© 2014 г.
А. П. Кузнецов П. Д. Шалагинов
о системе мер по профилактике коррупционных правонарушений в государственных органах (на примере налоговых органов)
Кузнецов Александр Павлович - профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин НОУ ВПО «Нижегородского института менеджмента и бизнеса», д-р юрид. наук.
Шалагинов Петр Дмитриевич - доцент кафедры социально-правовых дисциплин ФГБОУ «Приволжского института повышения квалификации ФНС России», канд. юрид. наук
(E-mail: pshalaginov@mail.ru)
В Российской Федерации противодействию коррупции уделяется большое внимание. В этой связи законодатель сформулировал основные обязанности, ограничения и запреты для государственных служащих. Поэтому чрезвычайно важным является вопрос их правильного понимания и умения реализовывать на практике. Служащие государственных органов, в том числе ФНС России, должны приобрести определенные навыки соблюдения антикоррупционных запретов.
Комплекс антикоррупционных мер организационного и правового характера предусматривается системой правовых актов, среди которых ключевым является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»1 (далее - Закон 273-Ф3). Одновременно с ним меры по противодействию коррупции регламентированы также в других законах, подзаконных актах Президента и Правительства Российской Федерации, иных государственных органов.
В представленной статье авторы поставили перед собой цель рассмотреть перечень основных мер по профилактике коррупционных правонарушений, проводимых органами государственной власти, акцентируя внимание на их реализацию в налоговых органах.
1. Установление обязанности уведомлять государственным гражданских служащих (далее -гражданских служащих) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Развитие института конфликта интересов в области государственного управления связано с тем, что Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН против коррупции2.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Закон 79-ФЗ), конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным
1 Собрание законодательства РФ, 2008, № 52 (ч. 1), Ст. 6228.
2 Бюллетень международных договоров, 2006, № 10.
интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Как отмечает М.В. Воробьева, «формулировка «объективное исполнение должностных обязанностей» в данном случае весьма оценочная. На практике возникает вопрос, кто на первой стадии возникновения конфликта интересов должен оценить, насколько гражданский служащий объективно исполняет свои обязанности»3. Авторы считают, что в большинстве случаев нет необходимости оценивать последствия конфликта интересов в виде необъективности выполнения обязанностей гражданским служащим, а достаточно возникновения личной заинтересованности для того, чтобы требовалось разрешить такую ситуацию.
В действительности конфликт интересов необязательно имеет коррупционный результат. С.Е. Чаннов справедливо замечает, что «гражданские служащие нередко попадают в ситуацию, характеризующуюся конфликтом интересов, помимо своей воли, фактически не совершая никаких противоправных действий»4.
Однако обнаружив такую ситуацию, следует ее урегулировать и по возможности снизить или исключить отрицательные последствия конфликта интересов, потому как существует правильное мнение, что «совершению любого коррупционного преступления предшествует та ситуация, которую принято называть «конфликт интересов»5.
Вопросы предотвращения конфликта интересов на гражданской службе урегулированы сразу несколькими правовыми актами. В наиболее общем виде способы устранения таких ситуаций определены в Законе 79-ФЗ и в Законе 273-Ф3.
Разрешение конфликтов в типичных сферах может разъясняться в отдельных юридических документах. Например, Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»6 утверждено Типовое Положение, которое регламентирует вопросы, связанные с получением подарка, необходимостью уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей и передавать подарок в государственный орган.
В письме Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» выделен ряд ключевых «областей регулирования»7, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным: выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и(или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего; выполнение иной оплачиваемой работы; владение ценными бумагами, банковскими вкладами; получение подарков и услуг; имущественные обязательства и судебные разбирательства; взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы; явное нарушение установленных запретов. В нем также раскрываются способы их урегулирования.
В случае возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (ч. 3 ст. 19 Закона 79-ФЗ), потому как непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов служит правонарушением, влекущим увольнение с гражданской службы (ч. 3.2 ст. 19 Закона 79-ФЗ).
3 Воробьева М.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе. // Административное право и процесс, 2012, № 9, С. б6.
4 Чаннов С.Е. О направлениях активизации деятельности комиссий по урегулированию конфликтов интересов. // Административное право и процесс, 2011, № 5.
5 Ким Е.П., Быков А.В. Конфликт интересов на службе как основа коррупционного преступления (криминологический аспект). // Российский следователь, 2013, № 10, С. 33.
6 Собрание законодательства РФ, 2014, № 3, Ст. 279.
7 Документ опубликован не был.
Необходимо обратить внимание на то, что оценка потенциально конфликтных действий и решений возложена непосредственно на государственного служащего. Специально для рассмотрения таких ситуаций в государственных органах создаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (см., например, Приказ ФНС России ММВ-7-4/235)8.
2. Установление в Законе 273-Ф3 (ч. 1 ст. 9) обязанности государственных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы.
О.Н. Шерстобоев считает, что «для защиты прав государственных и муниципальных служащих, а также публичных интересов следует изменить содержание нормы, устанавливающей обязанность публичных агентов уведомлять обо всех случаях склонения к коррупционному правонарушению. Целесообразно установить следующую конструкцию нормы: служащий обязан уведомить руководителя, который после проверки информирует о ее результатах прокуратуру»9.
Действительно, в некоторых случаях гражданский служащий может ошибочно полагать, что его склоняют к совершению коррупционного правонарушения. В связи с этим считаем, что ему следует первоначально уведомить представителя нанимателя, а уже затем органы прокуратуры или другие государственные органы.
Невыполнение государственным служащим должностной (служебной) обязанности по уведомлению о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности согласно с законодательству Российской Федерации (ч. 3 ст. 9 Закона 273-Ф3).
Закон 273-ФЗ умалчивает о необходимости сообщать о факте обращения к сослуживцам, требуя информировать лишь в отношении себя. Как следствие, достаточно спорными могут служить положения Приказа ФНС РФ от 15.03.2011 № ММВ-7-4/202 «О порядке уведомления государственными гражданскими служащими Федеральной налоговой службы представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и проверки содержащихся в них сведений»10, в соответствии с которыми государственный служащий, которому стало известно о факте обращения к иным государственным служащим в связи с исполнением служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, вправе уведомлять об этом представителя нанимателя (работодателя) в аналогичном порядке.
Проблема заключается в том, что в утвержденном Указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226 Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы11 целенаправленно принимаются меры по совершенствованию юридического и организационного обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия которых обжалуются (пп. п п. 2). Кроме того, звучат предложения стимулировать граждан, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб принимать деятельное участие в выявлении фактов коррупции и в информировании о них компетентных органов посредством материального вознаграждения12.
8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, № 23..
9 Шерстобоев О.Н. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять обо всех случаях склонения к коррупционному правонарушению: некоторые проблемы реализации. // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 5, С. 73.
10 Российская газета, 2011, № 107.
11 Собрание законодательства РФ, 2014, № 15, Ст. 1729.
12 Материалы Доклада Президенту России, подготовленного Национальным антикоррупционным комитетом и Советом при Президенте РФ, по развитию гражданского общества и правам человека. Апрель 2013. // Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.president-sovet.ru/news/3976/.
3. Установление обязанности гражданского служащего уведомлять о выполнении иной оплачиваемой работы.
До вступления в действие Закона 79-ФЗ гражданским служащим запрещалось выполнять какую-либо иную оплачиваемую работу, за исключением научной, творческой и преподавательской. В настоящее время они могут реализовать данное право (ч. 2 ст. 14 Закона 79-ФЗ) при выполнении двух условий:
а) требуется предварительно уведомить представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Как справедливо заметил А.Ю. Ватель, «в законе не указано, в какой форме это уведомление должно быть реализовано. Существующее предписание может послужить дополнительным основанием для конфликта между гражданским служащим и представителем нанимателя»13.
Указанная формулировка требования в законе предполагает возможность устного уведомления, что, на наш взгляд, неприемлемо. Полагаем, что представитель нанимателя должен установить локальным нормативным правовым актом порядок и форму письменного уведомления (см., например, Приказ ФНС России от 12.11.2010 № ММВ-7-4/557 «Об организации уведомления государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной налоговой службы и назначаемыми на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы руководителем Федеральной налоговой службы об иной оплачиваемой работе»);
б) вторым условием осуществления данного права является возможность выполнять иную оплачиваемую работу, только если это не повлечет за собой конфликт интересов, т.е. такой личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.
В Письме Минздравсоцразвития от 16.09.2008 № 2796-17 «О разъяснении положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»14 разъясняется, что «уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя... Представитель нанимателя не вправе запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу». Тем не менее, думаем, что представитель нанимателя обязан проанализировать поступившую информацию и, усмотрев конфликт интересов в предстоящей иной работе, все-таки должен запретить ее осуществление через соответствующие законные процедуры.
По умолчании предполагается, что иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим только в свободное от гражданской службы время.
4. Установление обязанности обращаться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов граждан, замещавших должность государственной службы, при заключении трудового или гражданско-правового договора (ст. 12 Закона 273-ФЗ).
Соответствующее ограничение распространяется на лиц, перечень которых, установлен п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»15. Обязанность соблюдать закрепленное в законе ограничение возникает при наличии ряда обстоятельств:
а) ограничение действует в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы;
б) замещение должности в организации на условиях трудового договора и(или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров);
13 Ватель А.Ю. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих. // Административное и муниципальное право, 2012, № 10, С. 21.
14 Документ опубликован не был.
15 Собрание законодательства РФ, 2010, № 30, Ст. 4070.
в) осуществление отдельных функций государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы, перечень которых определен п. 4 ст. 1 Закона 273-ФЗ.
При наличии этих условий гражданин обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12 Закона 273-ФЗ).
В свою очередь, работодатель должен в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 70016 под угрозой привлечения к административной ответственности17.
Принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью самого гражданина (бывшего государственного служащего). Представитель нанимателя, узнав о факте заключения договора из письма, направляемого работодателем, и посчитав что, заключать договор гражданин был не вправе, в соответствии с п. 3. ч. 3 Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 106518 (далее - Указ Президента № 1065) сообщает об этом в органы прокуратуры Российской Федерации.
Прокуратура в такой ситуации выносит работодателю представление об устранении нарушений законодательства и потребует прекращения трудового или гражданско-правового договора, заключенного с гражданином, замещавшим ранее должность гражданской службы (ч. 3 ст. 12 Закона 273-ФЗ).
Несмотря на кажущуюся безупречность всех предписаний, оформляющих установленное ограничение, остается ряд нерешенных вопросов. Во-первых, возможность оказания организации услуг в течение месяца стоимостью до ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора слишком высока по сумме и следует ее снизить. На практике возникают ситуации, когда уволившиеся с гражданской службы сотрудники правовых отделов инспекций ФНС России сразу же представляют в судах интересы коммерческих организаций на основании договоров оказания юридических услуг против своего бывшего представителя нанимателя, юридически не нарушая запрет.
Во-вторых, уволившись с гражданской службы, ничто не запрещает гражданину зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или создать юридическое лицо и осуществлять деятельность в той сфере, в которой он выполнял функции государственного управления, используя «старые» связи.
5. Установление обязанности представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и их размещения на официальных сайтах государственного органа.
В соответствии со ст. 8 Закона 273-ФЗ и ч. 1 ст. 20 Закона 79-ФЗ гражданский служащий, замещающий должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, извещает представителя нанимателя о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (далее - сведения о доходах). Соответствующий перечень утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 55719.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 55920 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и
16 Собрание законодательства РФ, 2010, № 37, Ст. 4712.
17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (статья 19.29). // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
18 Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // Собрание законодательства РФ, 2009, № 39, Ст. 4588.
19 Собрание законодательства РФ, 2009, № 21, Ст. 2542.
20 Собрание законодательства РФ, 2009, № 21, Ст. 2544.
федеральными государственными служащими сведений о доходах и Справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего; о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего (далее - Справка).
Непредставление гражданским служащим сведений о доходах либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (ч. 6.1. ст. 20 Закона № 79-ФЗ).
Исходя из того, что представление таких сведений носит ежегодный характер, гражданские служащие представляют соответствующие Справки в срок и практически не привлекаются к ответственности по этому основанию. Сложнее обстоит вопрос с представлением достоверных и полных сведений. Например, количество проведенных в территориальных органах ФНС России Комиссий по данному вопросу в 2012 и 2013 годах21 указывает на массовый характер допущения ошибок гражданскими служащими.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»22 (далее - Закон № 230-ФЗ), лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 230-ФЗ, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее - сведения о расходах).
Представление сведений о расходах осуществляется посредством заполнения соответствующей справки, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их
доходам»23.
Наиболее распространенный вид таких сделок - непосредственно купля-продажа. Однако, как отмечает Терехова Ю.К., «сделки могут совершаться и в форме дарения, наследования, договора займа с залогом, переуступки права требования и т.д.»24, полагая, что по ним также следует отчитываться. В сложившейся ситуации остается неясным, что следует указывать в строке «Источники получения средств, за счет которых приобретено имущество» в справке о расходах при наследовании или заключении договора дарения. В связи с этим Минтруд разъяснил, что по этим сделкам справка о расходах не представляется (Письмо Минтруда № 18-2/ ООГ-97 от 26.02.2014).
Непредставление сведений о расходах без объективных причин предполагает увольнение в связи с утратой доверия в соответствии со ст. 59.2 Закона 79-ФЗ.
Безусловно, одним из самых доступных источников получения информации в настоящее время является Интернет. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»25 предполагает размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет». Одним из подразделов официального сайта является подраздел, посвященный вопросам противодействия коррупции.
21 По данным размещенных на официальном сайте ФНС России проведенных заседаний Комиссией выявлено 458 в 2012 г. и 451 в 2013 г. нарушений, касающихся соблюдения требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Электронный ресурс. Режим доступа: www.nalog.ru/. Дата обращения: 03.02.2014.
22 Собрание законодательства РФ, 2010, № 30, Ст. 4070.
23 Собрание законодательства РФ, 2013, № 14, Ст. 1671.
24 Комментарий к Федеральному закону от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». / Терехова Ю.К. Подготовлен для системы «Консультант Плюс», 2013.
25 Собрание законодательства РФ, 2009, № 7, Ст. 776.
Во исполнение пп. «а» п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции»26 Приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530н27 утверждены требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов.
В числе других на официальных сайтах размещаются и предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации сведения о перечне объектов недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям; об их декларированном годовом доходе; об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
6. Регламентация порядка формирования кадрового состава гражданской службы путем ротации гражданских служащих.
Кроме того, в соответствии со ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ основной целью внедрения механизма ротации гражданских служащих является противодействие коррупции путем назначения их на иные должности в том же или другом государственном органе.
В перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация, включаются должности категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции (см., например, приказ ФНС России от 20.01.2014 № ММВ-7-4/14 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федеральной налоговой службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих»)28.
Ротация осуществляется на срок от трех до пяти лет на основании плана проведения ротации гражданских служащих.
Законодательно закреплена возможность отказаться от замещения иной должности государственной гражданской службы в порядке ротации по причине наличия заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением либо невозможности проживания членов его семьи в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
Никаких иных оснований отказа от замещения должности гражданской службы в порядке ротации не предусмотрено, и в случае отказа от предложенной для замещения иной должности либо ее непредоставления гражданский служащий увольняется (ч. 9 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ).
В настоящее время приняты важные для реализации института ротации подзаконные акты, определяющие вопросы обеспечения федеральных государственных служащих служебными жилыми помещениями и возмещения им расходов на наем (поднаем) жилого помещения (Постановление Правительства РФ от 27.10.2012 № 110329), предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения (Приказ Минтруда России от 02.08.2013 № 344н30) и методику определения этой стоимости (Приказ Минтруда России от 21.12.2012 № 616н31).
Несмотря на полную готовность правовой базы для реализации института ротации, а также на то, что Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
26 Собрание законодательства РФ, 2013, № 28, Ст. 3813.
27 Российская газета, 2013, № 295.
28 Российская газета, 2014, № 34.
29 Собрание законодательства РФ, 2012, № 45, Ст. 6241.
30 Российская газета, 2013, № 196.
31 Российская газета, 2013, № 45.
законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»32 вступил в силу с 1 января 2013 г., в ФНС России до сих пор не утвержден план проведения ротации гражданских служащих и фактически ротация не осуществляется.
7. Серьезным организационным элементом в механизме предупреждения коррупции в государственных органах служит создание в них в соответствии с Указом Президента РФ № 1065 подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
На соответствующие подразделения возложен ряд важных функций, таких как: а) обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Законом 273-ФЗ; б) принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе; в) оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими коррупционных правонарушений и некоторые другие функции.
В ст. 4.1 Закона 273-ФЗ установлено, что правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Кроме того, Указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»33 дополнены положения Указа Президента РФ № 1065 в части расширения полномочий подразделений кадровых служб, ответственных за профилактику коррупции, и фактически сегодня они отвечают за реализацию антикоррупционных мер в конкретном государственном органе.
В заключение отметим, что система организационных и правовых мер предупреждения коррупции в Российской Федерации еще только складывается, вбирая в себя все положительные наработки, содержащиеся в источниках международного права. Но этот процесс еще далек от завершения: динамика, с которой развивается данная отрасль, дает основания предполагать, что у руководства страны есть серьезная озабоченность проблемой противодействия коррупции и решительное желание с ней справиться.
Библиографический список:
1. Бюллетень международных договоров, 2006, № 10.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (статья 19.29) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
4. Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 3. - Ст. 279.
5. Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 30. - Ст. 4070.
6. Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 37. - Ст. 4712.
7. Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 21. - Ст. 2542.
8. Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 21. - Ст. 2544.
9. Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 30. - Ст. 4070.
10. Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1671.
32 Собрание законодательства РФ, 2011, № 50, Ст. 7337.
33 Собрание законодательства РФ, 2014, № 15, Ст. 1729.
11. Собрание законодательства РФ, 2009, № 7, Ст. 776.
12. Собрание законодательства РФ, 2013, № 28, Ст. 3813.
13. Российская газета, 2013, № 295.
14. Российская газета, 2014, № 34.
15. Собрание законодательства РФ, 2012, № 45, Ст. 6241.
16. Российская газета, 2013, № 196.
17. Российская газета, 2013, № 45.
18. Собрание законодательства РФ, 2011, № 50, Ст. 7337.
19. Собрание законодательства РФ, 2014, № 15, Ст. 1729.
20. Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // Собрание законодательства РФ, 2009, № 39, Ст. 4588.
21. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 23, 2011.
22. Российская газета, 2011, № 107.
23. Собрание законодательства РФ, 2014, № 15, Ст. 1729.
24. Воробьева М.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Административное право и процесс, 2012, № 9, С. 66.
25. Ватель А.Ю. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих // Административное и муниципальное право, 2012, № 10, С. 21.
26. Ким Е.П., Быков А.В. Конфликт интересов на службе как основа коррупционного преступления (криминологический аспект) // Российский следователь, 2013, № 10, С. 33.
27. Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» / Терехова Ю.К. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013.
28. Материалы Доклада Президенту России, подготовленного Национальным антикоррупционным комитетом и Советом при Президенте РФ, по развитию гражданского общества и правам человека. Апрель 2013. // Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.president-sovet. ru/news/3976/.
29. По данным размещенных на официальном сайте ФНС России проведенных заседаний Комиссией выявлено 458 в 2012 г. и 451 в 2013 г. нарушений, касающихся соблюдения требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Электронный ресурс. Режим доступа: www.nalog.ru/. Дата обращения: 03.02.2014.
30. Чаннов С.Е. О направлениях активизации деятельности комиссий по урегулированию конфликтов интересов // Административное право и процесс, 2011, № 5.
31. Шерстобоев О.Н. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять обо всех случаях склонения к коррупционному правонарушению: некоторые проблемы реализации // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 5, С. 73.