Научная статья на тему 'О роли языка в учебно-воспитательном процессе'

О роли языка в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНО – РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДЫ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / FOREIGN LANGUAGE / SOCIAL-CULTURAL PERSONALITY / INTERACTIVE PERSONALITY-DEVELOPING METHODS / LANGUAGE COMPETENTION / PROFESSIONAL COMPETENTION / CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Л. Н.

В статье обсуждается место иностранного языка в учебно-воспитательном процессе в неязыковом вузе и его роль в формировании социокультурной личности. Описываются виды языковой компетенции и интерактивные личностно – развивающие, коммуникативные методы ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF FOREIGN LANGUAGES IN THE ACADEMIC AND EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the place of foreign languages in the academic and educational process in non-humanitarian higher educational institutions and its role in the formation of social-cultural personality. The types of language competention and interactive personality-developing, communicative methods of its creation are described.

Текст научной работы на тему «О роли языка в учебно-воспитательном процессе»

УДК 81:37

О РОЛИ ЯЗЫКА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Л.Н. Гущина, к. филол. н., доцент

Кафедра иностранных языков УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье обсуждается место иностранного языка в учебно-воспитательном процессе в неязыковом вузе и его роль в формировании социокультурной личности. Описываются виды языковой компетенции и интерактивные личностно - развивающие, коммуникативные методы ее формирования.

Ключевые слова: иностранный язык, социокультурная личность, интерактивные личностно - развивающие методы, языковая компетенция, профессиональная компетенция, творческая личность.

The article discusses the place of foreign languages in the academic and educational process in non-humanitarian higher educational institutions and its role in the formation of social-cultural personality. The types of language competention and interactive personality-developing, communicative methods of its creation are described.

Key words: foreign language, social-cultural personality, interactive personality-developing methods, language competention, professional competention, creative personality.

Изменения, происходящие в сфере межнациональных отношений, интеграция Республики Беларусь в мировое экономическое и культурное пространство выдвигают новый личностно-соци-альный запрос к системе высшего образования.

Сегодня обществу нужен не просто классный специалист. Очень важно, чтобы он был творческой личностью, сочетающей высокий профессионализм с социально-психологическими качествами, способной решать сложные научно-технические и социальные проблемы.

В этом контексте, процесс обучения, направленный только на передачу профессиональных знаний, становится малоэффективным. В нынешней ситуации необходимо, чтобы все компоненты учебно-воспитательного процесса были ориентированы на формирование социокультурной личности через обеспечение взаимосвязи мировоззренческой, общекультурной и ценностной составляющих содержания обучения.

Перед неязыковыми вузами в настоящее время ставится ответственная задача - подготовить специалистов новой формации с учетом современных требований в отношении гармонизации их личности, повышения уровня образованности, духовно-нравственного потенциала, расширения их креативных воможностей. Для этого требуются новые установки методического характера: гуманизация неязыковых наук, гуманитаризация учебных планов, т.е. введение гуманитарных дисциплин, и создание новых технологий их преподавания.

Гуманизация неязыкового образования и его гуманитаризация характеризуют различные векторы в реформировании высшей школы, однако они взаимосвязаны.

Гуманизация направлена на создание гуманной системы образования с ориентацией на личность,

ее потребности, возможности и психологические особенности. Она призвана обеспечить реальную возможность овладеть не только профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности.

Гуманитаризация неязыкового образования определяется как педагогический процесс, направленный на формирование и развитие социокультурной личности посредством расширения и углубления гуманитарных знаний и осуществления гуманистического воспитания.

Это предполагает формирование у студентов личностных качеств, необходимых для их будущей профессиональной деятельности; их интегрирование в национальную и мировую культуру; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между народами с учетом разнообразия мировоззренческих подходов; реализацию прав студентов на свободу мысли и творчества; формирование гражданина, способного к совершенствованию общества.

Гуманизм в образовании призван способствовать самовыражению и самореализации личности. И помочь в этом должна программа гуманитаризации неязыкового образования.

Основополагающим процессом для формирования социокультурной личности будущего специалиста в неязыковом вузе является изучение гуманитарных дисциплин, среди которых иностранный язык занимает особое место.

Главное назначение иностранного языка - формирование способности и готовности к общению, т.е. коммуникативной компетенции, составляющими которой являются языковая компетенция, коммуникативные умения и социокультурные знания.

При всем разнообразии своих функций язык -это, прежде всего, основной носитель информации

Журнал ГрГМУ 2008 № 4

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

разного рода.

Языковая компетентность - качество личности, характеризуемое комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих индивиду возможность воспринимать, понимать и порождать сообщения (тексты), содержащие информацию, выраженную средствами естественного языка, сохранять такую информацию в памяти и обрабатывать ее в ходе мыслительных процессов. В зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится тот или иной массив информации, языковые средства ее выражения приобретают большую или меньшую специфичность, образуя подъязыки отраслей наук, профессий и т.д.

Следовательно, наряду с общей языковой компетентностью, специалист должен обладать и профессионально-языковой компетентностью.

Профессионально-языковая компетентность -это профессионально значимое качество специалиста, характеризуемое комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих ему возможность воспринимать, понимать и порождать сообщения (тексты), содержащие выраженную специфическими средствами естественного языка (подъязыка профессии) информацию, относящуюся к объекту его профессии, сохранять такую информацию в памяти и обрабатывать ее в ходе мыслительных процессов. Иноязычное общение становится существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов.

Виды компетентности представлены в таблице.

Главная и конечная цель обучения иностранным языкам в неязыковом вузе - обеспечить активное владение иностранным языком студентами неязыковых вузов как средством формирования и формулирования мыслей в области повседневного общения в области соответствующей специальности.

Знание иностранных языков - часть общей культуры и образованности. Язык следует изучать в контексте культуры в целом, и культуры страны изучаемого иностранного языка, в частности. Формирование духовно-нравственной личности возможно только в диалоге культур.

Языковое образование играет в развитии личности ведущую роль, поскольку является инструментом создания и интерпретации «образа мира», проникновения в мировую культуру и осознания своей национально-культурной принадлежности, инструментом социального взаимодействия, формирования и социализации личности.

Наступивший век вносит изменения и в перспективный портрет пользователя иностранными языками. Профиль потребностей в овладении и использовании неродного языка изменяется в сторону вариативности, многофункциональности, многоязычия и поликультурности.

Важной задачей обучения иностранным языкам

Таблица - Виды профессионально-языковой компетентности

Профессиональные ИЯ компетенции

1. Профессиональная операционная компетенция (знание стандартов и процедур, протокола при организации профессиональной деятельности)

2. Коммуникативная компетенция: а) лингвистическая компетенция

б) дискурсивная,

социолингвистическая

компетенция

3. Социокультурная компетенция (способность применять знания о национально-культурных особенностях Беларуси и иноязычных стран)

Средства оформления компетенций

• Организация учебных материалов по блокам в типичные коммуникативные ситуации профессионального взаимодействия.

• Система упражнений, направленных на тренировку навыков и умений обращения с иностранными клиентами при осуществлении той или иной профессиональной операции._

Отбор тематически-ситуативно-обусловленной лексики, составляющей язык специалиста определенной отрасли. Профессиональные термины, клише, этикетные и инициативные реплики.

Использование грамматических правил-схем. Система упражнений, направленных на тренировку навыков употреблении профессиональной лексики._

Использование аутентичных ИЯ текстов профессиональной направленности в качестве речевого образца. Система условнокоммуникатив-ных и коммуникативных упражнений с целью продуцировать устное или письменное речевое высказывание в одной из типичных коммуникативных ситуаций профессионального взаимодействия.

Использование лингвострановедческого материала общекультурного и профессионального характера. Система упражнений, формирующих знания о культурных особенностях речевого и неречевого поведения в иной лингвокультурной общности.

становится воспитание личности, способной и готовой изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни.

Как учебный предмет, иностранный язык обладает огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, способствуя формированию мыслящего человека, умеющего постоянно обогащать приобретенные знания, самостоятельно ставить и решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью, расширению его интеллектуального и профессионального кругозора за счет изучения специализированных материалов.

Но в свете открывающихся новых возможностей общения перед преподавателем иностранного языка в неязыковом вузе ставится новая задача -подготовить студентов к общению в межкультурном, полилингвальном мире, научить их принимать

разнообразие, открывать, благодаря иностранному языку, новую культуру и по-новому видеть свою.

Решение указанной задачи невозможно без лич-ностно - ориентированной организации учебного процесса на основе принципов индивидуализации, дифференциации и демократизации всех образовательных отношений.

В этой связи на кафедре иностранных языков ГрГМУ большое внимание уделяется таким важным аспектам, как:

- обеспечение доступности учебных материалов посредством интернет связи, заданий с интересами и жизненным опытом студентов, их потребностями и будущей профессиональной деятельностью;

- создание благоприятного социально- психологического климата;

- стимулирование активности и самостоятельности студентов;

- поддержка их начинаний и оказание всяческой помощи;

- сочетание различных форм сотрудничества.

При этом учитываются такие основополагающие принципы, как мотивация, вариативность, опережающее обучение и т.д.

Большую помощь в реализации этих принципов оказывают аутентичные материалы, отобранные из зарубежных журналов и газет, документации и глобальной сети Интернет. Практика показывает, что такие материалы вызывают у студентов гораздо больший интерес, чем стандартные тексты учебника. Они содержат необходимый объем профессионально значимой и лингвостра-новедческой информации, отражающей современные достижения в области медицинских наук, уклад жизни в странах изучаемого иностранного языка, национальный характер, менталитет, нравственные и духовные ценности. Все это находит свое отражение в языке, обеспечивая возможность преодолеть одномерность будущего специалиста, задаваемую профессиональной подготовкой, и одновременно заложить основы гуманистического мировоззрения.

Наряду с традиционными формами обучения иностранным языкам, на нашей кафедре также широко применяются интерактивные личностно -развивающие, коммуникативные методы, цель которых - поднять планку возможностей студентов, повысить их творческий потенциал и профессиональную компетенцию.

Для этого на аудиторных занятиях по иностранному языку и в ходе внеаудиторной работы (в рамках факультатива) преподаватели кафедры проводят различные олимпиады и конкурсы; семинары и конференции; заседания клуба любителей иностранных языков (научное общество); ролевые и

деловые игры; уроки с проблемными заданиями; беседы на морально-этические темы, дискуссии на предложенные самими студентами темы.

Их основная задача - построить процесс обучения иностранному языку как диалог студентов с преподавателем в рамках усвоения изучаемого материала, обеспечить их творческое взаимодействие,

создать доброжелательно-доверительную атмосферу

Вызывая огромный интерес у студентов, такие формы работы активизируют их познавательную деятельность и способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции. С их помощью происходит стимулирование процесса самоактуализации личности, осуществляется нравственное и эстетическое воспитание студентов.

Подтверждение этому - выпускники факультативных курсов, в рамках которых широко использовались интерактивные личностно - развивающие, коммуникативные методы, поднимающие планку возможностей студентов, повышающие их творческий потенциал и профессиональную компетенцию.

Многие из них уже стали, другие скоро будут перспективными молодыми учеными, преподавателями нашего вуза, они активно участвуют в международных медицинских форумах, общественной жизни университета.

Литература

1. Адаменко, Н.А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам / Н.А. Адаменко // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. - Хабаровск. - 1999. - С.225.

2. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.

3. Коптюг, Н.М. Интернет - уроки как вспомогательный материал для учителя иностранного языка / Н.М.Коптюг // Иностр. языки в школе. - 2000. - N 4. - С.57-59.

4. Курганская, Г.С. Модель представления знаний и система дифференцированного обучения через Интернет на его основе / Г.С.Курганская // Изв. Челяб. науч. центра. - 2000. - Вып.2. - С.84-88.

5. Нелунов, А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий / А.И.Нелу-нов // Информатика и образование. - 2000. - N 9. - С.31-33.

6. Немирович О.В. Педагогические аспекты гуманитаризации высшего образования. Межвузовский сборник научных трудов. Сургут: СурГУ, 1998. - Вып. 2. С. 21-26.

7. Прокофьев,В.Н Роль иностранного языка в гуманизации учебно-воспитательного процесса. / В.Н Прокофьев., Ю.К Омельяненко Ю.К // Проблемы гуманизации технического образования. - К.: НМК, 1992. - С. 16-19.

8. Чусовская, И.В. Компьютер в обучении иностранным языкам / И.В.Чусовская // Информатика и образование. - 2000. - N 9. -С.35-36.

9. Egert, C. Language Learning across Campuses / C. Egert. // Computer Assisted Language Learning. - 2000. - Vol.13, N 3. - P.271-280.

Поступила 29.10.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.