Научная статья на тему 'О роли особенностей познавательных процессов в профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД'

О роли особенностей познавательных процессов в профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-значимые психологические качества личности инспекторов ДПС ГИБДД / особенности психической познавательной деятельности / свойства внимания / мышление / способность к обобщению и анализу информации / гибкость мыслительных процессов / research of features of mental cognitive activity / levels of volume / switching and distribution of attention / orientation of thinking / its stability / ability to generalization and analysis of information / flexibility of thought processes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Юрьевна Полозова, Наталья Викторовна Аникеева, Алена Александровна Конькова

Статья посвящена исследованию особенностей психической познавательной сферы сотрудников ГИБДД с различным стажем службы. Особое внимание авторы уделили изучению свойств внимания и характеристик мышления и их взаимовлиянию. Так, в результате проведенного исследования было установлено и подтверждено статистическими методами, что имеются достоверные корреляционные зависимости между способностью к обобщению, умением проводить анализ информации и вниманием. Необходимо отметить также, что авторами статистически подтверждена зависимость особенностей познавательных процессов (внимания и мышления) сотрудников от стажа их службы в ГИБДД. Полученные эмпирические данные могут стать основой для дальнейших теоретических разработок в области изучения профессиональной деятельности сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Юрьевна Полозова, Наталья Викторовна Аникеева, Алена Александровна Конькова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of the features of cognitive processes in the professional activities of traffic police officers

The article is devoted to the study of features of mental cognitive sphere of traffic police officers with different service experience. The authors paid special attention to the study of the properties of attention and characteristics of thinking and their mutual relationship. Thus, as a result of the study, it was found and confirmed by statistical methods that there are reliable correlation relationships between the ability to generalize, the ability to analyze information and attention. It should also be noted that the authors statistically confirmed the dependence of the peculiarities of the cognitive processes (attention and thinking) of employees on the length of service in the traffic police. The empirical data obtained can form the basis for further theoretical developments in the field of study of professional activities of employees of the State Traffic Safety Inspectorate.

Текст научной работы на тему «О роли особенностей познавательных процессов в профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД»

Научная статья УДК 159.9.07

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-385-390 NIION: 2003-0059-6/21-135 MOSURED: 77/27-003-2021-06-334

О роли особенностей познавательных процессов в профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД

Татьяна Юрьевна Полозова1, Наталья Викторовна Аникеева2, Алена Александровна Конькова3

1 2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

3 УГИБДД ГУ МВД России Москвы, Москва, Россия

1 psn_06@mail.ru,

2 n.anikeeva0606@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей психической познавательной сферы сотрудников ГИБДД с различным стажем службы. Особое внимание авторы уделили изучению свойств внимания и характеристик мышления и их взаимовлиянию. Так, в результате проведенного исследования было установлено и подтверждено статистическими методами, что имеются достоверные корреляционные зависимости между способностью к обобщению, умением проводить анализ информации и вниманием. Необходимо отметить также, что авторами статистически подтверждена зависимость особенностей познавательных процессов (внимания и мышления) сотрудников от стажа их службы в ГИБДД. Полученные эмпирические данные могут стать основой для дальнейших теоретических разработок в области изучения профессиональной деятельности сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: профессионально-значимые психологические качества личности инспекторов ДПС ГИБДД, особенности психической познавательной деятельности, свойства внимания, мышление, способность к обобщению и анализу информации, гибкость мыслительных процессов

Для цитирования: Полозова Т. Ю., Аникеева Н. В., Конькова А. А. О роли особенностей познавательных процессов в профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 385-390. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-385-390.

Original article

On the role of the features of cognitive processes in the professional activities of traffic police officers

Tatyana Yu. Polozova1, Natalya V. Anikeeva2, Alena A. Konkova3

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

3 UGIBDD GU Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 psn_06@mail.ru

2 n.anikeeva0606@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the study of features of mental cognitive sphere of traffic police officers with different service experience. The authors paid special attention to the study of the properties of attention and characteristics of thinking and their mutual relationship. Thus, as a result of the study, it was found and confirmed by statistical methods that there are reliable correlation relationships between the ability to generalize, the ability to analyze information and attention. It should also be noted that the authors statistically confirmed the dependence of the peculiarities of the cognitive processes (attention and thinking) of employees on the length of service in the traffic police. The empirical

© Полозова Т. Ю., Аникеева Н. В., Конькова А. А., 2021

data obtained can form the basis for further theoretical developments in the field of study of professional activities of employees of the State Traffic Safety Inspectorate.

Keywords: research of features of mental cognitive activity, levels of volume, switching and distribution of attention, orientation of thinking, its stability, ability to generalization and analysis of information, flexibility of thought processes For citation: Polozova T. Yu., Anikeeva N. V., Konkova A. A. On the role of the features of cognitive processes in the professional activities of traffic police officers. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):385-390. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-385-390.

Согласно существующей статистике на дорогах России ежедневно фиксируется около 500 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, достаточно большое количество — с материальным ущербом. По официальным данным ГИБДД за 2020 год произошло более 137 тысяч аварий, более 175 тысяч человек получили в ДТП травмы различной степени тяжести, около 16 тысяч человек погибло [8].

Повышение уровня безопасности дорожного движения на протяжении многих десятилетий остается приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Существенная роль в ее обеспечении принадлежит Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), и, в частности, сотрудникам дорожно-постовой службы (ДПС) ГИБДД.

Специфика дорожно-патрульной службы состоит в нестандартности и экстремальности условий деятельности, а также в сложности и разнообразии задач по обеспечению безопасности дорожного движения.

Особенности несения службы государственного инспектора безопасности дорожного движения помимо специальных знаний и умений предполагают наличие у него следующих развитых профессионально-важных качеств и способностей:

• в волевой сфере — развитых волевых качеств: внимательности, ответственности, дисциплинированности, выдержки, принципиальности, настойчивости, честности, решительности, самоконтроля [2; 5];

• в эмоциональной сфере — эмоциональной устойчивости, уравновешенности;

• в познавательной сфере: развитых свойств внимания — распределения, переключения, устойчивости, концентрации, объема, избирательности; сформированной памяти — двигательной и образной; развитого мышления и его операций — способности анализа и обобщения информации, устойчивости мыслительной деятельности и др.

Также необходимым психологическим професси-

онально-значимым качеством личности сотрудника ДПС ГИБДД является профессиональная наблюдательность, характеризующаяся как «способность подмечать внешние малозаметные и на первый взгляд малозначительные признаки явлений, объектов» [1, с. 6].

Среди прочих особенностей познавательной деятельности сотрудников ГИБДД некоторые авторы [3; 4; 6; 7] выделяют: умение быстро оценивать и прогнозировать дорожную обстановку; оперативно принимать адекватные решения в дорожно-транспортных ситуациях различной сложности; способность точно воспринимать и анализировать высказывания, причины и мотивы поведения участников дорожного движения; способность находить новые, необычные решения и т.д.

Исходя из этого, представилось необходимым проведение исследования особенностей познавательных функций сотрудников ДПС ГИБДД и их зависимости от возраста и стажа профессиональной деятельности.

Эмпирическое исследование проводилось на базе УГИБДД ГУ МВД России Москвы. Для изучения познавательных функций в качестве респондентов выступили сотрудники ДПС ГИБДД, имеющие различный стаж службы в органах внутренних дел (от 1 до 9 лет). Выборка составила 63 человека.

Исследование предусматривало следующие этапы: 1) постановка цели и задач исследования; 2) подбор диагностического инструментария исследования внимания и мышления; 3) проведение психодиагностического исследования познавательных функций участников эксперимента; 4) обработка и анализ полученных результатов; 5) разработка рекомендаций по результатам проведенного исследования.

Для реализации цели исследования были определены изучаемые характеристики и подобраны следующие диагностические методики (табл. 1).

Выбранные методики направлены на изучение особенностей развития познавательных функций сотрудников УГИБДД ГУ МВД России Москвы, а также влияния профессионального стажа на изменение особенностей познавательных функций.

Таблица 1

Методики исследования особенностей познавательных функций сотрудников ГИБДД

№ Исследуемые характеристики Методики исследования

1. Объем, переключение, распределение внимания «Тест отыскания чисел» (В. Л. Маршук)

2. Способность к обобщению и анализу информации, устойчивость мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, внимание, интегральный показатель мышления Краткий отборочный тест (КОТ) (В. Н. Бузин, Э. Ф. Вандерлик)

3. Способность к классификации и анализу Методика «Исключение понятий» (модификация О. Б. Поляковой)

4. Уровень концентрации внимания Тест Пьерона-Рузера

В первую очередь были проанализированы уровни развития объема, переключения и распределения внимания сотрудников ДПС ГИБДД.

Результаты проведённого исследования распределились следующим образом: у большинства сотрудников (27 респондентов — 49,2 %) уровень развития объема, переключения и распределения внимания — высокий, у 24 респондентов (42,9 %) — средний и у 12 респондентов (7,9 %) — низкий.

При этом важно отметить, что высокий уровень объема, переключения и распределения внимания выявлен у сотрудников, имеющих профессиональный стаж от 1 года до 5 лет.

Кроме того, были рассмотрены и проанализированы изучаемые показатели развития концентрации внимания сотрудников ДПС ГИБДД по тесту Пьерона-Рузера.

Согласно проведённому исследованию, у большинства сотрудников ГИБДД (25 респондентов — 39,7 %) — низкий уровень концентрации внимания, у 22 респондентов (34,9 %) — средний уровень концентрации внимания, у 15 респондентов (23,8 %) — высокий. Очень низкий уровень концентрации внимания выявлен у 1 респондента (1,6 %).

Анализ полученных данных позволяет сказать,

что у сотрудников ГИБДД преобладает низкий уровень концентрации внимания. В среднем это сотрудники, имеющие профессиональный стаж 1 год, 6 лет, 7 лет и 9 лет.

Анализ результатов, полученных согласно методике «Исключение понятий» (модификация О. Б. Поляковой), показал, что у большинства сотрудников ГИБДД (35 респондентов — 55,6 %) уровень развития способностей к классификации и анализу информации средний, у 16 респондентов (27,1 % от общего числа испытуемых) — высокий, у 12 респондентов (17,3 %) — низкий уровень способностей к классификации и анализу информации.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у данных сотрудников преобладает средний уровень развития способностей классификации и анализа информации. В эту группу вошли сотрудники, имеющие профессиональный стаж 3-4 года и 9 лет.

Высокие показатели изученных свойств внимания и мышления говорят не только об индивидуально-личностных особенностях познавательной сферы сотрудников, сравнительно молодом возрасте и небольшом стаже службы сотрудников, но также и об отсутствии у них признаков профессиональной деформации.

КОТ Нахождение чисел Исключение понятий Тест Пьерона-Рузера

Способность к обобщению и анализу информации Устойчивость мыслительной деятельности Гибкость мыслительных процесс-сов Внимание Интегральный показатель

17,2 9,1 4,5 1,6 34,6 10,04 6 3,3

Таблица 2

Результаты исследования мышления и внимания сотрудников ГИБДД

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В таблице 2 представлены средние результаты по изучаемым особенностям познавательных функций — мышления и внимания.

Для установления зависимости между познавательными функциями и стажем службы сотрудников ДПС ГИБДД полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу при помощи программного пакета Statistica 10. Достоверность различий данных определялась критерием Спирмена.

Так были выявлены статистически достоверные корреляционные зависимости между способностью к обобщению, умением проводить анализ информации и вниманием — р-^е! < 0,05.

Рис. 1. Анализ показателей субшкал методики «КОТ» и внимания

На рисунке 1 наглядно представлена зависимость способности к обобщению и анализу информации от особенностей внимания сотрудников ГИБДД: чем выше показатели внимания, тем выше способности к обобщению и анализу информации.

Способность к обобщению и анализу информации является одним из профессионально важных качеств сотрудника ДПС ГИБДД, так как ее наличие обеспечивает эффективность в сборе информации о происшествиях, а также влияет на способность разбивать информацию на важные информационные части и собирать целостную картину из частей. Устойчивость внимания важна для концентрации на одном и том же предмете, в первую очередь концентрации на выполняемой задаче. Вследствие того, что сотруднику ДПС ГИБДД в течение служебного времени предстоит решать множество разнонаправленных задач по обеспечению безопасности дорожного движения, необходимо иметь хорошо развитые свойства внимания — переключаемость и распределение.

Процесс формирования профессионально-значимых познавательных качеств сотрудника ДПС ГИБДД возможен при взаимодействии двух сторон: внешней — практической, профессиональной, и внутренней — личностной, мотивационно-волевой, где по мере формирования личности сотрудника ГИБДД

должна возрастать роль осознания и самосознания. Только в том случае, когда интересы, потребности, мотивы, цели совпадают с содержанием работы, можно достичь положительной динамики развития познавательных процессов.

Проведенное исследование позволило выявить уровень развития познавательных процессов сотрудников ДПС ГИБДД — особенностей мышления и внимания, определить недостатки развития отдельных свойств внимания. Учет полученных данных позволит практическому психологу указанных подразделений при организации психологического сопровождения сотрудников.

Резюмируя полученные результаты исследования, можно утверждать следующее:

1) особенности познавательной сферы — направленность мышления, его устойчивость, способность к обобщению и анализу информации, гибкость мыслительных процессов, а также концентрация, объем, переключение и распределение внимания зависят не только от возраста и индивидуальных особенностей сотрудников ДПС ГИБДД, но и от стажа службы в ГИБДД.

2) профессиональная помощь сотрудникам ДПС ГИБДД со стороны психологов подразделения должна предусматривать работу по развитию и поддержанию высокого уровня познавательной сферы: устойчивости внимания, распределения, объема, концентрации, пере-ключаемости и сосредоточенности внимания, а также развитие различных видов и процессов мышления.

Список источников

1. Аминов, И. И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов. М. : Юнити-Дана, 2009. С. 43-44.

2. Аникеева, Н. В. Роль волевой регуляции в профессиональной деятельности сотрудника ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 3. С. 105-107.

3. Борисова, С. Е. Профессиограммы сотрудников подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учеб. пособие, изд. 2-е. Орел : ОрЮИ МВД России им. В. В. Лукьянова, 2014. 104 с.

4. Гайнуллина, А. В. Профессиограмма и психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 120-125.

5. Гончарова, Е. М. Психологические условия формирования профессионально-волевых качеств как

необходимый фактор становления профессионала в системе МВД // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2017. № 3. С. 35-37.

6. Касперович, Ю. Г., Костина, Л. Н., Марьин, М. И. О формировании профессиональных навыков и качеств у сотрудников Госавтоинспекции для противодействия провокационному поведению участников дорожного движения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4 (71). С. 106-110.

7. Костина, Л. Н., Перков, А. А. Обучение про-файлингу как фактор формирования профессиональной наблюдательности сотрудников госавтоинспекции // Наука и практика. 2014. № 4 (61). С. 138-142.

8. Электронный ресурс : http://stat.gibdd.ru. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России.

References

1. Aminov, I. I. Psychology of lawyer activity: textbook. manual for students. M. : Unity-Dana, 2009. P. 43-44.

2. Anikeeva, N. V. The role of volitional regulation in the professional activity of an employee of the Department of Internal Affairs // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 3. P. 105-107.

3. Borisova, S. E. Professionograms of employees of the departments of the State Road Safety Inspectorate: textbook. manual, ed. 2nd. Orel : OrYuI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2014. 104 p.

4. Gainullina, A.V. Professionogram and psychogram of the inspector of the traffic police patrol service // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2012. No. 2 (49). P. 120-125.

5. Goncharova, E. M. Psychological conditions for the formation of professional-volitional qualities as a necessary factor in the formation of a professional in the system of the Ministry of Internal Affairs // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2017. No. 3. P. 35-37.

6. Kasperovich, Yu. G., Kostina, L. N., Maryin, M. I. On the formation of professional skills and qualities among employees of the State Traffic Inspectorate for countering provocative behavior of road users // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2017. No. 4 (71). P. 106-110.

7. Kostina, L. N., Perkov, A. A. Profiling training as a factor in the formation of professional observation of

traffic police officers // Science and Practice. 2014. No. 4 (61). P. 138-142.

8. Electronic resource : http://stat.gibdd.ru. Official website of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Библиографический список

1. Костина, Л. Н. Снижение рисков в деятельности сотрудников ДПС ГИБДД благодаря развитию профессиональной наблюдательности. В сборнике : Правопорядок в России : проблемы совершенствования. Сборник научных статей Всероссийской конференции. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. С. 113-116.

2. Костина, Л. Н., Марьин, М. И. Особенности ситуационного подхода в профессиональной подготовке сотрудников Госавтоинспекции // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований Материалы международной научно-практической конференции. С.-Пб, 2017. С. 414-418.

3. Слесарева, Е. А. Профессионально-значимые психологические качества личности инспекторов ДПС ГИБДД // Вестник ГУУ. 2011. № 19. С. 132-134.

4. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Пе-тухова. М., 2014.

Bibliographic list

1. Kostina, L. N. Risk reduction in the activities of traffic police officers due to the development of professional observation. In the collection : Law and Order in Russia : problems of improvement. Collection of scientific articles of the All-Russian Conference. Moscow : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2017. P. 113-116.

2. Kostina, L. N., Marin, M. I. Features of the situational approach in the professional training of employees of traffic police // Law enforcement activities of the internal Affairs bodies in the context of modern scientific research materials of the international scientific-practical conference. S.-Pb, 2017. P. 414-418.

3. Slesareva, E. A. Professionally important psychological qualities of the person inspectors traffic police // Bulletin of GUU. 2011. No. 19. P. 132-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Textbook on general psychology. Psychology of thinking / edited by Yu. B. Gippenreiter, V. V. Petukhov. M., 2014.

Информация об авторах

Т. Ю. Полозова - доцент кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

Н. В. Аникеева - доцент кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

А. А. Конькова - психолог группы по работе с личным составом УГИБДД ГУ МВД России Москвы.

Information about the authors

T. Yu. Polozova - Associate Professor of the Department of Psychology of the Educational-scientific Complex of psychology service activities of internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;

N. V. Anikeeva - Associate Professor of the Department of Psychology of the Educational-scientific Complex of psychology service activities of internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;

A. A. Konkova - Staff Psychologist of UGIBDD GU Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.09.2021; одобрена после рецензирования 25.10.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 29.09.2021; approved after reviewing 25.10.2021; accepted for publication 15.11.2021.

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России. Учебно-метод. пособие. Михайлова С.Ю. и др. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представлены программы социально-психологических тренингов, направленных на реализацию трактико-ориентированного и компетентност-ного подходов в профессиональном обучении курсантов-психологов.

Цель тренингов - необходимость развития сферы профессионального самосознания сотрудников полиции с учетом специфики их профессиональной деятельности, связанной с повышенным уровнем напряженности и риска, дефицита времени и информации при принятии решения и других факторов.

Основные идеи пособия неоднократно были апробированы на практике и в научных разработках в рамках научной школы «Психологическое обеспечение эффективности служебной деятельности», созданной на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и возглавляемой доктором психологических наук, профессором Сергеем Николаевичем Федотовым и доктором психологических наук, профессором Игорем Борисовичем Лебедевым.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, практических психологов МВД России, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.