Выводы
1. Реагентная обработка воды, содержащей ФОП, сопровождается образованием продуктов трансформации, отличающихся токсичностью и ухудшающих органолептические свойства.
2. Общепринятые приемы очистки на современных водопроводных сооружениях малоэффективны в отношении продуктов трансформации ФОП и не обеспечивают надежной очистки воды, соответствующей требованиям стандарта.
3. Использование активированных углей позволяет снизить токсичность воды, содержащей продукты трансформации ФОП, и улучшить ее органолептические свойства.
4. Хлорирование воды отличается высокой активностью в отношении ФОП, вызывая значительную степень их деструкции. Вместе с тем этот процесс сопровождается образованием продуктов трансформации, представляющих потенциальную опасность для здоровья населения.
Поступила 1/1V 1980 г.
EFFICIENCY OF WATER PURIFICATION FROM TRANSFORMATION PRODUCTS OF ORGANOPHOSPHORUS PESTICIDES AS ASSESSED IN MODEL
WATER TREATMENT PLANTS
E. V. Shtannikov and Yu. Yu. Eliseev
The commonly used techniques of water purification in the existing water supply systems are largely ineffective as far as the purification of water from transformation products of organophosphorus pesticides is concerned. Water treatment by reagents involves the formation of transforma-
tion products which are toxic and which affect adversely the organoleptic properties of the water. The use of activated carbon makes it possible to reduce the toxicity of water containing transformation products and to improvejts organoleptic properties.
УДК 615.285.7:578.8.095.38].033:614.7
Кандидаты мед. наук Т. Г. Омельянец и В. П. Падалкин
О САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ МИКРОБНЫХ ПРЕПАРАТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев; Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт, Москва
Одним из перспективных методов защиты растений от вредителей и болезней является микробиологический, сущность которого в использовании микроорганизмов — естественных возбудителей инфекций вредителей или естественных антагонистов возбудителей болезней растений. Планами развития народного хозяйства предполагается значительное «»расширение производства и применения микробиологических средств защиты растений. В связи с этим будет интенсивно расти и число людей, контактирующих с микробными препаратами в процессе их производства и применения, а следовательно, возрастет и роль биологического фактора, воздействующего как непосредственно на организм рабочих, занятых изготовлением и применением таких препаратов, так и опосредованно, через окружающую среду. В силу ряда обстоятельств очень медленно осознается тот факт, что, кроме «безвредного» носительства, наиболее частой формы проявления действия штаммов-продуцентов на организм человека, биологический фактор в принципе может способствовать возникновению более серьезных нарушений как в различных системах организма, так и в локальных экологических системах окружающей среды.
Хотя для защиты растений и предполагаются микроорганизмы, не зарегистрированные ранее как естественные возбудители заболеваний человека, это не означает, что они всегда безопасны, и не ис-
ключает необходимости тщательного изучения всех возможных сторон их отрицательного влияния на организм человека и окружающую среду.
Р. Смит подчеркивает, что при контакте с такими агентами человек подвергается прямой потенциальной опасности паразитарной инвазии, воздействия токсичных веществ, проявления аллергических или других раздражительных ответных реакций, дискомфорта в результате присутствия агента, возникновения других нежелательных последствий ввиду контакта с разными примесями, остаточными составными частями культуральных сред или побочных продуктов, а также с агентом, изменившим свои свойства в процессе выведения или после выпуска в природу.
Вредг,окружающей среде, а следовательно, и человеку биологический фактор может причинять различными путями: вытеснением более полезных микроорганизмов в борьбе за существование, внедрением в подходящие микроорганизмы или поеданием их, подавлением полезного действия какого-либо фактора при проведении защитных мероприятий, индуцированием нежелательных последствий при контакте с разными загрязняющими примесями или вследствие изменения свойств агента.
Известны и более категоричные утверждения (Оаг1ош), согласно которым все микроорганизмы должны рассматриваться как агенты, в той или иной мере обладающие способностью вызывать нежела-
тельные реакции в организме людей. Следовательно, суждение о профессиональной вредности работы с любыми микроорганизмами вполне уместно, тем более что уже имеются сведения о неблагоприятном воздействии используемых при этом микроорганизмов на состояние здоровья контактирующих с ними лиц. Так, у рабочих цехов по производству бактороденцида наблюдаются (особенно в первые дни контакта) кратковременные заболевания, протекающие по типу гастроэнтероколита; препараты на основе Вас. 1Ьиг^1еп51з могут вызывать заболевания по типу пищевых токсикоинфекций.
На предприятиях по производству боверина у рабочих отмечаются разнообразные аллергические проявления (Л, И. Израйлет и соавт.).
В связи с изложенным гигиеническое нормирование микробных препаратов в различных средах является первоочередной задачей в проблеме борьбы с биологическим загрязнением. Общепринятые методики нормирования вредных веществ с учетом их токсических свойств неприемлемы для установления ПДК биологических агентов. При выяснении механизма действия того или иного биологического агента (фактора) нельзя подходить к нему, как к обычному раздражителю:- «Не ощущаем— значит, не действует». По нашему мнению, здесь следует ориентироваться не на токсичность препаратов, которая чаще весьма незначительна, а на ряд показателей, обусловленных специфическим биологическим действием микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. При этом гигиеническая оценка микробных препаратов должна включать два этапа: оценку патогенных свойств микроорганизма, входящего в состав микробного препарата, и санитарно-гигиеническую оценку товарной формы микробного препарата, содержащей, кроме жизнеспособных микроорганизмов, ряд других компонентов.
Важнейшим вопросом при выяснении безопасности применения препаратов для микробиологического метода борьбы является патогенность для человека и полезных животных используемых микроорганизмов — основного действующего начала мик-робных препаратов.
Патогенность микроорганизма определяется многими факторами, называемыми факторами патоген-ности, или атрибутами патогенности (В. Г. Петровская). Многообразие этих факторов и обусловило, по-видимому, отсутствие четких критериев для установления меры патогенности микроорганизма. В настоящее время при ее оценке у безусловно патогенных микробов, т. е. микробов, этиологическая роль которых в инфекционной патологии доказана, пользуются понятием «вирулентность», которое характеризует степень патогенности данного штамма.
На основании такого определения любой путь поступления микроба в организм отражает степень его потенциальной способности вызывать заболевание. Однако анализ некоторых общеизвестных фактов показывает, что это не совсем так. Например, мыши очень чувствительны к экспериментальному
внутрибрюшннному заражению пневмококками, хомяки и мыши — к экспериментальному заражению коклюшными палочками, однако известно, что в естественных условиях у мышей не бывает пневмоний, а у хомяков — коклюша.
В связи с этим мы считаем более правомочным 4| при определении меры патогенности микроба пользоваться понятием «патогенная доза», под которой подразумевается минимальное количество микробов или продуктов их жизнедеятельноЬти, необходимое для возникновения заболевания при естественном пути поступления их в макроорганизм (А. М. Зарицкий и Ю. М. Фельдман). Широко же тест установления вирулентности микробов с помощью внутрибрюшинного введения лабораторным животным может быть использован лишь для сравнительной биологической характеристики штаммов тех видов микроорганизмов, патогенность которых для человека не требует доказательств. При установлении патогенности новых видов микроорганизмов, предлагаемых для защиты растений, необходимо учитывать все возможные пути поступления этих микробов в организм человека. Проведенные нами исследования показали, что при произ-водстве^микробных препаратов в силу ряда причиц^ (низкого уровня автоматизации и механизации трудовых процессов, несовершенства биологической аппаратуры, прерывистости технологического процесса и др.) происходит значительное загрязнение воздуха и предметов производственной среды микроорганизмами, что способствует постоянному попаданию их в организм рабочих как аэрогенным, так и контактным путем.
В условиях промышленного применения микробных препаратов микроорганизмы, составляющие их основу, могут через объекты окружающей среды вовлекаться в пищевые цепочки и поступать в организм человека алиментарным путем.
При оценке безвредности микроорганизмов, на наш взгляд, должны учитываться следующие пока-^ затели: 1) инфективность микроба, т. е. способность размножаться в макроорганизме, вызывая явное или скрытое заболевание, 2) токсигенность микроба, т. е. способность продуцировать токсические для макроорганизма вещества, вызывая отклонения, характерные для его отравления; 3) аллергенные свойства микроорганизма; 4) антагонистическое действие микроба по отношению к нормальной микрофлоре макроорганизма.
В качестве лимитирующего показателя при определении патогенности микроба следует учитывать тот критерий, который проявляется при введении наименьших доз. Вполне понятно, что микроорганизмы, способные вызывать заболевания при поступлении в организм лабораторных животных или человека в относительно малых дозах, не могут быть допущены для использования в качеству средств защиты растений. Важное значение при экстраполяции данных на человека имеют эпидемиологические наблюдения за контингентами лиц, контактирующих с микробными препаратами в про-
цессе их производства и применения, а также исследования таких препаратов на добровольцах.
При гигиенической оценке товарной формы микробного препарата прежде всего следует учитывать количество микроорганизмов и состояние, в котором они находятся в препарате. Кроме того, важное значение имеют и другие входящие в микробный препарат компоненты: продукты жизнедеятельности бактерий, остатки питательной среды, различные минеральные или органические наполнители, стабилизаторы-эмульгаторы, консервирующие вещества, приманочные продукты. Каждое из них может оказывать неблагоприятное воздействие на организм как самостоятельно, так и в комплексе с микроорганизмом, усугубляя действие последнего. Так, проведенные нами эпидемиологические наблюдения на предприятиях по производству различных форм сухого бактороденцида показали, что аминокостный бактороденцид, содержащий костную муку, оказывает в большей стег1ени неблагоприятное действие на организм работающих и для возникновения заболеваний требуется меньшая доза бактерий, чем при заражении зерновым препаратом. По-видимому, входящие в препарат мельчайшие костные опилки при вдыхании травмируют сли-
зистые оболочки верхних дыхательных путей и способствуют лучшему проникновению микробов в организм работающих, чем при вдыхании микробов с зерновой пылью при производстве зернового бактороденцида.
В тех случаях, когда имеется зависимость между неблагоприятным действием микробного препарата и содержанием в нем микроорганизмов, нормирование в воздухе рабочей зоны следует проводить по количеству микробных клеток в 1 м3 воздуха, причем в зависимости от формы препарата допустимое количество микробов будет различным. Если же нет прямой зависимости между количеством мик-робов"в препарате и его патогенным действием на макроорганизм, нормирование должно проводиться по наиболее патогенному компоненту (например, по количеству эндо- или экзотоксинов).
Таким образом, для санитарно-гигиенической оценки микробных препаратов требуется обширный комплекс исследований, который является методической основой для разработки гигиенических регламентов безопасного производства и применения этих препаратов, а также новые и возможно более тонкие методы, которые уже имеются в арсенале^ биологической науки.
ЛИТЕРАТУРА
Зариикий А. М., Фельдман Ю. М. — Ж- микробиол., Петровская В. Г. — Ж- микробиол., 1974, № 6, с. 94—
1975, М 12, с. 25—30. 100.
ИзрайлетЛ. И. и др. — Гиг. и сан., 1975, № 11, с. 91— Darlow Н. М. — In: Safety of Microbiology. Ed. D. A.
94 Skapton, R. G. Board. New York, 1972, p. 1.
Петровская В. Г. Проблема вирулентности бактерий. Л., Смит Р. — Бюлл. ВОЗ, 1974, т.Ч8, № 6, с. 694.
1967. Поступила 28/11 1980 г.
SANITARY AND HYGIENIC EVALUATION OF MICROBIAL PREPARATIONS USED FOR PLANT PROTECTlOH PURPOSES
T. G. Omelianets and V. P. Padalkin A sanitary and hygienic evaluation of micobial prepara- principle'of microbial preparations, and a sanitary and hy-of°^fudies t^at- «"«* «t of the commercial formulation containing
hogeniclty of the microorganisms, i. е., of the main active other components in addition to viable microorganisms.
УДК 613.5:691:1547.281.1 + 547.56
Канд. мед. наук Т. Ф. Харченко, канд. мед. наук^Г. И. Кравченко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФЕНОЛ-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫХ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Нами была дана характеристика и разработаны регламенты применения конструкционным полимерным материалам — стеклопластикам, предназначенным для строительства сельскохозяйственных объектов. Объектом исследований служили стеклопластики. изготовленные на основе фенол-формаль-дегидных лаков ЛБС-1 и ИФН и фенол-формальде-гидных смол В-1 и .ММ-54-У. Стеклопластики на
основе фенольно-формальдегидных лаков (ЛБС-1, ИФН) и смол (В-1, ММ-54-У) изготавливались методом прессования с применением стеклоткани ВПР-10. Температура прессования для стеклопластиков на основе лаков колебалась в пределах 145— 155 °С, смол — 110—135 °С. Время выдержки в прессе и давление были одинаковыми. Идентичными были также составные компоненты холст —