социалистическое правительство Вьетнама считает буддизм своим врагом», что противоречит историческим данным (буддизм считало своим врагом как раз прозападное антикоммунистическое правительство Нго Динь Зьема) и не соответствует действительному положению буддизма в современном Вьетнаме.

Отмечая роль буддизма в жизни современного Вьетнама, Нгуен Тхи Хонг писала: «Опираясь на некоторые буддийские принципы, нынешняя светская власть во Вьетнаме пытается найти оптимальные идеологические позиции, которые органично сочетали бы социальную справедливость, коллективизм и уважительное отношение к труду в условиях рыночной экономики»10.

Среди более зримых примеров доброжелательного отношения руководства СРВ к буддизму можно упомянуть: государственную поддержку строительства буддийской Академии в Ха-

ное11; организацию празднования Международного дня Весак в 2008 г.; открытие памятника буддийскому монаху Тхить Куан

Дыку в Хошимине; встречи руководства страны с буддийским

12

духовенством ; участие государства в строительстве и реставрации культовых сооружений, например пагоды Зау в пров. Бак-нинь13. Вьетнамские буддисты принимают активное участие в жизни страны, например в организации благотворительных обедов для пациентов больниц14, организации молебна памяти жертв войны, о чем сообщается на официальном сайте ЦК КПВ15.

Таким образом, можно сказать, что буддийская община Вьетнама не только не подвергается преследованиям со стороны государственной власти, но и пользуется поддержкой и вниманием со стороны социалистического правительства, в свою очередь внося свой вклад в общественную жизнь страны.

При изучении действительного положения вещей можно прийти к выводу о том, что тиражируемая на Западе информация о «нарушении свободы вероисповедания во Вьетнаме» и, в частности, о положении буддизма в СРВ не соответствует действительности. Руководство СРВ активно поддерживает буддизм, а буддийская община Вьетнама сотрудничает с государством в реализации важных проектов в общественной жизни. Стоит отметить, что руководство СРВ беспокоит несправедливая критика по поводу «нарушения свободы вероисповедания во Вьетнаме» и то обстоятельство, что граждане иностранных государств зачастую не имеют доступа к правдивой информации о реальном состоянии религиозной жизни Вьетнама; одним из примеров заинтересованности руководства СРВ в информировании иностранных граждан о действительном состоянии прав человека и свободы вероисповедания служит размещенное на официальном сайте ЦК КПВ интервью16.

В связи с тем что в настоящее время руководство Вьетнама все чаще подвергается неоправданной критике за «нарушение прав человека» и «нарушение свободы вероисповедания», а также принимая во внимание интенсификацию российско-вьетнамского сотрудничества, полагаем, что назрела необходимость проявить солидарность с руководством СРВ по столь важному

вопросу. Для реализации этой задачи считаем целесообразным создание совместных российско-вьетнамских исследовательских и информационных проектов по изучению и освещению религиозной ситуации в современном Вьетнаме, в частности по изучению современного вьетнамского буддизма.

Примечания

1 Радио «Голос Вьетнама»: URL: http://v0vw0rld.vn/ru-RU/H0B0-сти/Несправедливое-решение-США-о-повышении-пошлины-на-вьетн амский-пангасиус/143399/vov

2 Колотое В.Н., Ланъков А.Н. Особенности развития и проблемы стабильности стран АСЕАН: энергетические ресурсы, экономика и политика региона на современном этапе // Нефть, газ, модернизация общества / под общ. ред. Н.А. Добронравина, О.Л. Маргания. СПб.: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2008. URL: http://www.seinstitute.ru/ Files/Oil-8p395-439.pdf

3 Bao cao cua ban ch-p hanh trung uang Dang khoa x v8 tinh hinh kinh tl — Xa Hoi 5 nam 2006—2010 (Tai Dai hoi dai bilu toan qu6c l®n thu XI cua Dang) URL: http://www.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/noi dungchinhsachthanhtuu?articleId=10045210

4 The World factbook: Vietnam. URL: https://www.cia.gov/library/pub lications/the-world-factbook/geos/vm.html

5 «Rights group says Vietnam repressing religious freedoms»: URL: http://edition.cnn.com/2000/ASIAN0W/southeast/11/13/vietnam.religion/ index.html

6 Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor, International Religious Freedom Report 2007, Vietnam URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/ irf/2007/90159.htm

7 Bao cao kit quachinh thuc t6ng di8u tra dan s6 va nha 0 1/4/2009 (Tom tat) URL: http://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=596&ItemID=9782

8 Берзин А. Положение буддизма в современном мире. URL: http:// www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/world_ today/current_sit_buddhism_world.html

9 Tran Dinh Hoanh. Tieu luan ve Bat Nha Tam Kinh. URL: http:// trandinhhoanh.files.wordpress.com/2009/01/bat_nha_tam_kinh_vn_tdh.pdf

10 Нгуен Тхи Хонг. Особенности становления буддийской традиции во Вьетнаме: прошлое и настоящее // Автореф. канд. дис. URL: http:// www.dissercat.com/content/osobennosti-stanovleniya-buddiiskoi-traditsii-vo -vetname-proshloe-i-nastoyashchee

11 Буддийские академии во Вьетнаме // Вьетнам. 2008. № 05.. URL: http://vietnam.vnanet.vn/vnp/ru-ru/13/220/220/18207/default.aspx

12 Буддизм во Вьетнаме развивается вместе со всей страной // Вьетнам. 2007. № 12. URL: http://vietnam.vnanet.vn/vnp/ru-ru/13/65/65/ 4113/default.aspx

13 Пагода Зау — колыбель буддизма во Вьетнаме // Вьетнам. 2008. № 05. URL: http://vietnam.vnanet.vn/vnp/ru-ru/13/220/220/18213/default. aspx

14 Nhung bua com nghia tinh // Giao hoi phat giao Viet Nam. URL: http://phatgiao.org.vn/song-dep/201304/Nhung-bua- com-nghia-tinh-10163/

15 Grand requiem for heroic martyrs in Quang Tri. URL: http:// dangcongsan.vn/cpv/Modules/News_English/News_Detail_E.aspx?CN_ID =579246&C0_ID=30181

16 Return to see and believe the truth. URL: http://www.cpv.org.vn/ cpv/Modules/News_English/News_Detail_E.aspx?CN_ID=579206&C0_I D=30107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.