Научная статья на тему 'О гносеолого-психологических основаниях философии права'

О гносеолого-психологических основаниях философии права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА УРОВНЕЙ СИСТЕМЫ ПРАВА / СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ / КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ / УРОВНИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ / ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чечулин Виктор Львович

В статье описаны основания философии права структура уровней системы права связана с определенной 6-уровневой структурой сознания человека, проявляющейся как в уровнях обобщенности нормативной деятельности, так и в ненормативных отклонениях, связанных с недоразрешением психологических кризисов возрастного развития. Кроме иерархической структуры 6 уровней права, указано и на основания конституционного права, связанные с наличием следующих сфер: а) необходимости, б) обязательств, в) свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гносеолого-психологических основаниях философии права»

В.Л. Чечулин

О ГНОСЕОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

В статье описаны основания философии права - структура уровней системы права связана с определенной 6-уровневой структурой сознания человека, проявляющейся как в уровнях обобщенности нормативной деятельности, так и в ненормативных отклонениях, связанных с недоразрешением психологических кризисов возрастного развития. Кроме иерархической структуры 6 уровней права, указано и на основания конституционного права, связанные с наличием следующих сфер: а) необходимости, б) обязательств, в) свобод.

Ключевые слова: структура уровней системы права, структура сознания, кризисы развития, уровни отклоняющегося поведения, виды преступлений.

1. Предисловие

Общая иерархическая структура сознания человека (имеющая основания в определенной 6-уровневой структуре отражения действительности) проявляется в развитии 6-ти психологических возрастов как в структуре социально-информационных систем [15, с. 177-181; 9; 1, с. 135-136] и системы образования [16, с. 59-60], так и в структуре системы права. Однако, если у упомянутых выше структур определяющими уровнями являются достигнутые уровни обобщения (виды абстрактной деятельности), то в системе права структурирование связано с наличием ненормативной, деструктивной деятельности, пресекаемой посредством правоохранительной системы.

2. Г носеолого-психологические основания структурирования

Описание отражения действительности в сознании предполагает, что этому отражению подлежит и само сознание как часть действительности, и само описание действительности (включающее и описание сознания, и описание самого описания) тоже как часть действительности. Схематично отражение действительности в сознании человека изображено на рис. 1 [16, с. 108-112], при последовательном отражении наблюдается 6 стадий обобщенности понятий (что на практике соответствует 6-ти психологическим возрастам). Усложнение представлений о себе и об окружающем мире связано с достижением определенного уровня само-осознания (соответствующего ему уровня абстрактности, обобщенности понятий) - психологического возраста, а переходы между ними сопряжены с определенными кризисами развития, описанными Выготским [3, с. 41-190; 2; 10], а уровни развития прослежены Пиаже [11] и Кольбергом [14]. Каждому психологическому возрасту свойственен определенный уровень самоосознания и меры ответственности, преобладающим является определенный вид деятельности.

При переходе на новый уровень самоосознания, при нормативном разрешении кризиса достигается следующий уровень обобщенности представлений о себе и понятий, т.е. поведение предыдущих и достигнутого уровней является сознательным (подконтрольным сознанию) - сознание (самоосознание) центрально в отношении выполнения обобщения. В случае же ненормативного разрешения кризиса наблюдается незавершенность обобщения (частичная или полная), при этом внимание сосредоточивается на чем-то внешнем по отношению к самому человеку, и поведение в этом плане не полностью подконтрольно сознанию, но стихийно определяемо внешними факторами. Таким образом, имеются предпосылки для ненормативного, отклоняющегося поведения. В очень слабой форме, подчиненной норма-

тивному развитию, эти тенденции проявляются в отдельные моменты самого кризиса в виде так называемого «негативизма» в поведении [3]. Нормативное развитие в целом во многом способствует благополучному разрешению кризисов влиянием окружающей социальной среды.

Схема стадий самосознания, соответствующих психологическим возрастам, с указанием на виды отклоняющегося поведения изображена на рис. 2 [13, с. 198-202].

3. Сравнение с видами отклоняющегося поведения

Возможные отклонения в развитии, соответствующие определенным психологическим возрастам, указанные на рис. 2, обнаруживаются методом интроспекции непосредственно, а также (при анализе психологии правонарушений) прослежены в литературе для уровней самосознания 1-5 (см. также работы Кольберга [14]):

1-е - сосредоточенность сознания на внешних вещах, оценка их выше ценности себя как субъекта;

2-е - сосредоточенность сознания на собственной субъектности (эмотивно мотивированное поведение), без признания ограничений собственной субъектности наличием иных субъектов;

3-е - выбор авторитетов иных, чем долженствующий авторитет родителей;

4-е - произвольная (деструктивная) правилосообразность, особенность поведения;

5-е - неспособность сохранить наличную общественную структуру связей, окружающую личность, определяемую занимаемым личностью в обществе местом.

Выделенные десоциализирующиеся акцентуации (отвергаемых ценностей) при исследовании психологии отклоняющего поведения несовершеннолетних (до 18 лет) правонарушителей совпадают по содержанию с обозначенными на рис. 1 (слева) кризисными состояниями развития [4, с. 117-125].

В более ранних исследованиях отклоняющегося поведения [7, с. 113-117] также обозначены те же самые ветви непреодоленных кризисов развития, а именно:

1) «неадекватное опредмечивание потребности»;

2) несознавание значения своих действий «преимущественно из-за недостаточного опосредования действий процессом осознания их мотивов и последующей смысловой оценкой»;

3) групповая зависимость, «слабое развитие волевой регуляции поведения», ориентация на других (зависимость от ложного авторитета);

4) обвиняемые в противоправных действиях, способные «в полной мере сознавать значение своих действий и руководить ими», развитие их «соответствовало нормам среднего и старшего школьного возраста» - 4-го психологического возраста.

Таким образом, и из подтверждений практического психологического анализа видно, что недоразрешенные кризисы развития личности являются основой для возможности противоправного поведения.

4. Сравнение с классификацией преступлений

Указанные выше виды отклоняющегося поведения, в их наибольшей деструктивности проявляющиеся в преступлениях, при их (преступлений) достаточно общей классификации, в порядке соответствия уровням таковы (соответственно действующего УК РФ):

1. Раздел VII. Преступления против личности - глава 16 (преступления против жизни и здоровья).

2. Раздел VII. Преступления против личности - главы 17-20.

3. Раздел VIII. Преступления в сфере экономики, раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

4. Раздел X. Преступления против государственной власти, раздел XI. Преступления против военной службы.

5. Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества.

(В действующем УК РФ уголовной ответственности за препятствие реализации конституционных свобод и прав, относимой также к 5-му уровню, для ряда свобод и прав не предусмотрено) [12].

В процессе развития кодификации законодательства также наблюдается усложнение правовой системы, но при этом изменяется и сама правовая система, - ведь, кроме преступлений тяжких, имеются и менее значительные отклонения от сознательного нормативного (справедливого) поведения.

5. Уровни системы права

Рассмотрим эти уровни существующей налично системы права в порядке их усложнения:

1. Право необходимой обороны личности (и военных действий государства) для защиты жизни (ср. с древним правом «войны и мира»).

2. Уголовное право.

3. Гражданское право.

4. Административное право (и его отрасли того же уровня, регулируемые в административном порядке, в том числе трудовое право, налоговое право и т.п.).

5. Конституционное право.

6. Свободы, охраняемые системой права.

При этом если допускается нарушение на каком-либо уровне, то оно не может быть разрешено на этом же уровне - разрешение передается на более низший уровень права (например, при административном нарушении, при игнорировании административных санкций, дело может быть передано в суд, при игнорировании решений суда - подпадает под уголовное преступление и т.д. - вплоть до вооруженного задержания преступника правоохранительными органами).

Вся система права подчинена охране свобод, ибо только при свободном труде достижима его всеобщая общественная полезность и обеспечиваемо воспроизводство общества в целом в отдельных семьях.

Виды отклоняющегося деструктивного поведения, указанные ранее (1-5), также в общем совпадают с регулируемыми областями этих уровней права.

6. Составляющие конституционного права

Высший уровень самоосознания и развития права связан с осознанием ценностных категорий, которые являются следующей составляющей системы права. Принцип справедливости и устойчивости всей общественной системы таков, что личность свободна не в абсолютной мере, а в той, в какой она необходимо обеспечивает себя, и в той, в какой выполняет обязательства перед другими (3-ми лицами) по взаимному участию в процессе жизнеобеспечения.

Система отраслей хозяйства, соответствующая основным потребностям человека, выражающим общезначимую 10-частную систему ценностей, как и сама система ценностей, делится на три основные категории, сферы: а) необходимости (в основном материальновещественной сферы); б) обязательств (упорядоченных во времени); в) свобод (воспроизводящих структуру общества) (см. табл. 1).

Категории, необходимые для самообеспечения потребностей (1-4), категории обязательств (4-7) и категории свобод (7-10) являются в их истолковании основаниями конституционного, общественного строя, зиждущегося на правильном истолковании этих ценностных категорий, с признанием справедливости и равноправия (точнее, равнообязанности) каждого по несению бремени обязательств перед другими. (Таким образом, например, необходимым основанием самообеспечения едой является наличие личного подсобного участка (огорода), обязательным условием для труда является наличие жилища и т.п., что, к примеру, определяет даже для человека, находящегося под назначенным судом наказанием, минимальный уровень удовлетворения необходимых потребностей, и т.д.) Такое описание категорий позволяет сравнивать различные правовые системы на предмет их соответствия справедливому идеалу свободного развития каждого человека.

7. Заключение

Таким образом, в целом в системе права проявляются определенные гносеологические и психологические основания, связанные с 6-уровневым внутренним структурированием само-осознания, - вышеприведенное описание этих оснований конкретизирует, с привлечением результатов психологических исследований, на современном уровне научного знания, в области философии права известный ранее философский принцип «отражения» в познании и экономико-формационный принцип [8].

То, что виды отклоняющегося поведения, соответствующие более тяжким преступлениям, соответствуют более ранним психологическим возрастам (недоразрешенным кризисам возрастного развития), означает, что профилактика этих видов преступлений связана с нормализующим воспитанием именно на этих ранних психологических возрастах.

Кроме прикладных аспектов, описанная целостная картина системы права и ее оснований представляет несомненный образовательный интерес.

Литература

1. Чечулин В.Л. О психолого-гносеологических основаниях 6-уровневого структурирования агропромышленных систем // Экономика АПК Предуралья (ежегодный науч. -практ. журнал ПГСХА). 2008.

2. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: Дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2004.

3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Психология развития человека. М.: Эксмо, 2003.

4. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Дмитриев М.Г., Белов В.Г. Стереотипы функционирования психики и тенденции личностного развития воспитанников колонии для несовершеннолетних //Вопросы психологии. 2007. № 1.

5. Чечулин В.Л. О гносеологических основаниях 6-стадийного научно-инновационного цикла (тезисы) // Инновации РАН - 2008: Матер. науч.-практ. конф. РАН. Н. Новгород, 2008.

6. Чечулин В.Л. Структурирование системы образования // Университет в системе непрерывного образования: Матер. Междунар. науч.-методич. конф. при ПермГУ. Пермь, 2008.

7. Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г. Психологический возраст: методологические проблемы и судебная экспертная практика // Психологический журнал. 1988. № 6. Т. 9.

8. Исторический материализм / Под ред. А.Д. Ма-карова. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1963.

9. Организация и управление наукой и техникой / Авт. коллектив стран-членов СЭВ: Б. Бенев, Д. Денев (НРБ, Болгария), П. Гликман (ПНР, Польша), В.М. Гареев, С.П. Семенцов (СССР); общ. ред. Б.Ф. Зайцева. М.: Прогресс, 1987.

10. Першина Л.А. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2004.

11. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Питер, 2003.

12. Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2004.

13. Чечулин В.Л. К описанию исторического формирования психосоциальной структуры самосознания // Ментальность, общество, экономика: проблемы развития России: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. при ОрГТУ (Россия). Орел, 2007.

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер. с англ. С. Меленевсквой, Д. Викторовой. СПб.: Питер, 2006.

15. Чечулин В.Л. К системному анализу структуры промышленной информационнотехнологической системы // Инфоком-2: Сб. тр. Междунар. конф. при СевКав ГТУ. Ставрополь, 2006.

16. Чечулин В. Л. О непредикативном определении понятия личности в психологии // Проблемы и перспективы развития Верхнекамского региона: Матер. региональн. конф. при ПГУ БФ. Березники, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.