Научная статья на тему 'О РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ДЕЙСТВИЯХ В СЛОЖНЫХ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЯХ'

О РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ДЕЙСТВИЯХ В СЛОЖНЫХ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ РОССИИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ СИТУАЦИИ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселев А.М.

В статье рассматривается зависимость эффективности выполнения подразделениями Росгвардии служебных задач в стрессовых (кризисных, экстремальных) ситуациях от уровня сформированности у военнослужащих профессионально-значимых, в том числе и морально-психологических, качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ROLE OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES WHEN ACTIONS IN DIFFICULT SERVICE AND COMBAT SITUATIONS

The article examines the dependence of the effectiveness of the performance of service tasks by Rosgvardiya units in stressful (crisis, extreme) situations on the level of formation of professionally significant, including moral and psychological, qualities in military personnel.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ДЕЙСТВИЯХ В СЛОЖНЫХ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЯХ»

О РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ДЕЙСТВИЯХ В СЛОЖНЫХ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЯХ

А.М. Киселев, д-р пед. наук, доцент

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Рязань)

001:10.24412/2500-1000-2022-10-3-88-90

Аннотация. В статье рассматривается зависимость эффективности выполнения подразделениями Росгвардии служебных задач в стрессовых (кризисных, экстремальных) ситуациях от уровня сформированности у военнослужащих профессионально-значимых, в том числе и морально-психологических, качеств.

Ключевые слова: Национальная Гвардия России, военнослужащие, профессиональные обязанности, служебно-боевые ситуации, морально-психологические качества.

На состояние служебно-боевой готовности военнослужащих войск Национальной Гвардии Российской Федерации оказывают влияние конкретные условия, в которых осуществляется их профессиональная деятельность. К таким условиям следует отнести: содержание задач и степень их трудности; обстановку, в которой осуществляется деятельность; самооценку собственной подготовленности; состояние здоровья и физическое самочувствие; личный опыт мобилизации сил на решение задач с повышенным риском и т.п.

Авторское исследование доказывает, что для возникновения состояния готовности к сложным видам деятельности необходимы:

- осознание целей, достижение которых приведет к выполнению служебной задачи;

- осмысление условий, в которых будут протекать предстоящие действия;

- определение наиболее вероятных и эффективных способов решения задачи или выполнения требований;

- мобилизация сил в соответствии с условиями и предстоящей задачей.

По мнению автора, состояние готовности к действиям в стрессовых ситуациях имеет сложную динамическую структуру и включает в себя следующие компоненты:

- мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга); ориен-тационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности);

- операциональный (способы деятельности, знания, навыки, умения);

- волевой (самоконтроль, самомобилизация);

- оценочный (самооценка подготовленности к процессу решения служебных задач).

Достаточная развитость этих компонентов и выраженность их целостного единства является показателем высокого уровня готовности военнослужащего, его активности, самостоятельности, творчества в процессе деятельности в стрессовых ситуациях.

Особое внимание следует обратить на особенности формирования готовности у руководителя коллектива (командира подразделения) Росгвардии к действиям в стрессовых ситуациях. Возникновение состояния готовности к деятельности в сложной ситуации начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания руководителем поставленной перед ним задачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей и схем предстоящих действий. Затем руководитель приступает к воплощению появившегося состояния готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход выполняемой задачи и ее промежуточные результаты с намеченной целью, вносит коррективы. Причем проявление и изменение готовности определяются, прежде всего, доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую дли-

тельность и направленность активности. Существенно, на наш взгляд, и то, каковы взаимоотношения между руководителем (командиром) и подчиненными в обычных условиях их профессиональной деятельности.

Состояние готовности личности руководителя к деятельности в стрессовых ситуациях следует понимать как динамичную структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Стремясь выполнить поставленную коллективу задачу, руководитель в своей практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической) реализует определенные возможности, находящиеся в диалектической взаимосвязи с готовностью к деятельности возглавляемого им коллектива.

Готовность коллектива к деятельности в стрессовых ситуациях - не прямое следствие и не механическая сумма готовности отдельных его членов, включая руководителя. Коллективный результат базируется на правильном восприятии и представлении всеми участниками хода решения задачи, взаимопонимании, взаимном доверии, сплоченности и навыках взаимодействия [1].

Надежная спаянность, высокая дисциплина, профессиональная выучка, сознательность и стойкость коллектива (подразделения) способствуют формированию и сохранению готовности каждого его члена (военнослужащего) к активным действиям в стрессовых ситуациях. Необходимо так же отметить, что успешное решение военнослужащими Росгвардии сложных служебных задач, возникающих в стрессовых (кризисных) ситуациях, возможно лишь в том случае, если у персонала будут сформированы определенные морально-психологические качества. Кризисность (экстремальность) оперативной обстановки выступает в роли безусловного экзамена для личного состава частей и подразделений, в ней задействованного, выявляя достоинства и недостатки каждого отдельного военнослужащего.

К сожалению, текущее состояние дел в сфере готовности личного состава, в том

числе и командного, к выполнению функциональных обязанностей в сложных условиях позволяет констатировать, что зачастую военнослужащие не обладают глубокими знаниями и надежными практическими навыками действий в стрессовых ситуациях, несмотря на то, что подразделения войск Росгвардии остро нуждаются в специалистах высокого класса, способных уверенно выполнять служебные задачи любой степени сложности в различной оперативной обстановке. В связи с этим автор полагает, что наряду с овладением тактическими знаниями и умениями, навыками применения спецсредств, на привилегированном месте в системе профессиональной подготовки военнослужащих должна находиться задача по формированию у них тех морально-психологических качеств, которые способны повысить эффективность действий личного состава в сложных служебно-боевых ситуациях.

Прежде чем говорить о важности морально-психологических качеств, автор считает целесообразным обратиться к характеристике самого понятия «кризисная ситуация». Анализ показывает, что оно является предметом исследования ученых различных научных специальностей, чем и объясняется то обстоятельство, что в качестве ведущих характеристик кризисной ситуации выступают различные основания. Например, согласно версии А.Ф. Майдыкова, это обстановка повышенного риска для жизни людей, сохранности материальных и культурных ценностей, природой появления которой могут стать явления природного, техногенного и социального характера [2]. Среди иных определений для нас актуально выделить те, которые раскрывают специфику кризисной ситуации. Так, по мнению Н.П. Барабанова, кризисной (экстремальной) может считаться ситуация, характеризующаяся потенциальной опасностью для здоровья и жизни персонала [3].

Опыт показывает, что поведение личного состава в каждой из возникающих кризисных (стрессовых) ситуаций имеет свои специфические особенности, и оптимальность поведения в таких ситуациях опре-

деляется, прежде всего, уровнем сформированное™ морально-психологических качеств, среди которых основное место занимает моральная ответственность. Именно она позволяет, зачастую в сжатые сроки, грамотно оценить ситуацию, предугадать вероятные сценарии ее развития и принять целесообразные решения, гарантирующие эффективное выполнение сложных служебно-боевых задач. Данное обстоятельство находит подтверждение в словах такого известного отечественного ученого, как А.М. Столяренко, еще в прошлом веке утверждавшего, что течение и исход экстремальной ситуации не являются фатально обусловленными объективными характеристиками, навязывающими человеку послушно-пассивную роль [4].

Широко известно, что чувства, зарождающиеся у человека в моменты опасности: страх, отчаяние, паника, истерия, агрессия (оцепенение) не способствуют объективной оценке возникшей проблемы и оперативному выбору целесообразного способа ее решения. Однако военнослужащие Росгвардии, выполняя свои профессиональные обязанности в различных по сложности служебно-боевых ситуациях, должны уметь проявлять хладнокровие, уверенность и решительность, а этого можно достичь лишь в том случае, когда процесс формирования морально-психологических качеств станет играть одну из ведущих ролей в системе профессионального обучения, организуемого в частях и подразделениях.

Библиографический список

1. Киселев А.М. Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб: Университет МВД РФ, 2009.

2. Майдыков А.Ф. Организация работы органов внутренних дел в условиях землетрясений и наводнений. - М., 1990.

3. Барабанов Н.П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях: монография. - Рязань, 1999.

4. Столяренко А.М. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. - М., 1982.

ABOUT THE ROLE OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES WHEN ACTIONS IN DIFFICULT SERVICE AND COMBAT SITUATIONS

A.M. Kiselev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service (Russia, Ryazan)

Abstract. The article examines the dependence of the effectiveness of the performance of service tasks by Rosgvardiya units in stressful (crisis, extreme) situations on the level of formation of professionally significant, including moral and psychological, qualities in military personnel.

Keywords: National Guard of Russia, military personnel, professional duties, service and combat situations, moral and psychological qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.