Научная статья на тему 'Магистратура: ожидаемое и реальное'

Магистратура: ожидаемое и реальное Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистратура: ожидаемое и реальное»

МАГИСТРАТУРА: ОЖИДАЕМОЕ И РЕАЛЬНОЕ

А. Г. Козлова

В настоящее время магистратура является вызовом современности. И не только потому, что это для многих высших образовательных учреждений является инновацией. Скорее, неудобную новизну испытывает учащаяся молодежь. Во-первых, нарушен сложившийся порядок обучения в высшей школе. Для многих получить степень бакалавра и далее не учиться становится нормой. Всего 3-4 года и ты -специалист. Получил основную подготовку, а практике научат по месту работы. Во-вторых, для тех, кто решил получить степень магистра, трудным становится выбор направления в магистратуре. Как правило, студенты решают завершить образование уже по выбранной специальности. Но двухуровневая система образования в высшей школе позволяет исправить ошибку в выборе специальности. За время получения степени бакалавра часть студентов приходит к выводу, что им не подходит такое направление. И для продолжения образования они могут изменить его.

Современный специалист должен быть готов не только занять какую-то социальную ступеньку, но и быть способным решать нестандартные жизненные, профессиональные и производственные задачи. Следовательно, содержание образования, технологии, которые применяются в образовательном процессе, должны ориентироваться на подготовку выпускников, способных легко адаптироваться к меняющимся условиям производства и рынка труда.

В настоящее время передовая общественность страны (мы не рассматриваем разрушителей - их достаточно много) заинтересована в возрождении нравственных устоев общества. Духовное, нравственное воспитание становится ведущим компонентом усилий теоретиков и практиков в области воспитания подрастающих поколений.

В 2008 г. в Российском государственном университете им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) был открыт прием в магистратуру по направлению «Духовно-нравственное воспитание». Цель магистратуры - подготовка студентов для особых профессий, педагогов в области духовно-нравственного воспитания (развитие его духовнонравственного потенциала и педагогической компетентности, осно-

364

ванной на знаниях отечественной традиции, духовной и педагогической культуры).

Открытию магистратуры предшествовали пять лет тщательной выверенной работы над содержанием обучения. Были проведены консультации по созданию Образовательной Программы, получены рецензии с критическими замечаниями, что способствовало укоренению во взглядах на сущность образования в магистратуре. Обучение по данному направлению обеспечивает подготовку специалиста с присвоением академической степени (квалификации) «магистр образования». В основу изучения дисциплин заложен принцип

взаимообогащения содержания образования, т. е. дисциплины содержат материал, раскрывающий тесную взаимосвязь настоящего с прошлым, с отечественной традицией воспитания подрастающих поколений. Образовательная Программа ориентирована на подготовку специалистов, способных к проведению современных педагогических исследований в области духовно-нравственного воспитания, к разработке научно-методического сопровождения российских образовательных проектов. В магистратуре организована подготовка исследователей, готовых к проведению и участию в международных исследованиях и проектах в области Духовно-нравственного воспитания.

Магистерская программа «Духовно-нравственное воспитание» является междисциплинарной и рассчитана на выпускников различных вузов. Примечательно, что в основном на обучение в магистратуру по нашему направлению поступают девушки. Только два студента из девяти обучающихся - юноши (2008). В этом можно усмотреть отражение сложившейся практики: воспитанием в нашей стране занимаются в основном женщины. Это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность. Принципиальное отличие отношения женщины к воспитанию состоит в том, что она подсознательно ощущает тревогу за будущее детей, семьи, страны в целом. Этим можно объяснить стремление девушек заниматься проблемами духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

С попустительства всего общества мы получили к XXI столетию особое поколение - поколение, живущее в поисках постоянных развлечений. Не надо быть исследователем, чтобы понять, что духовнонравственное воспитание находится в глубоком кризисе. В течение трех лет наша группа исследователей изучала динамику смыслообразующих факторов воспитанности подрастающих поколений. В книге

365

«Молодое поколение России: нравственные ориентиры и запреты» (Санкт-Петербург, 2008) представлены материалы констатирующего этапа исследования. Мы пришли к выводу, что молодое поколение начала века в целом находится в глубоком заблуждении по вопросу, что есть смысл жизни.

Для директоров магистерских образовательных программ есть и еще одна существенная проблема: как удержать студентов в магистратуре. Как сделать обучение в течение двух лет не только познавательным, но и развивающим стремление учиться дальше. И здесь, конечно, не последнюю роль играет отбор содержания обучения. В нашей магистерской программе, наряду с большим пластом теоретико-методологических дисциплин, заявлены предметы практического воплощения идей программы, в частности «Профессиональная деятельность педагога-организатора в области духовно-нравственного воспитания», «Основы формирования духовно-нравственных ценностей через содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла и культурно-досуговую работу с учащейся молодежью», «Основы родительской педагогики в духовно-нравственном воспитании», «Воспитание этнической толерантности и веротерпимости», «Духовнопсихическая безопасность личности» и др.

При организации обучения в магистратуре мы пришли к выводу, что каждая магистратура есть сосредоточие деятельности компетентных преподавателей различных кафедр, а порой и различных вузов. Как правило, учебники и учебные пособия для обучающихся в магистратуре еще не созданы. Мы пришли к выводу, что необходимо использовать принцип «рассыпных лекций». К каждой встрече преподаватель оформляет в брошюре содержание занятия с магистрантами. Помимо текста лекции сюда включаются методические указания по освоению материала и задания для самостоятельной работы. Важную роль в организации деятельности учащихся играет отбор обязательной и дополнительной литературы. Немаловажную роль в эффективности обучения играет выбор методов, методик и технологий обучения. Особенность образовательных технологий заключается в сочетании традиционных (лекции, семинарские занятия) и нетрадиционных технологий (модульное обучение, технологии критического мышления, рефлексивное и интерактивное обучение). Выбор гуманитарных технологий определяется принципами личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении, но ведущим направлением методического поиска преподавательского корпуса является обеспече-

366

ние продуманной самостоятельной работы студентов. Задания для обучающихся отражают не только направленность на самого себя, на самосовершенствование, но и на практическое применение полученных знаний.

В 2009-2010 учебном году увеличивается прием на обучение в нашей магистратуре на дневном отделении и открывается новая форма - заочная магистратура по направлению «Духовно-нравственное воспитание».

В ходе работы над содержанием обучения, общения со студен-тами-магистрантами мы пришли к выводу: организация обучения в магистратуре не может выступать только как декларация, как протокол о намерениях. Это интересная, ответственная работа каждого участника образовательного процесса в магистратуре.

367

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.