Научная статья на тему 'О РОЛИ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА'

О РОЛИ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРАТОР / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CURATOR / STUDENT GROUP / DUTIES OF THE CURATOR / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич

В статье рассмотрена роль куратора в воспитательной работе вуза. Изучив теоретические позиции различных авторов, изучающих основы и проблемы данной темы, были определены проблемные аспекты деятельности куратора. Отмечается необходимость их решения путем совершенствования правовой базы, системы стимулирования деятельности кураторов, разработки методических рекомендаций, организации курсов или школы кураторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF THE CURATOR IN THE EDUCATIONAL WORK OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

In the article considered the role of the curator in the educational work of the higher educational institution. After examining the theoretical positions of various authors studying the basics and problems of this subject, it were identified the problematic aspects of the curator's activity. The author also notes the necessity to its solving by improving the legal base, system of stimulating of curators’ activity, developing methodical recommendations, organizing the courses or school of curators.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА»

нейтрализации нервно-эмоционального напряжения. Достижение цели осуществляется упражнениями на развитие гибкости, подвижности в суставах, устойчивости к недостатку кислорода и гидростатическому давлению воды, играми с мячом в воде.

В третьем периоде похода (неустойчивой работоспособности) нагрузка в циклических упражнениях рекомендуются на уровне ЧСС 140-150 уд/мин и 55-60% от максимума в силовых упражнениях.

Разработанная модель гидродинамической тренировки послужила отправной точкой для организации и проведения практической проверки ее эффективности в реальных условиях боевой подготовки экипажей надводных кораблей.

Литература и источники

1. Новосельцев О.В., Болотин А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 12 (106). С. 112-115.

2. Понимасов, О.Е. Гидрогенные локомоции как двигательные субстраты реализации функций прикладного плавания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №4(110). С. 127-130.

3. Понимасов О.Е., Рябчук В.В. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов / О.Е. Понимасов, // Теория и практика физической культуры. 2016. №1. С.71-72.

4. Понимасов О.Е., Грачев К.А., Иваненко А.В. Методические принципы использования средств гидроатлетизма для поддержания физической работоспособности моряков-подводников в длительном походе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 194-197.

5. Таймазов В.А., Болотин А.Э., Цветков С.А., Михеев В.Е. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. №1 (119). С. 169-173.

6. Bakaev V., Bolotin, А., Surmilo S. and Aganov S. (2018), «Сошрагайуе analysis of the changes in blood chemistry among longdistance swimmers during workouts at middle and low altitudes» // World congress of performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.39-42.

7. Bolotin, А. Е., Bakayev, V.V. (2017), «Peripheral circulation indicators in veteran trail runners»// Journal of Physical Therapy Science, (JPTS) Vol. 29, No.6, pp.1092-1094.

References and Sources

1. Novosel'cev O.V., Bolotin A.EH. Faktory, opredelyayushchie vysokuyu ehffektivnost' obucheniya studentov plavaniyu brassom// Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013. № 12 (106). S. 112-115.

2. Ponimasov, O.E. Gidrogennye lokomocii kak dvigatel'nye substraty realizacii funkcij prikladnogo plavaniya // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. №4(110). S. 127-130.

3. Ponimasov O.E., Ryabchuk V.V. Issledovanie kosvennyh pokazatelej rabotosposobnosti plovcov / O.E. Ponimasov, // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016. №1. S.71-72.

4. Ponimasov O.E., Grachev K.A., Ivanenko A.V. Metodicheskie principy ispol'zovaniya sredstv gidroatletizma dlya podderzhaniya fizicheskoj rabotosposobnosti moryakov-podvodnikov v dlitel'nom pohode // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. № 1 (131). S. 194-197.

5. Tajmazov V.A., Bolotin A.EH., Cvetkov S.A., Miheev V.E. Pokazateli, harakterizuyushchie gotovnost' boevyh plovcov k voenno-professional'noj deyatel'nosti // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015. №1 (119). S. 169-173.

6. Bakaev V., Bolotin, A., Surmilo S. and Aganov S. (2018), «Somparative analysis of the changes in blood chemistry among long-distance swimmers during workouts at middle and low altitudes» // World congress of performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.39-42.

7. Bolotin, A. E., Bakayev, V.V. (2017), «Peripheral circulation indicators in veteran trail runners»// Journal of Physical Therapy Science, (JPTS) Vol. 29, No.6, pp.1092-1094.

БОЛОТИН А.Э. - доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

КАРПОВ Д.А. - аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ДЗЮБА А.А. - преподаватель, Краснодарский университет МВД России.

BOLOTIN, A.E. - Ph.D. in Pedagogy, Professor, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg. KARPOV, D.A. - Ph.D. student, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University

DZYUBA, A.A. - Teacher, Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (a_sdd@mail.ru).

УДК 37.017.93

ГАТАЕВ А.С-А. О РОЛИ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА

Ключевые слова: куратор, студенческая группа, обязанности куратора, высшее учебное заведение, воспитательная работа.

В статье рассмотрена роль куратора в воспитательной работе вуза. Изучив теоретические позиции различных авторов, изучающих основы и проблемы данной темы, были определены проблемные аспекты деятельности куратора. Отмечается необходимость их решения путем совершенствования правовой базы, системы стимулирования деятельности кураторов, разработки методических рекомендаций, организации курсов или школы кураторов.

GATAEV, A.S-A. ON THE ROLE OF THE CURATOR IN THE EDUCATIONAL WORK OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Keywords: curator, student group, duties of the curator, higher education institution, educational work.

In the article considered the role of the curator in the educational work of the higher educational institution. After examining the theoretical positions of various authors studying the basics and problems of this subject, it were identified the problematic aspects of the curator's activity. The author also notes the necessity to its solving by improving the legal base, system of stimulating of curators' activity, developing methodical recommendations, organizing the courses or school of curators.

Современный образовательный процесс в вузе базируется на неразрывной связи обучения и воспитания, определяющей качество подготовки специалистов. Необходимость воспитания закреплена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Наряду с другими основными понятиями, в статье 2 данного закона указано, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

Исследователи определяют воспитание в вузе как «педагогически организованное нравственное развитие студентов на основе их приобщения к нравственно-профессиональным ценностям в учебной и внеучебной деятельности» [2].

Вузы стали чаще обращать внимание на воспитание у студентов таких актуальных в современном социокультурном пространстве качеств, как креативность, ответственность за принимаемые решения, высокая гражданственность, ярко выраженная индивидуальность, коллективистская направленность, интеллигентность, коммуникабельность, направленность на успех. И в этом процессе ведущая роль отведена кураторству студенческих групп, рассматривая как незаменимую и эффективную систему взаимодействия преподавателя и студентов, часть системы учебно-воспитательной работы [3]. Студенческая группа и куратор выступают как субъекты воспитательных отношений, складывающихся в профессионально-личностном общении и деятельности.

В функции куратора студенческой группы входят следующие основные задачи одинаковой важности:

- информирование;

- организация жизни группы и благоприятного психологического климата;

- решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов;

- обеспечение соблюдения студенческой группой внутривузовской дисциплины.

При этом полагаем, что профессиональные функции куратора можно обозначить как функцию «ресурсного менеджера», предполагающую его активную роль в педагогическом оснащении воспитательного процесса предметно-пространственными, информационными, человеческими ресурсами с целью создания насыщенной, доминантной воспитательной среды

[4].

Хочется отметить, что концепция организации воспитательной работы вуза детализирует работу, которую обязан исполнять куратор, отображает назначение его работы по обеспечению необходимыми знаниями для профессиональной подготовки обучающихся, но сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие учебных пособий, к которым могли бы прибегнуть молодые кураторы, не имеющие педагогического образования, а также отсутствие особых курсов для кураторов студенческих групп.

Многие кураторы российских вузов до сих пор не знают, что и зачем им нужно делать [5]. Они назначаются приказом или распоряжением. Часто не учитывается, что педагог, который впервые был назначен куратором, сам нуждается в наставнике. Это один из ключевых вопросов: как помочь педагогу, не имеющему профильного педагогического образования, не обладающему знаниями в этой области, качественно выполнять свои функции. На наш взгляд, для решения этой проблемы необходим системный и комплексный подход. Необходимо создать условия для развития творческого потенциала педагогов, исполняющих дополнительные функции куратора. Права и обязанности куратора студенческой группы, выполняемые функции должны регулироваться локальным нормативным актом (например, положением о работе куратора студенческой группы).

В настоящее время существующая система кураторства в вузе не отвечает предъявляемым требованиям, так как большая ее часть ограничивается выполнением общепедагогических обязанностей, основанных на интуитивном представлении куратора об организации его работы [6]. И дело не только в недостатке необходимых знаний, методической литературы. Невозможно сделать эффективную работу без материальных затрат. Как правило, вуз ограничен в возможности использования средств на организацию и проведение воспитательной работы. Довольно часто отсутствует материальная база для кураторской работы или она незначительна. В результате, кураторы работают только на энтузиазме.

Необходимо учитывать, что студенческий возраст - крайне важный этап формирования взрослой личности. И отсутствие системного подхода является серьезной проблемой. Это проявляется в том, что кураторы есть не во всех вузах, а если есть, то не на всех курсах, а только на первом или последнем. На первом и втором курсе куратор особенно нужен, но на старших курсах потребность в кураторе не уменьшается.

Деятельность куратора студенческой группы можно разделить на несколько этапов [7]:

1. Диагностика (куратор знакомится с материалами, представленными приемной комиссией, с личными делами зачисленных студентов).

2. Адаптации-социализации (наиболее важная деятельность на данном этапе - это развитие у студентов навыков в организации самостоятельной работы, а также формирование и развитие команды в группе).

На данном этапе проводятся адаптационные и социализационные мероприятия, направленные на ознакомление студентов с уставом, положением об организации учебного процесса, внутренними правилами, с руководством вуза, историей и традициями, расположением основной инфраструктуры (кабинетов, кафедр, библиотеки, столовой). Куратор также разъясняет формы организации учебного процесса.

Организация самостоятельной работы, как правило, вызывает трудности у первокурсников, потому как образовательный процесс в вузе серьёзно отличается от обучения в школе. В связи с этим почти все первокурсники чувствуют эйфорию от ощущения свободы, от родительской опеки, и по этой причине не считают, что нужно ежедневно готовить домашние задания. Они не готовы держать сами под контролем проведенную работу, ответственно и системно готовится к практическим занятиям. Предложить пути самоконтроля, посодействовать осмыслению необходимости и значимости образовательного процесса - задача куратора.

Важным на данном этапе является направление куратора, как формирование и развитие команды в группе.

Куратор - не только организатор студентов, ответственный преподаватель-менеджер, главное не в этом. Куратор-это человек, к которому можно обратиться и по любому вопросу. Это преподаватель, в котором обучающийся будет уверен, что он постарается помочь. Воспитательная работа в этом и заключается - не быть равнодушным. Если куратор знает своих студентов, а они знают своего куратора, регулярно встречаются с ним и при необходимости получают помощь, то этот преподаватель действительно куратор, а не просто преподаватель.

3. Информация и мотивация. На данном этапе куратор может оказать помощь в подборе дисциплин дополнительной части учебного плана, помочь осознанно сделать выбор исходя из индивидуальных потребностей и интересов.

4. Психолого-педагогический (строится на основе помощи в профессиональном и личностном развитии, в самореализации).

5. Консультирование (студенты обращаются к куратору в случае необходимости разрешения конкретной ситуации, по вопросам проведения сессии или урегулирования споров с преподавателями, если хотят поделиться своими радостями и успехами или просто за дружеским советом).

Работа куратора студенческой группы обязана быть целенаправленной и периодической. Система взаимодействия куратора и студентов имеет возможность посодействовать разрешению образовательных вопросов, а еще это возможность показать студентам имеющиеся способности, знания, тем самым предотвращать конфликтные ситуации и влиять на развитие личности и профессионализм студентов. В своей работе Мусханова [8] подчеркивает значимость личности

куратора и ее влияние на формирование психологически комфортной среды в группе. Именно комфортная среда способствует созданию атмосферы безопасности и деловой обстановки.

В контексте рассматриваемой нами проблемы считаем целесообразным в качестве примера рассмотреть деятельность куратора в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет».

В вузе 149 академических групп и приказом ректора назначены кураторы. Их деятельность регулируется Положением о кураторе академической группы, принятым Ученым советом университета. В данном Положении определено, что главной целью деятельности куратора является создание условий для личностного и профессионального развития будущего специалиста в условиях гуманистического, личностно-ориентированного образовательного процесса. Положением регламентированы основные направления деятельности, права и обязанности куратора. Внутренним локальным актом устанавливаются ежемесячные стимулирующие надбавки.

Деятельность куратора как наставника группы позволяет говорить об успешной адаптации студентов первых курсов к системе обучения в вузе. Особенность работы куратора в заключается в том, основные направления его деятельности дополняются такими как ориентация и пропаганда здорового образа жизни, приобщение к различным видам научно-исследовательской и творческой деятельности. В учебном расписании университета отведено место кураторским часам, а их тематика является по большей части комплексной, охватывающей основные направления воспитания студентов.

Хочется отметить работу студенческого театра под руководством старшего преподавателя кафедры литературы и методики ее преподавания А.К. Мурадовой. Вовлечение молодежи в театральную деятельность позволяет выполнять разнообразные культурологические, просветительские, образовательные, воспитательные задачи, а также пропагандировать духовность, доброту, любовь. Студенты демонстрировали актерский талант в постановках мировой классики «Забыть Геростата» М. Горина, «Дуэнья» Р. Шеридана, «Ревизор» Н.В. Гоголя. «Прочувствование», «вживание» в персонажи и эпоху позволяет не только приобщить студентов к мировой литературе, но и способствует формированию общекультурных, коммуникативных и личностных компетенций. При подготовке к постановкам куратором создавалась особая творческая атмосфера, позволявшая студентам проявить собственную креативность, раскрыть потенциал, самоактуализироваться.

На основании исследования можно сделать следующие выводы. Система кураторства является одной из основных составляющих воспитательной работы вуза. Существующие недостатки в организации этой деятельности могут быть устранены путем комплексного и системного подхода к их решению. Необходимо совершенствовать правовую базу, систему стимулирования деятельности кураторов, разрабатывать методические рекомендации, организовывать курсы или школы кураторов. Куратор студенческой группы, являясь связующим звеном между вузом и студентами, позволяет координировать учебный процесс. И в своей работе он должен помнить, что учебная и внеучебная работа студентов, обучение и воспитание в вузе служат единой цели - целостному развитию личности будущего специалиста.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 16.02.2019.

2. Гатаев А.С.-А. Задачи, содержание и формы внеаудиторной воспитательной деятельности в вузе национальной республики. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2017. 207 с.

3. Фомина Л.Ю. К вопросу о профессиональной роли куратора в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 3. С. 88-91.

4. Гатаев А.С-А. Особенности воспитательной среды вуза в условиях национального региона // Среднее профессиональное образование. 2017. №3. С. 53-57.

5. Талапин А.Н. Опыт работы куратором в государственном вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 6-2 (13). С. 19-20.

6. Бородина Е.С. Организация работы куратора студенческой группы в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5. № 3. С. 77-80.

7. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография / А. В. Пономарев [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 408 с.

8. Мусханова И.В. Личность куратора в воспитательном процессе // Вестник АН Чеченской Республики: журнал. Грозный, 2009. №1 (9). С.68-74.

References and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 16.02.2019.

2. Gataev A.S.-A. Zadachi, soderzhanie i formy vneauditornoj vospitatel'noj deyatel'nosti v vuze nacional'noj respubliki. Diss. ... kand. ped. nauk. M., 2017. 207 s.

3. Fomina L.YU. K voprosu o professional'noj roli kuratora v vuze // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2012. T. 1. № 3. S. 88-91.

4. Gataev A.S-A. Osobennosti vospitatel'noj sredy vuza v usloviyah nacional'nogo regiona // Srednee professional'noe obrazovanie. 2017. №3. S. 5357.

5. Talapin A.N. Opyt raboty kuratorom v gosudarstvennom vuze // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2013. № 6-2 (13). S. 19-20.

6. Borodina E.S. Organizaciya raboty kuratora studencheskoj gruppy v vuze // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2013. T. 5. N° 3. S. 77-80.

7. Vospitatel'naya sreda universiteta: tradicii i innovacii: monografiya / A. V. Ponomarev [i dr.]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015. 408 s.

8. Muskhanova I.V. Lichnost' kuratora v vospitatel'nom processe // Vestnik AN CHechenskoj Respubliki: zhurnal. Grozny), 2009. №1 (9). S.68-74.

ГАТАЕВ АНЗОР САЙД-АЛЬВИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, проректор Чеченского государственного педагогического университета (anzor-74@mail.ru).

GATAEV, ANZOR S-A. - Ph.D. in Pedagogy, Vice-Rector of Chechen State Pedagogical University (anzor-74@mail.ru).

УДК 371.31:351.74

КУРОВ А.И., КЛИМЕНКО А.А. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ

Ключевые слова: экстремальные ситуации, боевые приемы, физическая подготовка, подготовка сотрудников МВД России.

В статье рассматривается проблема моделирования экстремальных ситуаций служебной деятельности для обучения и совершенствования применения сотрудниками правоохранительных органов физической силы и боевых приемов, борьбы в ходе выполнения оперативных задач, а также выявляются наиболее оптимальные направления решения проблем, возникающих в данном направлении. Активное внедрение в практику обучения элементов опасности и риска предполагает четкую организацию занятий и точное соблюдение всеми сотрудниками установленных правил и мер безопасности. Тренировочный процесс направлен, прежде всего, на формирование психологической и физической готовности к действиям в экстремальной обстановке.

KUROV, A.I., KLIMENKO, A.A. MODELING OF EXTREME SITUATIONS OF SERVICE ACTIVITY FOR TRAINING, IMPROVING OF THE USE OF PHYSICAL FORCE AND COMBAT TECHNIQUES BY LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE PERFORMANCE

OF OPERATIONAL TASKS

Keywords: extreme situations, combat techniques, physical training, training of officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

In the article considered the problem of modeling of extreme situations of service activity for training, improving the use of physical force and combat techniques by law enforcement officers, fighting during the performance of operational tasks, and also identifies the most optimal ways of solving the problems arising in this direction. Actively introducing into the practice of teaching elements of danger and risk involves a clear organization of classes and accurate adherence by all employees to established rules and safety measures. The training process is aimed primarily at the formation of psychological and physical readiness for action in an extreme situation.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов зависит от постоянного воздействия целого комплекса факторов. Часто они попадают в ситуации, опасные для их жизни и жизни окружающих. Наличие таких ситуаций обуславливает необходимость получения навыков боевых приемов борьбы, использования специальных средств и огнестрельного оружия. Применение силы в отношении к нарушителям правопорядка сотрудниками при исполнении служебных обязанностей является законодательно обоснованным и зачастую является неотъемлемой частью правоохранительной деятельности. Сотрудники, которые исполняют обязанности по охране общественного порядка, применяют меры по задержанию преступника в качестве служебного долга, выполняемого ими в любом случае, несмотря на определенные риски. Формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач и умелому применению физической силы, в том числе и приемов боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности являются основной целью физической подготовки в системе МВД РФ [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.