Научная статья на тему 'О роли правоохранительных органов в сфере защиты природы'

О роли правоохранительных органов в сфере защиты природы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
687
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ENVIRONMENTAL LAW AND ORDER / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / PROTECTION OF NATURAL RESOURCES / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / LEGAL REGULATION OF NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власова Ю. В.

Рассматриваются возможности правоохранительных органов в сфере защиты окружающей среды. Названы основные проблемы экологической безопасности. Обоснована целесообразность затрат, связанных с ликвидацией таких проблем. Отмечено, что правопорядок в экологической сфере неотъемлемая часть общего правопорядка в стране. Формулируется вывод, что государство в целом и органы охраны правопорядка в частности должны как можно активнее действовать в сфере охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of law enforcement agencies in the field of nature protection

The paper considers the opportunities of law enforcement agencies in the field of environmental protection. The main problems of environmental safety are identified. The feasibility of costs associated with the elimination of such problems is justified. It is noted, that law and order in the environmental sphere is an integral part of general law and order in the country. Given this fact, it seems logical to state that the state as a whole and law enforcement agencies in particular should act as actively as possible in the field of environmental protection.

Текст научной работы на тему «О роли правоохранительных органов в сфере защиты природы»

L4QQ/J УДК 349.6

О РОЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ

Ю. В. Власова

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассматриваются возможности правоохранительных органов в сфере защиты окружающей среды. Названы основные проблемы экологической безопасности. Обоснована целесообразность затрат, связанных с ликвидацией таких проблем. Отмечено, что правопорядок в экологической сфере — неотъемлемая часть общего правопорядка в стране. Формулируется вывод, что государство в целом и органы охраны правопорядка в частности должны как можно активнее действовать в сфере охраны окружающей среды.

Ключевые слова: экологический правопорядок, правоохранительные органы, охрана природных ресурсов, экологическое законодательство, правовое регулирование природопользования.

UDC 349.6

ON THE ROLE OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE FIELD

OF NATURE PROTECTION

Yu. V. Vlasova

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The paper considers the opportunities of law enforcement agencies in the field of environmental protection. The main problems of environmental safety are identified. The feasibility of costs associated with the elimination of such problems is justified. It is noted, that law and order in the environmental sphere is an integral part of general law and order in the country. Given this fact, it seems logical to state that the state as a whole and law enforcement agencies in particular should act as actively as possible in the field of environmental protection.

Keywords: environmental law and order, law enforcement agencies, protection of natural resources, environmental legislation, legal regulation of natural resources.

Введение. В последние десятилетия в Российской Федерации заметно обострились экологические проблемы. В связи с этим ухудшается здоровье населения (в том числе детей), снижается продолжительность жизни [1]. Ликвидация связанных с экологией негативных явлений, безусловно, требует затрат ресурсов, в том числе финансовых. Однако такие расходы (если, конечно, они обоснованы) следует считать целесообразными, т. к. речь идет о поддержании здоровья и благополучия ныне живущих и будущих поколений.

Цель исследования — изучение деятельности правоохранительных органов в части рассмотрения их природоохранных функций.

Основная часть. Среди функций правоохранительной системы следует особенно отметить следующие:

— защита прав и свобод человека,

— охрана правопорядка,

— борьба с преступностью,

— профилактика правонарушений и преступлений.

Исторически сравнительно недавно органы охраны правопорядка стали более активно работать в сфере защиты окружающей среды. В числе их природоохранных функций:

— реализация положений природоохранного законодательства,

выявление причин экологических правонарушении,

— предупреждение противоправных деяний в этой сфере.

Следует отметить, что в настоящее время деятельность правоохранителей в рассматриваемой области представляется малоэффективной.

Основой отечественного природоохранного законодательства является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [2]. Ответственность за нарушение требований природопользования возлагается на граждан, должностных лиц, предприятия и органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления [3].

Функции государственного экологического контроля возложены на органы исполнительной власти, Министерство природных ресурсов, Госатомнадзор, Федеральную службу земельного кадастра, Министерство здравоохранения [4].

Природоохранную функцию прокуратуры можно определить как надзор за соблюдением и реализацией законов и актов, регулирующих охрану окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности. Можно сказать, что в данном случае предметом надзора выступает нормативный правовой акт, который был принят органом, курируемым прокуратурой.

В связи с ростом правонарушений экологической направленности в РФ созданы новые формы экологического надзора — районная, межрайонная, бассейновая природоохранная прокуратура. Они проверяют законность деятельности предприятий, организаций и должностных лиц с точки зрения законодательства о защите природы. Кроме того, они анализируют гражданские и уголовные дела экологического содержания и проводят надзор МВД в случаях, если рассматриваются дела, связанные с охраной природы и использованием природных ресурсов.

Эти подразделения могут применять известные меры прокурорского реагирования. Среди них особенно часто используется и эффективно действует протест. В ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» сказано: «Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации».

Помимо общего экологического надзора прокурор работает с экологическими проблемами или деяниями, повлекшими негативные последствия для природы, о которых стало известно в процессе рассмотрения судами уголовных и гражданских дел [5].

По мнению автора представленного исследования, в настоящее время ведомство не в полном объеме реализуют свои права по привлечению к ответственности за экологические правонарушения.

Лица, причиняющие вред лесам, и браконьеры довольно часто привлекаются к ответственности, а должностные лица, виновные в загрязнении атмосферы, в большинстве случаев остаются безнаказанными.

Также необходимо отметить функции Министерства внутренних дел РФ, так или иначе соотносящиеся с защитой окружающей среды:

— охрана общественного порядка,

— обеспечение пожарной безопасности,

— контроль безопасности движения.

В структуре Министерства внутренних дел РФ действуют службы, выполняющие специальные перечисленные ниже задачи по охране окружающей среды.

1. Обеспечение экологических прав граждан как естественных прав человека.

2. Борьба с экологическими преступлениями и административными правонарушениями, раскрытие экологических преступлений.

3. Охрана общественного правопорядка и обеспечение экологической безопасности.

4. Оказание помощи предприятиям, организациям и должностным лицам в защите их экологических интересов и прав [6].

К экологическим функциям Федеральной таможенной службы относятся:

— рассмотрение, разрешение и анализ негаторных исков;

— рассмотрение дел, которые связаны с возмещением гражданам экологического вреда и экономического вреда имуществу.

Арбитражный суд рассматривает имущественные споры по возмещению ущерба, причиненного природной среде, и таким образом содействует укреплению экологического правопорядка и гармонизации отношений между обществом и природой [7].

Согласно федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в РФ», их главными задачами при разборе подведомственных споров считаются:

— защита прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в области предпринимательской и экономической деятельности, которые были нарушены и оспорены;

— помощь в укреплении законности и пресечении правонарушений в области предпринимательской и другой экономической деятельности.

Кроме того, арбитражи рассматривают споры, которые возникают в области охраны окружающей среды, а также вопросы целесообразного применения природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности в связи с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности, противодействием или запретом их осуществления [8].

Заключение. Правопорядок в экологической сфере является неотъемлемой частью правопорядка в российском обществе. Учитывая это, представляется логичным утверждение, что государство в целом и органы охраны правопорядка в частности должны как можно активнее действовать в сфере охраны окружающей среды. Более того, в данной области следует работать на опережение, т. к. экологические проблемы, накапливаясь, могут достигать критического уровня, когда даже хорошо организованные и ресурсоемкие мероприятия по их разрешению не дают адекватных результатов.

Библиографический список

1. Исакова, Ю. И. Экологическое право / Ю. И. Исакова, М. В. Пчельников. — Ростов-на-Дону : Изд-во ДГТУ, 2015. — 152 с.

2. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс] / Государственная Дума ; Совет Федерации // Официальный сайт компании «Консуль-тантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 08.01.20).

3. Исакова, Ю. И. Институциональные возможности развития гражданского контроля при решении проблем экологического благополучия территорий на местном уровне / Ю. И. Исакова, М. В. Пчельников // Социально-гуманитарные знания. — 2015. — № 11. — С. 8-15.

4. Пчельников, М. В. Особенности развития экологических прав человека на мировом, национальном и региональном (местном) уровне / М. В. Пчельников // Юристъ-Правоведъ. — 2017. — № 1 (80). — С. 159-162.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс] / Государственная Дума // Президент России [официальный портал]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7279 (дата обращения 09.01.20).

6. Кузьмин, В. Н. Правовые формы обеспечения экологической безопасности : дис. ... канд. юр. наук / В. Н. Кузьмин. — Москва, 2001. — 198 с.

7. Тардонов, С. В. Правовой порядок и пути его укрепления. Параметры внутригосударственного и международно-правового совершенствования / С. В. Тардонов // Государство и право. — 2006. — № 5. — С. 75-84.

8. Абанина, Е. Н. Защита права граждан на благоприятную окружающую среду при обращении прокурора в суд: вопросы теории и практики / Е. Н. Абанина // Современное право. — 2014. — № 7. — С. 38-44.

Об авторе:

Власова Юлия Викторовна, студент Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), у1а8руа [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.