УДК 378:159.9:371.39
О РОЛИ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Ю.М. Царапкина, К.Д. Казанина
Аннотация. В данной статье рассматривается взаимосвязь рефлексивных технологий. Показана роль рефлексивных технологий в профессиональном самоопределении. Адекватная оценка себя и своих способностей позволяет человеку сделать правильный выбор своей будущей профессии и в дальнейшем состояться как профессионал. Опытно-экспериментальная работа доказывает роль применения рефлексивных технологий в профессиональном самоопределении студентов.
Ключевые слова: рефлексия, самосознание, профессиональное самоопределение, самоанализ, учебная деятельность, профессиональная деятельность, профессионал.
ON THE ROLE OF REFLEXIVE TECHNOLOGIES IN
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY
Yu. Tsarapkina, K. Kazanina
Abstract. This article examines the interrelation of reflexive technologies. The author shows the role of reflexive technologies in the professional self-determination. Adequate assessment of himself and his abilities allows a person to choose the right profession and to continue to establish himself as a professional. The experimental work proves the role of the reflexive application of technologies in professional self-determination of students.
Keywords: reflection, self-awareness, professional self-determination, self-awareness, educational activity, professional activity, professional.
Интенсивное развитие современного образования способствуют поиску новых педагогических технологий, которые помогают личности в самоопределении в сложном и многообразном пространстве. Рефлексивные технологии тесно связаны с профессиональным самоопределением. Если индивид понимает себя, может легко оценивать свои поступки, то и принять правильное решение для своей будущей профессиональной деятельности будет гораздо проще.
Рефлексию определяют как процесс осмысления и обращения к своей деятельности. Рефлексия личности указывает на самостоятельное познание себя, с помощью рефлексии человек изучает свой характер, главные черты своей личности и те аспекты, которые требуют работы. Благодаря изучению этих аспектов человек может работать над самосовершенствованием.
Профессиональное самоопределение носит рефлексивный характер, поскольку, как и любая рефлексия, направлен на развития будущей деятельности.
Профессиональное самоопределение
необходимо развивать постепенно,
совершенствуя способности самоанализа. Человек с высоким уровнем самоопределения сможет четко понять, что он хочет получить от своей будущей профессиональной
деятельности. При этом самоопределение
позволяет личности понять свои профессиональные мотивы, а умение думать и размышлять, заниматься наблюдением за своими поступками, анализом поступков других, самоанализом, умение оценивать результаты собственной деятельности помогают личности понять себя и окружающий мир в целом.
В младшем школьном возрасте, закладываются основы определения себя как индивидуальности. Ребенок может ранжировать свои интересы и проявлять склонности и способности к различным видам деятельности. Именно эта основа может послужить впоследствии для профессионального самоопределения личности.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния рефлексивных технологий на самоопределение личности была проведена в детском оздоровительном лагере. Исследования уровня рефлексии у младшего и среднего школьного возраста проводилось с помощью методик «Оцени себя» и «Автопортрет», кроме этого проводилось постоянное наблюдение за детьми, проектная деятельность, игровые технологии, коллективно-творческая
деятельность. В конце каждого дня ребятам предлагалось провести рефлексию, оценить, что получилось за день, что хотелось бы улучшить, где они были неправы, в каком случае довольны своими действиями.
Таблица 1. - Показания самооценки до начала эксперимента и после проведения эксперимента
Группы Самооценка (%)
Заниженная Адекватная Завышенная
До После До После До После
Контрольная 33 27 47 50 20 23
Экспериментальная 34 21 45 55 21 24
Таблица 2. - Результаты опытно-экспериментальной работы
Группы Самокритика (%) Доброта (%) Гуманизм (%) Т олерантность (%)
до после до после до после до после
Контрольная 23 23 20 25 45 49 27 29
Экспериментальная 23 24 25 45 44 55 27 35
Результаты исследования показали, что на начальном уровне дети не осознавали значение собственной оценки себя или своих действий, но после проведения описанных методик они начали понимать, насколько важно уметь слушать других, оценивать поступки других и себя. Из таблицы 2 видно, что в процессе экспериментальной работы повысился значительно уровень самокритики, доброты, гуманизма и толерантности. Постепенно происходит самоопределение личности через определение своего места, назначения, отношения к миру, обществу, что позволяет каждому сделать свой выбор.
В подростковом возрасте важную роль играет учебно-познавательная деятельность, она способствует ориентации на свое ближайшее будущее, планированию своего времени. Круг интересов сужается, и они ориентируются на некоторые виды деятельности, один из которых становится ведущим. Немаловажным становится
культурное взаимодействие подростков и коммуникативные качества личности [2].
В этот период подростки проводят самоанализ своей нравственной деятельности и могут критически относиться к жизни общества. Происходит становление нравственного самосознания и наибольшую значимость приобретают морально-
нравственные качества. Подростки готовы сознательно совершать общественно значимые и общественно оцениваемые действия.
Рефлексия - это сугубо личный процесс, у каждого человека она развивается по-своему, и этот процесс зависит не только от самого человека, но и от окружающего общества.
Уровень рефлексии зависит от
психологических особенностей личности. Рефлексия, которая развита до высшего уровня, помогает человеку в дальнейшем профессиональном развитии.
Высшей ступенью рефлексии является сформированность собственного «Я», высшей степенью развития личности как
профессионала является построение «образа Я» профессионала.
Опытно-экспериментальная работа с подростками проходила в колледже. Целью работы являлось влияние уровня рефлексии подростков на профессиональное
самоопределение. Для этого была использована методика «Диагностика уровня развития рефлексивности», автор - А.В. Карпов.
На начальном этапе исследования результаты показывали, что рефлексия у студентов находится на низком или среднем уровне, высокий уровень составил только 7%, см. (таб. 3).
В дальнейшем, в процессе обучения студентов, бесед с ребятами, при использовании современных технологий обучения: круглые столы; анализ проблемных ситуаций, связанных с направлением обучения; социальное проектирование, по окончании которых обязательно проводилась рефлексия [3; 4], студенты оценивали свои поступки, себя, своих товарищей, проводили самоанализ, пытались самостоятельно выбрать свою траекторию развития, оценивали свое место в обществе. Результаты опытноэкспериментальной работы показали, что уровень рефлексии у студентов заметно вырос.
Таблица 3. - Результаты экспериментальной работы по формированию уровня рефлексии
Уровень Группа
Контрольная Экспериментальная
До (%) После (%) До (%) После (%)
Высокий 7 11 7 30
Средний 19 25 19 33
Низкий 74 64 74 37
Изменилось у студентов отношение к своему самоопределению. На начальном этапе студенты отмечали, что выбирали направление будущей профессии по наставлению родителей, после проведенной работы они осознали, что выбранная будущая профессия действительно значима и в дальнейшем они планируют совершенствоваться именно на этом направлении.
У подростков, которые планируют в дальнейшем развиваться как профессионалы, получая образование в высшем учебном заведении, или профессионально
совершенствоваться в своей будущей деятельности, наблюдается более быстрое развитие критической оценки своих личных качеств и способностей, по сравнению с
оценкой своей профессиональной
деятельности.
Правильный выбор способствует
удовлетворению трудовой деятельности на последующих этапах и позволяет совершенствоваться в рамках будущей профессии.
Современная педагогическая наука
считает, что если человек не рефлексирует и не самосовершенствуется, то он не выполняет функции субъекта образовательного процесса.
Таким образом, от правильно сделанного выбора зависит дальнейшее развитие, профессиональное самосовершенствование, готовность к самоопределению. Высокий уровень развития рефлексии будет способствовать самоопределению личности.
Литература:
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
2. Сладкова О.Б. Коммуникативные технологии современного общества как инструмент культурного взаимодействия // Вестник МГУКИ. -2013. - № 2. - С. 47-51.
3. Царапкина Ю.М. Социальное
проектирование как важное условие саморазвития личности студента // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Педагогика. - Москва. - 2013. - № 4. - С. 67-71.
4. Царапкина Ю.М., Красковская П.П. Анализ конкретной ситуации как основа интерактивности обучения // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 7. - Том 1. - С. 104-109.
5. Эрганова Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник для студ. учреждений высшего образования / Н.Е. Эрганова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. -160с.
Сведения об авторах:
Царапкина Юлия Михайловна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета -Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, e-mail: [email protected]
Казанина Ксения Дмитриевна (г. Москва, Россия), студентка 4 курса гуманитарнопедагогического факультета Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева.
Data about the authors:
Yu. Tsarapkina (Moscow, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. Timiryazev, e-mail: [email protected]
K. Kazanina (Moscow, Russia), the 4th year student of the Faculty of Humanities and Pedagogy of Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. Timiryazev.