О РОЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
А.К. Подерегина, студент А.А. Кузнецова, студент П.В. Донин, студент
Научный руководитель: Т.В. Дорожкина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-6-2-78-81
Аннотация. В статье рассматривается влияние цифровизации на работу таможенных органов в России. Делается акцент на необходимости разработки и внедрения новых технологий для обеспечения более эффективного функционирования таможенных органов, с акцентом на использование отечественного программного обеспечения. В рамках этого процесса планируется полный переход на российское программное обеспечение. Особое внимание уделяется модернизации пунктов пропуска для увеличения пропускной способности и улучшения качества обслуживания на границе. Основная мысль заключается в необходимости комплексного подхода к модернизации таможенных органов, чтобы повысить их эффективность и соответствие современным требованиям, несмотря на возникающие проблемы и вызовы.
Ключевые слова: пункт пропуска, программное обеспечение, модернизация, таможенное администрирование, развитие инфраструктуры.
В условиях переформатирования международных внешнеэкономических связей перед Российской Федерацией стоит задача создания максимально благоприятных условий для участников внешнеторговой деятельности. В основе трансформационных процессов лежит внедрение новых технологий в деятельность таможенных органов. Особый смысл вкладывается именно в разработку и применение отечественных технологий. Законодательно этот процесс закреплен приказом Минцифры России от 18.01.2023 N 21 «Об утверждении Методических рекомендаций по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, и об ускорении внедрения мер, направленных на переход органов государственной власти и организаций на использование отечественного программного обеспечения в Российской Федерации». К началу 2025 года планируется полный переход на отечественное программное обеспечение. Главной задачей ФТС определил переход на платформу доменной
структуры Единой службы каталогов ЕАИС ТО, что подразумевает коренную перестройку функционирования ЕАИС ТО, полное обновление софта, замещение сервисов, в том числе инфраструктурных [1].
В рамках дальнейшей цифровизации таможенной инфраструктуры, в 2023 году велась работа по увеличению пропускной способности пунктов пропуска (1111), расположенных на маршруте международного транспортного коридора «Север - Юг» и транспортных коридоров в Азово-Черноморском и восточном направлениях. Задачей обновления и реконструкции 11 рамках внедрения инновационной модели «умного» автомобильного пункта пропуска, было утверждено техническое задание на разработку прототипа интегрированной системы пропуска через государственную границу РФ в 2024-2025 годах. Правительство заявляет о финансовой поддержке переоборудования 11 в ближайшие годы. В России в 2023 г. работали 314 пунктов пропуска (из 380 существующих). В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» выделены средства на мо-
дернизацию пунктов пропуска до 2030 года. Минтранс выделил уже 96 млрд. руб. до 2026 года. Оптимизация обеспечения пунктов поможет увеличить скорость транзита, импорта и экспорта товаров с учётом изменений во внешнеторговой дея-
тельности России, направленных на новые рынки, а также на развитие международных транспортных маршрутов, включая проект «Север-Юг».
Объем средств, выделяемых на данное направление представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Объем средств на модернизацию пунктов пропуска в 2021-2026 гг., млрд. руб.
Из приведенных данных видно, что в 2023 году на модернизацию пунктов пропуска было выделено больше всего средств за последние 3 года, а в период 2024-2026 гг. будет стабильно выделяться почти на 25% больше средств.
Сфера таможенного администрирования неразрывно связана с экономическими процессами, происходящими в цифровой
сфере. Возможности для эффективной коммуникации и сотрудничества между таможенными органами поддерживаются базовой информационной инфраструктурой, что обеспечивает бесперебойное взаимодействие. Проанализируем основные результаты деятельности таможенных органов с применением цифровой инфраструктуры на рисунке 2.
iMii г. игоггг. пил
Рис. 2. Показатели таможенного администрирования за 2021-2023 гг., в млн. ед.
Снижение общего количества поданных, автоматически зарегистрированных и автоматически выпущенных ДТ, в основном связана с динамикой товарооборота. Но сам процесс электронной подачи деклараций стабильно держится выше 99,5% в общем количестве деклараций. Примечательно, что в 2023 году было обработано в общей сложности 2,5 миллиона деклараций, что на 78% больше, чем в 2022 году [2].
Исследование показало положительную тенденцию количества проведенных таможенных проверок с использованием системы «единого окна» (СУР). Рост эффе-тивности и результативности проверок позволяет без проблем анализировать трансграничные данные из различных баз данных, тем самым облегчая выявление потенциальных нарушителей, причастных к обработке товаров. Поскольку таможенное администрирование тесно связано с экономической деятельностью, которая все чаще осуществляется в цифровой сфере, внедрение передовой информационной инфраструктуры позволило наладить эффективную коммуникацию между таможенными органами, что в итоге повысило эффективность их деятельности.
Таможенные органы РФ представляют собой сложную систему, задачей которой является реализация определенных целей. В современную эпоху активно интегрируются информационные технологии в их работу, что приводит к трансформации традиционных методов исполнения задач. Это создает ряд правовых, организационных и экономических вызовов, как предсказуемых, так и трудноуловимых, которые могут быть как объективным, так и зависящими от условий.
Однако существует и ряд проблем в области цифровизации таможенной деятельности.
Дальнейшее внедрение цифровых технологий сдерживается отсутствием соответствующих современным требованиям инфраструктуры и оборудования пунктов пропуска. Российская транспортная система значительно уступает в качестве услуг мировым аналогам, что снижает транзит-
ный потенциал страны и увеличивает расходы бизнеса.
Пока не интегрированы в единую систему ПП, международные транспортные коридоры и узлы, что отрицательно сказывается на скорости, безопасности, надежности поставок [3]. На фоне большой загруженности восточных коридоров остаются нефункционирующими ряд пунктов пропуска. Проблемы внедрения новых таможенных технологий увеличивают сложность ситуации, создавая угрозы для экономической безопасности и суверенитета страны.
Законодательство выделяет внешние и внутренние угрозы экономической безопасности, указывая на организационные проблемы при внедрении информационных таможенных технологий из-за нехватки персонала и нечетких обязанностей. Отсутствие правового регулирования и финансирования препятствует внедрению новых технологий. Между тем, текущая внешнеполитическая ситуация связана с попытками взлома информационных систем таможенных органов, при этом интернет-ресурсы Федеральной таможенной службы России часто подвергаются атакам типа «отказ в обслуживании», что создает помехи для законных пользователей.
Финансовые и организационные проблемы возникают при создании интеллектуальных пунктов, что требует комплексного подхода к решению многочисленных практических задач, в частности технологических.
Приоритетными проблемами остаются:
- Недостаточное соблюдение требований о полном перераспределении грузопотока в пользу восточных маршрутов.
- Недостаточное финансирование для поддержания физической инфраструктуры.
- Проблемы, связанные с полным внедрением систем защиты интеллектуальной собственности.
- Недостатки в формировании и укреплении кадрового потенциала таможенной службы.
Все они требуют системного подхода, создания новой, интеллектуальной таможни. Интеллектуальный ПП представляет
собой важный компонент в таможенном контроле. В настоящее время различные этапы контроля выполняются разными подразделениями, их информационные системы не всегда совместимы, что создает проблемы в обработке данных. Внедрение электронных технологий также вызывает проблемы в оценке и анализе результатов контроля. Несовершенства в информационной среде влияют на эффективность контроля и качество таможенных услуг.
Библиографический список
1. Дорожкина Т.В., Щербакова Е.С., Татарченко К.Р., Новиков Ф.А. Таможенная инфраструктура как фактор развития таможенной деятельности // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 2 (46). - С. 90-93.
2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.
3. Мигел А.А. Внешняя торговля РФ: развитие в условиях санкций и новые приоритеты / Т.В. Лесина, Н.В. Васильчиков, И.А. Совин // Вестник Академии знаний. - 2023. -№ 3 (56). - С. 164-168.
В последние годы появляются все новые объекты цифровой инфраструктуры: развитие системы «Цифрового двойника», введение в эксплуатацию Главного центра обработки данных, введен в эксплуатацию сервис анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на основе элементов искусственного интеллекта. Успехи в данном направлении работы только подтверждают ее необходимость.
ON THE ROLE OF INFORMATION INFRASTRUCTURE IN THE ACTIVITIES OF
CUSTOMS AUTHORITIES
A.K. Poderegina, Student A.A. Kuznetsova, Student P.V. Donin, Student
Supervisor: T.V. Dorozhkina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article examines the impact of digitalization on the work of customs authorities in Russia. The emphasis is on the need to develop and implement new technologies to ensure more efficient functioning of customs authorities, with an emphasis on the use of domestic software. As part of this process, a full transition to Russian software is planned. Special attention is being paid to the modernization of checkpoints to increase capacity and improve the quality of service at the border. The main idea is the needfor an integrated approach to the modernization of customs authorities in order to increase their efficiency and compliance with modern requirements, despite the problems and challenges that arise.
Keywords: checkpoint, software, modernization, customs administration, infrastructure development.