Научная статья на тему 'О САНИТАРНОЙ ГРАМОТНОСТИ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ'

О САНИТАРНОЙ ГРАМОТНОСТИ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О САНИТАРНОЙ ГРАМОТНОСТИ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ»

Д. К■ Тищгнко

УДК 613.953.4/.6 + 613.954.4].007:[бМ:37«

О САНИТАРНОЙ ГРАМОТНОСТИ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Киевский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и парази» тологии

В борьбе за снижение заболеваемости населения инфекционными, в частности кишечными болезнями, в нашей стране достигнуты значительные успехи. Этому способствует постоянная забота партии и правительства об оздоровлении окружающей среды. Однако заболеваемость острыми кишечными инфекциями, в том числе дизентерией, в особенности в детских дошкольных учреждениях, остается еще высокой.

Известно, что одним из наиболее эффективных направлений борьбы с кишечными инфекциями является воздействие на механизм передачи, т. е. недопущение заражений. Население должно сознательно избегать заражений. Только четкое понимание каждым человеком механизма передачи инфекции позволит всем уберечься от болезни.

Это требование должно служить основой при проведении санитарно-просветительной работы по профилактике инфекционных болезней, особенно кишечных.

Мы изучили санитарную грамотность работников детских дошкольных учреждений в области профилактики заболеваний кишечными инфекциями. Изучение проводили методом анкетного опроса. Опрошено 659 работников детских дошкольных учреждений, из них 286 воспитателей, 248 лиц технического персонала, 70 кухонных работников и 55 лиц хозяйственного персонала (прачки, кастелянши, кладовщики и др.).

Учитывая, что дизентерия занимает ведущее место среди острых кишечных заболеваний среди организованных детских коллективов, мы при составлении анкеты поставили вопросы, относящиеся к этому страданию. Ведь работникам детских дошкольных учреждений в практической деятельности наиболее часто приходится сталкиваться именно с дизентерией, а не с другими острыми кишечными заболеваниями. Поэтому нам казалось, что уровень их знаний, касающихся профилактики дизентерии, должен быть особенно высоким как следствие частого повторения и практической отработки практических вопросов ее предупреждения.

Между тем установлено, что больше половины опрошенных работников не знают механизма передачи инфекции при острых кишечных инфекциях, а это влечет за собой невольное допущение ряда санитарных нарушений, способствующих распространению инфекции в дошкольных учреждениях. Так, на вопрос о том, по каким признакам можно определить заболевание дизентерией, 16,9% опрошенных ответили «не знаю» или дали неправильные ответы.

Из числа технического персонала (няни) такие ответы дали 27,7%, из числа воспитателей — 7,6% лиц. Отмечалась зависимость уровня знаний от стажа работы того или иного человека. Няни со стажем работы до 6 мес дали неправильные ответы и ответы «не знаю» в 34,7% случаев, а воспитатели в — 27,8%.

Значительная часть сотрудников детских дошкольных учреждений не знают как возбудитель дизентерии проникает в организм человека. Лишь 20,8% опрошенных ответили правильно на этот вопрос. На вопрос о том, какими путями проникает возбудитель в здоровый человеческий организм, получено 35,5% верных и полных ответов. Небезынтересно отметить, что 20% кухонных работников также не знают путей проникновения возбуди-

телей дизентерии в организм человека, а 50% лиц со стажем работы до года не имели правильных сведений об этом.

Для того чтобы знать механизм передачи той или иной инфекции, нужно иметь не только четкое представление о путях распространения возбудителей во внешней среде, но и о месте локализации их в организме больного человека. Как известно, локализация возбудителей в организме определяет путь выхода и пути циркуляции их во внешней среде. При ответах на этот вопрос 29,2% работников детских дошкольных учреждений показали неверные знания. Лишь 38,7% всех опрошенных нянь и 44,5% нянь со стажем работы до 6 мес также не могли указать места локализации возбудителей дизентерии в организме человека; не знали этого также 32,9% кухонных работников и 19,9% воспитателей. Эти работники были осведомлены о том, что возбудители кишечных инфекций попадают во внешнюю среду с испражнениями людей.

На вопрос о роли мух в распространении дизентерии правильно ответили 41 % всех опрошенных лиц; 18,1 % лиц ответили «не знаю». Правильные ответы дали лишь 31% технических работников и 30% кухонных работников.

На вопрос о том, какие правила должны соблюдаться, чтобы не допустить распространения дизентерии среди воспитанников детского учреждения, правильный и полный ответ дали 13% всех опрошенных. Особенно плохо был подготовлен в этом отношении технический персонал, который, как мы знаем, часто служит источником инфекции, и может быть переносчиком инфекции от одного лица к другому. Из числа технического персонала сообщили правильные ответы 8,5% опрошенных. Низкий процент (14,3) правильных ответов отмечен и среди воспитателей.

Включая этот вопрос в анкету, мы ожидали получить стереотипные ответы с определенным перечнем операций, которые приходится выполнять ежедневно каждым работником в течение дня. Но приведенные результаты опроса позволяют констатировать, что сотрудникам детских дошкольных учреждений не прививаются навыки определенного порядка работы и особенно смены операций, они не приучены мыть руки после выполнения «грязной» работы, при умывании и кормлении детей, мытье посуды и т. д.

Меньше половины (34,5%) работающих в дошкольных учреждениях верно рассказали о том, в каких случаях руки могут распространять дизентерийные микробы среди детей; 12,8% лиц ответили на этот вопрос «не знаю», остальные отвечали «когда руки грязные», не вкладывая в это понятие их фекальное загрязнение. При собеседовании по этому вопросу многие из опрошенных вообще не допускали возможности такого загрязнения.

Уровень санитарной грамотности сотрудников дошкольных учреждений во многом зависит от стажа их работы. Последнее может сказываться и на качестве ухода за детьми. При изучении этого вопроса оказалось, что средний стаж работы воспитателей яслей равен 9,7 года, воспитателей детских садов — 6,4 года, технического персонала яслей — 1,7 года, детских садов — 1,8 года. Половина нянь яслей имели стаж работы продолжительностью в несколько месяцев, 25% нянь — от 6 мес до 1 года. Иными словами, 75% нянь яслей имели стаж работы до 1 года; 50% нянь детских садов тоже имели стаж работы такой продолжительности. Приведенные цифры иллюстрируют большую текучесть технического персонала в детских учреждениях. В таких условиях для ухода за детьми привлекаются случайные, временные люди, порой даже не обследованные по установленной форме. Должности технического персонала детских дошкольных учреждений, как правило, занимают девушки, пришедшие из сельской местности, не имеющие постоянного жилья в городе.

Наряду с расширением сети детских дошкольных учреждений необходимо изыскивать пути повышения заинтересованности к работе в них.

Выводы

1. Уровень санитарной грамотности работников детских дошкольных учреждений, связанной с профилактикой кишечных инфекций, недостаточен.

2. При санитарном просвещении этих работников необходимо добиваться четкого понимания механизма передачи кишечных инфекций. Это будет способствовать воспитанию у таких лиц гигиенических навыков и

необходимости выполнять их.

3. Знание элементарных правил профилактики кишечных инфекций, основанное на понимании механизма передачи последних, должно считаться профессиональным и обязательным для работников дошкольных учреждений.

4. Давно назрела необходимость издания пособия по санитарному минимуму для работников детских дошкольных учреждений, касающемуся предупреждения кишечных инфекций.

Поступила 13/11 1973 года

Методы исследования

УДК 615.015.7.072

Доц. Б. М. Штабский и проф. Ю. С. Каган

К ОЦЕНКЕ КУМУЛЯТИВНЫХ СВОЙСТВ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПО ИНДЕКСУ И СТАНДАРТИЗОВАННОМУ КОЭФФИЦИЕНТУ КУМУЛЯЦИИ

Кафедра общей гигиены Львовского медицинского института и лаборатория общей токсикологии Всесоюзного научно-исследовательского института гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

В основе распространенных методов оценки кумулятивности веществ лежит учет общего количества вещества (в расчете на 1 кг веса тела), которое может быть введено животному до его гибели при повторном введении несмертельных разовых доз. Эту сумму разовых доз выражают в виде п — кратной среднесмертельной дозы ЬО50(Л) и сопоставляют с однократной среднесмертельной дозой ЬОБ0 (1). В результате получают коэффициент кумуляции:

К = ЬО50(„)/ЬО60(1). ' (1)

В выражении (1) под ЬО50 (1) понимают дозу, однократное введение которой приводит к гибели 50% животных в сроки до 2 (4) недель. Обозначим эту ЬОБ0 (х) через В2 в отличие от дозы.Е)!, приводящей к такому же результату в течение первых 24 часов после введения. В связи с этим будем различать 2 группы веществ. К 1-й группе отнесем все те вещества, при однократном введении которых гибель животных растянута во времени, так что 02<В! (например, многие хлорорганические соединения). Для веществ 1-й группы эти 2 дозы в принципе существуют реально и могут быть найдены в эксперименте. Ко 2-й группе отнесем такие вещества, при вве-

3 Гигиена и санитария Л« 3

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.