Научная статья на тему 'О САМОКОНТРОЛЕ КАК ФОРМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ)'

О САМОКОНТРОЛЕ КАК ФОРМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ЗАКОННОСТЬ / ДОБРОВОЛЬНОСТЬ / САМОКОНТРОЛЬ / ФОРМЫ / САМООБСЛЕДОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна

Самоконтроль автор рассматривает как одну из форм самоорганизации, личной ответственности, исполнительности и заинтересованности в достижении результата и приходит к выводу о том, что данная форма контроля имеет профилактическую направленность и направлена на снижение административных барьеров на пути развития предпринимательства. Самоконтроль - форма альтернативная государственному (муниципальному) контролю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SELF-CONTROL AS A FORM OF AN ALTERNATIVE TO STATE CONTROL (SUPERVISION)

The author considers self-control as one of the forms of self-organization, personal responsibility, diligence and interest in achieving results and comes to the conclusion that this form of control has a preventive focus and is aimed at reducing administrative barriers to the development of entrepreneurship. Self-control is an alternative form to state (municipal) control.

Текст научной работы на тему «О САМОКОНТРОЛЕ КАК ФОРМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-293-298 NIION: 2018-0076-8/23-625 MOSURED: 77/27-023-2023-8-625

КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА Маргарита Николаевна,

Главный научный сотрудник сектора административного права и административного процесса, ФГБУН Институт государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, e-mail: adminlaw@igpran.ru

О САМОКОНТРОЛЕ КАК ФОРМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ)

Аннотация. Самоконтроль автор рассматривает как одну из форм самоорганизации, личной ответственности, исполнительности и заинтересованности в достижении результата и приходит к выводу о том, что данная форма контроля имеет профилактическую направленность и направлена на снижение административных барьеров на пути развития предпринимательства. Самоконтроль - форма альтернативная государственному (муниципальному) контролю.

Ключевые слова: контроль, законность, добровольность, самоконтроль, формы, самообследование, общественный контроль, профилактика

KOBZAR-FROLOVA Margarita Nikolaevna,

Chief Researcher of the Administrative Sector law and administrative process FGBUN Institute of State and Law Russian Academy of Sciences

Doctor of Law, Professor

ON SELF-CONTROL AS A FORM OF AN ALTERNATIVE TO STATE

CONTROL (SUPERVISION)

Annotation. The author considers self-control as one of the forms of self-organization, personal responsibility, diligence and interest in achieving results and comes to the conclusion that this form of control has a preventive focus and is aimed at reducing administrative barriers to the development of entrepreneurship. Self-control is an alternative form to state (municipal) control.

Key words: control, legality, voluntariness, self-control, forms, self-examination, public control, prevention.

Контроль - одна из основных функций органов исполнительной власти, которая реализуется на всех трех уровнях: государственном, региональном, местном, в целях обеспечения законности и исполнительской дисциплины во всех сферах государственной и общественной жизни.

Согласно пп. б) ст. 2 Указа Президента Российской Федерации под функциями по контролю и надзору понимается: система действий, направленных на выявление исполнения установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения. Функции по контролю (надзору) Президентом возложены на федеральные службы (федеральные органы исполнительной власти) [1].

Задачи контроля, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления разнообразны: это и выявление незаконно вынесенных актов и решений, проверка

законности и обеспечение законности исполнения нормативных правовых актов, профилактика и предупреждение правонарушений, исполнительская дисциплина, обеспечение конкурентноспособности, соблюдение прав и свобод граждан и их объединений и многое иное. Отсюда направленность государственного контроля (надзора) на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией потерь, вредных последствий, ущерба и проч.[2, ст. 2]. В силу разнообразия отношений в сфере контроля (надзора), а также в силу большого количества проблемных вопросов в данной сфере, ведущие российские ученые-исследователи и практики посвятили большое количество работ в данном направлении. Исследования в данной сфере публиковали: Ю.Е. Аврутин, В.Г. Бессарабов, А.И. Гурин, А.Т. Дмитриев, И.С. Завьялов, С.М. Зубарев, С.М. Зырянов, И.И. Кучеров, А.В. Мартынов, Ю.И. Мигачев, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Е.Е. Петров, Б.В. Россинский, В.И. Рохлин, Н.Г. Сали-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

щева, С.А. Сергеев, Ю.П. Соловей, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов,Ю.Н. Туник, С.А. Шатов и другие. При этом, проблемы контроля (надзора) остаются весьма актуальными.

В 2015-2020 годы развернулась широкая дискуссия о том, что законодательство о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле не отвечает требованиям времени, не защищает интересы предпринимателей, которые испытывают серьезное давление, а порой и несут существенные убытки от многочисленных мероприятий контроля (надзора) [3, С. 139-148]. Риски деятельности предпринимателей часто перевешивают доходы и затраты на ведение бизнеса [4]. Со стороны бизнес-сообщества высказывалось недовольство в отношении «давящего опекунства» государства, выражающегося в частых проверках; разрастающейся системе контролирующих органов; бессистемности процедур проводимых проверок; отсутствии механизма защиты предпринимателей при проведении контроля (надзора).

Уместно заметить, что развитие предпринимательства в Российской Федерации в 2010- 2020 гг было одним из стратегических направлений государства и общества. Большое значение подъему малого и среднего предпринимательства уделяли Президент и российское Правительство [5]. Президент - В.В. Путин, в Указе от 07 мая 2018 года № 204 [6], отдал поручение Правительству определить ориентиры по созданию комфортных условий и возможностей для самореализации граждан; поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы граждан; улучшению условий ведения предпринимательской деятельности и др. 04 июля 2019 года был сформирован Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах государственного контроля (надзора) ... [7]. По состоянию на 01 июля 2023 года таких службы 33 [7]. В июле 2019 года вступил в силу запрет на проведение видов контроля (надзора) и форм проверок, предписанных требованиями нормативных актов СССР и РСФСР.

Адекватно реагирующий на современные вызовы Президент Российской Федерации В.В. Путин, поручил разработать и ввести в действие правила перехода на риск-ориентированную модель контроля (надзора) [8]. Мероприятия контроля у предпринимателя могут быть оправданными только на объектах с повышенным риском. Поручено ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства [8]. В 2020 году был принят весьма широко и долговременно обсуждаемый российской общественностью Федеральный закон

№ 248 «О государственном контроле (надзоре).» [2]. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем законодатель предлагает понимать практические действия уполномоченных органов, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством профилактики, принятия мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению status-quо и прочие [2, ст.1]. Мероприятия контроля: профилактика; оценка соблюдения обязательных требований (обеспечение законности); устранение последствий нарушений и проч. [2, п. 1, ст. 1]. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль призваны обеспечить достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований [2, п. 2, ст. 1].

Несмотря на поддержку предпринимательства, либерализацию законодательства и поиск баланса публичных и частных интересов между властью и потребностями общества, все еще проявляются недостатки существующего механизма государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Возникли идеи альтернативных форм контроля, например общественного контроля, внутреннего контроля (самоконтроля) [3, С. 139-148]. Общественный контроль имеет существенное значение в вопросах обеспечения законности. Он призван обеспечить согласование жизненно важных интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее значимых вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и проч. Возрастает роль контроля, осуществляемого негосударственными корпоративными образованиями (внутренний контроль хозяйствующих субъектов) [3, С. 139-148].

Самоконтроль в федеральном законодательстве не назван напрямую как форма контроля. Однако, осмелюсь утверждать, что - это одна из разновидностей контроля, а его инструменты и методы позволяют эффективно предупреждать факты нарушения законодательства. Более того, данная форма контроля уже давно и эффективно применяется во многих отраслях и сферах общественной жизни.

В советский период развития государственности самоконтроль широко использовался на предприятиях и имел высокую долю поддержки государства. Самоконтроль применялся и до

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

настоящего времени применяется как эффективная форма обеспечения безопасности на транспорте. Под самоконтролем понимается право водителя осуществлять проверку технического состояния закрепленного за ним автомобиля перед выездом на линию и при возвращении в гараж без участия механика гаража. Техническая исправность автомобиля удостоверяется в путевом листе подписью водителя, а на путевом листе ставится штамп «Автомобиль на самоконтроле». В этом случае водитель принимает на себя ответственность за последствия, связанные с неисправностью автомобиля при работе на линии. Порядок и право проведения самоконтроля автомобиля регулируется Инструкцией разработанной в советское время (1986 год) [9].

В условиях активного распространения вирусов, влияния специальной военной операции на общественную жизнь в регионах ее проведения и ближайших к ним населенных пунктах, переход на удаленный режим работы и, соответственно, контроль за исполнением трудовых обязанностей удаленно стали весьма актуальными. К тому же с отменой локдауна на свои рабочие места вернулись не все работники, отдельные из них предпочли работать дома. В этой ситуации у руководителей порой возникают сомнения в продуктивности исполнения трудовых обязанностей сотрудниками, осуществляющими трудовую деятельность удаленно и необходимости контролировать их занятость. Российское законодательство не содержит запрета на осуществление контроля за работниками, исполняющими трудовые обязанности на удаленке, в т.ч. не запрещает использовать технические средства контроля за действиями сотрудников. Важно уведомить работника об использовании на рабочем месте средств контроля.

Дистанционных работников, которые несут трудовую повинность, используя персональный компьютер вне рабочего места, было предложено контролировать посредством использования тайм-трекеров или программ, применяемых для контроля за рабочей дисциплиной и эффективностью использования рабочего времени. Используя ручной тайм-трекер, работник ведет учет собственно затраченного времени. Однако, их использование привело работодателей к выводу неэффективности подобного контроля, поскольку, важен результат, а не время, затраченное на выполнение работы [10, С. 67-80]. Между тем, нормы о самоконтроле (внутренний контроль) в форме самообследования закреплены в Трудовом кодексе и их активно используют работодатели для возможности оценить законность соблюдения локальных актов работодателя, его требования, требования трудового законодательства в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

целом и иных нормативных правовых актов о труде работников. Это не обязанность работодателя, а его право и оно закреплено в абз. 11 ч. 1 ст. 22 ТК РФ.

Самоконтроль (внутренний контроль) в отношениях работодатель и работник наравне с судебным контролем выступает важной формой контроля за законностью принимаемых локальных нормативных актов организаций. Бесконтрольное издание локальных актов может привести к нарушению прав и свобод работников. Вместе с тем, данный вид организации контроля активно поддерживает Роструд. Минтруд России, в свою очередь, разработал Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, где детализирован Порядок организации и проведения самообследования [11]. Представляется, что самообследование - есть одна из форм самоконтроля, суть которой состоит в самостоятельной оценке соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

В настоящее время программа системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) проходит апробацию. Любой работодатель может принять в ней участие по собственной инициативе. По мнению экспертов, внедрение данной системы в рамках общего внутреннего контроля или как отдельно взятого структурного подразделения в деятельность экономического субъекта подразумевает своего рода самоконтроль, который никак не относится к мерам административного давления со стороны руководства и собственников, а, основываясь на принципах добровольности, профессиональной компетентности, риск-ориентированном подходе, является действенным методом предотвращения негативных последствий, связанных с несоблюдением законодательства [12].

Самоконтроль имеет место и во многих иных общественных отношениях, однако, не назван прямо в нормативных правовых актах. Примером тому могут выступать нормы Федерального закона 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах...» [13]. Статья 5 Закона № 54-ФЗ закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (акции) (п. 3 и 4), который принимает на себя обязанность осуществить контроль за: соблюдением формы акции, места ее проведения, численности участников и их возраста; времени и порядка проведения акции. И многое другое. По своей сути все вышеперечисленные обязанности организатора - есть принятые на себя обязательства о соблюдении требований законности при

организации и проведении формы публичной акции. В случае, если организатор публичного мероприятия не проконтролирует выше указанное (а), он нарушает требования Закона № 54-ФЗ и в этом случае несет персонально административную ответственность по статье 20.2 КоАП РФ [14].

Самоконтроль, и его разновидность внутрикорпоративный контроль, активно используют предприниматели. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 294-ФЗ [15] юридические лица и индивидуальные предприниматели после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе и до начала фактического выполнения работ обязаны провести самообследование на предмет соблюдения обязательных требований и уведомить уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) о готовности осуществления вида (видов) предпринимательской деятельности. Данным уведомлением предприниматель гарантирует соблюдение обязательных требований (см. п. 4 ст. 8) и иное соответствуют требованиям вида деятельности и проч.. Предприниматель подачей уведомления принимает на себя обязательства соблюдать обязательные требования, обеспечить безопасные условии труда работников, и качество продукции (работ, услуг). Таким образом, является абсолютно очевидным - первый контроль который проходит предприниматель - это самоконтроль [3, С. 139-148; 16, С. 25-27; 17, С. 35-40]. Де-факто - это давно сложившийся вид контроля деятельности хозяйствующего субъекта. А следовательно, нужно лишь признать и закрепить де-юре очевидное.

Сетевой бизнес, головные предприятия с сетью филиалов и иные корпоративные образования активно используют такой вид контроля как внутренний контроль. И даже содержат должности внутреннего контролера. Уместно заметить, что такой контроль никаким образом не относится к государственному (муниципальному) контролю. Цели, которые ставит перед собой предприниматель сетевого бизнеса иные, но при этом среди иных задач, важной задачей выступает профилактика нарушений законодательства. Периодичность проведения мероприятий внутреннего хозяйственного контроля (самоконтроля) предприниматель устанавливает самостоятельно.

Положительный эффект самоконтроля нельзя переоценить. С одной стороны, снижается необходимость проведения мероприятий государственного (муниципального) контроля. С другой стороны, предприниматель освобождается от излишней контролирующей опеки государства, но при этом несет ответственность за предоставление недостоверных сведений уполномоченному по контролю (надзору) органу.

Предлагается также законодательно закрепить формы внутреннего хозяйственного контроля (самоконтроля): самообследование, проверки, инвентаризация, осмотр зданий, территорий, помещений для извлечения доходов (прибыли), наблюдение, экспертиза; лабораторные исследования и т.п.; анализ жалоб потребителей и другие [3, С. 139-148].

Не вызывает сомнение достижение экономического эффекта от введения такой формы как внутренний хозяйственный контроль (самоконтроль). Который выразится в следующем: существенно сократится штат государственных контролеров; внеплановые мероприятия государственного контроля (надзора), муниципального контроля будет нужным проводить в случае поступления жалоб потребителей, негативной информации в прессе, телекоммуникационных сетях и т.п.. Кроме указанного существенно сократится уровень затрат на финансирование мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля и содержание аппарата контролеров, произойдет снижение избыточного давления на бизнес и иное.

Такая форма внутреннего контроля как самообследование активно применяется образовательными организациями для целей аккредитации [18]. Посредством самообследования обеспечиваются государственные гарантии на образование. Итоги самообследования размещаются на официальном сайте организации в сети «Интернет».

Внутренний хозяйственный контроль (самоконтроль) имеет весомую профилактическую роль. Его идеологические преимущество в повышении роли предпринимательства, и доли ответственности последних перед потребителями и обществом. Механизмы форм и мероприятий в рамках самоконтроля послужат целям сокращения административных барьеров на пути развития предпринимательства и укрепления демократических начал в обществе.

Подводя итог исследованию, представляется возможным сделать вывод о том, что самоконтроль - есть организованная деятельность хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на обеспечение законности, соблюдение требований российского законодательства, профилактику и предупреждение нарушений обязательных требований. Самоконтроль это одна из форм самоорганизации, личной ответственности, исполнительности и заинтересованности в достижении результата. Это форма -альтернативная государственному (муниципальному) контролю.

Предлагается поддержать данную разновидность контроля, способствовать его повсемест-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ному распространению и законодательно закрепить в нормативных правовых актах тех отраслей, где он реально применяется.

Список литературы:

[1] Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ», N 11, 15.03.2004, ст. 945.

[2] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»// Собр.законодательства РФ, 2020, № 31 (часть I), ст. 5007.

[3] Кобзарь-Фролова М.Н. Внутренний контроль (самоконтроль) как основной вид контроля деятельности хозяйствующих субъектов// Вестник Нижегородского университета, № 2, 2020 - С. 139148.

[4] Доклад Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Государственного Совета: Бизнес без страха: Российская газета. 07.04.2015//Режи м доступа: https://rg. ru/2015/04/07/gossovet-site.html

[5] Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

[6] Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

[7] Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма «регуляторной гильотины», видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм «регуляторной гильотины»: утвержден Правительством РФ 04.07.2019// Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС Кон-сультантПлюс. Дата обращения 25.07.2023.

[8] Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Москва,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

01.03.2018.// Документ опубликован не был. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56957

[9] Инструкция по организации безопасности дорожного движения и учету дорожно-транспортных происшествий на транспорте Министерства связи СССР (утв. Минсвязи СССР 28.11.1986).

[10] Игнатьева Е. Контроль дистанционных работников с помощью тайм-трекеров // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2022. № 5. С. 67 - 80.

[11] Письмо Роструда от 07.03.2018 № 837-ТЗ «О добровольном внутреннем контроле (самоконтроле) работодателями соблюдения требований трудового законодательства» (вместе с «Методическими рекомендациями для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Минтрудом России 28.12.2016) //Официальные документы в образовании», № 15, май, 2018.

[12] Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г. Концептуальные положения комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах // Учет. Анализ. Аудит. 2020. N 7(2). С. 6 - 16. URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/kontseptualnye-polozheniya-komplaens-kak-formy-vnutrennego-kontrolya-v-ekonomicheskih-subektah.

[13] Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»// Собр. законодательства РФ, 2004, № 25, ст. 2485.

[14] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2023)// Собр. законодательства РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

[15] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»// Собр.законодательства РФ, 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249

[16] Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового контроля//Налоги и налогообложение. 2006. № 5. С. 25-27.

[17] Кобзарь-Фролова М.Н. Отдельные вопросы превенции нарушения законодательства о налогах и сборах/Финансовое право, №5, С.35-40.

[18] Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования

образовательной организацией» (с изменениями и дополнениями)// Документ опубликован не был. Режим доступа: https://base.garant.ru/70405358/

Spisok literatury:

[1] Ukaz Prezidenta RF ot 09.03.2004 N 314 (red. ot 27.03.2023) «O sisteme i strukture feder-al'nyh organov ispolnitel'noj vlasti»// Sobranie zakonodatel'stva RF», N 11, 15.03.2004, st. 945.

[2] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 248-FZ (red. ot 03.04.2023) «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Fed-eracii»// Sobr.zakonodatel'stva RF, 2020, № 31 (chast' I), st. 5007.

[3] Kobzar'-Frolova M.N. Vnutrennij kontrol' (samokontrol') kak osnovnoj vid kontrolya deya-tel'nosti hozyajstvuyushchih sub»ektov// Vestnik Nizhegorodskogo universiteta, № 2, 2020 - S. 139148.

[4] Doklad Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina na zasedanii Gosudarstvennogo Soveta: Biznes bez straha: Rossijskaya gazeta. 07.04.2015// Rezhim dostupa: https://rg.ru/2015/04/07/gosso-vet-site.html

[5] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.06.2016 № 1083-r (red. ot 30.03.2018) «Ob utver-zhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego pred-prinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (vmeste s «Planom meropriyatij («dorozh-noj kartoj») po realizacii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda») // Dokument opublikovan ne byl. Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] Ukaz Prezidenta RF ot 07 maya 2018 goda № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zad-achah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda»// SZ RF. 2018. № 20. St. 2817.

[7] Perechen' federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti, osushchestvlyayushchih funkcii po norma-tivno-pravovomu regulirovaniyu v sferah osushchest-vleniya gosudarstvennogo kontrolya (nadzora), i federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti, osushchestvlyayushchih kontrol'no-nadzornye funkcii, uchastvuy-ushchih v realizacii mekhanizma «regulyatornoj gil'otiny», vidov federal'nogo gosudarstvennogo kontrolya (nadzora), osushchestvlyaemyh federal'nymi organami ispolnitel'noj vlasti, na kotorye dolzhen byt' rasprostranen mekhanizm «regulyatornoj gil'otiny»: utverzhden Pravitel'stvom RF 04.07.2019// Dokument opublikovan ne byl. Rezhim dostupa: SPS Kon-sul'tantPlyus. Data obrashcheniya 25.07.2023.

[8] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii, Moskva, 01.03.2018.// Dokument opublikovan ne byl. Rezhim

dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56957

[9] nstrukciya po organizacii bezopasnosti dor-ozhnogo dvizheniya i uchetu dorozhno-transportnyh proisshestvij na transporte Ministerstva svyazi SSSR (utv. Minsvyazi SSSR 28.11.1986).

[10] Ignat'eva E. Kontrol' distancionnyh rabot-nikov s pomoshch'yu tajm-trekerov // Kadrovaya slu-zhba i upravlenie personalom predpriyatiya. 2022. № 5. S. 67 - 80.

[11] Pis'mo Rostruda ot 07.03.2018 № 837-TZ «O dobrovol'nom vnutrennem kontrole (samokon-trole) rabotodatelyami soblyudeniya trebovanij tru-dovogo zakonodatel'stva» (vmeste s «Metodich-eskimi rekomendaciyami dlya rabotodatelej po dobro-vol'nomu vnutrennemu kontrolyu (samokontrolyu) soblyudeniya trudovogo zakonodatel'stva i inyh nor-mativnyh pravovyh aktov, soderzhashchih normy trudovogo prava» (utv. Mintrudom Rossii 28.12.2016) // Oficial'nye dokumenty v obrazovanii», № 15, maj, 2018.

[12] Kevorkova ZH.A., Sapozhnikova N.G. Kon-ceptual'nye polozheniya komplaens kak formy vnu-trennego kontrolya v ekonomicheskih sub"ektah // Uchet. Analiz. Audit. 2020. N 7(2). S. 6 - 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptual-nye-polozheniya-komplaens-kak-formy-vnutrenne-go-kontrolya-v-ekonomicheskih-subektah.

[13] Federal'nyj zakon ot 19.06.2004 N 54-FZ (red. ot 05.12.2022) «O sobraniyah, mitingah, demon-straciyah, shestviyah i piketirovaniyah»// Sobr. zakonodatel'stva RF, 2004, № 25, st. 2485.

[14] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 13.06.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.06.2023)// Sobr. zakonodatel'stva RF, 2002, № 1 (ch. 1), st. 1.

[15] Federal'nyj zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ (red. ot 04.11.2022) «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvle-nii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i munici-pal'nogo kontrolya»// Sobr.zakonodatel'stva RF, 2008, № 52 (ch. 1), st. 6249

[16] Kobzar'-Frolova M.N. K voprosu o soversh-enstvovanii form i metodov nalogovogo kontrolya// Nalogi i nalogooblozhenie. 2006. № 5. S. 25-27.

[17] Kobzar'-Frolova M.N. Otdel'nye voprosy prevencii narusheniya zakonodatel'stva o nalogah i sborah//Finansovoe pravo, №5, S.35-40.

[18] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 iyunya 2013 g. № 462 «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya samoobsledovaniya obrazo-vatel'noj organizaciej» (s izmeneniyami i dopolneni-yami)// Dokument opublikovan ne byl. Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/70405358/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.