Научная статья на тему 'О СКРОМНОСТИ И ВЕЛИЧИИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. К ВОПРОСУ О ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ СТАТУСЕ РОССИИ'

О СКРОМНОСТИ И ВЕЛИЧИИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. К ВОПРОСУ О ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ СТАТУСЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / США / МЕССИАНСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Неймарк Марк Афроимович

Автор анализирует роль и место России в современном мире, эволюцию её подхода к определению адекватного международного статуса страны в сравнении с постоянным курсом США на геополитическое доминирование на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MODESTY AND GREATNESS IN WORLD POLITICS. ON THE ISSUE OF THE GEOPOLITICAL STATUS OF RUSSIA

The role and place of Russia in the modern world, the evolution of its approach towards the definition of the international status of the country in comparison to the permanent course of the US to the geopolitical domination on the world arena are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «О СКРОМНОСТИ И ВЕЛИЧИИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. К ВОПРОСУ О ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ СТАТУСЕ РОССИИ»

УДК 327

О скромности и величии в мировой политике

К вопросу о геополитическом статусе России

Марк НЕЙМАРК

Беспрецедентные изменения в мире, затрагивающие сквозные тенденции развития современного мироустройства, чрезвычайно актуализируют вопрос о международной роли и геополитической статусности государств, её критериях и параметрах, а также о факторах, которые предопределяют подвижность представлений о месте отдельных стран в глобальном пространстве. Вопрос о статусных параметрах государств обогащается новым или обновлённым содержательным наполнением, отражая изменившиеся мирополитические реальности.

В статусной иерархии ведущих акторов мировой политики Россия занимает сегодня одну из лидирующих позиций. Она реально участвует в формировании международной повестки дня, с ней не могут не считаться при обсуждении ключевых вопросов международной безопасности.

Учёный-международник Г. А. Арбатов, характеризуя геополитический статус России как исторически великую нацию и великую державу, делал при этом принципиально важную оговорку: «Но этот статус не есть нечто безусловное, данное как аристократический титул от рождения и навечно. История знает множество держав и народов, скатившихся на обочину мирового развития и канувших в небытие». И главное: «Статус великой державы в современном мире должен постоянно подтверждаться как титул чемпиона, и обеспечивается он благосостоянием и свободами граждан, прочностью внутренней и внешней безопасности, прежде всего перед лицом новых вызовов и угроз XXI века» [1].

НЕЙМАРК Марк Афроимович - доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и политической философии (Дипломатическая академия МИД России). SPIN-код: 2491-0280, E-mail: mark.neimark@mail.ru

Ключевые слова: Россия, мировая политика, геополитическое влияние, США, мессианство.

1 Арбатов Г. А. Жизнь, события, люди: автобиография на фоне исторических перемен. М.: Любимая Россия, 2008. С. 358.

Совокупность проблем, связанных с геополитическим статусом современной России, постоянно в центре острой идеологической, политической и информационно-пропагандистской борьбы на мировой арене. В условиях санкций заметно усилилось стремление правящих кругов Запада, прежде всего США, минимизировать геополитический статус России, принизить её роль в мировой политике и международных отношениях, что особенно ярко проявлялось в период президентства Б. Обамы.

По сути, сегодня продолжается оценочная экстраполяция ослабленной внешнеполитической значимости России сразу после распада СССР на её нынешний геополитический вес и несопоставимое с тем периодом влияние в мире.

В тени прошлого

Конечно, за последнюю четверть века после распада СССР геополитический статус России, представляющий собой многоуровневый системный феномен, претерпел объективные изменения; соответственно менялись самооценки её места в мире и роли, которую она играет в международных отношениях и мировой политике.

В начале 90-х годов территория страны сократилась с 1/6 до 1/7 поверхности планеты - с 22 до 17 млн кв. км.

При этом Россия - это 40% мировых природных ресурсов, но всего 2% от общей численности населения Земли. Из-за смещения географического центра на север и восток Россия стала ещё более северной страной в сравнении с Российской империей и Советским Союзом.

Прежние государственные границы претерпели значительные изменения. В СССР только 13 из 77 административно-политических образований считались пограничными, а в России таковых уже стало больше половины.

На западной границе СССР было 25 железнодорожных переходов - остался один-единственный.

За пределами страны оказалось немало важнейших инфраструктурных магистралей - железнодорожных, трубопроводных, связи, высоковольтных электрических линий и т. д.

В 90-е годы, к концу президентства Б. Ельцина, уменьшившаяся вдвое экономика России откатилась на 14-е место в мире. Развал экономики привёл к огромным потерям в оборонной сфере страны: численность армии сократилась втрое; войска были полностью выведены из Восточной Германии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Прибалтийских стран, Грузии, Азербайджана, Монголии; закрыты военные базы на Кубе и во Вьетнаме.

За полтора десятилетия производство военных самолётов в России уменьшилось в 17 раз, боевых вертолётов - в 5 раз, авиационных ракет - в 23 раза, а боеприпасов - в 100 раз [2].

С развалом СССР обрушились сами основы советской идентичности с вытекающими отсюда внутриполитическими последствиями, которые незамедлительно сказались на базовых экономических, военно-стратегических, ценностных и культурно-гуманитарных параметрах геополитического статуса страны.

2 Никонов В. Код цивилизации. Что ждёт Россию в мире будущего? М.: Э, 2015. С. 323.

Распад конфронтационной двух-полюсности в результате исчезновения Советского Союза как сверхдержавы обозначил новый формат статусного положения России в мире. Внешнеполитические позиции страны резко ослабли. Незадолго до своего первого президентства В. В. Путин так охарактеризовал степень кризисного развития страны в 90-е годы: «Россия переживает

один из самых трудных периодов в своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира» [3].

Предстояло фактически заново обеспечить стране достойное место в системе мировых геополитических координат.

Кризис адаптации к новым условиям

Полноценный геополитический

статус Российской Федерации -это действенный компонент её «мягкого» влияния в мире. Он образуется на двуединой основе:

- материально объективной (достижение экономических высот, военная мощь, технологический прогресс, обеспеченность стратегической триады «образование - наука - культура», уровень развития демократических институтов и гражданского общества);

- нематериальный (имидж, бренд-политика, информационно-коммуникационные возможности, внешнеполитическая пропаганда и т. д.).

Концептуальное преодоление кризиса адаптации России к кардинально изменившимся внутриполитическим и внешнеполитическим условиям началось путём поиска опорных скреп новой модели внутри- и внешнеполитической жизнедеятельности государства. При международно-статусном позиционировании со всей очевидностью

проявилась реминисценция былого советского величия, перенесение роли Советского Союза как сверхдержавы на страну, впервые в истории человеческой цивилизации сделавшей «обратный» формационный скачок от социализма к тем рыноч-но-капиталистическим принципам хозяйствования, вокруг которых совсем недавно велась беспощадная идеологическая и политическая борьба на мировой арене.

Разработка понятийно-категориального аппарата и политико-методологических подходов к проблемному комплексу, связанному с международным статусом и стратегическими императивами только что распавшейся страны, находилась в зачаточном состоянии.

Выработать в одночасье адекватный интегральный подход к стратегически выверенному пониманию последствий принципиально изменившейся геополитической парадигмы и места новой России в мире было, конечно же, нереально.

3 Путин В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. 31 декабря. 9/2017 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-С^ЕКУЕК

Все эти проблемы нашли наглядное отражение в первом доктри-нальном внешнеполитическом документе страны «Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации» (1993 г.), где было зафиксировано важнейшее положение о том, что Россия как государство - продолжатель СССР осуществляет перешедшие к ней права на мировой арене. Отсюда и целевая установка на полноправное и естественное включение России в мировое сообщество как великой державы.

В другом разделе, опять в приоритетном порядке, ставилась задача обеспечения за Россией роли «в мировом балансе влияния», в многосторонних процессах по урегулированию мирового хозяйства и международных отношений, соответствующей статусу великой державы.

Примечательно, что, несмотря на резкое ослабление международных позиций постсоветской России, именно в этой первой концепции внешней политики страны, в отличие от последующих четырёх её редакций, многозначное определение «великая держава» фиксировалось трижды.

Между тем распад СССР привёл к такому положению дел в России, при котором в краткосрочной, и даже среднесрочной перспективе объективно невозможным становилось обеспечение её заявленного международного статуса: для решения этой задачи требовались соответствующие финансовые, эконо-

мические и политические ресурсы, которые не стали бы чрезмерно затратными и уязвимыми и не угрожали бы суверенному развитию страны.

Из явного преувеличения - тем более с позиций сегодняшнего дня -скорее умозрительно-имиджевого уравнивания сверхдержавного статуса СССР и новой России логически вытекало и подспудное желание обозначить себя в одном геополитическом весе с США. И это в период «ко-зыревской» дипломатии, когда статусное положение России в мировом политическом пространстве определяла постоянная оглядка на западные мнения и позиции, в первую очередь американские, учёт которых был настоятельно приоритетен при выработке внешнеполитических решений.

Характеризуя сложившуюся в тот период ситуацию и особо выделяя тот факт, что геополитическое равенство с Соединёнными Штатами Америки стало важнейшим достижением Советского Союза, один из ведущих российских экспертов, О. Быков, с полным основанием констатировал: «Но это был предел практически осуществимого в ходе конфронтации. Восхождение на ещё более высокую геополитическую ступень, т. е. выше американской, полностью исключалось, учитывая глубокую (и углубляющуюся) асимметрию потенциалов сверхдержав и динамику их соревновательного развития. Как бы амбициозно ни звучали претензии на абсолютное верховенство, действительность диктовала: дилемма СССР заключалась не в том, возвыситься ли над США или оставаться с ними на равных, а в том, удержаться ли на паритетном уровне или оказаться ниже его, уступить первенство американскому сопернику» [4, с. 71].

4 Быков О. Геополитический статус России (в двух книгах). Кн. 2. М.

ИМЭМО РАН, 2015.

Геополитический статус -соразмерная ответственность

Совокупность тенденций, определяющих особенности оценочного позиционирования России в мире в первое десятилетие после распада СССР, получила развитие в её Концепции внешней политики 2000 г. В документе говорилось, что международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления общей ситуации вокруг России, приоритетов государственной внешней политики и возможностей её ресурсного обеспечения. Наряду с определённым укреплением международных позиций страны проявились и негативные тенденции. Самокритично признавалось, что не оправдались некоторые расчёты, связанные с формированием новых равноправных партнёрских отношений с окружающим миром, как это предполагалось в предшествующем внешнеполитическом документе России 1993 г. Честно фиксировалась ограниченность тогдашнего ресурсного обеспечения внешней политики России. Тем не менее в Концепции-2000 Россия по-прежнему позиционировалась как великая держава. Но это было скорее декларируемое определение, которое всё ещё контрастировало с реальным весом страны в мировой экономике и политике.

Подводя итоги первому десятилетию постсоветской России, В. Путин, уже будучи президентом страны, в своём Послании Федеральному Собранию в 2000 г. охарактеризовал их со всей откро-

венностью: «Вопрос стоит гораздо острее и драматичнее. Сможем ли мы сохраниться как нация, как цивилизация, если наше благополучие вновь и вновь будет зависеть от выдачи международных кредитов и от благосклонности лидеров мировой экономики?» [5]

Эта критическая оценка касалась прежде всего «козыревского» этапа российской дипломатии, одномерно ориентированной на вхождение -практически любой ценой - в западное сообщество в ущерб многовекторной внешнеполитической стратегии страны.

Но анализируя в целом 90-е годы, было бы ошибочным рассматривать их линейно, в единообразном событийном потоке. Здесь важно избегать безоговорочно жёсткого разделения геополитических позиций в периоды президентства Б. Н. Ельцина, тем более позднего, когда министром иностранных дел стал Е. М. Примаков, и В. В. Путина.

Оценочно взвешенной и концептуально обоснованной представляется в этой связи точка зрения, согласно которой при всех очевидных «различиях двух постсоветских эпох несомненна их объективно обусловленная сущностная неразрывность, плотная стыковка как органически взаимосвязанных звеньев непрерывного процесса восстановления и наращивания потенциала великой державы в трудный, но судьбоносный период ее многовекового развития». Объясняется это тем, что ана-

5 Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 8 июля 2000 г. // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcrlpts/21480

литически неправомерно подходить с одинаковыми мерками к оценке периодов, разнящихся по внутренним и внешним возможностям и ограничениям свободы выбора решений и действий. «И если уж говорить о новшествах подхода В. Путина к внешней политике, то они заключались отнюдь не в радикальном пересмотре заложенных при Б. Ельцине принципах внешнеполитического курса, а в максимизации содержащихся в нём потенциальных ресурсов в дополнение к расширению имеющихся возможностей и минимизации последствий допущенных просчётов и ошибок» [4, с. 30].

С точки зрения эволюции самопозиционирования России в окружающем мире прослеживается чёт-

ко обозначенная, на первый взгляд парадоксальная, тенденция: чем сильнее укрепляется внутреннее и внешнеполитическое положение России, тем скромнее говорится на официальном уровне о её международном статусе. Но парадокс здесь сугубо кажущийся. Быть, а не казаться - кредо признанного тяжеловеса мировой политики. Скромность выражения становится опознавательным знаком реально возросшего геополитического влияния России в международных делах.

В выступлении В. Путина на совещании в МИД России (июнь 2006 г.) акцентированно прозвучало: «Россия в целом должна нести соразмерную своему положению и возможностям ответственность за глобальное социально-экономическое развитие» (выд. - Авт.) [6].

Быть, а не казаться

Новой точкой отсчёта в геополитическом позиционировании России в мире явилась программная речь В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики международной безопасности в 2007 г. Она стала обоснованной заявкой на возвращение России в круг наиболее влиятельных государств, определяющих международную повестку дня, на достижение равноправного положения страны среди них. Обозначая сразу после Мюнхена стратегический вектор укрепления позиций России в глобальной политике,

Путин заявил: «Мы не претендуем на роль сверхдержавы, но цену себе знаем. У нас достаточно потенциала, чтобы влиять на строительство нового мирового порядка, который должен учитывать интересы всех стран» [7].

Новые формулировочные акценты нашли отражение в последующих редакциях Концепции внешней политики России. Эволюция международных отношений и укрепление России, говорилось в её редакции 2008 г., потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию во-

6 Путин В. В. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации 27 июня 2006 г. // URL: http://kremlln.ru/texts/appears/2006/06/107802/ shtml

7 Известия. 2007. 12 февраля.

круг неё, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учётом «возросшей роли страны в международных делах, повышения её ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в её формировании». Тем самым подчёркивалось, что Россия, встав на твёрдую почву национальных интересов, «обрела полноценную роль в глобальных делах» и оказывает «существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений». В отличие от предшествующей редакции Концепция-2008 определяла Российскую Федерацию как «один из влиятельных центров современного мира», одно из ведущих государств, «крупнейшую евразийскую державу».

Важную особенность геополитического статуса России обозначил -впервые на столь высоком государственном уровне - президент В. В. Путин, подчеркнувший, что Россия в том числе и мусульманская страна и «российские мусульмане имеют полное право чувствовать себя частью глобальной уммы, а сама Россия всегда была и остаётся геополитическим союзником ислама» [8].

Эти позитивные изменения позволили пересмотреть важнейший принцип формирования международного имиджа России как нематериальной части её геополитического статуса. Если в редакции Концеп-ции-2000 на передний план выдвигалась «задача формирования за ру-

бежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней», т. е. продвижения её привлекательного образа, то Концеп-ция-2008 ориентировала на «содействие объективному восприятию Российской Федерации как демократического государства с социально-ориентированной экономикой и независимой внешней политикой» (выд. - Авт.). Соответственно, забота о геополитическом статусе страны, её самоутверждении в мировом сообществе становилась стратегической задачей.

Оценочный фокус Концеп-ции-2013 вновь корректируется: внешняя политика России «отражает уникальную, сформировавшуюся за века роль нашей страны как уравновешивающего фактора в международных делах и в развитии мировой цивилизации» (выд. -Авт.). Россия выступает в качестве ответственного и конструктивного члена международного сообщества, способствует формированию позитивной, сбалансированной и объединительной международной повестки дня, решению глобальных и региональных проблем.

В оценках россиянами геополитического статуса России мнения расходятся:

- 33% опрошенных в ходе социологического мониторинга 2014 г. считают, что «Россия сегодня - великая держава, сравнимая по своему влиянию на мировые процессы с США и Китаем»;

- для 27% «Россия сегодня - одна из ведущих стран мира, сравнимая по своему влиянию с такими странами, как Великобритания, Франция, Германия, Япония;

8 Цит. по: Россия в глобальной политике. 2012. Май-июнь. С. 110. 9/2017 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-ОШЕКУЕК

- 21% убеждены в том, что «Россия сегодня не входит в число наиболее влиятельных стран мира»;

- 19% затруднялись ответить [9, с. 24].

Весьма наглядна динамика представлений россиян о позиционировании России в Европе и мире.

В том же социологическом опросе респондентам были предложены два варианта ответа.

Если в поддержку первого: «Россия - часть Европы. В XX в. она оказала огромное влияние на судьбы европейских государств и народов, и в XXI в. она будет теснее всего связана именно с этим регионом мира» в 2002 г. высказывались 55% опрошенных, то к 2014 г. их число сократилось до 36%.

Соответственно изменилась оценочная позиция россиян по отношению ко второму варианту ответа: «Россия не является в полной мере европейской страной. Это особая евразийская цивилизация, и в будущем центр ее политики будет смещаться на Восток». Если в 2002 г. так считали 45% респондентов, то в 2014 г. их число возросло до 64% [9, с. 28-30].

В Концепции-2016 среди приоритетных задач обозначено упрочнение позиций России «как одного из влиятельных центров современного мира», усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, укрепление позиций российских СМИ и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве.

Положение России в международной статусной иерархии обстоятельно характеризует п. 20: «Российская

Федерация, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, участником целого ряда влиятельных международных организаций, региональных структур, механизмов межгосударственного диалога и сотрудничества, обладая значительными ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая в рамках своего внешнеполитического курса отношения с ведущими государствами, международными организациями и объединениями в различных частях мира, способствует формированию позитивной, сбалансированной и объединительной международной повестки дня». Далее следует уточняющее дополнение: Россия всецело осознаёт свою ответственность за поддержание безопасности в мире «как на глобальном, так и региональном уровне». И главное, что было сочтено необходимым - воспроизвести из прежней редакции Концепции-2013 тезис о роли России как уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации.

О взвешенном ответственном отношении России к своему геополитическому статусу, ни в коей мере не претендующему, подобно Соединённым Штатам Америки, на некую эксклюзивность в мировой политике и международных отношениях, убедительно свидетельствует приоритетная установка Концепции-2016 на обеспечение устойчивой управляемости мирового развития, «что

9 Горшков М. К., Петухов В. В. Внешнеполитические ориентации россиян на новом переломе. Исследование Института социологии РАН «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах» // Полис. 2015. № 2.

требует коллективного лидерства ведущих государств, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отно-

шениях и осуществляться при полном уважении центральной координирующей роли ООН» (выд. -Авт.).

Мессианство в геополитике: американский эксклюзив

Официальный российский подход к определению геополитического статуса страны резко контрастирует с постоянно подтверждаемой стратегической претензией США на исключительную, мессианскую роль в мире. Но если в нашей стране только выразители известных настроений заводят речь о русском цивилизационном мессианстве, то на геополитической избранности США, «исключительности американской нации» настаивает само руководство Штатов.

И это при том, что в Глобальном прогнозе национального Совета по разведке США утверждается: «...к 2030 году ни одна страна, будь то США, Китай или любая другая, не сможет выступить в роли гегемона» [10, с. 8]. Авторы аналитического документа исходят из того, что «эпоха доминирования США в международной политике, начавшаяся в 1945 году, подходит к своему концу» и скорее всего через два десятилетия они останутся «первыми среди равных» в числе великих держав [10, с. 15].

В основе американского культового мессианства лежит исходная макроисторическая идея о глобаль-

ной роли США в развитии мироустройства по тем лекалам и стандартам, которые определяют сами США.

Распад СССР и кардинальное изменение глобальной международной ситуации отнюдь не ослабили давнее стремление США американизировать системообразующие функции регулирования структурных характеристик, форм и параметров политического мироустройства.

В своей основе сохранились прежние представления американских политических элит о системе международных отношений и миропорядке, а также ценностно-идеологические принципы внешнеполитического поведения США.

Лишь немногие идеи и концепции исчезли с окончанием холодной войны. «Напротив, большинство из них вышло за пределы того политико-исторического контекста, в котором они появились. Они продолжают существовать до сих пор, принимая на себя новые политико-идеологические функции, наполняясь иным содержанием, но при этом продолжая логику тех мотивацион-ных, ценностных и идейных элементов, которые развились в сознании

10 Глобальные тенденции - 2030: альтернативные миры. Публикация Национального совета по разведке США. NIC2012-001 // URL: http://eurasian-defence.ru/sites/default/files/DS/ Documents/global-trends-2030-ms.pdf

элит Запада в годы существования биполярного миропорядка» [11].

Мессианские устремления политической элиты США в значительной степени определяют её стратегическое видение вызовов и угроз современного мира, перспектив развития международных отношений, не говоря уже о внешнеполитических действиях руководства страны, совершаемых без особой оглядки на институционализацию международной среды. З. Бжезинский, призывая «высказываться скромнее», ссылался на «замечательный пассаж» Рейнольда Нибура о том, что чем ближе цивилизация к своему упадку, тем горячее она твердит о своём превосходстве. «В этом содержится предупреждение. У нас в последние годы была тенденция -говорить о международных делах в манихейских терминах. Мы -оплот праведности. Кто не с нами -тот против нас. Кто против нас - тот по определению на стороне зла. Я думаю, что надо быть чуть скромнее» [12].

В этой связи обращают на себя внимание размышления Дж. Ная, входящего в десятку ведущих американских аналитиков, который тесно увязывает стиль и сущность внешней политики, делая упор на то, что политика, учитывающая интересы других людей и долгосрочные национальные интересы, более привлекательна для других стран, нежели по-

литика, которая страдает узостью и близорукостью. Критикуя тех, кто в американской администрации выступает «за более напористый подход к продвижению американских ценностей», он фиксирует его слабую эффективность в восприятии других стран, «чьи граждане видят, что американцы не обладают иммунитетом против спеси и следования только собственным интересам» [13, р. 63, 64].

Независимо от используемой тактики, подчёркивает Най, «скромность является важным аспектом стиля внешней политики». Он приводит весьма показательные результаты опроса общественного мнения в 11 странах, проведенного Би-би-си ещё в 2003 г., которые показали, что большинство в каждой из них, включая США, считает Америку «высокомерной страной» [13, р. 66, 67]. В подтверждение своих выводов он цитирует тогдашнего советника американского президента по национальной безопасности Брента Скоукрофта, предупреждавшего, что коалиции, созданные «по нашему желанию, могут придать нам имидж высокомерной страны, и можно дойти до точки, когда все будут надеяться, что наступит момент, когда кто-нибудь в конце концов поставит фингал под глазом США из-за того, что мы всем обрыдли, и тогда мы будем полностью связаны по рукам и ногам» [13, р. 67].

11 Войтоловский Ф. Г. Единство и разобщённость Запада. Идеологическое отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического миропорядка 19402000-е годы. М.: Крафт+, 2007. С. 297.

12 Бжезинский З., Скоукрофт Б. Америка и мир. Беседы о будущем американской внешней политики. М.: АСТ, 2012. С. 312.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Nye J. S. Soft Power. The means to success in world politics. N.Y.: Public Affairs, 2004.

С европейской точки зрения ёмко и точно, со знанием дела охарактеризовал эту особенность американской внешней политики видный французский дипломат Габриель Робен, входивший в разное время в ближайшее окружение президентов Франции. Отмечая, что за последние годы холодной войны и переходного периода «у американцев выработались дурные привычки», он так суммировал свои оценочные выводы: «США так долго говорили

о том, что они борются с "империей зла", что в конечном счёте сами поверили, будто являются "империей добра". Они так долго рассуждали о демократии и правах человека, что больше не сомневались: им принадлежит эксклюзивное право собственности на эти две ценности. Американцы не только попали во власть подобного рода иллюзий, но и слишком пристрастились к возможности легко поступиться этими ценностями» [14].

Таким образом, одним из психологических раздражителей, подпитывающих антироссийские умонастроения значительной части политических элит Запада, остаётся стремление России добиться достойного геополитического статуса, соответствующего её реальному положению в мире, и то, как оно оценивается во властных структурах страны. И хотя многие представители западного политического истеблишмента исходят из того, что после распада СССР - геополитического гиганта - Россия не вправе играть в мировой политике роль, сопоставимую с ведущими игроками, события последних лет доказывают обратное.

Испытание геополитического будущего России продолжается.

Библиография • References

Арбатов Г. А. Жизнь, события, люди: автобиография на фоне исторических перемен. М.: Любимая Россия, 2008. - 396 с.

[Arbatov G. A. Zhizn', sobytija, ljudi: avtobiografija na fone istoricheskih peremen. M.: Ljubimaja Rossija, 2008. - 396 s.]

Бжезинский З., Скоукрофт Б. Америка и мир. Беседы о будущем американской внешней политики. М.: АСТ, 2012. - 320 с.

[Bzhezinskj Z., Skoukroft B. Amerika i mir. Besedy o budushhem amerikanskoj vneshnej politiki. M.: AST, 2012. - 320 s.]

Быков О. Геополитический статус России (в двух книгах). Кн. 2. М.: ИМЭМО РАН, 2015. - 410 с.

[Bykov O. Geopoliticheskij status Rossii (v dvuh knigah). Kn. 2. M.: IMJeMO RAN, 2015. - 410 s.]

Войтоловский Ф. Г. Единство и разобщённость Запада. Идеологическое отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического миропорядка 1940-2000-е годы. М.: Крафт+, 2007. - 454 с.

14 Робен Г. Образ России как зеркало Запада. Кем становится победитель дракона // Россия в глобальной политике. 2008. № 4. С. 68.

[Vqjtolqvskíj F. G. Edinstvo i razobshhjonnost' Zapada. Ideologicheskoe otrazhenie v soznanii jelit SShA i Zapadnoj Evropy transformacij politicheskogo miroporjadka 1940-2000-e gody. M.: Kraft+, 2007. - 454 s.| Глобальные тенденции - 2030: альтернативные миры. Публикация Национального совета по разведке США. NIC2012-001 // URL: http://eurasian-defence.ru/ sites/default/files/DS/Documents/global-trends-2030-rus.pdf [Global'nye tendencii - 2030: al'ternativnye miry. Publikacija Nacional'nogo soveta po razvedke SShA. NIC2012-001 // URL: http://eurasian-defence.ru/sites/ default/files/DS/Documents/global-trends-2030-rus.pdf] Горшков M. К., Петухов В. В. Внешнеполитические ориентации россиян на новом переломе. Исследование Института социологии РАН «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах» // Полис. 2015. № 2. С. 10-34.

[Gorshkov M. K., Petuhov V. V. Vneshnepoliticheskie orientacii rossijan na novom perelome. Issledovanie Instituta sociologii RAN «Dinamika social'noj transformacii sovremennoj Rossii v social'no-jekonomicheskom, politicheskom, sociokul'turnom i jetnoreligioznom kontekstah» // Polis. 2015. № 2. S. 10-34] Известия. 2007. 12 февраля. [Izvestija. 2007. 12 fevralja]

Никонов В. Код цивилизации. Что ждёт Россию в мире будущего? М.: Э, 2015. -672 с.

[Níkonov V. Kod civilizacii. Chto zhdjot Rossiju v mire budushhego? M.: Je, 2015. -672 s.]

Путин В. В. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации 27 июня 2006 г. // URL: http://kremlin.ru/texts/ appears/2006/06/107802/shtml [Putín V. V. Vystuplenie na soveshhanii s poslami i postojannymi predstaviteljami Rossijskoj Federacii 27 ijunja 2006 g. // URL: http://kremlin.ru/texts/ appears/2006/06/107802/shtml] Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // 8 июля

2000 г. // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21480 [Putín V. V. Poslanie Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii // 8 ijulja 2000 g. //

URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21480] Путин В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. 31 декабря.

[Putín V. Rossija na rubezhe tysjacheletij // Nezavisimaja gazeta. 1999. 31 dekabrja] Робен Г. Образ России как зеркало Запада. Кем становится победитель дракона //

Россия в глобальной политике. 2008. № 4. С. 64-71. [Roben G. Obraz Rossii kak zerkalo Zapada. Kem stanovitsja pobeditel' drakona //

Rossija v global'noj politike. 2008. № 4. S. 64-71] Россия в глобальной политике. 2012. Май-июнь. [Rossija v global'noj politike. 2012. Maj-ijun']

Nye J. S. Soft Power. The means to success in world politics. N.Y.: Public Affairs, 2004. - 191 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.