Научная статья на тему 'О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ'

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-профессиональное развитие / высшее образование / системный подход / социальное воспитание / программа воспитания / personal and professional development / higher education / system approach / social education / education program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелина Тамара Тимофеевна

В статье рассматривается проблема воспитания студентов в изменившейся ситуации развития молодежи и высшего образования. Автор обращается к системному подходу в воспитании как методологическому обоснованию целенаправленного управления личностно-профессиональным развитием будущих специалистов в вузе. Приводится опыт разработки и реализации воспитательной системы с учетом социально-психологических особенностей студентов, механизмов и средств воспитания в процессе осваиваемой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелина Тамара Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SYSTEM APPROACH TO THE EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT AT THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of education of students in the changed situation of youth development and higher education. The author refers to the systemic approach in education as a methodological substantiation of the purposeful management of the personal and professional development of future specialists at the university. The experience of the development and implementation of the educational system, taking into account the socio-psychological characteristics of students, the mechanisms and means of education in the process of the profession being mastered is presented.

Текст научной работы на тему «О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ»

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ

Щелина Тамара Тимофеевна (Арзамас, Россия), доктор педагогических наук, профессор, декан Психолого-педагогического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал). E-mail: arz65@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания студентов в изменившейся ситуации развития молодежи и высшего образования. Автор обращается к системному подходу в воспитании как методологическому обоснованию целенаправленного управления личностно-профессиональным развитием будущих специалистов в вузе. Приводится опыт разработки и реализации воспитательной системы с учетом социально-психологических особенностей студентов, механизмов и средств воспитания в процессе осваиваемой профессии.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, высшее образование, системный подход, социальное воспитание, программа воспитания.

ABOUT THE SYSTEM APPROACH TO THE EDUCATION OF STUDENTS

IN THE CONTEXT OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

AT THE UNIVERSITY

Shchelina Tamara Timofeevna (Arzamas, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Psychology and Pedagogy, National Research Nizhny Novgorod state University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: arz65@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of education of students in the changed situation of youth development and higher education. The author refers to the systemic approach in education as a methodological substantiation of the purposeful management of the personal and professional development of future specialists at the university. The experience of the development and implementation of the educational system, taking into account the socio-psychological characteristics of students, the mechanisms and means of education in the process of the profession being mastered is presented.

Keywords: personal and professional development, higher education, system approach, social education, education program.

Изменившаяся социальная ситуация развития молодежи требует сегодня иных подходов к пониманию сущности воспитания и его организации, что предполагает не фрагментарность, разрозненность или возведение в абсолют какого-либо из направлений, какой-либо задачи. Воспитание и воспитательная работа как никогда нуждается в кризисные периоды в системном взгляде на происходящее, анализе причинно-следственных связей, отсроченных рисков и последствий.

Такой подход к пониманию сущности и организации воспитания студентов берет начало в научной школе Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи» [2]. Согласно системному подходу, воспитание, с одной стороны, рассматривается как целенаправленно управляемый, а с другой — как саморегулируемый процесс. Процесс и результат воспитания обусловлены наличием у педагога личностно-профессиональной позиции воспитателя, гуманизацией взаимоотношений педагогов и воспитанников.

При этом воспитание как управление процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий становится эффективным при наличии в образовательном учреждении воспитательной системы. Воспитательная система — это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система может

быть создана на базе различных образовательных учреждений (школа, вуз, учреждение дополнительного образования и др.).

Связь воспитания с социализацией наиболее отчетливо прослеживается в работах яркого представителя научной школы Л.И. Новиковой — А.В. Мудрика, которому принадлежит авторство теории социального воспитания. Воспитание в работах А.В. Мудри-ка — это относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации; относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Поэтому социальное воспитание — это процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Согласно теории социального воспитания А.В. Мудрика, благоприятные условия для позитивного развития и позитивной духовно-ценностной ориентации растущих граждан создаются в ходе их взаимодействия в вузе в основных процессах: организация социального опыта обучающихся, образование и индивидуальная помощь [1, с. 61]. При этом социальный опыт рассматривается в широком смысле как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, ин-териоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Краткая характеристика трех основных процессов (или составляющих социального воспитания) представлена следующим образом:

— организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы;

— образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование — основное и дополнительное); просвещение — пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования;

— индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия человеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.; стимулирования саморазвития.

Обращаясь к теоретическим основам современного изучения проблемы воспитания студенчества, приходим к выводу о том, что вуз — это воспитательная организация, специально созданная обществом и государством для целенаправленного обеспечения общего и профессионального становления личности будущего специалиста.

Представленный нами подход к организации воспитательной работы со студентами в вузе отражает современное понимание диалектики педагогического процесса в высшей школе, обеспечивающего общее и профессиональное становление личности специалиста с учетом соответствующего уровня и характера развития, степени личностной и социальной зрелости студента и группы.

Одним из важнейших документов, регламентирующих деятельность вуза как воспитательной организации, является Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». В соответствии со Статьей 2. П.2 «воспитание — деятельность,

направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [3].

Обозначенная в Федеральном законе необходимость включения в каждую основную образовательную программу по направлению подготовки или специальности программы воспитания особым образом подчеркивает важность системного подхода к воспитанию студентов для каждого вуза, каждого факультета, каждой кафедры. Разработанная Примерная программа воспитания для образовательных организаций высшего образования отражает некоторую попытку обратиться к системному подходу, воспитательной системе и управлению воспитательной системой. Однако в предлагаемом содержании указанной программы это остается попыткой, что обусловлено выделением приоритетных направлений воспитания студентов (гражданское, патриотическое, духовно-нравственное) и вариативных (физическое, экологическое, профессионально-трудовое, культурно-просветительское, научно-образовательное). За направлениями воспитания и представленными приоритетными видами деятельности обучающихся «в воспитательной системе» образовательных организаций высшего образования теряется личность студента, задачи его возрастного и личностно-профессионального развития.

Этот вопрос еще находится в стадии разработки вузами. Однако уже ясно, что проблема социального воспитания в современном профессиональном (конкретно — высшем) образовании связана с разработкой в высшей профессиональной школе особых воспитательных систем, не столько политически, сколько психологически обоснованных и педагогически целесообразных. Такие воспитательные системы прежде всего ориентированы на развитие и коррекцию личностной готовности студентов к обучению в вузе, обеспечению их профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития в ходе освоения профессии.

Исследования показывают, что эффективность профессиональной социализации студентов во многом обусловлена органичным сочетанием реализуемых в вузе концепции профессиональной подготовки будущих специалистов и воспитательной системы вуза (соответствующего факультета). Стратегическая основа концепции профессиональной подготовки будущего специалиста заложена в ФГОС ВО по направлению или специальности, профессиональном стандарте специалиста. Ценностно-содержательное наполнение, организационно-деятельностное и процессуально-технологическое обеспечение воплощаются в воспитательной системе.

В наших исследованиях воспитательная система — это упорядоченная совокупность структурных компонентов (цель, задачи, деятельность, субъект деятельности, отношения, освоенная социальная среда, управление развитием), взаимодействие которых обеспечивает создание благоприятных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для целенаправленного развития личности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе. Благоприятные условия позитивного развития — те, которые обеспечивают адекватное решение возрастных задач и личностно значимых проблем посредством социально приемлемых и социально полезных и ценных способов, осуществляемых сквозь призму осваиваемой профессии.

Отсутствие в вузе условий для решения юношами и девушками этих задач (особенно на младших курсах) приводит к увеличению дезадаптивных форм поведения (нарушения

учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка, снижение успеваемости, избегание учебно-профессиональной деятельности, отвержение и прекращение ее, что завершается отчислением из состава студентов).

Целенаправленное создание условий для профилактики дезадаптации студентов в первые годы обучения в вузе посредством коррекции (доразвития) ведущих видов деятельности предыдущих возрастов (особенно подросткового и раннего юношеского) существенно сокращает «группу риска» на каждом курсе [4].

Согласно выделенным А.В. Мудриком механизмам социализации, в вузе как в воспитательной организации осуществляется социально контролируемая часть социализации (профессиональной) и, соответственно, действует институциональный ее механизм. Именно этот механизм, по определению, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно с основными. В вузе как в воспитательной организации, специально созданной для целенаправленной профессиональной социализации, институциональный механизм позволяет обеспечить нарастающее накопление студентами соответствующих знаний, компетенций и позитивного опыта доступной профессиональной деятельности и взаимодействия.

Мы рассматриваем институциональный механизм как регламентацию образовательной деятельности вуза, учебно-воспитательного процесса в нем, более или менее четкую характеристику профессии, ее сущности, квалификационных требований и соответствующих профессионально важных личностных качеств и умений студентов, применение необходимых и целесообразных санкций (как позитивных, так и негативных) для их формирования и развития. Это обеспечивает планомерность, определенную последовательность, выбор средств, методов и технологий организации процесса профессиональной социализации студентов, контролируемость ее результатов и ответственность за них на уровне профессорско-преподавательского состава, самих студентов и потенциальных работодателей.

Средства, используемые в ходе реализации институционального механизма:

— этикет и традиции (как факультетские, вузовские, так и профессиональные и созданные группой);

— нормы и правила взаимодействия, а также правила поведения куратора или любого другого преподавателя, реализующего профессионально-этический кодекс осваиваемой профессии;

— разноуровневые процессы персонификации пространства академической группы, факультета, образовательного учреждения (вуза);

— организация взаимодействия и обучения ему в рамках жизнедеятельности факультета и вуза.

Предложенный нами вариант решения проблемы воспитания в современном вузе заключается в планомерном целенаправленном создании благоприятных условий для овладения будущими специалистами необходимыми социальными и профессиональными ценностями, развития их самосознания, самоопределения и самореализации на основе ценностного выбора. Это становится возможным, если руководители системы высшего образования различного уровня рассматривают вуз (факультет) как воспитательную организацию, в которой предусмотрено создание благоприятных условий для развития профессионального самосознания будущих специалистов, их личностного роста и социальной успешности в процессе профессиональной социализации.

Реализация разработанной системы определяет успешность социализации студентов на основе обеспечения их социально-психологической адаптации к обучению в вузе,

к осваиваемой профессии, нормативного социально-профессионального развития и профилактики личных кризисов, кризисов учебной деятельности, социально дезадаптив-ного поведения и отвержения будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.

2. Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В. Научная школа Л.И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Admin/Down-loads/nauchnaya-shkola-l-i-novikovoy-osnovnye-idei-i-perspektivy-razvitiya.pdf

3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html

4. Щелина Т.Т. Социальное воспитание в системе уровневого психолого-педагогического образования: опыт моделирования // Педагогическое образование и наука. 2016. № 4. С. 30—34.

УСТРАНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ1

Шайденко Надежда Анатольевна (Тула, Россия), доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий центром стратегического планирования развития образования, экспертизы и научного консультирования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. E-mail: nashaidenko@gmail.com

Зубенко Наталья Юрьевна (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора, ГБОУ «Школа № 1080» города Москвы. E-mail: nuzubenko@gmail.com

Аннотация. Сегодня важна подготовка педагогических кадров, способных реализовывать свою профессиональную деятельность в соответствии с контекстом устойчивого развития. Статья посвящена проблеме профессиональных затруднений учителей, устранение которых призвано обеспечить их устойчивое развитие. Анализируются факторы и причины их возникновения на довузовском, вузовском и поствузовском этапах. Определены направления устранения профессиональных затруднений молодых учителей.

Ключевые слова: молодой учитель, профессионально-педагогические затруднения, устойчивое развитие, диагностический инструментарий, мониторинг.

ELIMINATION OF PROFESSIONAL DIFFICULTIES AS A CONDITION FOR THE TRANSITION OF A YOUNG TEACHER TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Shaidenko Nadezhda Anatolyevna (Tula, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Head of the Center for the Strategic Planning of the Education Development, Expertise and Scientific Advice of the Advanced Training and Professional Retraining Institute of Education Professionals of Tula Region. E-mail: nashaidenko@gmail.com

Zubenko Natalia Yurievna (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Director, SBEI "School No. 1080" of the city of Moscow. E-mail: nuzubenko@gmail.com

Abstract. Today, it is important to train teachers who are able to implement their professional activities in accordance with the context of sustainable development. The article is devoted to the problem of

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ и правительства Тульской области, научный проект № 19-413-710005 р_а «Методология изучения профессиональных затруднений молодых учителей и разработка механизмов их преодоления (на примере образовательного пространства Тульского региона)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.