АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ И ПУТИ ИХ
РЕШЕНИЯ
Жабборов Х.Х.1, Арслонов У.У.2, Бурханова Ш.И.3
1ЖабборовХуршидХоликулович - преподаватель;
2Арслонов Улугбек Умир угли - преподаватель, кафедра высшая математика, факультет химических технологий, Джизакский политехнический институт;
3Бурханова Шахзода Икром кизи - студент, факультет прикладной математики, Джизакский филиал Национальный университет Узбекистана, г. Джизак, Республика Узбекистан
Аннотация: математическое образование - один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно-политического развития страны. В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания математики и даются рекомендации по их решению. Приведена краткая сущность педагогических технологий и их роль в процессе обучения математике. Дано принципиальное отличие современного урока от традиционного, а также требования преподавателей математики. Проанализирована методика преподавания математики в ВУЗах.
Ключевые слова: новые педагогические технолгиии, дидактика, интеллектуальное мышление, методология, познавательная деятельность.
УДК 37.02
В настоящее время среднее и высшее образование в Узбекистане находиться в состоянии активного изменения, которое сопровождается внедрением новых образовательных и информационных технологий при обучении как математике, так и другим дисциплинам и сравнительным анализом его с зарубежным опытом.
Так, национальная программа образования Республики Узбекистан направлена на обновление содержания образования с целью повышения качества и эффективности её. Сегодня решения правительства о масштабных реформах в сфере и улучшение содержания образования требует улучшить обучение на протяжении всей жизни, повысить эффективность образования и разработать всесторонне развитое поколение для общества.
В этой связи, проблемы преподавания математики в современной школе и ВУЗе заключаются в пересмотре огромного опыта, связанного с активизацией обучения школьников и студентов.
Проблема воспитания творческой активности школьников до сих пор не теряет своей актуальности. Решение связано с преодолением многочисленных противоречий и ряда проблем, присущих процессу обучения. В связи с этим, преподавание математики в современных условиях, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более важное значение. Ведь математика всегда была и остается одной из важнейших наук, а также математическое образование - один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно-политического развития страны.
Кроме того, наука «математика» настолько серьезна, что важно сделать ее интересной, если это возможно, - сказал Б. Паскаль. Исходя из этого, учитель должен уметь прививать учащимся чувство креативности в математике, а также мотивировать и сформировать у ученика мысль: «Мне нужна математика, я должен уметь ее применять».
В свое время, внедрение и использование новых педагогических технологий в процессе обучения связано с данными требованиями времени.
Новая педагогическая технология - продукт определенной целевой формы обучения, методов и инструментов. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев учитель работает только в классе, а ученики остаются наблюдателями. Такая форма обучения не стимулирует интеллектуальное мышление учащихся, не повышает их эффективность и ухудшает творческий потенциал в процессе обучения.
Принципиальное отличие современного урока от традиционного
состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье сбережения.
Опишем краткое сущность педагогических технологий. Определений понятия «педагогическая технология» существует много. Приведем некоторые из них: - педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев); - «педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько); - педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков); - педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО); - педагогическая технология (от др.-греч. Техул -искусство, мастерство, умение; Xoyoç - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения (материал из Википедии).
Известно, что при обучении математики выбрать подходящий метод преподавание имеет важное значение. Преподаватель должен использовать интерактивные методы от простого к сложному. Так, как преподавание математики является одной из основных частей педагогической науки и является независимым исследованием, изучающим законы обучения математики, которые соответствуют образовательным целям общества.
Отметим, что методика преподавания математики проводится на III-IV курсах университетов и педагогических институтов. Это разделено на три части согласно его структуре:
- общий метод обучения математике: в этом разделе объясняются цель, содержание, форма, методы математики, ее методологическая система, педагогика, законы психологии и дидактические принципы;
- специальная методика преподавания математики: в этом разделе описывается, как применять законы и правила общей методологии математического образования к конкретному предмету;
- точный метод преподавания математики: этот раздел разделен на две части:
а) частные вопросы общей методологии;
б) специальные вопросы специальной методологии.
Например, в VI классе средней школы методология планирования и проведения урока математики является вопросом общей методологии. Отсюда видно, что структуры методики преподавания математики следует совершенствовать.
Знаем, что на уроке математики ученики учатся делать свои выводы независимо от первых дней обучения. Они делают выводы сначала посредством наблюдений, а затем логически. Именно здесь, задача учителя математики должны состоят в том, что: - глубоко изучить новые педагогические технологии и выбрать подходящий метод преподавание, которые имеют важное значения при преподавании; - активно использовать ИКТ в теоретических и практических занятиях; - обучить учащихся умению развивать навыки самостоятельного логического мышления и заинтересованности в изучении математики; - активизировать познаватель-ной деятельности учащихся. Активизации познавательного интереса способствуют современные информационные технологии (для использования компьютерных технологий необходимо наличие мультимедийной техники. Проблема оснащения ею особенно актуальна для сельских школ); -формировать математическое мышление и математическую культуру у обучающихся; - формировать навыки использования технических средств и наглядных пособий в обучении математике; - обучать школьников приобретать математические знания самостоятельно (прежде всего, формировать у школьников самостоятельные навыки обучения из учебников и научно-популярных учебников по математике).
На наш взгляд, учащиеся должны иметь возможность легко производить все математические расчеты предметов. Однако изучение более высокого уровня знаний должно включать базовый уровень. Сегодня этот базовый уровень обеспечивается минимальным учебным содержанием.
Преподаватели должны обратить на внимание на то, что учащихся привлекают задачи, обозначенные различными синонимичными терминами: проблемные, творческие, поисковые, эвристические, занимательные. Упражнения в решении составных текстовых задач на сравнение выражений, требующие использования закономерностей и связей в новых условиях, должны быть использованы для постановки детьми проблемных ситуаций.
Практический опыт показывают, что использование новых педагогических технологий изложенных в [114], при преподавании специальных предметов, дали хорошие положительные результаты. Так, несколько студентов совместно с рукводителями опубликовали научные статьи [15-18], а также отличились во время прохождения педагогических практикумов в средних школах.
В заключение отметим, что эффективно организованная учебная деятельность является важнейшим средством формирования математической культуры и таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, рациональность, логичность; их органическое сочетание проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять творческую деятельность.
Список литературы
1. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students
// Academy. 2020. 55:4. Р. 68-71.
2. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in
Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 2020. 9:4. Р. 3068-3071.
3. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy, 2020. 55:4. Р. 65-68.
4. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 2019. 6:10. Р. 43-45.
5. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование, 2020. 73:9. С. 74-76.
6. Расулов Т.Х., Расулов Х.Р. Узгариши чегараланган функциялар булимини укитишга доир методик тавсиялар // Scientific progress. 2021. 2:1. 559-567 бетлар (Methodical recommendations for teaching the department of functions with limited variability // Scientific progress, 2021. 2:1. Р. 559-567 [in uzbek]).
7. Расулов Т.Х., Бахронов Б.И. О спектре тензорной суммы моделей Фридрихса. Молодой учёный, 2015. Том 89. № 9. С. 17-20.
8. Расулов Х.Р., Рашидов А.Ш. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики // Наука, техника и образование, 2020. 72:8. С. 29-32.
9. Rashidov A.Sh. Development of creative and working with information competences of students in mathematics. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 2020. 8:7-2. Р. 10-15.
10. Ахмедов О.С. Актуальные задачи в предметной подготовке учителя математики. Scientific progress. 2021. 2:4. Р. 516-522.
11. Куланов И.Б., Файзуллаев Ш.Э., Мардиев И.Р., Бурханова Ш.И. Применение кейс-метода в преподавании дискретной математики // Проблемы науки. 64:5 (2021). С. 66-71.
12. Куланов И.Б., Тангиров Х.Э. Технология и методические аспекты создания электронных учебно-методических комплексов // Молодой ученый. № 12. С. 480-483.
13. Бурханова Ш.И., Куланов И.Б., Муртазаев Б.Ф., Адилов Ф.Ф. Роль информационных коммуникационных технологий в качественном преподавании математики // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 26-29.
14. Kulanov I.B. Requirements for the creation of electronic educational and methodological complexes for colleges // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). Pp. 198-203.
15. Расулов Х.Р., Яшиева Ф.Ю. О некоторых вольтерровских квадратичных стохастических операторах двуполой популяции с непрерывным временем // Наука, техника и образование. 2021. 72:2-2. С. 23-26.
16. Расулов Х.Р., Джуракулова Ф.М. Об одной динамической системе с непрерывным временем // Наука, техника и образование, 2021. 72:2-2. С. 19-22.
17. Расулов Х.Р., Камариддинова Ш.Р. Об анализе некоторых невольтерровских динамических систем с непрерывным временем // Наука, техника и образование, 2021.72:2-2. С. 27-30.
18. Расулов Х.Р., Собиров С.Ж. Задача типа задач Геллерстедта для одного уравнения смешанного типа с двумя линиями вырождения // Scientific progress, 2021. 2:1. P. 42-48.