УДК 81:37
О РОЛИ ЯЗЫКА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Л.Н. Гущина, к. филол. н., доцент
Кафедра иностранных языков УО «Гродненский государственный медицинский университет»
В статье обсуждается место иностранного языка в учебно-воспитательном процессе в неязыковом вузе и его роль в формировании социокультурной личности. Описываются виды языковой компетенции и интерактивные личностно - развивающие, коммуникативные методы ее формирования.
Ключевые слова: иностранный язык, социокультурная личность, интерактивные личностно - развивающие методы, языковая компетенция, профессиональная компетенция, творческая личность.
The article discusses the place of foreign languages in the academic and educational process in non-humanitarian higher educational institutions and its role in the formation of social-cultural personality. The types of language competention and interactive personality-developing, communicative methods of its creation are described.
Key words: foreign language, social-cultural personality, interactive personality-developing methods, language competention, professional competention, creative personality.
Изменения, происходящие в сфере межнациональных отношений, интеграция Республики Беларусь в мировое экономическое и культурное пространство выдвигают новый личностно-соци-альный запрос к системе высшего образования.
Сегодня обществу нужен не просто классный специалист. Очень важно, чтобы он был творческой личностью, сочетающей высокий профессионализм с социально-психологическими качествами, способной решать сложные научно-технические и социальные проблемы.
В этом контексте, процесс обучения, направленный только на передачу профессиональных знаний, становится малоэффективным. В нынешней ситуации необходимо, чтобы все компоненты учебно-воспитательного процесса были ориентированы на формирование социокультурной личности через обеспечение взаимосвязи мировоззренческой, общекультурной и ценностной составляющих содержания обучения.
Перед неязыковыми вузами в настоящее время ставится ответственная задача - подготовить специалистов новой формации с учетом современных требований в отношении гармонизации их личности, повышения уровня образованности, духовно-нравственного потенциала, расширения их креативных воможностей. Для этого требуются новые установки методического характера: гуманизация неязыковых наук, гуманитаризация учебных планов, т.е. введение гуманитарных дисциплин, и создание новых технологий их преподавания.
Гуманизация неязыкового образования и его гуманитаризация характеризуют различные векторы в реформировании высшей школы, однако они взаимосвязаны.
Гуманизация направлена на создание гуманной системы образования с ориентацией на личность,
ее потребности, возможности и психологические особенности. Она призвана обеспечить реальную возможность овладеть не только профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности.
Гуманитаризация неязыкового образования определяется как педагогический процесс, направленный на формирование и развитие социокультурной личности посредством расширения и углубления гуманитарных знаний и осуществления гуманистического воспитания.
Это предполагает формирование у студентов личностных качеств, необходимых для их будущей профессиональной деятельности; их интегрирование в национальную и мировую культуру; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между народами с учетом разнообразия мировоззренческих подходов; реализацию прав студентов на свободу мысли и творчества; формирование гражданина, способного к совершенствованию общества.
Гуманизм в образовании призван способствовать самовыражению и самореализации личности. И помочь в этом должна программа гуманитаризации неязыкового образования.
Основополагающим процессом для формирования социокультурной личности будущего специалиста в неязыковом вузе является изучение гуманитарных дисциплин, среди которых иностранный язык занимает особое место.
Главное назначение иностранного языка - формирование способности и готовности к общению, т.е. коммуникативной компетенции, составляющими которой являются языковая компетенция, коммуникативные умения и социокультурные знания.
При всем разнообразии своих функций язык -это, прежде всего, основной носитель информации
Журнал ГрГМУ 2008 № 4
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
разного рода.
Языковая компетентность - качество личности, характеризуемое комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих индивиду возможность воспринимать, понимать и порождать сообщения (тексты), содержащие информацию, выраженную средствами естественного языка, сохранять такую информацию в памяти и обрабатывать ее в ходе мыслительных процессов. В зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится тот или иной массив информации, языковые средства ее выражения приобретают большую или меньшую специфичность, образуя подъязыки отраслей наук, профессий и т.д.
Следовательно, наряду с общей языковой компетентностью, специалист должен обладать и профессионально-языковой компетентностью.
Профессионально-языковая компетентность -это профессионально значимое качество специалиста, характеризуемое комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих ему возможность воспринимать, понимать и порождать сообщения (тексты), содержащие выраженную специфическими средствами естественного языка (подъязыка профессии) информацию, относящуюся к объекту его профессии, сохранять такую информацию в памяти и обрабатывать ее в ходе мыслительных процессов. Иноязычное общение становится существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов.
Виды компетентности представлены в таблице.
Главная и конечная цель обучения иностранным языкам в неязыковом вузе - обеспечить активное владение иностранным языком студентами неязыковых вузов как средством формирования и формулирования мыслей в области повседневного общения в области соответствующей специальности.
Знание иностранных языков - часть общей культуры и образованности. Язык следует изучать в контексте культуры в целом, и культуры страны изучаемого иностранного языка, в частности. Формирование духовно-нравственной личности возможно только в диалоге культур.
Языковое образование играет в развитии личности ведущую роль, поскольку является инструментом создания и интерпретации «образа мира», проникновения в мировую культуру и осознания своей национально-культурной принадлежности, инструментом социального взаимодействия, формирования и социализации личности.
Наступивший век вносит изменения и в перспективный портрет пользователя иностранными языками. Профиль потребностей в овладении и использовании неродного языка изменяется в сторону вариативности, многофункциональности, многоязычия и поликультурности.
Важной задачей обучения иностранным языкам
Таблица - Виды профессионально-языковой компетентности
Профессиональные ИЯ компетенции
1. Профессиональная операционная компетенция (знание стандартов и процедур, протокола при организации профессиональной деятельности)
2. Коммуникативная компетенция: а) лингвистическая компетенция
б) дискурсивная,
социолингвистическая
компетенция
3. Социокультурная компетенция (способность применять знания о национально-культурных особенностях Беларуси и иноязычных стран)
Средства оформления компетенций
• Организация учебных материалов по блокам в типичные коммуникативные ситуации профессионального взаимодействия.
• Система упражнений, направленных на тренировку навыков и умений обращения с иностранными клиентами при осуществлении той или иной профессиональной операции._
Отбор тематически-ситуативно-обусловленной лексики, составляющей язык специалиста определенной отрасли. Профессиональные термины, клише, этикетные и инициативные реплики.
Использование грамматических правил-схем. Система упражнений, направленных на тренировку навыков употреблении профессиональной лексики._
Использование аутентичных ИЯ текстов профессиональной направленности в качестве речевого образца. Система условнокоммуникатив-ных и коммуникативных упражнений с целью продуцировать устное или письменное речевое высказывание в одной из типичных коммуникативных ситуаций профессионального взаимодействия.
Использование лингвострановедческого материала общекультурного и профессионального характера. Система упражнений, формирующих знания о культурных особенностях речевого и неречевого поведения в иной лингвокультурной общности.
становится воспитание личности, способной и готовой изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни.
Как учебный предмет, иностранный язык обладает огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, способствуя формированию мыслящего человека, умеющего постоянно обогащать приобретенные знания, самостоятельно ставить и решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью, расширению его интеллектуального и профессионального кругозора за счет изучения специализированных материалов.
Но в свете открывающихся новых возможностей общения перед преподавателем иностранного языка в неязыковом вузе ставится новая задача -подготовить студентов к общению в межкультурном, полилингвальном мире, научить их принимать
разнообразие, открывать, благодаря иностранному языку, новую культуру и по-новому видеть свою.
Решение указанной задачи невозможно без лич-ностно - ориентированной организации учебного процесса на основе принципов индивидуализации, дифференциации и демократизации всех образовательных отношений.
В этой связи на кафедре иностранных языков ГрГМУ большое внимание уделяется таким важным аспектам, как:
- обеспечение доступности учебных материалов посредством интернет связи, заданий с интересами и жизненным опытом студентов, их потребностями и будущей профессиональной деятельностью;
- создание благоприятного социально- психологического климата;
- стимулирование активности и самостоятельности студентов;
- поддержка их начинаний и оказание всяческой помощи;
- сочетание различных форм сотрудничества.
При этом учитываются такие основополагающие принципы, как мотивация, вариативность, опережающее обучение и т.д.
Большую помощь в реализации этих принципов оказывают аутентичные материалы, отобранные из зарубежных журналов и газет, документации и глобальной сети Интернет. Практика показывает, что такие материалы вызывают у студентов гораздо больший интерес, чем стандартные тексты учебника. Они содержат необходимый объем профессионально значимой и лингвостра-новедческой информации, отражающей современные достижения в области медицинских наук, уклад жизни в странах изучаемого иностранного языка, национальный характер, менталитет, нравственные и духовные ценности. Все это находит свое отражение в языке, обеспечивая возможность преодолеть одномерность будущего специалиста, задаваемую профессиональной подготовкой, и одновременно заложить основы гуманистического мировоззрения.
Наряду с традиционными формами обучения иностранным языкам, на нашей кафедре также широко применяются интерактивные личностно -развивающие, коммуникативные методы, цель которых - поднять планку возможностей студентов, повысить их творческий потенциал и профессиональную компетенцию.
Для этого на аудиторных занятиях по иностранному языку и в ходе внеаудиторной работы (в рамках факультатива) преподаватели кафедры проводят различные олимпиады и конкурсы; семинары и конференции; заседания клуба любителей иностранных языков (научное общество); ролевые и
деловые игры; уроки с проблемными заданиями; беседы на морально-этические темы, дискуссии на предложенные самими студентами темы.
Их основная задача - построить процесс обучения иностранному языку как диалог студентов с преподавателем в рамках усвоения изучаемого материала, обеспечить их творческое взаимодействие,
создать доброжелательно-доверительную атмосферу
Вызывая огромный интерес у студентов, такие формы работы активизируют их познавательную деятельность и способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции. С их помощью происходит стимулирование процесса самоактуализации личности, осуществляется нравственное и эстетическое воспитание студентов.
Подтверждение этому - выпускники факультативных курсов, в рамках которых широко использовались интерактивные личностно - развивающие, коммуникативные методы, поднимающие планку возможностей студентов, повышающие их творческий потенциал и профессиональную компетенцию.
Многие из них уже стали, другие скоро будут перспективными молодыми учеными, преподавателями нашего вуза, они активно участвуют в международных медицинских форумах, общественной жизни университета.
Литература
1. Адаменко, Н.А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам / Н.А. Адаменко // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. - Хабаровск. - 1999. - С.225.
2. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.
3. Коптюг, Н.М. Интернет - уроки как вспомогательный материал для учителя иностранного языка / Н.М.Коптюг // Иностр. языки в школе. - 2000. - N 4. - С.57-59.
4. Курганская, Г.С. Модель представления знаний и система дифференцированного обучения через Интернет на его основе / Г.С.Курганская // Изв. Челяб. науч. центра. - 2000. - Вып.2. - С.84-88.
5. Нелунов, А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий / А.И.Нелу-нов // Информатика и образование. - 2000. - N 9. - С.31-33.
6. Немирович О.В. Педагогические аспекты гуманитаризации высшего образования. Межвузовский сборник научных трудов. Сургут: СурГУ, 1998. - Вып. 2. С. 21-26.
7. Прокофьев,В.Н Роль иностранного языка в гуманизации учебно-воспитательного процесса. / В.Н Прокофьев., Ю.К Омельяненко Ю.К // Проблемы гуманизации технического образования. - К.: НМК, 1992. - С. 16-19.
8. Чусовская, И.В. Компьютер в обучении иностранным языкам / И.В.Чусовская // Информатика и образование. - 2000. - N 9. -С.35-36.
9. Egert, C. Language Learning across Campuses / C. Egert. // Computer Assisted Language Learning. - 2000. - Vol.13, N 3. - P.271-280.
Поступила 29.10.08