Научная статья на тему 'О сенсорной культуре в эпоху глобализации'

О сенсорной культуре в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
194
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / сенсорная культура / сенсорные способности / клиповое мышление / цифровизация / эмпатия / манипулирование. / globalization / the culture of sensory perception / clip thinking / empathy / digitalization / manipulation.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сметанина Ольга Михайловна, Свешникова Ирина Александровна

В статье рассматривается термин «сенсорная культура» в контексте глобализации и цифровизации. Хотя данные интеграционные процессы рассматриваются как прогрессивные, они могут оказывать разрушительное воздействие на человека. Сформированность сенсорной культуры обеспечивает осознанное существование человека в современной информационной среде, сохранение при этом способности к аналитическому мышлению, эмпатии и устойчивость к манипуляциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сметанина Ольга Михайловна, Свешникова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of Sensory Perception in the Era of Globalization

This article examines the definition of the term ‘the culture of sensory perception’ in the context of globalization and digitalization. The processes mentioned strengthen the role of transnational interactions, expanding the scope of communication. Though these integration processes are being looked upon as progressive, they can have a destructive effect as well on an individual as a strong impact on the culture as a whole. Accordingly, the formation of the culture of sensory perception requires special terms. It is reported that the culture of sensory perception comprises a number of mental qualities like high sensitivity, the capability of drawing subtle distinctions between the qualities of objects, of picking out the necessary details from the entire information flow and differentiating between them, command of observation and awareness, concisely all that forms the basis of the analysis. Thus, its development leads to perceptual awareness and a higher empathy ability. The article highlights the importance of advancing the level of the culture of sensory perception. This provides the opportunity to extract useful and important knowledge from the information flow surrounding us without losing the ability for analytical thinking, while preserving such rare qualities as empathy as well as resistance to manipulation. Consequently, it allows to combine characteristics of different generations in an individual’s world view in order to benefits from it.

Текст научной работы на тему «О сенсорной культуре в эпоху глобализации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 5 (427). Философские науки. Вып. 52. С. 55—59.

УДК 130.2 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10509

ББК 87.6

О СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

О. М. Сметанина, И. А. Свешникова

Нижегородский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Нижний Новгород, Россия

В статье рассматривается термин «сенсорная культура» в контексте глобализации и цифровизации. Хотя данные интеграционные процессы рассматриваются как прогрессивные, они могут оказывать разрушительное воздействие на человека. Сформированность сенсорной культуры обеспечивает осознанное существование человека в современной информационной среде, сохранение при этом способности к аналитическому мышлению, эмпатии и устойчивость к манипуляциям.

Ключевые слова: глобализация, сенсорная культура, сенсорные способности, клиповое мышление, циф-ровизация, эмпатия, манипулирование.

Процессы глобализации неизбежны и несут в себе огромное количество изменений, оказывающих серьезное влияние не только на общественную жизнь, но и на каждую из составляющих жизни человека.

Усиливая роль транснациональных взаимодействий в мире, глобализация расширяет масштабы коммуникации. В соответствии с требованиями времени, количество воспринимаемой информации не только многократно увеличивается, но и трансформируется, оказывая серьезное воздействие на культуру. При этом кардинально меняется картина мира человека, появляются новые требования к скорости и качеству восприятия окружающей действительности, возникает необходимость формирования особой сенсорной культуры, как обязательной составляющей любого успешного современного человека. Напомним, что сенсорную культуру человека определяет уровень развития системы сенсорных способностей. Чем более развита сенсорная культура, тем выше чувствительность, лучше наблюдательность, внимательность и т. д. [8, с. 8].

Следует отметить, что сегодня нередким является мнение о чрезвычайной агрессивности ряда интеграционных процессов, согласно которому они несут в себе не объединение положительных компонентов систем, но, напротив, подавляют их, представляя угрозу «жизненному миру человечества» [5, с. 619].

Например, как социальные сети, так и научные источники полны рассказов об ужасах «клипового мышления». Термин, в России введенный Фёдором Гиренком и происходящий от понятия «клиповая культура», предложенного в середине 1990-х Элвином Тоффлером, изначально обозначал особую способность современного человека

воспринимать мир через яркие короткие образы и послания теленовостей или видеоклипов [1].

В настоящее время клиповое мышление (сетевое мышление, интернет-сознание) является тем самым «злом», которое искажает восприятие окружающего мира, лишает человека способности анализировать информацию, превращает мир в рассыпавшийся на сотни мелких деталей пазл, который невозможно собрать, а, согласно мнению некоторых авторов, еще и совершенно разрушает систему морально-этических ценностей.

Одним из ярких примеров такой точки зрения является статья Анны Егоровой «Сетевое мышление — деградация или прогресс?». «Сетевой индивид — пишет Анна Егорова, — ненадежен в своих пристрастиях. Он предан своей сети до тех пор, пока та удовлетворяет его потребности. Сетевое мышление лишено культурологических, религиозных, этнических особенностей, в отличие от глубоко архетипичного иерархического мышления с его историческими аллюзиями, национальными, конфессиональными особенностями. В сетевом мышлении работает лишь бинарная логика: включенность в сеть или невключенность. Сетевое сознание безответственно, потому как сеть сама по себе неформальна и непублична ... человек не в состоянии правильно интерпретировать внешний мир» [2, с. 2628].

Можем ли мы хотя бы отчасти согласиться с данной точкой зрения? Действительно ли окружающий нас сегодня информационный поток столь разрушителен, или все наши опасения беспочвенны и вызваны вполне естественным страхом перед стремительно изменяющейся ситуацией и необходимостью адаптироваться к новым, сложным процессам?

Для того чтобы получить ответ, совершим небольшой экскурс в историю. В IV в. до нашей эры в своих сократических диалогах Платон устами Сократа рассказывает притчу о том, как бог Тевт принес фараону Тамусу дары для людей. Среди даров были «письмена». «Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: "Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости". И каким же был ответ? ".. .ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых"» [6, с. 186]. Также и Еврипид называет письменность лишь «лекарством от забвения». А в своем 7-м письме Платон сравнивает письменность с забавой, но не истинным знанием, которое может передавать лишь устное слово.

Тысячелетия спустя, уже в XIV в. нашей эры, в некоторых университетах Европы существовал запрет на ведение конспектов во время лекций, ибо академические мужи опасались, что студенты, используя конспекты для воспроизведения в памяти лекций, собственно, разучатся запоминать учебный материал.

Удивительным кажется нам сегодня и тот факт, что в свое время далеко не все одобрили изобретение Гутенбергом печатного станка. Так, Майкл Харрис в своем бестселлере «Со всеми и ни с кем», приводит в пример некоего венецианца, Ие-ронима Скварчафико, который в XV в. сетовал на то, что книгопечатание приведет к доступности и дешевизне изучаемого материала и, как следствие, к невероятной интеллектуальной лености обучающихся [10].

Не правда ли, так похоже на нас, современных преподавателей, когда мы говорим о том, что студенты сегодня запоминают не информацию, а «интернет-дорожку» к ней.

Продолжим. Уже совсем недавно, в 1969 г., В. П. Зинченко писал: «Во многих современных видах деятельности от человека требуется оперативное и точное выполнение сенсорных, мыслительных и исполнительных функций. Человеку приходится работать в таких условиях, которые существенно изменяют характеристики сенсор-

ных процессов ... Важной стала проблема сенсорной и перцептивной изоляции. С другой стороны, человеку приходится работать в условиях перегрузки источниками информации. В связи с развитием устройств отображения информации перед восприятием человека ставятся новые и новые задачи, требующие нового обнаружения сигналов, их точного различения и опознавания в условиях, порой далеких от оптимальных» [4, с. 7—8].

С нашей точки зрения, звучит более чем современно. Так разве не можем мы представить себе, что через 50—100 лет, наши современные опасения по поводу клипового мышления будут звучать так же, как опасения средневековой профессуры по поводу пагубного воздействия книгопечатания на качество образования?

Будем объективными, клиповая культура — это то, что нас сейчас окружает. Мы живем среди обрывистых текстов, мелькания сюжетов новостей, которые прерываются яркими рекламными роликами. Текст статей, которые мы читаем, фрагмен-тирован, составлен из коротких, эмоциональных фраз, а порою и вовсе лишен какой бы то ни было логики. Художественные книги, написанные в стиле общения в чате, становятся все более востребованными. Хронометраж самых популярных сериалов не превышает 20 минут, а художественные и анимационные фильмы снимаются по законам клипа. Данная тенденция не обошла даже театр: спектакль «Мцыри» театра «Школа драматического искусства», в котором роль Мцыри исполняют 3 актера, не без основания называют клиповым спектаклем.

Это тот мир, в котором выросли нынешние 18-летние. Мир так называемого поколения Ъ — основных потребителей клиповой продукции клипового мира. И, безусловно, потребитель такой культуры несет на себе ее отпечаток.

Согласно ряду исследований, у носителей клипового мышления снижается способность к анализу, умение выделять главное, принимать на основе сделанного анализа решения. Безусловно, мы не можем отрицать эту тенденцию, и тот факт, что в развитых европейских странах сегодня проводится огромное количество семинаров, посвященных развитию аналитических навыков, говорит сам за себя. Такие семинары проводят для управленцев, менеджеров, старшеклассников, готовящихся поступать в вуз, и студентов. В российском бизнесе так же существует множество тренингов, на которых обучают системному мышлению, системному анализу и стратегическому менеджменту, а обеспокоенные преподаватели вузов настаивают на изучении студентами оригинальных источников. Так, менеджеры и марке-

тологи, обучающиеся в МГУ, с успехом читают современных философов: Лиотара, Бодрийяра, Барта, Фуко, Бахтина, Лосева, чтобы научиться строить цепочки от общего к частному.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что клиповое мышление — это именно тот адаптационный механизм, который помогает быть эффективным в эпоху развитых информационных технологий. Предохраняя мозг от перегрузки, оно помогает сознанию переключаться и реагировать на огромное количество поступающей информации, способствует развитию отличной реакции на любые изменения и стимулы.

Еще один навык, который приписывают обладателям клипового мышления — это многозадачность (мультитаскинг). Современный старшеклассник одновременно решает задачу по физике, слушает аудиокнигу по школьной программе, готовясь, таким образом, к уроку литературы, и все это без отрыва от общения в чате. Вот мы и подошли к волнующему нас вопросу. Люди, обладающие клиповым мышлением, действительно не способны долго концентрироваться на информации, оперируют только смыслами фиксированной длины, или, напротив, они могут эффективно концентрироваться одновременно на нескольких видах деятельности? Ибо, если это не так, то о какой многозадачности может идти речь? А если и может, то насколько качественно решаются эти «многие задачи»? И от чего зависит это качество?

Опираясь на проведенное нами в рамках подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук исследование «Формирование сенсорной культуры специалиста в процессе обучения», мы считаем возможным выдвинуть гипотезу, что «качество» восприятия, осознания и анализа информации, а соответственно, не только постановки, но и решения задач во многом зависит от сформированности сенсорной культуры [8].

О сенсорном воспитании, необходимости формирования культуры восприятия говорят С. Л. Рубинштейн и А. В. Запорожец [7], [3].

Согласно нашему исследованию, эффективность и адекватность процесса восприятия определяют сенсорные способности человека. Уровень развития системы сенсорных способностей определяется сенсорной культурой человека. Сенсорная культура, в свою очередь, включает в себя целый ряд психических качеств, в частности, предполагает высокую чувствительность, тонкое различение качеств предметов, способность выде-

лять необходимые детали из целого, находить различия и сходства в воспринимаемых предметах и явлениях, наблюдательность, внимательность, т. е. все то, что лежит в основе анализа. Кроме того, формирование сенсорной культуры ведет к осознанному восприятию разных видов информации, способности проявлять эмпатию, что особенно актуально сегодня, т. к. ежедневно воспринимаемый поток информации, связанной с жестокостью и насилием, повышает порог чувствительности к переживаниям других [8].

Воспринимая окружающую его действительность, каждый человек строит свой, индивидуальный образ мира. Целенаправленное формирование сенсорной культуры дает возможность раздвигать рамки этого образа, осознанно подниматься над бушующим информационным потоком, выбирать и использовать необходимое, отфильтровывая ненужное.

Человеком, обладающим высоким уровнем сформированности сенсорной культуры, невозможно манипулировать. Способность к восприятию клиповой информации становится его инструментом, а не оружием, на него направленным.

Существует тесная связь богатства и многообразия ощущений чувственного отражения человеком объективной действительности и его интеллектуальной, мыслительной деятельности.

Высокий уровень сформированности сенсорной культуры является одним из условий успешности любого вида деятельности — это именно тот показатель, благодаря которому человек выходит на новый уровень социальных отношений.

Меняется мир и меняется культура восприятия. И впереди своего поколения всегда оказывается тот, чей уровень развития сенсорной культуры позволяет объединить в одной картине мира элементы разных поколений. Тот, кто, приняв в дар письменность, не перестал запоминать, кто, получив печатную книгу, продолжал посещать лекции и слушать профессора, а сегодня — это тот, кто, научившись извлекать максимум полезного и важного из окружающего нас информационного потока, не утратит способность к аналитическому мышлению и при этом обладает способностью к эмпатии и устойчивость к манипуляциям. Безусловно, в эпоху глобализации, человек, не имеющий необходимого для выживания уровня сенсорной культуры, неминуемо утонет в окружающем его информационном потоке. И напротив, преимущества тех, у кого она сформирована, приобретают особое значение и воистину безграничны.

Список литературы

1. Гиренок, Ф. И. Клиповое сознание / Ф. И. Гиренок. — М. : Академ. проект, 2014. — 249 с.

2. Егорова, А. Г. Сетевое мышление: деградация или прогресс / А. Г. Егорова // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9—12. — С. 2626—2629.

3. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец. — М. : Просвещение, 1967. — 323 с.

4. Зинченко, В. П. Формирование зрительного образа / В. П. Зинченко. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 84 с.

5. Панарин, А. С. Глобализация как вызов жизненному миру / А. С. Панарин // Вестник Российской Академии наук. — 2004. — Т. 74. — № 7. — С. 619—626.

6. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2. / Платон. — М. : Мысль, 1993. — 527 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 2. / С. Л. Рубинштейн. — М., 1989. — 144 с.

8. Свешникова, И. А. Формирование сенсорной культуры специалиста в процессе обучения (на примере английского языка) : дис. ... канд. психол. наук / И. А. Свешникова. — Н. Новгород, 1997. — 150 с.

9. Семеновских, Т. В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т. В. Семеновских // Науковедение. — 2014. — № 5 (24).

10. М^ае1, H. The End of Absence. Reclaiming What We've Lost in a World of Constant Connection / H. Мichael. London, Penguin Random House Company, 2014. — 256 p.

Сведения об авторах

Сметанина Ольга Михайловна — доктор культурологии, доцент, профессор кафедры иностранных языков и профессионального лингвообразования Нижегородского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Нижний Новгород, Россия. smetanina.vvags@mail.ru

Свешникова Ирина Александровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессионального лингвообразования Нижегородского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Нижний Новгород, Россия. irinasveshn@rambler.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 5 (427). Philosophy Sciences. Iss. 52. Pp. 55—59.

Culture of Sensory Perception in the Era of Globalization

0.M. Smetanina

Nizhny Novgorod Institute of Public and Business Administration — Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Nizhny Novgorod, Russia. smetanina.vvags@mail.ru

1.A. Sveshnikova

Nizhny Novgorod Institute of Public and Business Administration — Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Nizhny Novgorod, Russia. irinasveshn@rambler.ru

This article examines the definition of the term 'the culture of sensory perception' in the context of globalization and digitalization. The processes mentioned strengthen the role of transnational interactions, expanding the scope of communication.

Though these integration processes are being looked upon as progressive, they can have a destructive effect as well on an individual as a strong impact on the culture as a whole.

Accordingly, the formation of the culture of sensory perception requires special terms. It is reported that the culture of sensory perception comprises a number of mental qualities like high sensitivity, the capability of drawing subtle distinctions between the qualities of objects, of picking out the necessary details from the entire information flow and differentiating between them, command of observation and awareness, concisely all that forms the basis of the analysis. Thus, its development leads to perceptual awareness and a higher empathy ability.

The article highlights the importance of advancing the level of the culture of sensory perception. This provides the opportunity to extract useful and important knowledge from the information flow surrounding us without losing the ability for analytical thinking, while preserving such rare qualities as empathy as well as resistance to manipulation.

Consequently, it allows to combine characteristics of different generations in an individual's world view in order to benefits from it.

Keywords: globalization, the culture of sensory perception, clip thinking, empathy, digitalization, manipulation.

References

1. Girenok F.I. Klipovoe soznanie [Clip consciousness]. Moscow, Akademicheskij proekt, 2014. 249 p. (In Russ.).

2. Egorova A.G. Setevoe myshlenie: degradaciya ili progress [Network thinking: degradation or progress]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 9—12, pp. 2626—2629. (In Russ.).

3. Zaporozhec A.V. Vospriyatie i dejstvie [Perception and action]. Moscow, 1967. 323 p. (In Russ.).

4. Zinchenko V.P. Formirovanie zritel'nogo obraza [Formation of a visual image]. Moscow, Moscow State University Publ., 1969 84 p. (In Russ.).

5. Panarin A.S. Globalizaciya kak vyzov zhiznennomu miru [Globalization as a challenge to the life world]. VestnikRossijskojAkademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2004, vol. 74, no. 7, pp. 619—626. (In Russ.).

6. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 t. T. 2 [Collected works: in 4 vol. Vol. 2]. Moscow, 1993. P. 52. (In Russ.).

7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii: v 2 t. T. 2 [Basics of general psychology: in 2 vol. Vol. 2]. Moscow, 1989. 144 p. (In Russ.).

8. Sveshnikova I.A. Formirovanie sensornoj kul'tury specialista v processe obucheniya (naprimere angli-jskogoyazyka) [Formation of sensory culture specialist in the learning process (on the example of English)]. Thesis. Nizhny Novgorod, 1997. 150 p. (In Russ.).

9. Semenovskih T.V. Fenomen «Klipovogo myshleniya» v obrazovatel'noj vuzovskoj srede [The phenomenon of "Clip thinking" in the educational university environment]. Naukovedenie [Science studies], 2014, no. 5 (24). (In Russ.).

10. Michael H. The End of Absence. Reclaiming What We've Lost in a World of Constant Connection. London, Penguin Random House Company Publ., 2014. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.