Научная статья на тему 'О смысле магистратуры: размышления преподавателя'

О смысле магистратуры: размышления преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1242
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ПРОБЛЕМЫ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / MAGISTRACY / MASTER COURSES / MAGISTRACY TEACHER / MAGISTRATE / HUMANITIES SCHOLARSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роботова Алевтина Сергеевна

В статье автор делится своими размышлениями о современном магистерском образовании (программа «Духовно-нравственное воспитание»), о задачах и путях воспитания специалиста-гуманитария, о трудностях освоения магистерской программы, о новой образовательной ситуации, в которой оказался преподаватель магистратуры, и о тех результатах, которые поддерживают его педагогический оптимизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s reflections about the purport of master courses

The paper puts once again the question of the meaning of modern magistracy. By the example of the Master course “Spiritual and moral development” the author contemplates about the purposes and ways for upbringing the modern humanities scholars. Special attention is paid to the difficulties for magistrates and to a new situation for a magistracy teacher, and also to the pedagogical results, which encourage him and give a support.

Текст научной работы на тему «О смысле магистратуры: размышления преподавателя»

6. Competencies and Learning Objectives / Council on Education for Public Health. Washington, 2006. URL: http://ceph.org/ assets/ Competencies_TA.pdf

7. Иванова Е.О. Компетентностный подход в

соотношении со знаниево-ориентиро-ванным и культурологическим. URL: http:/ / www.eidos.ru/ journal/ 2007/0930-23.htm

8. Хуторской А.В. Технология проектиро-

вания ключевых и предметных компетен-

ций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. и^: http://www.eidos.ru/ ригпа1/2005/1212.htm

9. Соснин Н.В. О структуре содержания обу-

чения в компетентностной модели // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 23.

10. Трансформация высшей школы: проблемы и перспективы. Материалы круглого стола // Идеи и идеалы. 2010. № 1 (3). Т. 1. С. 2-41.

А.С. РОБОТОВА, профессор РГПУимени А.И. Герцена

О смысле магистратуры:

размышления

преподавателя

В статье автор делится своими размышлениями о современном магистерском образовании (программа «Духовно-нравственное воспитание » ), о задачах и путях воспитания специалиста-гуманитария, о трудностях освоения магистерской программы, о новой образовательной ситуации, в которой оказался преподаватель магистратуры, и о тех результатах, которые поддерживают его педагогический оптимизм.

Ключевые слова: магистратура, проблемы магистерского образования, гуманитарная образованность специалиста

Многочисленные объявления в Интернете зазывают в магистратуру. Они предлагают самые разные формы обучения: очную, дневную, очно-заочную, дистанционную, воскресную и т.д. Предлагаются на любой вкус и интерес самые разнообразные направления, программы и профили обучения. Обращают на себя внимание многочисленные программы подготовки менеджеров: бренд-менеджмент, контент-менеджмент в международном сотрудничестве, экологический менеджмент, производственный менеджмент, риск-менеджмент. Как видим, менеджменту весьма повезло!

Впрочем, вряд ли стоит перечислять все направления и программы магистерского образования, если на сайтах вузов есть сводный каталог всех наименований магистратуры учебного заведения. Он позволяет судить о том, как расширяется магистерское образование, как много специалистов высокого уровня унас должно появляться ежегодно - ведь каждый вуз гарантирует

подготовку высококвалифицированного выпускника-магистра. И ради этого вузы идут на многое. Чтобы обеспечить магистрантам приемлемые условия образования, создаются разнообразные формы обучения, гибкое расписание и т.д. Однако когда читаешь, что занятия проходят по вечерам, да ещё иногда и в субботу, закрадывается сомнение. Эффективно ли обучение после рабочего дня или в выходной день при доминировании самостоятельной работы, которая сейчас составляет значительную часть рабочего плана магистранта?

Возникают и другие вопросы. Какие проблемы испытывают в обучении магистранты, получившие разное базовое образование? Многие считают преимуществом то, что желающий может перейти на другую специальность и освоить новые виды деятельности. Однако в процессе преподавания обнаруживаешь, что это создаёт трудности: отсутствие основательных базовых знаний, соответствующих избранной маги-

стерской программе, весьма осложняет восприятие учебного материала, выполнение некоторых видов самостоятельной работы, а впоследствии - написание магистерской диссертации. Незначительное количество исследований, посвящённых магистерскому образованию, не даёт возможности ответить на вопросы: действительно ли магистры становятся высококвалифицированными специалистами, существенно отличающимися от прежних специалистов? Каково их трудоустройство? Какие виды деятельности, перечисленные в ФГОС, оказываются предпочтительными для выбора выпускников? Призывы поступать в магистратуру на сайте того или иного вуза всегда оптимистичны, многословны, наполнены обещаниями о перспективах последующего трудоустройства и карьеры. Вместе с тем нелегко найти публикации о дальнейшем профессиональном самоопределении магистров, об их карьере, эффективности их трудовой деятельности. Встретилась сводная таблица трудоустройства магистров по направлению «Международный менеджмент» начиная с 2009 г. [1]- Есть сведения о трудоустройстве всех выпускников (включая и магистров) по кафедре «Управление международным сотрудничеством» (УМС) СПбГУ. Однако большинство вузов, имеющих магистратуру, указывают лишь на возможные места и сферы деятельности будущих выпускников. Удалось прочитать и такое: «Места трудоустройства магистров - те же, что и для выпускников-бака-лавров: социологические или маркетинговые компании, органы государственной власти. Однако магистерская степень открывает возможности гораздо более быстрого карьерного роста: в ближайшей перспективе выпускника-магистра - работа в качестве руководителя в организациях различной формы собственности. Магистерская степень также открывает путь к академической карьере. Это более высокий, профессиональный уровень подготовки » [2]. Согласимся, что словосочетания: «бо-

лее быстрый », «более высокий » - не рождают у учащихся чувства определённости в своём будущем. Впрочем, даже в работах, где предприняты попытки проанализировать с научных позиций качественное отличие подготовки бакалавров и магистров, присутствуют всё те же приблизительные характеристики: «более фундаментальная подготовка», «более высокий уровень» и т.д. И чаще всего местом осуществления этих «высоких притязаний» оказывается научная деятельность и преподавание в высшей школе.

Почему я останавливаюсь на этой проблеме? Вовсе не из праздного любопытства, а из стремления придать читаемой в современной магистратуре дисциплине такие ориентиры, которые помогли бы моим учащимся в их будущей деятельности, в осуществлении их предназначения, основанного на магистерском образовании.

В магистратуре я работаю с 1993 г. Однако работа в те годы существенно отличалась от работы в современной магистратуре. Прежде я продолжала работать, по существу, с теми же студентами, которым читала педагогические дисциплины на младших курсах. Это была однородная аудитория с высокой образовательной мотивацией, с одинаковой базовой подготовкой. Слушатели были активны, работоспособны, многим интересовались. И большинство из них собирались впоследствии поступать в аспирантуру. Поэтому курс «Методология и методика психолого-педагогического исследования» многими воспринимался с энтузиазмом. Мой опыт преподавания в современной магистратуре по программе «Духовно-нравственное воспитание» по сравнению с общим преподавательским стажем невелик. Однако за это время сформировались некоторые выводы о ценности программы, о мотивации тех, кто её осваивает, о способах взаимодействия с магистрантами, видах самостоятельной работы, накопительной системе оценок и пр.

Один из существенных вопросов, сто-

ящих передо мной, - это вопрос о том, все ли магистранты, которым я читаю свою дисциплину, могут стать настоящими гуманитариями, владеющими искусством духовно-нравственного возвышения своих будущих воспитанников. Он неотступно преследует меня и заставляет мучиться над содержанием лекций и формулировкой заданий все четыре года. Каким должен стать выпускник магистратуры, собирающийся посвятить себя духовно-нравственному воспитанию? Кажется, это вопрос риторический. Ответ на него можно найти в ФГОС высшего профессионального образования, где перечислены виды профессиональной деятельности магистров (педагогическая, научно-исследовательская, управленческая, проектная, методическая, культурнопросветительская); здесь же охарактеризованы задачи этих видов деятельности, а также сформулированы требования к освоению образовательной программы. Вдумываюсь в эти задачи и прихожу к выводу, что они (эти задачи) не на два года обучения, а на значительную часть жизни, чтобы магистр мог ответственно сказать: готов, способен, знаю, умею. Преподавателю эти формулировки помогают осмыслить, каким должен быть выпускник магистратуры с позиций компетентностного подхода. Предполагается, что при освоении указанных компетенций он должен стать отличным профессионалом (см. выше: «более высокого уровня» и т.д.). Но всегда ли этого можно достигнуть? И достаточно ли это для того, чтобы стать специалистом-гума-нитарием?

Вопрос о том, каким должен стать магистр, имеет, на мой взгляд, и другую трактовку. Выпускники нашей магистратуры должны быть готовы к сложнейшим видам гуманитарной практики, одним из которых является духовно-нравственное воспитание. Поэтому характеристика магистра только как профессионала недостаточна. В будущей деятельности он должен будет проявлять своё сущностное качество - гу-

манитарность [3]. А она обусловлена немалым духовным опытом, рефлексией, личностной позицией, развитой эмоциональной сферой, ответственностью за интерпретацию сложнейших явлений духа и проявлений нравственности, умением привести учащихся к их осмыслению, обретению личностного смысла и смыслопорождению. В преподавании такой дисциплины, как «Духовно-нравственное воспитание », всегда испытываешь огромное смысловое напряжение, о чём пишет Д.А. Леонтьев: «Столкновение смыслов происходит при встрече субъекта - носителя внутреннего смыслового мира - с другими смысловыми мирами. Перед субъектом встает проблема сопоставления разных вариантов осмысления действительности, которые могут различаться по степени полноты, разработанности, а также содержательно и характеризоваться разной степенью противоречивости» [4]. Именно поэтому магистрант нашей программы должен стремиться в период обучения к тому, чтобы стать специа-листом-гуманитарием, который обеспечивает в образовании «равновесие знаний о мире и знаний о душе, знаний о человеке» (В.П. Зинченко) [5]. Согласимся, что решать эти задачи трудно человеку, не обладающему гуманитарным мышлением и стремящемуся в магистратуре к традиционным способам познания, основанным только на рационализме, логике и рассудочности. За два года сформировать гуманитарное мышление трудно. Многое зависит от самого человека, а также от преподавателя, оснащающего свои лекции широким гуманитарным контекстом, побуждающего ученика читать источники гуманитарного характера, размышлять над экзистенциальными проблемами, думающего о сущности духа, души, человечности, нравственности. И как это ни пафосно звучит - пробуждающего в человеке «духовную жажду».

Собственные искания заставляют постоянно думать о том, каким должен стать твой выпускник. А требуется от него многое,

если он избрал магистратуру по велению души, а не просто чтобы продолжить образование или укрепить свой профессиональный статус. От магистранта, овладевающего проблемами и способами духовно-нравственного воспитания, требуется философская рефлексия, диалогизм и критичность мышления, развитая интуиция, воображение, способность к образному восприятию мира, к пониманию метафор, отсутствие доктринёрства как обязательное условие к диалогу с адептами иных взглядов. Воспитать названные качества за два года трудно, поскольку в работе с магистрантами возникают проблемы, которых не было раньше или которые не были столь острыми в работе с прежней студенческой аудиторией. Остановлюсь на этом подробнее.

Магистерское сообщество сегодня предстаёт как очень неоднородное. Сразу бросается в глаза разновозрастной состав магистрантов. В группах есть совсем юные мальчики и девочки, часто по инерции продолжающие высшее образование. Есть слушатели средних лет, а есть и вовсе не молодые учащиеся - за пятьдесят и более. В магистратуру приходят люди самых разных педагогических специальностей: директора школ, учителя-предметники, воспитатели детских садов, преподаватели воскресных школ, послушники, воспитатели приютскихшкол при монастырях. Естественно, задачи получения магистерского образования у них различны.

Поступившие к нам отличаются не только по возрасту, но и по другим характеристикам. В частности, - по выбору именно такой программы магистерского образования. Духовный кризис и нравственные деформации в молодёжной среде, и не только в ней, общественное внимание к проблемам духовности и нравственности - всё это, несомненно, способствовало актуализации выбора именно «моей» магистратуры большинством учащихся. Немалую роль сыграло и то, что некоторые молодые люди пришли к религии и в ней увидели опору своим

нравственным исканиям, а потому свой выбор остановили на программе «Духовнонравственное воспитание », найдя в ней созвучие своим духовным поискам. Воцерков-лённость, религиозные убеждения некоторых магистрантов требуют от преподавателя и определённых знаний, и особой корректности в общении, чрезвычайной тонкости в оценке их суждений, непредвзятой оценки выполненных самостоятельных заданий. Многие читают богословскую литературу, поэтому в письменных работах ссылаются на Д.А. Брянчанинова, В.В. Зеньковского, Ф. Затворника, Тихона Задонского и др. В работах цитируют русских философов - В. Соловьёва, И. Ильина, Г. Федотова.

Передо мной взрослые люди, пришедшие углубить свою образованность, найти ответы на возникшие у них вопросы. Иногда чувствуешь оппозицию учащихся по отношению к популярной ныне трактовке проблемы духовности. Они убеждены, что духовность может быть свойственна только людям глубоко верующим, исповедующим идеалы православия. Приходится привыкать и к особой лексике, которая отражена в письменных работах. Вот что пишет, например, один из моих учащихся по поводу стихотворений, созданных современными мальчиками и девочками: «Но в этих строках очевидно и то, что авторы - люди думающие и анализирующие себя, в какой-то мере занимающиеся самосозерцанием. И их взгляд на себя со стороны и есть признак их взросления. Да, им еще свойствен юношеский максимализм, но мы также знаем, что молодости свойственно ошибаться. Сегодня они говорят: любите нас такими, какие мы есть, - завтра они смогут полюбить новое поколение со своими недостатками и достоинствами. Пройдет время, и все наносное в этих детях рассеется, и останется доброе зерно. Это доброе зерно мы с вами сегодня должны увидеть и дать ему прорасти. Хватит говорить нашему юношеству, какие они нехорошие, необходимо смот-

реть вглубь и увидеть тот образ Божий, который еще, безусловно, жив в их душах, а наша задача - помочь им его расчистить и обновить. А эти стихи нам явно показывают, что души эти живы, они нас призывают: в нас столько всякого хорошего! Но мы этого часто не видим лишь потому, что не умеем их любить. Дай Бог нам видеть свои прегрешения и узреть корень добра в наших детях!»

Об устойчивом интересе к бытийным вопросам пишет другой магистрант: «Бытийные вопросы меня волновали с малых лет, и можно отметить интерес к данной теме на всем жизненном пути. Жаркие споры, разговоры, дискуссии разгорались с друзьями и в семье. Думалось о том, что не может человек просто так родиться для того, чтобы через какое-то время умереть. Смерть упраздняет все. Все дела, все достижения, все величие или бездарность становятся прахом. И мы задавались вопросами: есть ли способ, чтобы не умирать? Есть ли духовное начало в человеке? Есть ли душа, которая бессмертна? Есть ли загробная жизнь? Что с нами будет? Есть ли Бог? И другие подобные вопросы мы ставили перед собой. Они будоражили наши умы. Оказалось, что на все вопросы есть ответы и только требуется чуточку поднапрячься, чтобы их найти... В школе не могу припомнить, чтобы ставились на уроках перед нами - учениками смыслообразующие проблемы. Для меня на много лет произведения, которые мы проходили в школе, остались закрыты и непонятны, если не сказать сухи и тяжелы, конечно, к сожалению ».

Такие мысли побуждают преподавателя к постоянному самообразованию, к актуализации смысложизненных проблем, которые не удалось поставить педагогам в школе. Поэтому чтение выполненных магистрантами работ превращается в напряжённый интеллектуальный труд-размышление, настраивает на рефлексию и превращает подготовку к следующей лекции в творческий поиск.

Ощущаешь глубокое удовлетворение, когда видишь стремление некоторых магистрантов сопоставить материал лекции с прочитанным в других источниках, энциклопедиях, в Священном писании. Всё это заставляет тебя, преподавателя, усомниться в полноте своих знаний, побуждает обращаться ко всё новым и новым источникам, уважая мнения своих учащихся и размышляя вместе с ними как с собеседниками.

Магистранты отличаются друг от друга по уровню общей и гуманитарной образованности, по умению самостоятельно работать с источниками, аргументированно излагать свои мысли, поспевать за ритмом учебного процесса, в котором некоторые не участвовали много-много лет. Существенным для них является способность к самоорганизации, тем более что нередко они продолжают работать, а график сдачи самостоятельных заданий весьма жёсткий. У многих возникают непредвиденные жизненные обстоятельства: болезни близких людей, собственные недуги, проблемы с детьми, аттестация в школе (которая часто затмевает все остальные проблемы, в том числе и учебные).

Эти учащиеся отличаются друг от друга и от прежних студентов тем, что у них различный жизненный опыт: были обретения, потери, заблуждения, ошибки, сомнения, поиски призвания. И в твоих лекциях они пытаются найти созвучие своим мыслям, собственной рефлексии, понять свои ошибки и обрести новый опыт.

Заметно различие и в общекультурной образованности. Встречаются по-школярски настроенные, поверхностно относящиеся к проблемам, связанным с духовнонравственным воспитанием. Чувствуется, что им далеко до понимания таких концептов, как картина мира, дух, духовность, вера, безверие, сомнение, искания, смысложизненные проблемы, нравственность, достоинство человека. И напротив, глубокое удовлетворение получаешь от встречи с такими учениками, которые вдумыва-

ются в каждое твоё слово, сомневаются, размышляют над поставленными вопросами. Это вызывает и радость общения, и чувство сожаления, что курс так быстро кончается. Т акие ученики потенциально обладают способностью непониманию духовнонравственных проблем, и верится, что эту способность они смогут воспитать и в своих будущих учениках.

Гуманитарно образованных магистрантов отличает внимание к цитируемым произведениям, к различного рода ссылкам, рекомендованным источникам. Они размышляют над вводимыми в текст лекций художественными образами, поэтическими произведениями, примерами из жизни, статистическими данными, сравнивают несовпадающие взгляды учёных и мыслителей на один и тот же предмет или одну и ту же проблему. Это даёт уверенность в том, что они не только запомнили имя М.М. Бахтина, но и осмыслили его идеи о методологии гуманитарных наук, о гуманитарном тексте. Ведь каждому из учащихся предстоит в дальнейшем демонстрировать умение создавать педагогический текст гуманитарного характера (статью, урок, занятие, сообщение) на темы духовно-нравственного воспитания, владеть искусством построения гуманитарного дискурса.

Испытываю глубокое удовлетворение от работы со многими магистрантами, ценю их знания и образованность, стремлюсь к пониманию их позиций и небесспорных иногда взглядов, искренностью отвечаю на их искренность, размышляю над их переживаниями - жизненными, событийными, духовными. Вот короткие строчки, напи-

санные учащимися уже после выставления оценок:

• «Спасибо Вам за Ваше руководство в моем образовании».

• «Спасибо Вам огромное за участие и вклад в мою судьбу».

• «Всякий раз, отложив Вашу лекцию, я начинаю плести нить собственных размышлений. А рождение собственной живой мысли - такая же ценность, как появление на свет ребенка-младенца. Для этого я и пошла учиться в магистратуру «Духовно-нравственное воспитание», здесь как нигде пробуждаются чувства от рождения живой мысли».

Испытываю от этого оптимизм, несмотря на трудности, что возникали в образовательном процессе.

Литература

1. Трудоустройство выпускников-магистров,

получивших подготовку по программе «Международный менеджмент». URL: http:| |www.rudn.ru|?pagec=3178

2. Абитуриенту кафедры «Социология». URL:

http:||spbsseu.ru|Институты-и-направле-

ния-подготовки|ИСУСП|Кафедра-Соци-

ология|Абитуриенту

3. Тульчинский Г.Л. Гуманитарность против

гуманизма? || Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия ТРТУ. № 7. С. 47-53. URL: http:||hpsy.ru| public|x2869.htm

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. При-

рода, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 200З.

5. Зинченко В.П. Живое Знание: психологичес-

кая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. I. Самара, 1998. URL: http:||psychlib.ru| mgppu|ZZHz-1998|ZJZ-001.HTM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.