Научная статья на тему 'Концепция самосознания Декарта в приложении к формированию образа я дошкольников'

Концепция самосознания Декарта в приложении к формированию образа я дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1369
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБРАЗ Я / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ДЕКАРТ / SELF-AWARENESS / RATIONAL CONSCIOUSNESS / IRRATIONAL CONSCIOUSNESS / PRESCHOOL AGE / SELF-IMAGE / SELF-CONCEPT / DESCARTES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Елена Викторовна, Хаидов Сергей Курбанович

Излагаются основные положения концепции самосознания, выдвинутой французским философом Рене Декартом. Раскрывается связь его концепции с современными понятиями рационального и иррационального сознания. Отмеченные Декартом стадии развития индивидуального мышления проецируются на этапы построения ребенком образа Я. Описываются особенности формирования самосознания у детей в дошкольном возрасте и специфика развития уровней рационального и иррационального самосознания по мере взросления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбунова Елена Викторовна, Хаидов Сергей Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Descartes’ Concept of Self-Consciousness as Applied to Preschoolers’ Self-Image Building

The authors lay out the main principles of French philosopher Rene Descartes’ concept of self-consciousness. They reveal its connection to contemporary notions of rational and irrational consciousness. They also project individual thinking development stages noted by Descartes onto self-image building stages passed by each child. The authors describe the self-consciousness formation features in children at preschool age and stress out the specificity of the development of levels of rational and irrational self-consciousness.

Текст научной работы на тему «Концепция самосознания Декарта в приложении к формированию образа я дошкольников»

УДК 37.025 + 165.9

Концепция самосознания Декарта в приложении к формированию

образа Я дошкольников

Е. В. Горбунова1, С. К. Хаидов2

1 Детский сад комбинированного вида № 7, г. Щёкино Тульской обл.

2 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Излагаются основные положения концепции самосознания, выдвинутой французским философом Рене Декартом. Раскрывается связь его концепции с современными понятиями рационального и иррационального сознания. Отмеченные Декартом стадии развития индивидуального мышления проецируются на этапы построения ребенком образа Я. Описываются особенности формирования самосознания у детей в дошкольном возрасте и специфика развития уровней рационального и иррационального самосознания по мере взросления.

Ключевые слова: самосознание; рациональное сознание; иррациональное сознание; дошкольный возраст; образ Я; Я-концепция; Декарт.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка постепенно меняется восприятие социальной стороны своего Я: на смену простейшим самоощущениям и самоузнаваниям приходит осознание себя как стабильного объекта внимания и отношения окружающих людей и вместе с тем как активного субъекта деятельности, обладающего чертами и качествами, которые позволяют ребенку занять некоторое социальное положение, определяют уровень притязаний и т. д. [1, с. 16]. Основоположник философии Нового времени Р. Декарт в труде «Первоначала философии» употребил выражение sensus sive conscientia (чувство или осознание) в контексте рационального подхода к чувственному познанию: «Под словом "мышление" я понимаю всё то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить. Ибо

© Горбунова Е. В., Хаидов С. К.

если я скажу: "Я вижу..." или "Я хожу, следовательно, я существую" — и буду подразумевать при этом зрение или ходьбу, выполняемую телом, мое заключение не будет вполне достоверным; ведь я могу, как это часто бывает во сне, думать, будто я вижу или хожу, хотя я и не открываю глаз, и не двигаюсь с места, и даже, возможно, думать так в случае, если бы у меня вовсе не было тела. Но если я буду разуметь (курсив наш. — Е. Г., С. Х.) само чувство или осознание зрения или ходьбы, то, поскольку в этом случае они будут сопряжены с мыслью, коя одна только чувствует или осознает, что она видит или ходит, заключение мое окажется вполне верным» [2, с. 315—316]. Приведенный фрагмент свидетельствует о том, что Декарт, поставив перед собой задачу пробуждения разума от сна предрассудков, так или иначе видел различие между двумя частями спектра человеческого сознания: направленным не только на самого себя, но и на внешний мир

(рациональным), и интуитивным, признанным саморефлексирующим мышлением (иррациональным) [3]. Вместе с тем Декарт учитывал и специфику чувственного познания («особого модуса мышления») — его относительную автономию, обретенную в силу непосредственного контакта с внешней средой [4].

Самосознание — одна из составляющих образа Я, который в свою очередь является компонентом Я-концепции. Последняя, согласно известному определению А. А. Реана, есть обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности. Она играет значительную роль в формировании целостной личности [5].

Рациональный уровень самосознания представляет собой форму упорядоченных суждений (умозаключений), имеющих точное логическое основание. Он становится доступен детям лишь в старшем возрасте, тогда как дошкольному присуще иррациональное самосознание, что проявляется в чувственном, неаналитическом восприятии себя. По словам Декарта, «в раннем возрасте ум настолько стеснен телом, что, хотя многое он воспринимает ясно, он решительно ничего не воспринимает отчетливо...» [2, с. 331]. Формирование самосознания дошкольника начинается извне: оценка значимых для него людей вызывает положительный или отрицательный эмоциональный отклик.

Дошкольный возраст признан критически важным этапом в развитии личности, поскольку в этот период создаются основы ее самовосприятия. И если с самого начала, на иррациональном уровне будет заложен фундамент положительного самовосприятия, это обеспечит благоприятное личностное развитие в дальнейшем [6].

Любовь и забота близких взрослых позволяют сформировать и сохранять на протяжении дошкольного детства общую положительную оценку себя (если ребенка часто хвалят, он называет себя «хорошим», «любимым», «самым лучшим»). Она побуждает дошкольников завышать представления о своих возможностях. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, расширение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение к успеху отдельного действия [7].

Характерно, что в этом возрасте ребенок не отделяет собственную самооценку от оценки себя другими. Как замечал Декарт, «. нет никого из нас, кто бы с младенчества не полагал, будто всё, что он ощущает, представляет собой некие вещи, существующие вне его ума и совершенно подобные его ощущениям, т. е. тем их восприятиям, кои он получил» [2, с. 341]. Пределы своих сил дошкольник познает на основе общения со взрослыми.

Начиная с трехлетнего возраста в процессе самосознания дошкольника возрастает роль общения с ровесниками. С ними, в отличие от взрослых — недосягаемого идеала, ребенок может сопоставлять себя как с равными. Обмен оценочными суждениями формирует отношение к другим детям и в то же время способность видеть себя их глазами [8]. От умения ребенка подвергать анализу результаты деятельности других детей прямо зависит его умение анализировать свои. Так складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие относительной самооценки, выражающей отношение ребенка к себе в сопоставлении с окружающими.

Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека

С возрастом самооценка становится все более реалистичной, что позволяет говорить о формировании рационального восприятия мира и, соответственно, образа Я.

Постепенно у дошкольников развивается способность мотивировать самооценку, однако даже в 6—7 лет это могут не все дети.

На седьмом году жизни ребенок начинает различать два аспекта самосознания: познание себя и отношение к себе. Так, самооценка «иногда хороший, иногда плохой» свидетельствует об эмоционально положительном отношении к себе («нравлюсь»), а общая положительная оценка «хороший» — о сдержанном («нравлюсь себе чуть-чуть»). В старшем дошкольном возрасте, притом что большинство детей довольны собой, часто наблюдается стремление изменить что-то в себе, стать другими [5].

К 7 годам самооценка ребенка из общей становится дифференцированной. Он обретает способность делать выводы о своих достижениях: замечает, что с одним заданием справляется лучше, а с другим хуже [8].

Помимо осознания своих качеств старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение на основе знаний и представлений, переданных взрослыми, и личного опыта. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными и развернутыми [6].

Такие изменения в значительной степени объясняются пробуждением у старших дошкольников интереса к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением

значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи — дети достигают возраста, в котором, по наблюдению Декарта, «. каждый человек постигает себя как мыслящую вещь и может путем мышления отделить от себя любую другую субстанцию.» [2, с. 338]. Как считал Выготский, это говорит о постепенном формировании самосознания на рациональном уровне, т. е. полном осмыслении себя и своих действий [7].

Таким образом, формирование самосознания и познавательной и мотива-ционной сферы ребенка тесно взаимосвязаны. На основе их развития в конце дошкольного периода ребенок обретает способность в особой форме сознавать и самого себя, и занимаемое им положение, т. е. у детей появляется «сознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции» [5, с. 343]. Следовательно, происходит постепенная эволюция образа Я от иррациональных форм к рациональным [3]. Данный сдвиг в развитии самооценки вполне согласуется с выводами Декарта: «.в более зрелом возрасте <...> ум уже не подчинен всецело нашему телу и не относит всё к нему, но взыскует истины в отношении вещей, рассматриваемых в самих себе.» [2, с. 344]. Он может служить свидетельством психологической готовности дошкольника к переходу на следующую возрастную ступень — к обучению в школе.

Литература

1. Кондратьев С. В. «Я» и «МЫ» как проблема амбивалентности человеческой сущности // Я и мы: история, психология, перспективы: мат-лы Междунар. науч. конф. (30—31 мая 2002, Санкт-Петербург) / [Под ред. С. Н. Полторака]. СПб.: Нестор, 2002. С. 3—17.

2. Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 297—422.

3. Пивоев В. М. Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания // М. М. Бахтин и проблемы методологии гуманитарного знания: сб. науч. статей. Петрозаводск: ПетрГУ, 2000. С. 7—27.

4. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в европейской философии: от Аристотеля до Декарта. М.: Изд-во МГУ, 1987. 214 с.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.: ил. (Мастера психологии).

6. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Вып. 1: Какой Я? Методическое руководство. М.: Прометей: Книголюб, 2003. 64 с. (Психологическая служба).

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Ред. и коммент.: Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 176 с.

Горбунова Елена Викторовна — учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7», г. Щёкино Тульской области.

E-mail: [email protected]

Хаидов Сергей Курбанович — кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (ТГПУ им. Л. Н. Толстого).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.