Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОВОКАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УМЕНИЯ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котельникова Е.В.

В статье рассматриваются отдельные составляющие коммуникативной компетентности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, отмечается важность приобретения знаний и умений по владению психологическими особенностями общения. На основании оценки коммуникативных навыков и умений инспекторов дается общий анализ их коммуникативной компетентности при взаимодействии с участниками дорожного движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котельникова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TRAFFIC POLICE INSPECTORS STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE OF THE MIN-ISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the separate components of the communicative competence of traf c police inspectors of the State Traf c Safety Inspectorate; it emphasizes the importance of acquiring the knowledge and skills in the use of psychological features of communication. On the basis of the evaluation of communicative skills and abilities of inspectors the overall analysis of their communicative competence in interaction with participants of road traf c is given.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 159.9:34.01 © Е.В. Котельникова, 2021

NIION: 2021-0084-3/21-012 MOSURED: 77/27-026-2021-3-211

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Елена Васильевна Котельникова,

научный сотрудник ФКУ «Научный центр БДД МВД России», Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 kotelnickowa.elena2015@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные составляющие коммуникативной компетентности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, отмечается важность приобретения знаний и умений по владению психологическими особенностями общения. На основании оценки коммуникативных навыков и умений инспекторов дается общий анализ их коммуникативной компетентности при взаимодействии с участниками дорожного движения.

Ключевые слова: знания, навыки, коммуникативная компетентность, провокация, психологическая подготовка, умения, конфликт, конфликтные ситуации

Для цитирования: Котельникова Е.В. Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 60-63.

EMPIRICAL STUDY OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TRAFFIC POLICE INSPECTORS STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Elena V. Kotelnikova,

researcher «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Abstract. The article deals with the separate components of the communicative competence of traffic police inspectors of the State Traffic Safety Inspectorate; it emphasizes the importance of acquiring the knowledge and skills in the use of psychological features of communication. On the basis of the evaluation of communicative skills and abilities of inspectors the overall analysis of their communicative competence in interaction with participants of road traffic is given.

Keywords: knowledge, skills, communicative competence, provocation, psychological preparation, skills, conflict, conflict situations

For quotation: Kotelnikova E.V. Empirical study of the communicative competence of traffic police inspectors state traffic safety inspectorate of the ministry of internal affairs of the Russian Federation // Road safety. 2021. № 3. P. 60-63.

Одним из важных структурных подразделений Государственной

инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД) является дорожно-патрульная служба ГИБДД (далее - ДПС ГИБДД), которая осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения [1].

Эффективность профессиональной

деятельности инспекторов ДПС ГИБДД зависит не только от добросовестно выполненных ими должностных обязанностей, но и от знаний действующих нормативных правовых актов, быстрого и правильного оформления необходимой документации, доступного объяснения сути правонарушения, установления взаимодействия с различными категориями участников дорожного движения.

Взаимодействие инспектора ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, а именно с водителями транспортных средств (далее -ТС), часто характеризуется как конфликтное. Возникающие разногласие и недопонимание

между инспектором и водителем ТС обуславливают необходимость совершенствовать коммуникативную компетентность инспекторов дорожно-патрульной службы [2, 3].

Под коммуникативной компетентностью понимается социально-психологическое

образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать проявления межличностных отношений, выбирать и реализовывать оптимальные способы общения с окружающими [6].

В целях изучения коммуникативной компетентности сотрудников ДПС ГИБДД в условиях конфликтных и иных провокационных ситуаций с участниками дорожного движения, научным Центром безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации проведено исследование, направленное на определение удовлетворенности инспекторов ДПС ГИБДД своей коммуникативной компетентностью, правовыми знаниями и

60

Безопасность дорожного движения

№ 3/2021

SCIENTIFIC RESEARCH, D]

выделение конфликтных ситуаций, возникающих у инспекторов ДПС с водителями ТС.

В исследовании приняли участие 167 инспекторов ДПС ГИБДД из них: 71% УГИБДД ГУ МВД России по городу Москве и Московской области и 29% остальные регионы. Исходя из

(ICATED TO ROAD SAFETY -

полученных данных было выявлено, что более чем у третьей части респондентов (32%) стаж службы составляет свыше 15 лет, у 22% - до 15 лет, у 29% -до 10 лет. У 17% опрошенных стаж службы меньше 5 лет (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Стаж службы в подразделениях ДПС ГИБДД МВД России

95% опрошенных, имели высшее профессиональное образование, 5% - среднее профессиональное образование. Из числа опрошенных инспекторов 83% считают, что успех повседневной службы зависит от уровня их

коммуникативной компетентности, 13% отмечают ее значимость в случае возникновения конфликтной ситуации, 4% утверждают, что успех службы не зависит от коммуникативной компетентности (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Значимость коммуникативной компетентности

Чаще всего в ходе несения службы инспекторам ДПС ГИБДД приходится общаться с водителями которые нарушают правила дорожного движения (далее - ПДД) (62%), частично знают закон или понимают его по своему (57%), умышленно

пренебрегают ПДД (45,5%), пострадали в ДТП (33,5%) и др.

Конфликтные ситуации и конфликты возникают у инспектора ДПС ГИБДД больше всего с водителями, проявляющими агрессивное поведение

(42%), находящимися в состоянии опьянения всех участников дорожного движения, в том числе (39%), высказывающими свое недовольство в адрес и инспекторов (36%) (диаграмма 3). сотрудников (38%), поучающими и критикующими

Диаграмма 3. Категория участников дорожного движения, с которыми чаще всего приходится сталкиваться инспекторам ДПС ГИБДД

Среди причин возникновения у инспектора ДПС ГИБДД конфликтов с водителем ТС выделяют следующие: упорное нежелание водителя признавать ошибки (47%), критика в адрес инспектора и службы в целом (42,5%), низкий уровень правовой и межличностной культуры общения, хамство водителей (41%), демонстрация водителем провокационных действий по отношению к инспектору (36%).

Причины конфликтов, проявляющиеся в поведении инспекторов и способствующие возникновению провокационных действий со стороны водителей ТС, следующее: игнорирование вопроса, задаваемого водителем ТС (45,5%), безразличие к проблеме водителя (24%), демонстрация плохого настроения (24%), негативная оценка водителя (21 %).

Краткий анализ указанных причин свидетельствует о том, что сотрудники ДПС ГИБДД нередко оказываются объектом вымещения отрицательных эмоций и неудовлетворенности водителей ТС [4].

Их провокационное поведение влечет за собой конфликтные действия, направленные в адрес инспектора ДПС ГИБДД, что способствует снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудника в целом [5].

62

Профилактика подобных провокационных и конфликтных действий со стороны водителей ТС, по мнению инспекторов, заключается, во-первых, в проявлении спокойствия и сдержанности (83%), во-вторых, в установлении доброжелательных отношений с водителем ТС (41%), в третьих, в озвучивании противоречий (29%), в четвертых, в точности и последовательности действий (26%) и тщательном подборе слов и фраз (24,5%) (диаграмма 4).

По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод, что главными причинами конфликтного взаимодействия инспектора с водителями ТС со стороны УДД являются непонимание друг друга, нежелание водителя признавать свои ошибки, хамство, демонстрация провокационных действий, а со стороны инспектора - игнорирование (молчание) как реакция на вопросы водителя ТС, равнодушие к его проблемам, плохое настроение и усталость, допускаемые негативные оценки в адрес участника ДД и др.

Безопасность дорожного движения - № 3/2021

SCIENTIFIC RESEARCH, DEDICATED TO ROAD SAFETY

Диаграмма 4. Методы профилактики конфликтов

Cписок источников:

1. Борисова С.Е. Психологические особенности деятельности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учебное (практическое) пособие. М.: ООО «Ваш полиграфический партнер». 2011. С. 127.

2. Борисова С.Е., Зейналов Ф.Н. Стратегии провокационного поведения водителей транспортных средств и профессиональные действия инспекторов дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения // Вестник Московского университета МВД России. М., 2018. № 2 (5). С. 131.

3. Дресвянникова Е.А. Повышение коммуникативной компетентности сотрудников Госавтоинспекции при решении служебных задач // Полицейская и следственная деятельность. М., 2017. № 3. С. 44-52.

4. Перков А.А. Обучение профайлингу как фактор формирования профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. Орел. 2014. № 4 (61). С. 138-142.

5. Петров В.Е. Информационно-психологическое воздействие на имидж сотрудников Госавтоинспекции // Актуальные проблемы медицинского и психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел: Сб. мат. науч.-практ. конф. и круглых столов . Домодедово, 2015. С. 80-83.

6. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие. М., 2009. С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.