Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ'

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ВОЕННЫЕ МОРЯКИ / ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ДЛИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / PEDAGOGICAL MODEL / MILITARY SEAMEN / HYDRODYNAMIC TRAINING / LONG SWIMMING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болотин А.Э., Карпов Д.А., Дзюба А.С.

Результаты проведенного исследования позволили обосновать педагогическую модель физической тренировки военных моряков с использованием гидродинамических упражнений. В содержании тренировки наибольший удельный вес должны составлять средства развития гидродинамической силы и силовой выносливости с использованием инерционных движений, выполняемых в аэробном режиме тренировки. Величину нагрузки в циклических упражнениях целесообразно планировать на уровне ЧСС до 155-165 уд/мин, в силовых упражнениях - 60-70% от максимума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болотин А.Э., Карпов Д.А., Дзюба А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF PEDAGOGICAL MODEL OF THE PHYSICAL TRAINING OF MILITARY SEAMEN WITH USE OF HYDRODYNAMIC EXERCISES

The results of the conducted research allowed to prove the pedagogical model of a physical training of military seamen with use of hydrodynamic exercises. In the content of a training development tools of hydrodynamic force and power endurance with use of the inertial movements which are carried out in the aerobic mode of a training have to make the largest specific weight. It is expedient to plan the size of loading in cyclic exercises at the level of heart rate to 155-165 beats/min, in power exercises - 60-70% of a maximum.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

показателей резервных возможностей и устойчивости организма к недостатку кислорода курсантов экспериментальных групп. Таким образом, полученные результаты подтверждают целесообразность организации и проведения занятий с использованием средств разработанной методики развития выносливости на основе комплексного применения дыхательных упражнений. Совершенствование процесса организации и расширение содержания физической подготовки биатлонистов с применением разнонаправленных средств, направленных на развитие выносливости и комплексного применения дыхательных упражнений, создает благоприятные условия дальнейшего развития адаптационных возможностей функциональных систем их организма. Это способствовало повышению эффективности соревновательной деятельности биатлонистов.

Литература и источники

1. Bakayev V. V. Bolotin, А. Е., (2017). Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion. 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.

2. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Peripheral circulation indicators in veteran trail runners. // Journal of Physical Therapy Science, (JPTS) Vol. 29 (2017), No.6, pp.1092-1094.

3. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Structure of the parameters that define the preparedness of archers for competitive struggle // Journal of Physical Education and Sport, 17(3), Art. 181, pp.1177-1779.

4. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE) 2017, 12(2), pp. 405-413.

5. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Response of the respiratory system of long and middle distance runners to exercises of different types // Journal of Physical Education and Sport, 17(5), Art. 231, pp.2214-2217.

6. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Method for training of long distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity. 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 Oktober, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp.126-131.

БОЛОТИН А.Э. - доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

ПАЕУСОВ С.А. - старший преподаватель, Пермский институт войск Национальной гвардии. ШОХИН В.Е. - преподаватель, Краснодарский университет МВД России

BOLOTIN, A.E. - Doctor of Pedagogy, Professor, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great.

PAEUSOV, S.A. - Senior Lecturer, Perm Institute of the National Guard.

SHOKHIN, V.E. - Lecturer, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 37.037.1

БОЛОТИН А.Э., КАРПОВ Д.А., ДЗЮБА А.А. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ

Ключевые слова: педагогическая модель; военные моряки; гидродинамическая тренировка; длительное плавание.

Результаты проведенного исследования позволили обосновать педагогическую модель физической тренировки военных моряков с использованием гидродинамических упражнений. В содержании тренировки наибольший удельный вес должны составлять средства развития гидродинамической силы и силовой выносливости с использованием инерционных движений, выполняемых в аэробном режиме тренировки. Величину нагрузки в циклических упражнениях целесообразно планировать на уровне ЧСС до 155-165 уд/мин, в силовых упражнениях - 60-70% от максимума.

BOLOTIN, A.E., KARPOV, D.A., DZYUBA, A.A. CONTENT OF PEDAGOGICAL MODEL OF THE PHYSICAL TRAINING OF MILITARY SEAMEN WITH USE OF

HYDRODYNAMIC EXERCISES

Keywords: pedagogical model; military seamen; hydrodynamic training; long swimming.

The results of the conducted research allowed to prove the pedagogical model of a physical training of military seamen with use of hydrodynamic exercises. In the content of a training development tools of hydrodynamic force and power endurance with use of the inertial movements which are carried out in the aerobic mode of a training have to make the largest specific weight. It is expedient to plan the size of loading in cyclic exercises at the level of heart rate to 155-165 beats/min, in power exercises - 60-70% of a maximum.

Разработка той или иной модели упражнений должно основываться на программировании такой последовательности их выполнения, которая вызывала бы целенаправленную позитивную реакцию организма занимающихся при взаимодействии с физико-динамическими свойствами водной среды [1-5]. При планировании занятий необходимо учитывать степень адаптации

корабельных специалистов к условиям похода и обитаемости корабля, общую суммарную величину нагрузки, испытываемой в процессе выполнения функциональных обязанностей, личный уровень физической подготовленности военнослужащих. [1, 4].

Варьирование чередованием нагрузки и периодов восстановления в соответствующих циклах тренировки может привести к различным ответным реакциям организма: а) оптимальному эффекту тренировки; б) недостаточному повышению функционального состояния за счет тренировочного воздействия; в) переутомлению организма. Реакции первого типа протекают в случае использования достаточной по объему и интенсивности нагрузки и оптимальном чередовании ее с интервалами отдыха между занятиями. При незначительном количестве занятий в тренировочном цикле или величине тренировочной нагрузки, недостаточно вызывающей адаптационные процессы, возможна слабая реакция на параметры тренировки. Чрезмерно высокие объемы и интенсивность нагрузки приводит к перенапряжению организма.

Реализация концепции тренировки предполагает воздействие последующей тренировочной нагрузки на фоне фазы суперкомпенсации последствий предыдущей нагрузки. В этом случае тренировочный эффект будет наиболее эффективным. В случае воздействия повторной тренировочной нагрузки в фазе возврата к исходным показателям эффект воздействия будет минимизирован. Повторная нагрузка в фазе неполного восстановления приведет к переутомлению и перетренировке [6,7].

В практике физической подготовки военнослужащих могут встречаться реакции всех трех типов. Это связано с недостаточной изученностью вопроса варьирования нагрузки в процессе физической тренировки военнослужащих, слабой методической подготовленностью руководителей занятий, отсутствием доступных и надежных тестов контроля уровня функционального состояния занимающихся, а также объективных критериев оценки объема и интенсивности физической нагрузки в процессе военно-профессиональной деятельности.

Влияние занятий с различной направленностью нагрузки на функциональное состояние достаточно сложно. Характер утомления, развивающегося в результате двух тренировок на скорость в течение двух суток, будет таким же, как после одного тренировочного занятия с нагрузкой той же направленности. Однако степень утомления, вызванного двумя последовательными занятиями, может быть значительно большей. Доказано, что через сутки после двух занятий скоростной направленности спортсмен не может достичь исходного уровня абсолютной скорости.

Учитывая вышесказанное, планирование в недельном цикле двух занятий одной и той же направленности нецелесообразно. С учетом военно-профессиональной нагрузки отдых между занятиями гидродинамической тренировкой должен составлять 1-2 дня с варьированием направленности нагрузки на различные стороны функционального состояния.

Основываясь на теоретических положениях и результатах проведенных исследований, в педагогической модели гидродинамической тренировки корабельных специалистов в длительном походе были реализованы следующие основные положения теории спортивной тренировки и физической подготовки.

1. Основной тренировочный цикл - 7 дней. Целью цикла является:

- в начале похода - привести организм в состояние локального мышечного утомления и подойти к следующему циклу на фазе восстановления, превышающего начальный уровень физической подготовленности;

- в середине похода - активизировать приспособительные реакции организма за счет разнонаправленных нагрузок умеренной интенсивности, обеспечив поддержание функций на уровне, обеспечивающем устойчивую работоспособность;

- в завершающем периоде похода - используя нагрузки малой и средней интенсивности, способствовать реверсивному восстановлению сниженных функций.

2. Для получения положительного эффекта в структуре тренировочного цикла выделяется три микроцикла продолжительностью по два дня каждый, состоящих из двух фаз -тренировочной и восстановительной. Соотношение фаз в микроцикле - 1:1 (одно занятие с использованием нагрузки определенной величины, одно занятие - восстановительное).

3. Направленность нагрузки тренировочной фазы в начале похода - на общую и силовую выносливость, локальную силу, аэробную производительность; в середине похода - на

вестибулярную устойчивость, развитие пространственной ориентировки и поддержание мышечного тонуса; в завершающем периоде похода - на гибкость, подвижность в суставах, устойчивость к недостатку кислорода и гидростатическому давлению воды, координационные способности.

4. Величина физической нагрузки в микроцикле планируется с учетом суммарной величины нагрузки, полученной в процессе проведения других форм занятий по физической подготовке и выполнения служебных обязанностей. Используются следующие варианты микроциклов:

- ударный вариант - возрастающая интенсивность нагрузки с высоким суммарным объемом, достигаемым путем концентрации занятий во времени;

- ординарный вариант - с достаточным объемом, но непредельным уровнем интенсивности тренировочной нагрузки;

- реверсивный вариант - с незначительным объемом и невысокой интенсивностью нагрузки.

5. Распределение вариантов микроциклов в 7-мидневном цикле тренировки:

- в начальный период похода: ударный - ординарный - ударный;

- в середине похода: ординарный - реверсивный - ординарный;

- в завершающий период похода: реверсивный - ординарный - реверсивный.

6. Распределение форм занятий в фазах микроцикла:

- в тренировочной фазе - гидродинамическая зарядка и физическая тренировка с использованием бортового бассейна;

- в восстановительной фазе - гидродинамическая зарядка, самостоятельная гидродинамическая тренировка, спортивная работа.

Применяемые общепринятые методы в гидродинамической тренировке отличаются специфичностью и многообразием.

Тренирующими факторами при использовании метода равномерной тренировки являются длительность упражнения, отсутствие интервалов отдыха, стабильное поддержание размеренного ритма, быстрого или более замедленного темпа выполнения упражнений. В зависимости от преимущественного воздействия ритма или темпа выполнения упражнений, будем различать равномерно-ритмический и равномерно-темповой методы гидродинамической тренировки.

При выполнении упражнений в воде движения выполняются со специфической амплитудой. Играя роль специфического изокинетического тренажера, сопротивление воды обеспечивает сопротивление на всей траектории движения тела. Практически все звенья тела, преодолевающие сопротивление воды, движутся по окружности вокруг оси, проходящей через центр сустава. Таким образом, работающая часть тела движется с угловым ускорением, что обеспечивает проявление максимальных усилий на всем протяжении движения. Использование метода угловых ускорений дает возможность индивидуально варьировать напряжением мышц в зависимости от функционального состояния занимающегося.

Разновидностью метода угловых ускорений может считаться метод пространственных вращений, при использовании которого в движении участвует все тело пловца или его отдельные крупные звенья. Вращение может осуществляться вокруг фронтальной, горизонтальной и сагиттальной осей.

В отличие от метода угловых ускорений использование метода константных усилий возможно при движении звеньев тела по прямолинейной траектории, например, от себя и к себе. Плотность воды также будет оказывать сопротивление движению на всем протяжении его траектории. Поэтому для увеличения продолжительности воздействия в этом случае возможно использование метода максимальных амплитуд. Фактором тренирующего воздействия при этом будет считаться протяженность траектории движения тела.

Все вышеперечисленные методы могут применяться в рамках повторного метода тренировки.

Для психологической разгрузки возможно использование игрового и соревновательного метода в играх с мячом в воде.

На протяжении всего похода формами поддержания и реверсивного восстановления работоспособности являются гидродинамическая зарядка, физическая тренировка, проводимая согласно распорядку дня на поход с использованием бортового бассейна, самостоятельная гидродинамическая тренировка, спортивно-массовая работа.

Педагогический контроль работоспособности корабельных специалистов проводится в виде системы мероприятий, обеспечивающих проверку достижения целевых показателей функционального состояния.

Направленность педагогического контроля состоит в выявлении последствий воздействия тренировочных факторов (средств, методов, величин нагрузки) на состояние психофизиологических функций, обеспечивающих работоспособность операторов.

В системе контроля функционального состояния корабельных специалистов применяются все виды педагогического контроля.

1. Предварительный контроль проводится перед длительным плаванием с целью определения готовности личного состава корабля к условиям предстоящего похода. На основе данные этого вида контроля формулируется направленность физической подготовки, средства и методы решения педагогических задач.

2. Срочный контроль необходим для диагностирования действенности тренировочного эффекта в процессе отдельного тренировочного занятия с целью оптимального варьирования интервалов нагрузки и отдыха.

3. Текущий контроль позволяет получить данные о реакции организма на параметры нагрузки, испытываемой на определенном занятии. Его результаты дают представление о периодах восстановления работоспособности после определенной физической нагрузки. Показатели текущего контроля являются основой для оперативного планирования физической нагрузки.

4. Периодический контроль проводится для получения данных о возрастании тренировочного эффекта на протяжении отдельного периода похода. С его помощью можно сделать предварительную оценку о правомерности выбранной модели тренировки.

5. Итоговый контроль проводится по окончанию похода для определения эффективности реализации модели гидродинамической тренировки, уровня решения педагогических задач, выявления позитивных моментов и недостатков в поддержании работоспособности операторов и ее компонентов. Результаты итогового контроля учитываются при дальнейшем планировании учебно-тренировочного процесса.

С целью контроля работоспособности корабельных специалистов используются наиболее технологичные и информативные методы оценки работоспособности. К ним относятся методы оценки функционального состояния кровеносной, дыхательной системы тестируемого, уровня развития основных физических качеств. Контроль функционирования кровеносной и дыхательной систем включает диагностирование физиологических показателей ЧСС, артериального давления, ЖЕЛ. Уровень развития физических качеств тестируется при помощи кистевой и становой динамометрии, вариаций теста Купера, упражнения в наклоне на гибкость, прыжка в длину с места, плавания на скорость отрезков дистанции в бассейне. Переносимость тренировочных нагрузок оценивается по времени восстановления ЧСС после нагрузки, полученной в результате гидродинамической тренировки, а также по субъективным показателям самочувствия занимающихся.

На основе изучения особенностей военно-профессиональной деятельности экипажей надводных кораблей в процессе длительного плавания, организационно-методических условий проведения различных форм физической подготовки, содержания и принципов использования гидродинамических средств были разработаны основы модели гидродинамической тренировки с дифференциацией по периодам похода (таблица 1).

Таблица 1

Модель гидродинамической тренировки корабельных специалистов в длительном плавании

Компоненты методики Периоды похода

Начало (3 недели) Середина (3 недели) Завершение (2 недели)

Цель Повышение уровня физической подготовленности и специальной Поддержание функционального состояния на уровне, Реверсивное восстановление сниженных компонентов

тренированности. обеспечивающем устойчивость работы. работоспособности.

Направленность тренировки - развитие физических и специальных качеств; - повышение функционального состояния организма; - ускорение адаптации к условиям похода. - расширение функциональных возможностей организма; - повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов длительного похода. - компенсация ограничения общей двигательной активности; - восстановление сниженных функций; - нейтрализация нервно-эмоционального напряжения.

Формы занятий Гидродинамическая зарядка, гидродинамическая тренировка с использованием бортового бассейна в распорядке дня, самостоятельная гидродинамическая тренировка, спортивно-массовая работа.

Содержание средств Упражнения на развитие гидродинамической силы и силовой выносливости с использованием инерционных движений. Упражнения на вестибулярную устойчивость и развитие пространственной ориентировки. Упражнения на развитие устойчивости к недостатку кислорода и гидростатическому давлению воды.

Интенсивность нагрузки ЧСС 155-165 уд/мин ЧСС 150-155 уд/мин ЧСС 140-150 уд/мин

Методы тренировки Равномерно-ритмический, равномерно-темповой, угловых ускорений. Константных усилий, максимальной амплитуды движений, повторный. Противоположных движений, пространственных вращений, игровой.

В целях оптимизации организационно-методических основ гидродинамической тренировки экипажей надводных кораблей, целесообразно выделять три периода длительного плавания.

Первый период (до 3-х недель) характеризуется незначительным снижением физиологических показателей и ухудшением функционального состояния организма. В данном периоде цель гидродинамической тренировки заключается в повышении уровня физической подготовленности и специальной тренированности. Тренировка должна быть направлена на развитие физических и специальных качеств, повышение функционального состояния организма, ускорение адаптации к условиям длительного плавания.

В содержании тренировки наибольший удельный вес составляют средства развития гидродинамической силы и силовой выносливости с использованием инерционных движений, выполняемых в аэробном режиме тренировки. Величину нагрузки в циклических упражнениях целесообразно планировать на уровне ЧСС до 155-165 уд/мин, в силовых упражнениях - 60-70% от максимума.

Второй период (2-3 недели) является более напряженным. Во время него наблюдается устойчивое снижение физиологических функций, обеспечивающих профессиональную работоспособность корабельных специалистов. Целью гидродинамической тренировки в этот период является поддержание функционального состояния на уровне, обеспечивающем устойчивость военно-профессиональной деятельности. Тренировка должна быть направлена на расширение функциональных возможностей организма и повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов длительного плавания. Средствами тренировки в этот период являются преимущественное использование упражнений на вестибулярную устойчивость, развитие пространственной ориентировки и поддержание мышечного тонуса.

В период общего снижения работоспособности нагрузка планируется на уровне ЧСС 150155 уд/мин в циклических упражнениях и 50-60% от максимума - в силовых упражнениях. Динамика физической нагрузки в данном периоде должна носить волнообразный характер. Это дает возможность поддерживать оптимальный уровень тренированности в течение длительного времени и предупредить явления перетренировки и переутомления.

В третьем, заключительном, периоде похода (2-3 недели) цель гидродинамической тренировки состоит в реверсивном восстановлении сниженных компонентов работоспособности. Ее направленность заключается в компенсации вынужденного ограничения общей двигательной активности, реверсивном восстановлении сниженных психофизиологических функций,

нейтрализации нервно-эмоционального напряжения. Достижение цели осуществляется упражнениями на развитие гибкости, подвижности в суставах, устойчивости к недостатку кислорода и гидростатическому давлению воды, играми с мячом в воде.

В третьем периоде похода (неустойчивой работоспособности) нагрузка в циклических упражнениях рекомендуются на уровне ЧСС 140-150 уд/мин и 55-60% от максимума в силовых упражнениях.

Разработанная модель гидродинамической тренировки послужила отправной точкой для организации и проведения практической проверки ее эффективности в реальных условиях боевой подготовки экипажей надводных кораблей.

Литература и источники

1. Новосельцев О.В., Болотин А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 12 (106). С. 112-115.

2. Понимасов, О.Е. Гидрогенные локомоции как двигательные субстраты реализации функций прикладного плавания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №4(110). С. 127-130.

3. Понимасов О.Е., Рябчук В.В. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов / О.Е. Понимасов, // Теория и практика физической культуры. 2016. №1. С.71-72.

4. Понимасов О.Е., Грачев К.А., Иваненко А.В. Методические принципы использования средств гидроатлетизма для поддержания физической работоспособности моряков-подводников в длительном походе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 194-197.

5. Таймазов В.А., Болотин А.Э., Цветков С.А., Михеев В.Е. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. №1 (119). С. 169-173.

6. Bakaev V., Bolotin, А., Surmilo S. and Aganov S. (2018), «Сошрагайуе analysis of the changes in blood chemistry among longdistance swimmers during workouts at middle and low altitudes» // World congress of performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.39-42.

7. Bolotin, А. Е., Bakayev, V.V. (2017), «Peripheral circulation indicators in veteran trail runners»// Journal of Physical Therapy Science, (JPTS) Vol. 29, No.6, pp.1092-1094.

References and Sources

1. Novosel'cev O.V., Bolotin A.EH. Faktory, opredelyayushchie vysokuyu ehffektivnost' obucheniya studentov plavaniyu brassom// Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013. № 12 (106). S. 112-115.

2. Ponimasov, O.E. Gidrogennye lokomocii kak dvigatel'nye substraty realizacii funkcij prikladnogo plavaniya // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. №4(110). S. 127-130.

3. Ponimasov O.E., Ryabchuk V.V. Issledovanie kosvennyh pokazatelej rabotosposobnosti plovcov / O.E. Ponimasov, // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016. №1. S.71-72.

4. Ponimasov O.E., Grachev K.A., Ivanenko A.V. Metodicheskie principy ispol'zovaniya sredstv gidroatletizma dlya podderzhaniya fizicheskoj rabotosposobnosti moryakov-podvodnikov v dlitel'nom pohode // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. № 1 (131). S. 194-197.

5. Tajmazov V.A., Bolotin A.EH., Cvetkov S.A., Miheev V.E. Pokazateli, harakterizuyushchie gotovnost' boevyh plovcov k voenno-professional'noj deyatel'nosti // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015. №1 (119). S. 169-173.

6. Bakaev V., Bolotin, A., Surmilo S. and Aganov S. (2018), «Somparative analysis of the changes in blood chemistry among long-distance swimmers during workouts at middle and low altitudes» // World congress of performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.39-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bolotin, A. E., Bakayev, V.V. (2017), «Peripheral circulation indicators in veteran trail runners»// Journal of Physical Therapy Science, (JPTS) Vol. 29, No.6, pp.1092-1094.

БОЛОТИН А.Э. - доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

КАРПОВ Д.А. - аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ДЗЮБА А.А. - преподаватель, Краснодарский университет МВД России.

BOLOTIN, A.E. - Ph.D. in Pedagogy, Professor, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg. KARPOV, D.A. - Ph.D. student, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University

DZYUBA, A.A. - Teacher, Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (a_sdd@mail.ru).

УДК 37.017.93

ГАТАЕВ А.С-А. О РОЛИ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА

Ключевые слова: куратор, студенческая группа, обязанности куратора, высшее учебное заведение, воспитательная работа.

В статье рассмотрена роль куратора в воспитательной работе вуза. Изучив теоретические позиции различных авторов, изучающих основы и проблемы данной темы, были определены проблемные аспекты деятельности куратора. Отмечается необходимость их решения путем совершенствования правовой базы, системы стимулирования деятельности кураторов, разработки методических рекомендаций, организации курсов или школы кураторов.

GATAEV, A.S-A. ON THE ROLE OF THE CURATOR IN THE EDUCATIONAL WORK OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.