УДК 378.011 ББК Ч448.1-055.5
Югова Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности
Тч V> V> W 1 w
Российский государственный профессионально-педагогическии университет
г. Екатеринбург Yugova Elena Anatolievna Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Physiology and Life Safety Subdepartment the Russian State Vocational Pedagogical University
Ekaterinburg
eayugova@mail.ru
О смыслообразующих конструктах понятия здоровый образ жизни About the meaning making constructs a healthy lifestyle
В статье рассматриваются основные подходы к выделению основных составляющих понятия «здоровый образ жизни». Исходя из имеющихся различных идеи, концепции и направлении в даннои отрасли исследовании, выделены смыслообразующие конструкты здорового образа жизни.
The article discusses the main approaches to the allocation key components of the concept of «healthy lifestyle». Based on the available different ideas, concepts and trends in the industry study identified the meaning making construct of the healthy lifestyle.
Ключевые слова: здоровье населения, здоровый образ жизни, смыслооб-разующии конструкт.
Key words: population health, healthy lifestyle, the meaning making construct.
Необходимость разработки педагогических оснований для формирования готовности студентов к ведению здорового образа жизни вызвана потребностями практики, недостаточным развитием научной базы, низким уровнем состояния здоровья Российских граждан в целом.
При наличии многочисленных подходов к исследованию различных составляющих здорового образа жизни единая теория отсутствует [8]. Не определены и основные смыслообразующие конструкты понятия здоровый образ жиз-
ни. Разработка этих конструктов назрела в связи с имеющимися на сегодняшний день различными идеями, концепциями и направлениями в данной отрасли исследования.
Всемирная электронная энциклопедия (википедия) дает следующее определение термина. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle (то же что и ЗОЖ), так и Health promotion (укрепление здоровья).
При определении индивидуальных критериев здорового образа жизни в практике на сегодняшний день отдают предпочтение двум основным альтернативным подходам. Первый из этих подходов - традиционный. Он направлен на достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. По количеству лиц, на практике регулярно придерживающихся подобного поведения можно судить об эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья. Но, однозначно общеизвестно, что заболеваемость будет различной при схожем поведении людей с неодинаковыми генетическими возможностями и находящихся в разных условиях окружающей среды. Подобный подход может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья. Таким образом, это может считаться определенным недостатком для достижения цели поддержания и сохранения здоровья.
Второй подход ориентирован на другие установки и в качестве здорового образа жизни рассматривает такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Он предполагает, что если все люди различны (как по совокупности генетических задатков, так и по нахождении их в какой-либо среде обитания), им нужно в течение жизни вести себя по-разному. При таком подходе критерием эффективности
формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое.
В рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется исходя из индивидуальных критериев, генетических задатков, личного выбора профилактических мер заболеваемости и контроля за их эффективностью. При таком подходе люди с большим количеством здоровья (на сегодняшний день) могут считать свой образ жизни вполне здоровым.
О.С. Васильева и Л.Р. Правдина отмечают, что на сегодняшний день, говоря о здоровом образе жизни, важно учитывать холистические (целостные) подходы к описанию феномена здоровья и здорового образа жизни. И если в течение долгого времени понятие здорового образа жизни трактовалось как система мер, касающихся соблюдения определенных правил, которые необходимы для поддержания физического здоровья (физикалистский подход), то сегодняшняя парадигма изучения здоровья учитывает необходимость рассмотрения в понятие ЗОЖ принципов поддержания ресурсов здоровья также на психологическом, социальном и духовном уровнях [1].
Т Т ч_/ ч_/ ч_/ ч_/
Наиболее распространенной и изученной педагогической идеей о формировании здорового образа жизни является физкультурнооздоровительная. Учёные, работающие в области педагогики физического воспитания, считают, что самочувствие, работоспособность человека зависит от функционального состояния физиологических систем организма, а также физических качеств (ловкость, сила, выносливость, подвижность и др.). Благодаря этому, а также процессам становления и разрушения динамического стереотипа, объясняется повышение или снижение работоспособности. Для этого и рекомендуется поддержание организма в необходимой физической форме. Это активный двигательный режим, режим закаливания, режим
и 1 | ч_/
питания, гигиенический режим. Другой немаловажной идеей по внедрению
здорового образа жизни является идея семейного воспитания. В ней отмечается, что ранние воздействия родителей сказываются на всем последующем развитии человека; [5,6]. Интересной является социальноэкологическая идея. Она предполагает, что внешняя среда и образ жизни играют определяющую роль в формировании личности.
В системе укрепления здоровья находятся социально-экономические, медико-гигиенические, психологические, физические способы поддержания трудоспособности граждан. Однако следует учесть, что воспитание в области формирования здорового образа жизни настолько значимая задача, что от ее реализации во многом зависит профилактика заболеваний и вредных привычек. В силу этого, педагогической наукой, в последние десятилетия ведётся многоаспектная разработка данной проблемы.
По-словам В.З.Вульфова [2] в статье «Среда, микросреда и педагогическое управление» отмечается, что восприятие среды и её воздействие - это единый процесс. Но в процессе воспитания следует учитывать, что логика идентичного восприятия среды и логика её воздействия в силу субъективности восприятия не всегда совпадают. Любое педагогическое воздействие должно совпадать с установками, потребностями, интересами личности. Влияние микросреды и педагогическое влияние не может быть изолированным процессом. Оба эти процесса необходимо изучать неотрывно друг от друга, пытаться создавать положительно влияющие на личность ситуации для выбора оптимального поведения. Разнообразные факторы среды, оказывающие многообразное влияние на жизненный опыт воспитанника, в конечном итоге должны учитываться конкретной личностью. Человек всесторонне развивается, сталкиваясь с присущими среде противоречиями. Разнообразные сложные ситуации, в которых он может оказаться, как правило, стимулируют сопротивляемость отрицательным обстоятельствам, инициируют развитие таких качеств личности, которые направлены на ослабление воздействий влияния неблагоприятной среды.
Идея возрастного аспекта в формировании здорового образа жизни. На сегодняшний день существует разнообразие подходов при организации воспитательной работы, в том числе в сфере формирования здорового образа жизни. Во-первых, учитываются возрастные особенности учащихся. Берутся во внимание типичные различия каждой возрастной группы: морфологические, половые характеристики, которые помогают выстроить процесс воспитания в одновозрастном коллективе с учётом физических, социальных, мотивационных и других особенностей человека в окружающей среде развития. Необходимо определить происходящие процессы развития, учитывая двигательную активность, становление волевых характеристик, потребностей, благодаря чему возможна регуляция поведения и деятельности. Условия физического становления групп в различных ведущих видах деятельности (игре, общении, учении) неоднозначна, так как они могут быть благоприятны или тревожны, что, несомненно, сказывается на становлении интересов и направленности личности на тот или иной вид деятельности и поведения.
Интересной является психологическая идея внедрения здорового образа жизни в педагогическую практику. Б.С. Гершунский считает, что полноценная жизненная самореализация возможна только в том случае, если человек осознанно и глубоко верит в определенную жизненную цель. Верит в своё индивидуальное предназначение, видит в нём высший смысл жизни и надежду на продолжение собственного «Я», в зависимости от результатов своей деятельности на протяжении всей жизни, в благодарной памяти людей, общества, социума, цивилизации; человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных, коллективных, мировоззренческих, особенностей; человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в
конкретной трудовой деятельности и разнообразных общественных отношений; человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути, что в конечном результате возможно при самореализации личности в образовании, нацеленном на осознание и понимание смысла жизни
[3].
Смежной с медико-биологической является санитарно-гигиеническая идея внедрения ЗОЖ в педагогическую практику. Соблюдение гигиенических требований включает в себя необходимость регулярных занятий утренней гимнастикой, закаливания организма, соблюдения режима питания, одежды, разумного использования свободного времени и т.д. Сюда можно отнести и использование элементов физической культуры в процессе отдыха, досуга, отпускного или каникулярного времени, природных ресурсов для укрепления здоровья, экскурсий и туризма относится к оздоровительно-рекреативному направлению укрепления здоровья.
Актуальной на сегодняшний день в формировании здорового образа жизни является антинаркотическая идея, связанная с профилактикой зависимостей и с предупреждением злоупотреблением психоактивными веществами [4].
Распространенной идеей по внедрению здорового образа жизни является информационная идея (пропаганда ЗОЖ в образовательных учреждениях).
Обзор подходов современной педагогики к конструированию понятия здоровый образ жизни позволяют выделить основные смысловые параметры этого теоретического конструкта.
Почему мы обращаемся к такому виду понятия как понятие конструкт? Во-первых, отсутствие однозначно определенной позиции к определению понятия здоровый образ жизни. Во-вторых, в сложившейся на сегодняшний день ситуации для описания научного термина «здоровый образ жизни» мы имеем
дело с разными науками педагогика, психология, медицина, биология, социология, философия, в то же время, термин конструкт включает в себя и отражает аксиологические, гносеологические, онтологические аспекты рассматриваемого явления. Эти аспекты неразрывны и соподчинены. Использование термина позволяет конструировать и оперировать процессами, составляющими здоровый образ жизни в зависимости от постоянно меняющихся условий существования человека (влияния различных экологических факторов, изменения условий окружающей среды, наличия болезней, смене режима питания и т.д.)
Конструкт (от англ. construct) - конструировать, создавать. Это понятие, вводимое теоретически или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее обязательного установления его онтологического статуса, т.е. не требующее указания на конкретный денотат (обозначаемый предмет). Как правило, конструкты оформляются в зоне перехода от эмпирического знания к концептуальному и обратно и выполняют функции перевода между эмпирическими и теоретическими языками и логиками. По сути, они заполняют обнаруженные и не прописываемые пустоты в структуре знания и не имеют самостоятельного значения вне знания, в котором они сконструированы [7].
В силу вышесказанного, мы считаем, что конструкты здорового образа жизни это оценочная система, которая используется индивидом для классфи-кации различных моделей поведения, связанных с процессом ведения индивидом здорового образа жизни.
Конструкт здорового образа жизни включает ключевые характеристики понятия здоровый образ жизни. В рамках разных подходов ключевые характеристики, скорее всего, принимают одинаковые значения.
Соответственно, его смыслообразующими конструктами являются те ключевые характеристики, которые составляют здоровьесберегающую модель поведения, т.е. это обобщенные способы деятельности, которые определяют
основные принципы ведения здорового образа жизни. Ими в подавляющем большинстве случаев являются: отсутствие вредных привычек, рациональное питание, физическая (двигательная) активность, режим труда и отдыха, психогигиена и профилактика заболеваний. Низкие показатели по данным критериям если не вызывают болезнь, то с большой долей вероятности влияют на ее возникновение и развитие.
Под здоровьесберегающей моделью поведения мы понимаем - поведенческую функциональную систему, формирующую целенаправленную деятельность в сфере ведения здорового образа жизни. То есть модель способную сформировать, здоровьесберегающий паттерн.
Здоровьесберегающий паттерн - это привычные устойчивые схемы и способы мышления, поведения и реагирования, постоянно воспроизводящиеся и повторяющиеся с целью сохранения и поддержания здоровья на всех его уровнях.
Таким образом, набор смыслообразующих конструктов задает смысловое пространство понятия здорового образа жизни.
Причина же многообразия подходов к исследованию здорового образа жизни в педагогике состоит в различии познавательных установок исследователей, а также в способах их мышления.
Библиографический список
1. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Различные подходы к осмыслению понятия «здоровый образ жизни» [Текст] / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина. // Психология. 2010. №6. с. 30-31
2. Вульфов В.З. Среда, микросреда и педагогическое управление [Текст] / Б.З. Вульфов // Проблемы теории воспитания. Ч. 1. М.: Педагогика, 1974. С. 33 - 42.
3. Гершунский Б.С. Философия образования [Текст] / Б.С. Гершунский. -М.: Совершенство,1998. - 608с.
4. Гринченко Н.А. Пути предупреждения наркотического поведения школьников подросткового возраста. Текст.: дис. канд. пед. наук [Текст] / П. А. Гринченко. - Фрунзе, 1990. - 278с.
5. Луначарский А.В. О воспитании и образовании [Текст] / Под ред. М.А. Арсеньева и др. - М.: Педагогика, 1976. - 636 с.
242
6. Макаренко А.С. Книга для родителей [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Правда,1985. - 30с
7. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] // официальный сайт «Академик». Режим доступа: http://dic.academic.ru
8. Третьякова Н.В., Федоров В.А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект [Текст] / Н.В.Третьякова, В.А Федоров // Образование и наука. 2013.№4. С. 112-132.
Bibliography
1. Vasilyeva OS, LR Pravdina Different approaches to understanding the concept of healthy «lifestyle» [ Text] / O. Vasilyeva , LR Pravdina . // Psychology. 2010. № 6. p. 30-31
2. Wulfov V.Z. Milieu, microenvironment and pedagogical management [Text] / B.Z. Wulfov // Problems of the theory of education. Part 1. Moscow: Pedagogy, 1974. Pp. 33 - 42.
3. Gershunsky B.S. Philosophy of Education [Text] / B.S Gershunsky. - M.: Sovershenstvo, 1998. - 608p.
4. Grinchenko N.A. Ways to prevent drug in the behavior of adolescents. Text.: Dis . Candidate . ped. Sciences [Text] / P.A. Grinchenko. - Frunze, 1990 . - 278p.
5. Lunacharsky A.V. About care and education [Text] / Ed. M.A. Arsenyev , etc. - M.: Education, 1976 . - 636p.
6. Makarenko A.S. Book for Parents [Text] / A. Makarenko. - Moscow: Prav-da, 1985. - 30p.
7. Newest Philosophical Dictionary [electronic resource] / / the official website
of «Academic». Mode of access : http://dic.academic.ru
8. Tretyakova, N.V., Fedorov V.A. The quality of health-promoting activities education institutions: the conceptual aspect of the [Text] / N.V. Tretyakova, V.A. Fedorov / / Education and Science. 2013. № 4. p. 112-132.