Научная статья на тему 'О схеме изменения представлений о детстве в истории'

О схеме изменения представлений о детстве в истории Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
524
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ / УРОВЕНЬ (СТАДИЯ) САМООСОЗНАНИЯ / ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА / ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ / PERCEPTIONS OF THE SOUL LEVEL (STAGE) OF SELF-CONSCIOUSNESS / PSYCHOLOGICAL AGE / REFLECTION OF REALITY IN THE HUMAN MIND / THE PERIODS OF THE DEVELOPMENT OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чечулин Виктор Львович

На основании общегносеологической закономерности отражения действительности в сознании челове­ка, имеющей 6-уровневую структуру усложнения понятий (уровней абстракции, обобщения понятий), проявляющейся в истории науки в виде определённых однородных периодов её развития, с учётом то­го, что переход от уровня к уровню отражения связан с определённым изменением самоосознания че­ловека, описано наблюдение за постепенным усложнением представлений о структуры психологиче­ских возрастов (представлений о детстве и взрослении) в евроцентристской линии исторического раз­вития науки и культуры, с указанием на современное описание инвариантной 6-уровневой психосоци­альной структуре возрастов самоосознания. Кроме того, указано, что аналогичные подструктуры само­сознания описывались и ранее: в виде 2-уровненго представления о развитии человека (Аристотель, 2-й период развития науки); и в виде 4-уровневого представления о взрослении (Гегель, 4-й период разви­тия науки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SCHEME OF CHANGING PERCEPTIONS OF CHILDHOOD IN HISTORY

Based on epistemological laws of reflection of reality in the human mind, which has 6-levels structure com­plexity concepts (levels of abstraction, generalization of concepts), which is manifested in the history of sci­ence in the form of certain homogeneous periods of its development, given the fact that the transition from one level to another is associated with reflection certain change of self-consciousness of man, described watching the gradual complication of ideas about the structure of psychological age (representations of childhood and adulthood) in line Eurocentric historical development of science and culture, with an indication of the modern description of the invariant 6-tier structure psychosocial ages realization. Also indicated that similar substruc­tures consciousness expressed earlier: a 2-level ideas about human development (Aristotle, 2nd period of the development of science), and a 4-level representation of growing up (Hegel, the 4th period of the development of science).

Текст научной работы на тему «О схеме изменения представлений о детстве в истории»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (17)

УДК 159.9

О СХЕМЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСТВЕ В ИСТОРИИ

Чечулин Виктор Львович

старший преподаватель кафедры механики сплошных сред и вычислительных технологий Пермский государственный национальный иследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: [email protected]

На основании общегносеологической закономерности отражения действительности в сознании человека, имеющей 6-уровневую структуру усложнения понятий (уровней абстракции, обобщения понятий), проявляющейся в истории науки в виде определённых однородных периодов её развития, с учётом того, что переход от уровня к уровню отражения связан с определённым изменением самоосознания человека, описано наблюдение за постепенным усложнением представлений о структуры психологических возрастов (представлений о детстве и взрослении) в евроцентристской линии исторического развития науки и культуры, с указанием на современное описание инвариантной 6-уровневой психосоциальной структуре возрастов самоосознания. Кроме того, указано, что аналогичные подструктуры самосознания описывались и ранее: в виде 2-уровненго представления о развитии человека (Аристотель, 2-й период развития науки); и в виде 4-уровневого представления о взрослении (Гегель, 4-й период развития науки).

Ключевые слова: психологический возраст; представления о душе; уровень (стадия) самоосознания; отражение действительности в сознании человека; периоды развития науки.

Предисловие

Представления о детстве, о последовательности взросления в разные исторические эпохи разнятся, усложнение представлений о структуре сознания личности упорядочиваемо в 1-м приближении, соответственно последовательность типов мышления, соотносимых с той или иной исторической формацией, структура уровней самоосознания (психологических возрастов), соотносимых с уровнями исторических формаций, схематично уже была представлена в нашей работе [22]. В данной статье для описания исторических изменений самоосознания личности мы ограничились евроцентричной линией исторического развития и некоторым количеством содержательных примеров, используя ранее выполненные масштабные исследовательские, обобщающие труды (в т.ч. работы Л.С. Выготского [4] и др. [3]).

Историческое усложнение представлений

Рассмотрим исторически однородные периоды развития представлений человека об этапах взросления и структуре души (для исторически древних периодов), определяющих уровень достигнутого самоосознания.

1. Так же, как в развитии отдельной личности, самоосознание развивается от осознания чувст-

венно воспринимаемых, обозначаемых словом образов к именованию первоначально самого себя как чувственно воспринимаемого объекта и далее к осознанию собственной субъектности, осознанию отличия себя от чувственно воспринимаемого. Так и в обозреваемой истории философии и культуры первоначальные литературнофилософские образы преимущественно чувственно воспринимаемы. Например, у Гомера (ок. XII в. до н.э) «везде мы находим примат общего над индивидуальным и в этом индивидуальном раньше, чем раскроется его внутренняя сторона, уже фиксируются его внешние Подчинённые автору> стороны, особенно те, которые бросаются в глаза и способны удовлетворить любопытный взор юного человеческого сознания. Поэтому все черты наружности человека и сама эта наружность являются любимейшим предметом наблюдений эпического художника» [12, с. 208]. «Психологические характеристики. Эпическое изображение жизни как чего-то более или менее внешнего не допускает подробного рассмотрения психологии эпических героев». Описание ограничено только чувственно воспринимаемыми образами [см. также: 11, 13].

Даже в философских системах древности основы мыслились производными от чувственного восприятия. Например, у Демокрита атомистская

© Чечулин B.JI., 2014

эстетика «возникает на единстве противоположностей разума и чувственного восприятия <...>. Ведь само мышление, проповедуемое у Демокрита, насквозь пронизано чувственностью, как бы он ни разделял эти сферы теоретически» [12, с. 487-488]. Атомы у Демокрита — это чувственно воспринимаемые образы, ощущения. «Обычное наименование атомов у Демокрита как раз и есть “фигуры” (вЬепШа), или “видики” (ас1о1а). <...> Это маленькие, далее уже неделимые “видики”, статуэтки, картинки, портретики бытия» [12, с. 499-500]. Это самосознание первой стадии (Я0б).

2. Постепенно происходит изменение в самосознании древних (греков) — до степени явного различения субъекта (целостного «Я» человека) и чувственно воспринимаемых образов. Таковы рассуждения Аристотеля (IV в. до н.э.) [1, т. 1, с. 429]. Он чётко обозначает отличие собственного самосознания от самосознания древних, в т.ч. Гомера («О душе», 427а18, гл. 3): «... может показаться, будто и мышление и разумение своего рода ощущения. Ведь посредством того и другого душа различает и познаёт существующее. И древние Демокрит1, Эмпедокл, Парменид, Анаксагор и Гомер утверждают, что разуметь и ощущать — это одно и то же... Эмпедокл сказал: “Мудрость у них возрастает, лишь вещи пред ними предстанут” (О природе фрагм., 106). Такой же смысл имеют и слова Гомера: “Таков же и ум” (“Одиссея”, XVII, 136). Ведь все они полагают, что мышление телесно так же, как ощущение... Итак, ясно, что ощущение и разумение не одно и то же».

Более подробно обобщение чувственных восприятий в понятия (описанное также и в возрастной детской психологии [см. 17, с. 136 и след.]) дано Аристотелем в гл. 19 2 «Аналитики» [1], с указанием двух уровней познания (уровней само-осознания): 1) чувственно воспринимаемого

(именование) и 2) уровень первых общих понятий (рассуждений в памяти).

Такое самосознание целостного субъекта наблюдаемо на протяжении нескольких столетий в эллинистическом обществе (примерно до начала н.э.): «Мы знаем, что ранний эллинизм характеризуется крайним развитием индивидуализма. Он живёт субъективной ощутимостью бытия и

1 «Обычное наименование атомов у Демокрита как раз и есть “фигуры” (зЬетаїа), или “видики” (еісіоіа)» [12, с. 468], т.е. атомы — это неделимые элементы, образы чувственного восприятия, «может быть атом размером с весь мир», «атом ИА отличается от атома АИ порядком» [14].

стремлением превратить его в нечто субъективноимманентное» [10, с. 10]. Это самосознание 2-й стадии, второго психологического возраста (Ясуб).

3. В дальнейшем историческом развитии, примерно с I, II вв. н.э., появляются новообразования. В римской эстетике2 — авторитет над массой целостных субъектов (начало феодализма), с содержательным наполнением уровня — ориентация на иерархически (трёхуровнево) упорядочивающий уровни самоосознания авторитет3. Таковы представления о душе и взрослении третьей стадии самоосознания (Я-Они)0б.

4. Начиная с конца XVI в., эстетике и философии кроме подчинения субъекта нравственному авторитету происходит осознание собственной особенности личности (индивидуализма). Если античное учение о воспитании выделяло два возраста, то учения о воспитании XVI—XVIII вв. выделяют 4 возраста, в меру достигнутого уровня и в меру собственного уровня рефлексии (самоосознания) [2]4, те же возрасты прослеживаются и

2 Если в Античности (2-й уровень, Ясуб) целостному субъекту открывался не только чувственно воспринимаемый мир (1-й уровень), но и мир таких же, как он, равных ему субъектов, которым он мог целостно сопереживать [10, с. 11], то в римской эстетике, на 3-м уровне самосознания (Я-Они)об, субъекты осознаются связанными между собою иерархическими отношениями подчинения «дисциплины, формального повиновения, юридического определения» [10, с. 18];

3-й уровень самосознания психологически в развитии отдельной личности — уровень начала овладения формально-логическими операциями [17, с. 136].

3 Так, Плотину этот авторитет мыслился авторитетом начинающего рефлектировать на 3-м уровне самоосознания, разума: «Плотин применяет свою теорию трёх уровней к ... проблеме человека. Поскольку средний (2-й) уровень Я подвижен, он может совпадать с самым низшим Я, с эмпирическим индивидом <чувственно воспринимающим, Яоб>, так и с высшим истинным (как думал Плотин, 3-м уровнем, Ясуб) Я. ... Эти три.., соответствующие трём уровням Я, являются <по Плотину> причиной существования трех (исторически упорядоченных) систем философии: 1.Яоб — эпикурейства, 2. Ясуб — стоицизма и 3. (Я-Они)суб неоплатонизма» [9, с. 31].

4 Во втором метафизическом размышлении Декарта (XVII в.) прослеживаемы эти 4 уровня самоосозна-

ния (без включения субъекта в социальное окружение). 1-й уровень — осознание себя материальной, чувственно воспринимаемой субстанцией (Яоб): «нашёл в себе твёрдое убеждение, что я — нечто» [6, с. 345]; 2-й уровень — осознание отличия своего Я от вещей (Ясуб): «знание о моём <его Декарта> существовании ... не зависит от вещей...» [6,

психология

Гегелем5, более того, Гегель осознаёт чётырёх-стадийность исторического развития философско-эстетических теорий: «Эта последовательность различных состояний есть ряд возрастов» [5, с. 90 и след.]. Возрасты, выделяемые Гегелем: 1-й возраст ребёнка (овладение чувственным восприятием), 2-й — начало обучения, 3-й — ориентация на авторитет, 4-й — осознание правилосообразного идеала деятельности и вступление юноши во взрослую жизнь. Содержательно эти же 4 стадии исторического развития культуры выделяются Гегелем в его «Философии истории» (см. также его «Философию права»). Таковы представления четвёртой стадии (Я-Они)суб.

5. На следующем, 5-м, этапе развития к выделенным уже четырём психологическим возрастам добавляется пятый, называемый социализаций личности, зачастую исследуемый в науке того времени как самостоятельное и относительно постоянное свойство человеческой личности. Последовательность психологических возрастов, свойственная этому периоду осознания взросления, неоднократно описана в советско-российской школе психологии (Выготский, Эль-конин, Поливанова, Божович, Богданович) и в данной статье подробно не описывается. (Последовательность исторического развития на этом уровне осознаётся уже соответственно как известная 5-уровневая схема смены исторических формаций.)

В середине XX в. западная психологическая школа, так же, как и советская, пытаясь свести

с. 345], «...это какая-то часть меня самого, недоступная представлению <в виде чувственно-воспринимаемых вещей>» [6, с. 346]. Далее осознаётся сумма внутренних представлений (предрефлек-сия) самого субъекта, наличие разума, представляющего внешний предмет (воск); 3-й уровень (Я-Они)об,: «я <он, Декарт> не могу постичь представлением, что такое кусок воска и что только мой (его, Декарта) разум постигает это» [6, с. 348]. Далее на

4-м уровне (Я-Они)суб осознаётся отличие временных представлений разумом разных состояний предмета (твёрдого и расплавленного воска) от самого разума (интеллекта): «неужели я <он, Декарт>, познавший, по-видимому, так ясно и отчётливо этот кусок воска, не знаю самого себя не только с большей правильностью и достоверностью, но и с большей ясностью и отчётливостью» [6, с. 350].

Самоосознание Декарта несколько экстравертив-но, направлено вне субъекта на внешний мир; более нормальная рефлексия 4 уровней наблюдаема в работах Г егеля.

5 Возрасты по Гегелю.

психологическое к социальному (стадия само-осознания (Я-(Они+Я))об), с удивлением замечала невозможность такой редукции [33]. И ныне замечается, что самоосознание личности достаточно свободно от наличного социального окружения, не полностью им обусловлено [см., напр., 21], что свидетельствует о наличии ещё одного уровня развития.

6. Итоговая, инвариантная относительно исторического процесса и даже относительно организации информационных промышленноэкономических систем [27, 28, 29] структура са-моосознания — 6-уровневаяб. Итоговая схема целостной структуры психологических возрастов личности с возможными отклонениями развития приведена на рисунке. Описанная структура уровней самоосознания свойственна не только самоосознанию личности, но и проецируется личностью вовне при создании сложных организационных структур, прежде всего структур промышленных и структур образования (а также иных экономических единиц [конкретные примеры см.: 30, 34]7). (Стадия самоосознания (Я-(Они+Я))суб.)

Связь со структурой отражения действительности

На наш взгляд, факты свидетельствуют, что эта 6-уровневая структура развития связана с наличием определённой последовательности отражения действительности в сознании человека.

Этот процесс отражает и самого отражающего субъекта, и само описание действительности, находящееся в сознании субъекта.

6 Описание это получено независимо в советской и в американской (Эриксон, Кольберг) научной школе [32].

Причём из 8 уровней развития, по Эриксону, первый (00) составляет внутриутробное развитие безусловно-рефлекторной сферы, завершаемое с достаточностью к жизнеобеспечению к моменту рождения; второй (0) — условно-рефлекторное овладение мышечной и артикуляционно-речевой деятельностью, предваряющее овладение даром речи в полном объёме; уровни (1-6) — уровни самоосознания. Уровни самосознания в содержательном отношении совпадают с уровнями морального развития, описанными Кольбергом.

В современных математических теориях также прослеживается 6-уровневое конструирование математических объектов, описывающих числа и бесконечные упорядоченные структуры, [см.: 19,20].

Деструктивные новообразования:

(задержки в развитии, прекращающие нормальное воспроизводство системы)

Экстравертизм, ориентация на внешн. чувственные удовольствия

Субъективизм

собственного

единичного мнения

Уровни развития самоосознания (с примерными возрастными граница-

Ложный

самоавторитет,

волюнтаризм

Обособление,

асоциальность,

индивидуализм

Конструктивные

организующие

влияния:

переводящие на следующий уровень развития и воспроизводства системы

Трудовая деятельность по самообеспечению

Конформизм,

формализм,

приспособленчество

Подчинение нравств. авторитету (родителей)

3. (7-11 л.) (Я-Они)об

~1—Г

Самоприменимость, правилосообразность

4. (12-17 л.)

(Я-Они)суб

~1---г

Включение в общественные обстоятельства

(историко-культур. обст-ва гос-ва, самост. усвоение науч-культур. достояния)

5. (18-21 г.) (Я-(Они+Я))об

~1—Г

-Мера свободы от социальных обязанностей

(и обстоятельств (в т.ч. денеж.) — свобода мысли, слова, творческой (а также экон.) деят.)

Бессмысленность

неполного

существования

6. (21-... г.)

(Я-(Они+Я))суб

~1—Г

Создание семьи, воспит. след, поколения

(с одобрения предыдущих поколений)

Схема поуровневого нормативного развития личности и отклонений от него [26]

психология

Последовательность стадий отражения конечна, завершается 6-й стадией — самоописание субъекта в описании действительности. Отклонения от нормативного развития представляют собой неразрешённые кризисы развития и связаны с ориентацией личности не на внутренне осознаваемые цели, а на нечто внешнее, как это явствует из изучения психологических оснований философии права и психологических состояний при отклоняющемся поведении [7, 8, 24, 25, 26]. При этом при учёте структуры отражения действительности в сознании человека кажущиеся парадоксы субъектности [15; 16, с. 41-42] являются разрешёнными содержательно, а не с формальнологической стороны.

Психологические структуры личности, связанные с самосознанием, естественно связаны и с нейрофизиологическими структурами, как это отмечено в работе [18], поэтому в случае отклоняющегося поведения профилактика гораздо более эффективна, нежели последующее исправление некорректно сформировавшейся структуры.

Творческое же конструирование представляет собой обратное по отношению к отражению при познании отображение [31]. Более подробно конкретные реализации этой психологической структуры, имеющие отношение и к возрастным особенностям формирования понятийного аппарата, описаны отдельно [23, 26].

Заключение

Таким образом, на конкретных примерах прослежено, как в историческом масштабе времени усложнялись представления о взрослении (о последовательности психологических возрастов и соответствующей ей структуре души в древности). В истории постепенно увеличивалось количество осознаваемых уровней в структуре души, увеличивалось и количество осознаваемых психологических возрастов — до современных представлений об этой последовательности.

Список литературы

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1976-1984.

2. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.

3. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: дис. ... канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 170 с.

4. Выготскй Л.С. Вопросы детской психологии // Выготский JLC. Психология. М.: Апрель-пресс: Эксмо-пресс, 2002. 1008 с.

5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философский наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ч. 3: Философия духа// Соч.: пер. с нем. Б.А.Фохт / АН СССР, Ин-т философии. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 33. 372 с.

6. Декарт Р. Метафизические размышления // Декарт Р. Избр. произведения: пер. с франц. и лат.; ред. В.В. Соколов. М.: Госполитиздат, 1950. 712с.

7. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Дмитриев М.Г., Белов В.Г. Стереотипы функционирования психики и тенденции личностного развития воспитанников колонии для несовершеннолетних // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 117-125.

8. Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г. Психологический возраст: методологические проблемы и судебная экспертная практика // Психологический журнал. 1988. Т. 9, №6. С. 113-117.

9. Лега В.П. Плотин, патристика и современность, апологетические очерки. М.: Изд-во Правосл. Свт. Тихон, ин-та, 2002. 124 с.

10. Лосев А.Ф. Эллинистически-римскаяэстетика, 1-П вв. н.э.. М.: Изд-во МГУ, 1979. 416 с.

11. Лосев А .Ф. История античной философии, в конспективном изложении, М.: ЧеРо, 1998.

192 с.

12. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. 584 с.

13. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 400 с.

14. Маковельский О. Досократики. Минск: Харвест, 1999. 786 с.

15. Митькин А.А. Субъектность человека: грани и границы. Ч. 1 // Психологический журнал. 2008. Т. 29, №3. С. 6-7.

16. Митькин АА. Субъектность человека: грани и границы. Ч. 2 // Психологический журнал. 2008. Т. 29, №4. С. 27-43.

17. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Питер, 2003. 192 с.

18. Семёнова О А. Формирование произвольной регуляции деятельности и её мозговых механизмов в онтогенезе // Физиология человека. 2007. Т.33. С. 115-127.

19. Чечулин В Л. Об упорядоченных структурах в множествах с самопринадлежностью // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2008. Вып. 6. С. 37-45.

20. Чечулин В Л. Теория множеств с самопринадлежностью (основания и некоторые приложения): моногр. /Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 100 с. ЦШ.:

http://elibrary.ru/item.asp7icN15267103 (дата обращения: 16.01.2013).

21. Чечулин В Л. О непредикативном определении понятия личности в психологии // Социально.-

экон. ситуация разв. региона: материалы регион, конф. при Березниковском филиале Пермского гос. ун-та. Березники, 2006. С. 108-112.

22. Чечулин В Л. К описанию исторического формирования психосоциальной структуры (тезисы) // Ментальность, общество, экономика: проблемы развития России: материалы Междунар. конф. при ОрГТУ. Орёл, 2007. С. 198-202.

23. Чечулин В Л., Загородских Н.В. О психологогносеологических ограничениях преподавания курса программирования // Рождественские чтения: материалы Всерос. конф. при Перм. гос. ун-те. Пермь, 2008. С. 102-104.

24. Чечулин В Л. Основные составляющие философии права // Развитие и реформирование Государственной и муниципальной службы в России на современном этапе: материалы регион, науч,-практ. конф. при Пермском филиале Уральской академии госслужбы. Пермь, 2008. С. 165-167.

25. Чечулин В Л. Об основаниях системы кризисов развития личности и структурировании отклоняющегося поведения // Университетские исследования. 2010 (разд. Психология). URL: http://www.uresearch.psu.ru/files/articles/189_8748 l.doc (датаобращения: 23.01.2013).

26. Чечулин В Л. О гносеолого-психологических основаниях философии права // Философия права. 2010. № 1. С. 101-106.

27. Чечулин В Л. К системному анализу структуры

промышленной информационно-технологической системы // Инфоком-2: сб. тр. междунар. конф. при Сев-КавкГТУ. Кисловодск, 2006. С. 177-181.

28. Чечулин В Л. Внутренняя психосоциальная 6-уровневая структура экономической деятельности // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: тр. III междунар. науч. интернет-конф. Омск, 2009. С. 156-166.

29. Чечулин В Л. Модели безынфляционного состояния экономики и их приложения: монография/Перм. гос. ун-т. Пермь, 2011. 112 с.

30. Чечулин В Л. Структурирование системы образования // Университет в системе непрерывного образования: материалы Междунар. конф. при Перм. гос. ун-те. Пермь, 2008. С. 59-60.

31. Чечулин В Л. О гносеологических основаниях 6-стадийного научно-инновационного цикла // Инновации РАН - 2008: материалы науч.-практ. конф. РАН. Н. Новгород, 2008. С. 51-52.

32. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. 608 с.

33. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 531 с.

34. Chechulin V.L., Ardavichus V.G., Kolbasina O.V. Informatization of the process of producing formalin // Russian Journal of Applied Chemistry /

MAIK Nauka/Interperiodica. 2008. Vol. 81, № 6.

P. 1112-1116.

ON THE SCHEME OF CHANGING PERCEPTIONS OF CHILDHOOD IN HISTORY

Viktor L. Chechulin

Perm State National Research University; 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia

Based on epistemological laws of reflection of reality in the human mind, which has 6-levels structure complexity concepts (levels of abstraction, generalization of concepts), which is manifested in the history of science in the form of certain homogeneous periods of its development, given the fact that the transition from one level to another is associated with reflection certain change of self-consciousness of man, described watching the gradual complication of ideas about the structure of psychological age (representations of childhood and adulthood) in line Eurocentric historical development of science and culture, with an indication of the modem description of the invariant 6-tier structure psychosocial ages realization. Also indicated that similar substructures consciousness expressed earlier: a 2-level ideas about human development (Aristotle, 2nd period of the development of science), and a 4-level representation of growing up (Hegel, the 4th period of the development of science).

Key words: psychological age; perceptions of the soul level (stage) of self-consciousness; reflection of reality in the human mind; the periods of the development of science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.