DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-145-155 УДК 378.1
ПРИМЕНЕНИЕ РЕфЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОгИй В САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Царапкина Ю.М., Петрова М.М.
В данной статье рассматривается значение рефлексивных технологий при обучении студентов. Рассмотрена роль рефлексивных технологий в профессиональном самоопределении. Со стремительным развитием современного образования происходит поиск и внедрение новых технологий. Рефлексивные технологии широко используются в профессиональном самоопределении. Опытно-экспериментальная работа демонстрирует значимую роль применения рефлексивных технологий в профессиональном самоопределении студентов.
Цель. Проанализировать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования рефлексивных технологий в профессиональном самоопределении студентов в вузе.
Метод и методология проведения работы. Основу исследования представляют методы, упражнения, направленные на повышение рефлексии, круглые столы, анализа проблемных ситуаций, связанных с направлением обучения, эксперимент, наблюдение. Методологией исследования являются идеи гуманистической философии о человеке как субъекте деятельности и общения; теория профессионального саморазвития и развития личности.
Результаты. Результаты работы заключаются в анализе и доказательстве влияния рефлексивных технологий на самоопределение студентов.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в учебном процессе образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Ключевые слова: рефлексия; рефлексивные технологии; самоопределение; методика; эксперимент; учебная деятельность; профессиональная деятельность.
THE USE OF REFLECTIVE TECHNOLOGIES IN SELF-DETERMINATION STUDENTS
Tsarapkina Yu.M., Petrova M.M.
This article discusses the importance of reflective technologies in teaching students. The role of reflective technologies in professional self-determination. With the rapid development of modern education is the search for and implementation of new technologies. Reflective technologies are widely used in professional self-determination. The experimental work proves the role of the reflexive application of technologies in professional self-determination of students.
Purpose .To perform and experimental way to prove the effectiveness of the use of reflective technologies in professional self-determination of students in higher education.
Methodology. The basis of the research is the methods, exercises to enhance reflection, round tables, analysis of problematic situations related to the field of study, experiment, observation. Methodology of the study are the ideas of humanistic philosophy of man as the subject of activity and communication; theory ofprofessional self-development and personal development.
Results. The results of the work are to analyze and prove the influence of reflexive technologies to self-determination of students.
Practical implications. The results of the study can be applied in educational process of educational institutions of higher and secondary professional education.
Keywords: reflection; reflective technologies; self-determination; method; experiment; educational activity; professional activity.
С развитием современного образования значение рефлексивных технологий становится приоритетным направлением. Применение рефлексивных технологий в самоопределении студентов необходимо сконцентрировать в учебном процессе, так как самоопределение для каждого студента является основой формирования его
собственного «Я». Рефлексия - это важный компонент учебного процесса, без которого ее совершенствование невозможно.
Основы рефлексии были рассмотрены в Древней Греции Платоном и Аристотелем. Тогда можно было найти много рассуждений о том, что сейчас мы относим к рефлексии [9].
Определение себя - это очень важный и ответственный процесс. Элементы самоопределения начинают формирование в период младшего школьного возраста, именно здесь для учащегося начинает открываться мир нового, ранее неизведанного, он начинает проявлять интерес и способности к тому или иному виду деятельности, что является рычагом в дальнейшем формировании его собственного «Я» [5, с. 89].
Будучи студентом, каждый имеет базис в своем определении, здесь он обучается конкретной специальности, то есть происходит анализ, выбор, ориентация на конкретный вид деятельности. В студенческие годы происходит выбор будущей деятельности [3].
Задача педагога состоит в том, чтобы направить студента в выбранном, помочь ему с самоопределением [6]. На этом этапе важно применение рефлексивных технологий в обучении.
Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, заключается в том, что студенты часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не видят причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности [4].
Рефлексия помогает студентам сформулировать и закрепить получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Со стремительным развитием современного образования происходит поиск и внедрение новых технологий, где свое применение находят рефлексивные технологии, которые тесно связаны с профессиональным самоопределением [10]. Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы,
способы, проблемы, пути их решения и полученные результаты. Без понимания способов своего учения, механизмов познания, студенты не смогут усвоить тех знаний, которые они получили.
Сложившаяся система обучения и воспитания в учебных заведениях, хотя и ориентирована на формирование у студентов прочных научнопредметных знаний через вербальную передачу информации, требующую ее запоминания и воспроизведения, но слабо нацелена на формирование субъектных качеств личности, слабо использует необходимые психологопедагогические условия.
Уровень рефлексии связан с психологическими особенностями человека и зависит от них. Достичь высшую ступень рефлексии -значит сформировать собственного «Я».
Эксперимент со студентами проводился в вузе, в двух группах, одна экспериментальная, где занятия проходили с помощью интерактивных технологий, направленных на повышение рефлексии, другая контрольная, где занятия на развитие рефлексии проводились в традиционной форме. Целью работы являлось выявление влияния рефлексивных технологий на самоопределение студентов.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для этого был использован опросник рефлексивности В.Н. Ка-рандашева. Данная методика показывает начальный уровень сфор-мированности рефлексии у студентов контрольной и экспериментальный группы.
Таблица 1.
Результаты начального уровня рефлексии у студентов
Уровень развитии рефлексии Экспериментальная группа Контрольная группа
% %
Высокий 35 27
Средний 31 24
Низкий 34 49
Всего 100 100
Экспериментальная
Контрольная
■ средний
■ низкий
■ высокий
■ высокий
■ средний
■ низкий
Рис. 1. Результаты проведения методики В.Н. Карандашева
Где показано, что в экспериментальной группе % уровня рефлексивности (35%) выше, чем в контрольной (27%), соответственно низкий уровень (больший процент) преобладает в контрольной группе 49%.
В период проведения педагогического эксперимента на формирующем этапе применялись упражнения, направленные на повышение рефлексии, такие как «Без маски», «Комиссионный магазин» и т.д., [12] круглые столы, проводился анализ проблемных ситуаций, связанных с направлением обучения, также проводились опросники по рефлексии в конце каждого занятия, также были использованы кейсы [2, 13]. Студенты анализировали свои действия, реакцию своих товарищей, раскрывали свои способности, оценивали поступки, свое место в обществе в настоящее время, также, какими бы они хотели видеть себя в идеале, чего хотели бы достичь, реализовать [1]. Одно из таких упражнений «Комиссионный магазин». Суть игры: товары, которые принимает продавец это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может
предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
На рис. 2 показано, каких качеств не хватает студентам экспериментальной группы.
Экспериментальная
9 ■ Усидчивость
■ Самостоятельность
Л ■ Честность
6 ■Р ■ Внимание
Рис. 2. Результаты методики «Комиссионный магазин»
Данное упражнение, позволяло студентам глубже познать свой внутренний мир, познать друг друга, научится самоанализу, осмыслению собственных действий и мотивов и работать над своими недостающими качествами.
За достаточно короткий период студенты научились анализировать свою деятельность, делится своим мнением с педагогом и адекватно оценивать свою работу на занятии.
Результаты формирующего этапа показали, что в экспериментальной группе показатели рефлексивности значительно повысились, по сравнению с показателями студентов в начало эксперимента.
После эксперимента, повторно был проведен опросник рефлексивности В.Н. Карандашева. В результате уровень рефлексии у студентов возрос.
Таблица 2.
Результаты работы по формированию уровня рефлексии у студентов
Уровень развитии рефлексии Экспериментальная группа Контрольная группа
% %
Высокий 46 29
Средний 37 27
Низкий 17 44
Всего 100 100
Экспериментальная Контрольная
17 46 ■ высокий ■ средний 44 ^^Н V ■ высокий ■ средний
Рис. 3. Результаты проведения методики В.Н. Карандашева
После повторно проведенного опросника В.Н. Карандашева видно, что в экспериментальной группе показатели рефлексивности повысились: высокий уровень +11%, средний +6%, низкий - 17%, результаты контрольной группы изменились, но незначительно, т.к. занятия в данной группе по формированию самоопределения проводились в традиционной форме с помощью устного опроса и беседы.
Уровень рефлексивности у студентов экспериментальной группы возрос за счет того, что внедрялись интерактивные технологии, которые позволили разнообразить учебный процесс, провести анализ своей деятельности, своих поступков и действий.
После повышения уровня рефлексии, студенты лучше стали анализировать свои действия, себя, свой выбор, многие осознали, что правильно выбрали специальность и планируют дальше развиваться - поступать в магистратуру, другие пойдут работать по выбранной профессии. Невысоким процент оказался среди сту-
дентов, кто изначально выбрал данную профессию под прессом чужого мнения, близкого расположения от места проживания, за компанию с другом.
Таким образом, можно сделать вывод, что рефлексия позволяет студенту оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни и правильно сделать свой выбор в профессии. Рефлексия является констатирующим признаком формирования самоопредления студента, его права на выбор, совершенствования в будущей профессии, где он сможет самореализоваться.
Список литературы
1. Гильяно А.С. Метод кейсов в подготовке психолога образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. №7-2(91). С. 45-52.
2. Гильяно А.С., Умняшова И.Б. Кейс-метод как способ развития профессиональных компетенций студентов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Москва: РУДН, 2016. С. 543-546.
3. Злобина А.С. Влияние морально-инверсированных видеосюжетов на социально-психологические качества личности подростка. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Самара, 2003. С. 98-109.
4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Мн.: Высшая школа, 2005. С. 95-110.
5. Миронов А.Г. Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-1 (113). С. 89-92.
6. Миронов А.Г. Информационно-образовательные ресурсы по профессиональному самоопределению молодежи: типология, обзор содержания // Вестник магистратуры. 2013. № 10 (25). С. 12-18.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 6-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.
8. Сладкова О.Б. Коммуникативные технологии современного общества как инструмент культурного взаимодействия // Вестник МГУКИ. 2013. № 2. С. 47-51.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПБ.: Питер, 2005. С.121-135.
10. Царапкина Ю.М. Социальное проектирование как важное условие саморазвития личности студента // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. Москва, 2013. № 4. С. 67-71.
11. Царапкина Ю.М., Красковская П.П. Анализ конкретной ситуации как основа интерактивности обучения // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 7. Т. 1. С. 104-109.
12. Царапкина Ю.М., Казанина К.Д. О роли рефлексивных технологий в профессиональном самоопределении личности // Казанский педагогический журнал. №1, 2016. С. 186-189.
13. Шабунина А.К., Пудикова А.А. Роли кейс-технологий в профессиональном самоопределении студентов // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. Красноярск. С. 379-384.
14. Эрганова Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник для студ. учреждений высшего образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 160 с.
15. Сладкова О.Б., Лопатина Н.В. Социальный и антропологический контекст информатизации современной социокультурной сферы // Вестник МГУКИ. 2011. №1. С. 154-159.
References
1. Gil'yano A.S. Novaya nauka: Problemy i perspektivy. 2016. №7-2(91), pp. 45-52.
2. Gil'yano A.S., Umnyashova I.B. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy [High school: experience, problems, prospects]. Moscow: RUDN, 2016, pp. 543-546.
3. Zlobina A.S. Vliyanie moral'no-inversirovannykh videosyuzhetov na sotsial'no-psikhologicheskie kachestva lichnosti podrostka [Influence morally-Inverted movies on the socio-psychological qualities of the adolescent's personality]. Samara, 2003, pp. 98-109.
4. Kashlev S.S. Sovremennye tekhnologii pedagogicheskogo protses-sa: Posobie dlya pedagogov [Modern technologies of pedagogical process: Handbook for teachers]. Mn.: Vysshaya shkola, 2005, pp.95-110.
5. Mironov A.G. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2015. № 6-1 (113), pp. 89-92.
6. Mironov A.G. Vestnikmagistratury. 2013. № 10 (25), pp. 12-18.
7. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razviti-ya, detstvo, otrochestvo [Psychology: phenomenology development, childhood, adolescence]. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2000. 456 p.
8. Sladkova O.B. VestnikMGUKI. 2013. № 2, pp. 47-51.
9. Khutorskoy A.V. Sovremennaya didaktika [Modern didactics]. SPB.: Piter, 2005, pp. 121-135.
10.Tsarapkina Yu.M. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Moscow, 2013. № 4, pp.67-71.
11.Tsarapkina Yu.M., Kraskovskaya P.P. European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk). 2014. № 7. V. 1, pp.104-109.
12.Tsarapkina Yu.M., Kazanina K.D. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. №1, 2016, pp. 186-189.
13.Shabunina A.K., Pudikova A.A. Professional'noe samoopredele-nie molodezhi innovatsionnogo regiona: problemy i perspektivy. Sbornik statey po materialam vserossiyskoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii [Professional self-determination of innovation in the region's youth: problems and prospects. Collection of articles on materials of the All-Russian scientific-practical conference], pp.379-384.
14.Erganova N.E. Pedagogicheskie tekhnologii v professional'nom obuchenii [Pedagogical technologies in vocational training]. M., 2014.160 p.
15.Sladkova O.B., Lopatina N.V. Vestnik MGUKI. 2011. №1, pp. 154159.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Царапкина Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева ул. Тимирязевская, 49, г. Москва, Московская область, 101000, Российская Федерация [email protected]
Петрова Марина Михайловна, студентка 4 курса гуманитарно-педагогического факультета
Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева ул. Тимирязевская, 49, г. Москва, Московская область, 101000, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Tsarapkina Yuliya Mikhaylovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology
Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. Timiryazev
49, Timiryazevskaya St., Moscow, Moscow oblast, 101000, Russian Federation [email protected] SPIN-code: 5984-2688
Petrova Marina Mikhaylovna, 4th year Student of the Faculty of Humanities and Pedagogy
Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. Timiryazev
49, Timiryazevskaya St., Moscow, Moscow oblast, 101000, Russian Federation [email protected]