Научная статья на тему 'О роли гуманитарного совета в совершенствовании методологии преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин'

О роли гуманитарного совета в совершенствовании методологии преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли гуманитарного совета в совершенствовании методологии преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Проблемы образования

УДК 78.147: 001.8

Н.В. Воронина, Л.В. Лихобабина, Н.И. Соломенко

О РОЛИ ГУМАНИТАРНОГО СОВЕТА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Согласно Положению о совете по гуманитарному образованию высшего медицинского и фармацевтического учебного заведения (1997), совет курирует гуманитарную и социально-экономическую подготовку и обучение студентов всех факультетов по номенклатуре дисциплин, предусмотренных Госстандартом, а также гуманитарную подготовку на последипломном факультете. В положении указано, что центральной задачей высшего медицинского образования является целостное познание человека на основе интеллектуального и этико-мораль-ного потенциала преподавателей и студентов. При этом определена позиция высшей школы: "при решении задач подготовки специалистов в области врачевания и управления качеством должны формироваться и личностные качества специалистов ".

В соответствии с планом деятельность совета строилась по трем основным направлениям:

— обсуждение и утверждение новых учебных программ, их методическое обеспечение по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам;

— проведение микро-социологических исследований по оценке личностных качеств студентов и выпускников вуза, знаний профессиональной этики, деонтологии, правоведения, психологии;

— деонтологическое и правовое обучение преподавателей, согласно требованиям реформ здравоохранения и новой концепции образования.

Комплекс этих факторов определяет устойчивую жизненную позицию специалиста. Советом регулярно рассматривались вопросы по совершенствованию преподавания дисциплин, новые учебно-методические материалы кафедр философии и ис-

тории Отечества, иностранных языков, гигиены, ВГ, социальной медицины, экономики и организации здравоохранения. Оценивая систематическую работу с кафедрами, можно констатировать, что все тематические учебные курсы обеспечены новыми рабочими программами, утвержденными гуманитарным советом и ЦМС в 1998-2000 гг. Согласно планам работы кафедр разрабатываются новые учебно-методические материалы, и деятельность кафедр контролируется деканатами факультетов и ЦМС.

Программное и методическое обеспечение учебного процесса на кафедрах гуманитарного профиля за последние 3 года представлено следующими показателями:

кафедра иностранных языков

кафедра философии

и истории Отечества кафедра гигиены, В Г кафедра социальной медицины, экономики и организации здравоохранения кафедра физического воспитания

— 8 программных курсов /11 учебно-методических изданий

-9/9, -4/20,

- 5/16, -1/1.

На кафедрах проводится плановая работа по разработке и внедрению авторских обучающих компьютерных программ с тестовыми заданиями.

В целях совершенствования образовательных программ, их коррекции с учетом личности студента и выпускника вуза советом по гуманитар-

Социологические исследования, проводимые советом по гуманитарному образованию в ДВГМУ за период с 1997 по 2000 г.

Направление исследования Ответственные исполнители Принятие решений по итогам исследований

Профессиональная ориентация на новые взаимоотношения пациента и врача (1997-1998 гг.)* Кафедры иностранных языков, социальной медицины, экономики и организации здравоохранения Рекомендации по совершенствованию рабочих программ на кафедрах гуманитарного профиля в целях формирования нового экономического и профессионально-этического мышления (программы утверждены на гуманитарном совете и ЦМС)

Оценка личности студента и выпускника вуза, его нравственных позиций, знаний новой концепции деонтологии (1998-1999 гг.) Кафедры философии и истории Отечества, терапии УПОиС Рекомендации по совершенствованию рабочих программ на кафедрах клинического и гуманитарного профиля

Подготовка внутривузовской образовательной программы по деонтологии и правоведению для преподавателей (утверждена на ЦМС в 1999 г.)

Проведение "круглых столов" по проблемным вопросам гуманитарной подготовки специалиста и деонтологии

Оценка знаний преподавателями ДВМГУ вопросов медицинского права, реформ здравоохранения (1999 г.) Кафедры социальной медицины, экономики и организации здравоохранения, терапии УПОиС Итоги анкетирования использованы дня составления внутри-вузовской образовательной программы для преподавателей по вопросам права и профессиональной этики, по которой с 1999 г. начат курс обучения

Примечание, * — продолжение исследований по российско-американской программе.

ному образованию в 1997-2000 гг. были проведены программные социологические исследования, Они проводились по двум направлениям и основывались на итогах анкетирования по вопросам, составленным с участием специалиста по социологическим исследованиям. Эти исследования явились логическим продолжением аналогичной работы (анкетирования), проводимой кафедрами иностранного языка, социальной медицины, экономики и организации здравоохранения в рамках СНО и выполнения программы партнерства с университетом Кентуки (США). Перечень социологических исследований, проведенных советом по гуманитарному образованию в ДВМГУ в рамках реформирования учебного процесса, представлен в таблице.

Анализ этой работы позволил выявить особенности профессиональной этической ориентации сту-* дента, выпускника и преподавателя, что явилось предметом обсуждения на заседаниях совета по гуманитарному образованию. Общие выводы по итогам исследований, обсуждаемые в 1999-2000 гг. на заседаниях совета по гуманитарному образованию и деонтологической конференции:

1. У педагогов ДВГМУ отсутствует четкое понимание новых концепций педагогического процесса, которые отвергают административно-приказную методологию педагогики, профессиональной этики и деонтологии (педагогика сотрудничества), и включают потребности в изучении вопросов медицинского права.

2. На клинических кафедрах нет достаточной преемственности формирования у студентов устойчивых этических и профессиональных норм поведения.

3. На последипломном уровне образования более половины клиницистов не знакомы с новыми деонтологическими стандартами поведения врача.

4. В образовательных программах подготовки врачей-интернов, клинических ординаторов, врачей-курсантов недостаточно отражены вопросы профессиональной этики, медицинского права; при этом, по данным анкет, имеется высокая потребность в получении знаний по этим вопросам.

В целях формирования нового педагогического подхода к обучению студентов, повышения уровня гуманитарной подготовки преподавания советом по гуманитарному образованию ДВГМУ было запланировано проведение этой работы по следующим программным направлениям:

— создание обучающей программы для преподавателей по вопросам деонтологии, биоэтики и правоведения (1998 г.);

— внедрение обучающего курса для преподавателей в рамках ФПК (1999 г.);

— создание межкафедральной программы деон-тологического образования в ДВГМУ на дипломном и последипломном уровне (с февраля 2000 г.);

— подготовка методических рекомендаций для студентов и врачей по биоэтике, деонтологии и медицинскому праву на основе методических разработок кафедр.

Итогом обучения в вузе, по нашему мнению, должно быть формирование такой структуры личности специалиста, при которой он не только имеет университетскую подготовку, моральные знания, умения, нравственные убеждения, но и поступает согласно им и имеет потребности в реализации своих нравственных качеств.

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.