Научная статья на тему 'О РОЛИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ'

О РОЛИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые интерактивные методы / теоремы / структура рассуждений / «Математическое лото» / прямая / уголь.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахматов Алишер Ширинбоевич, Гадаев Дониёр Ражабович, Рахмонов Ихтиёр Хусанович, Куланов Икром Бурхонович

в настоящей статье анализируется эффективность ряда новых интерактивных методов, используемых для преподавания математики. Указана роль преподавателя, а также перечислены требования к нему. Приведен список новых педагогических технологий, применяемых при обучении математике. Подробно представлена методика использования инновационных технологий в практических занятиях по теме «Основные геометрические понятия. Смежные и вертикальные углы» для учащихся академических лицеев и общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахматов Алишер Ширинбоевич, Гадаев Дониёр Ражабович, Рахмонов Ихтиёр Хусанович, Куланов Икром Бурхонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ»

О РОЛИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И

ИХ ПРИМЕНЕНИИ Рахматов А.Ш.1, Гадаев Д.Р.2, Рахмонов И.Х.3, Куланов И.Б.4

1Рахматов Алишер Ширинбоевич - старший преподаватель;

2Гадаев Дониёр Ражабович - преподаватель;

3Рахмонов Ихтиёр Хусанович - преподаватель, кафедра дистанционного образования по естественным и точным наукам, Джизакский государственный педагогический институт;

4Куланов Икром Бурхонович - старший преподаватель, кафедра высшей математики, факультет химических технологий, Джизакский политехнический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящей статье анализируется эффективность ряда новых интерактивных методов, используемых для преподавания математики. Указана роль преподавателя, а также перечислены требования к нему. Приведен список новых педагогических технологий, применяемых при обучении математике. Подробно представлена методика использования инновационных технологий в практических занятиях по теме «Основные геометрические понятия. Смежные и вертикальные углы» для учащихся академических лицеев и общеобразовательных школ.

Ключевые слова: новые интерактивные методы, теоремы, структура рассуждений, «Математическое лото», прямая, уголь.

УДК 37.02

Хорошо известно, что математика - это наука, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы.

Математика как наука имеет широкие возможности в развитии подрастающего поколения. Развивает и регулирует мышление школьников, формируя у них качества целеустремленности, логического мышления, смекалки.

Эти обстоятельства требуют от учителя математики долгой тяжелой работы и глубоких знаний. В частности, учитель математики должен знать требования исследовательской, научно-методической работы в науке, уметь применять на практике, уметь анализировать технические и дидактические инструменты, существующие учебники, методические пособия, учебные материалы, основы математики в отношении к другим дисциплинам. Необходимо знать вклад восточных мыслителей Аль-Хорезми, Ахмада Фергани, Абу Райхана Беруни, Ибн Сино и Мирзо Улугбека в развитие математики и использовать их в учебном процессе, ознакомиться с передовыми педагогическими технологиями. Столь ответственное задание может выполнить педагог, обладающий указанными выше знаниями и личностными качествами, способностью мыслить диалектически, постоянно работающий над собой и готовый к самообразованию. Личные качества учителя не всегда состоят из готовой информации, а постоянно развиваться.

Поскольку урок является основной формой обучения, он должен быть научным, систематическим, доступным с учетом индивидуальных особенностей ученика. Один из них заключается в том, что учитель и ученик должны взаимодействовать в классе, а ученик не должен становиться пассивным слушателем.

Использование интерактивных методов помогает повысить эффективность урока. Служит развитию личностных качеств учащихся, активизируя получение знаний за счет повышения активности между учениками и преподавателем в учебном процессе.

Основными критериями интерактивного обучения являются: дискуссии, способность свободно излагать учебный материал, небольшое количество лекций, но большое количество часов самостоятельного обучения, способность студентов изучать и выражать свои идеи, которые играют особую роль в повышении эффективности воспитательной работы.

В целях повышения активности учащихся в будущем, следующие методы, созданные в результате передового опыта, могут быть использованы для достижения положительных результатов: 1. Мотивация; 2. Групповое выступление; 3. Споры; 4. Упражнения; 5. «Я знаю, хочу узнать, узнал»; 6. Функции; 7. Топ бизнес метод; 8. Метод Мозаика; 9. Удобные группы; 10. Активная атака; 11. Стимуляция; 12. Математическое лото; 13. Пинборт; 14. Индивидуальные задания; 15. Синквейн; 16. Кластер.

В частности, метод «Математическое лото» организуется следующим образом: игра в математическое лото может проводиться с целью закрепления или контроля знаний и навыков по определенной теме или главе.

Инструменты игры: - ящик с 50 лото камнями с числами от 1 до 30; - 5 листов с 6 номерами для команд, образец которых приведен ниже; - 10 жетонов (монет); - 50 вопросов по теме игры. Правила игры: В игре примут участие 5 команд. Каждой команде дается лист бумаги с 10 вопросами (карточки).

Для начала учитель по очереди вынимает из ящика камни для игры в лото и объявляет номер камня. Команда, имеющая указанный номер на листе, имеет право ответить на вопрос.

Учитель читает первый вопрос. Если команда ответит правильно, ей выдается лото камень. Камень помещается на соответствующий номер в командном листе. Если команда не может ответить правильно, лото камень остается в стартовом составе, а право ответить на вопрос переходит к другим командам. Команда, ответившая правильно, получит жетон. Во время игры команда может менять этот жетон на лото камень. Команда, которая покрывает все числа на своем листе соответствующими лото камнями, объявляется победителем. Остальные команды занимают соответствующие места в зависимости от количества собранных на листе лото камней.

Рассмотрим использование данного метода на тему: «Основные геометрические понятия. Смежные и вертикальные углы». После проведения организационной части урока преподаватель начинает этап активизации знаний учеников. Карточки примерно выгладят следующим образом (для образца приведем две карточки и геометрическое карта лото):

Карточка № 1

1. Дайте определение поперечного сечения; 8. Дайте определение прямого угла; 13. Опишите смежный угол; 20. Дайте определение минуту; 24. Если один из смежных углов острый, будет ли острым и другой? 28. Найдите эти углы, если величина углов, образованных пересечением двух прямых, находится в соотношении 2:7; 33. Какую фигуру называем углом? 40. Какие фигуры называются равными? 41. Какие инструменты используются для измерения расстояния? 49. Дайте определение градусу.

Карточка № 2

2. Сколько общих точек могут иметь две прямые? 9. Какая фигура называется тупым углом? 15. Объясните, как сравниваются две промежутки; 19. Укажите свойство вертикальных углов; 23. Смежные углы в соотношении 4:5. Найдите их; 30. Какова сумма смежных углов? 34. Один из вертикальных углов равен 40°. Чему равен другой? 37. Дайте определение планиметрию; 42. Дайте определение вертикальным углам; 48. Какие углы перпендикулярны?

Геометрическая карта лото № 1 Геометрическая карта лото №2

1 20 33

49 13 28

40 8 24

23 37 9

15 30 42

19 34 48

Результаты экспериментальных испытаний показывают, что значение педагогических технологий в процессе обучения очень велико. Учащихся академических лицеев любопытны, быстро утомляемы и очень склонны к той стороне, которая их направляет. Если заинтересуем их уроком и повысим их интерес к чтению, мы достигнем цели. Именно с помощью игры «Математическое лото» учащиеся закрепляют пройденные темы и повышают свой интерес к математике. В то же время учащиеся развивают такие навыки, как память, наблюдательность, находчивость и внимательность.

Практика показывает, что применение интерактивных методов в группах с меньшим количеством учащихся или студентов дает более эффективные результаты. С учетом этого, в последние годы на физико-математическом факультете Бухарского государственного университета введено в практику формирование специальной группы студентов-первокурсников. В начале учебного года, у первокурсников принимается письменная контрольная работа и по результатам формируется спецгруппа (не более 20 студентов). Для преподавания в этих группах привлекаются преподаватели с многолетним стажем и навыками новых педагогических технологий, например изложенных в [1-18]. В результате достигаются большие успехи. Студенты специальных групп отличаются от своих однокурсников своими знаниями, требовательностью к знаниям, а также склонностью к ведению исследовательской научной работы, которые опубликовали в статье [19-22].

В заключение отметим, что новые педагогические технологии по преподаванию математики требуют от студентов много работы над собой, что в свою очередь помогает студентам проявлять свои таланты.

Список литературы

1. Ахмедов О.С. Метод «Диаграммы Венна» на уроках математики // Наука, техника и образование, 2020. 8:72. С. 40-43.

2. Ахмедов О.С. Определение предмета и места математики в системе наук // Scientific progress, 2021. 2:4. Р. 531-537.

3. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives. 2019. 6:10. Р. 43-45.

4. Куланов И.Б., Файзуллаев Ш.Э., Мардиев И.Р., Бурханова Ш.И. Применение кейс-метода в преподавании дискретной математики // Проблемы науки. 64:5 (2021). С. 66-71.

5. Куланов И.Б., Тангиров Х.Э. Технология и методические аспекты создания электронных учебно-методических комплексов // Молодой ученый. № 12. С. 480-483.

6. Бурханова Ш.И., Куланов И.Б., Муртазаев Б.Ф., Адилов Ф.Ф. Роль информационных коммуникационных технологий в качественном преподавании математики // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 26-29.

7. Kulanov I.B. Requirements for the creation of electronic educational and methodological complexes for colleges // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). Рp. 198-203.

8. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy, 2020. 55:4. Р. 68-71.

9. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research, 2020. 9:4. Р. 3068-3071.

10. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения //Наука, техника и образование. 2020. 73:9. С.74-76.

11. Расулов Т.Х., Расулов Х.Р. Узгариши чегараланган функциялар булимини укитишга доир методик тавсиялар // Scientific progress, 2021. 2:1. С. 559-567 (Methodical recommendations for teaching the department of functions with limited variability // Scientific progress. 2021. 2:1. Р. 559-567 [in uzbek]).

12. Расулов Х.Р., Рашидов А.Ш. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики // Наука, техника и образование, 2020. 72:8. С. 29-32.

13.Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy, 2020. 55:4. Р. 65-68.

14. Расулов Т.Х., Бахронов Б.И. О спектре тензорной суммы моделей Фридрихса. Молодой учёный, 2015. 9:89. С. 17-20.

15.Ахмедов О.С. Преимущества историко-генетического метода при обучении математики. Scientific progress, 2021. 2:4. Р. 523-530.

16. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.

17. Бобоева М.Н. Обучение теме «Множества неотрицательных целых чисел» кластерным методом // Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 23-26.

18. Умиркулова Г.Х. Использование MathCad при обучении теме «Квадратичные функции» // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 93-95.

19. Расулов Х.Р., Джуракулова Ф.М. Об одной динамической системе с непрерывным временем // Наука, техника и образование, 2021. 72:2-2. С.19-22.

20. Расулов Х.Р., Камариддинова Ш.Р. Об анализе некоторых невольтерровских динамических систем с непрерывным временем // Наука, техника и образование, 2021. 72:2-2. С. 27-30.

21. Расулов Х.Р., Собиров С.Ж. Задача типа задач Геллерстедта для одного уравнения смешанного типа с двумя линиями вырождения // Scientific progress, 2021. 2:1. Р. 42-48.

22. Расулов Х.Р., Яшиева Ф.Ю. О некоторых вольтерровских квадратичных стохастических операторах двуполой популяции с непрерывным временем // Наука, техника и образование, 2021. 72:2-2. С. 23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.