УДК 34 ББК 67
DOI 10.24412/2073-0454-2021 -5-22-24
Научная специальность 12.00.01 — теория и история
NIION: 2003-0059-5/21-004 MOSURED: 77/27-003-2021-05-203 © Кирсанов А.Ю., 2021
и государства; история учений о праве и государстве
О РОЛИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Алексей Юрьевич Кирсанов, старший научный сотрудник, кандидат юридических наук, адвокат, адвокат международного класса
Научно-исследовательский институт образования и науки (123056, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 32 стр. 3) E-mail: inconsult.ak@gmail.com
Аннотация. При анализе литературы и нормативных правовых актов о роли гражданского общества в формировании правового государства в Российской Федерации высказано несколько суждений: гражданское общество, как абстрактная конструкция, является самостоятельной и еще не устоявшейся правовой категорией; гражданское общество может быть представлено совокупностью негосударственных правоприменительных органов, не входящих в систему правоохранительных органов (адвокатура, нотариат и др.); Российская Федерация, как субъект международного права, лишь юридически провозглашена правовым государством, что регламентировано в ст. 1 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.; гражданское общество, безусловно, может и должно фактически превратить Российскую Федерацию в правовое государство.
Ключевые слова: государство, Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, право, гражданское общество, правовое государство.
ON THE ROLE OF CIVIL SOCIETY IN THE FORMATION OF THE RULE OF LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION
Alexey Yu. Kirsanov, Senior Researcher, Candidate of Legal Sciences, Lawyer, International Class Lawyer Scientific-research institute of education and science (123056, Moscow ul. Bolshaya Gruzinskaya, d. 32, str. 3) E-mail: inconsult.ak@gmail.com
Abstract. When analyzing the literature and regulatory legal acts on the role of civil society in the formation of the rule of law in the Russian Federation, several judgments are made: civil society, as an abstract construction, is an independent and not yet established legal category; civil society can be represented by a set of non-state law enforcement bodies that are not part of the system of law enforcement agencies (the bar, the notary, etc.); the Russian Federation, as a subject of international law, is only legally proclaimed a state of law, which is regulated in Article 1 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993; civil society, of course, can and should actually turn the Russian Federation into a state of law.
Keywords: the state, the Russian Federation, legislation, normative legal act, the Constitution of the Russian Federation, law, civil society, the rule of law.
Для цитирования: Кирсанов А.Ю. О роли гражданского общества в формировании правового государства в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(5):22—24.
Предметом данной статьи является гражданское общество и его роль в формировании правового государств в Российской Федерации1.
Первоначально о состоянии теории. Так, Е.А. Кравцова рассматривает «теоретические взгляды ученых на содержание понятий «гражданское общество» и «публичная власть», сравнивает объем данных понятий с формально-логической точки зрения и делает вывод о наиболее оптимальном взаимодействии данных правовых институтов с точки зрения необходимости построения правового демократического государства2.
Ю.А. Пузенцова сформулировала следующий обощающий вывод: «Исследование правового регулирования институтов гражданского общества не-
мыслимо без определения самого понятия гражданского общества, на основе чего становится возможным выявить круг его институтов. Гражданское общество — это, прежде всего, способность граждан к инициативе и самоорганизации. Люди самостоятельно, не прибегая к помощи государства, объединяют свои усилия для решения своих частных
1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25 декабря 1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
2 Кравцова Е.А. О соотношении понятий «гражданское общество» и «публичная власть» и отдельных коллизиях в их нормативном регулировании // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 21-23.
проблем, ставя на первое место удовлетворение собственных, а не публичных интересов. При этом, удовлетворяя частный интерес, гражданское общество осуществляет публично значимые функции.
Гражданское общество образуют только легальные структуры, обеспечивающие конституционные права и законные интересы личности. Преступные сообщества не только не могут входить в гражданское общество, но противопоставляют себя ему. Гражданское общество независимо от государства, не может быть подконтрольно ему и тем более управляемо им. Люди сами, под свою ответственность, выбирают стратегию своей жизни, род деятельности и пути развития. Т.е. гражданское общество — это не просто совокупность граждан, ведь в тоталитарных государствах есть граждане, но гражданское общество отсутствует»3.
Гражданское общество — это совокупность самоорганизующихся и независимых от государства институтов. Гражданское общество всегда строится только «снизу», самими людьми, зачастую преодолевая сопротивление государства (если оно недемократично). Невозможность построения гражданского общества «сверху» обусловлена тем, что если государство само создает что-либо или участвует в его создании, то образуемые им структуры либо будут уже частью государственных институтов, либо будут контролироваться государством, что несовместимо с вышеназванными признаками гражданского общества.
В мышлении современного человека плохо сочетаются те блага, которые несет научно-технический прогресс, и те катастрофические последствия, которые могут наступить в результате достижений науки, если они оказываются в руках тех, кто далек от нравственности, духовности, гуманизма. По мнению некоторых ученых, новейшие достижения естественных и технических наук создают ситуацию неопределенности в понимании сущности бытия. Главное в понимании этой сущности — непостижимость бытия как символа современной исторической эпохи, который таит в себе смертельную опасность для человечества. Эпоха неопределенности закончилась, мир вступил в эпоху неизвестности. Поэтому в науке, способствующей научно-техническому прогрессу, обыденное сознание видит нового лидера культуры, который принижает значимость культурного прогресса во всех его проявлениях.
С этими положениями трудно согласиться, тем более, что научное пространство неизмеримо шире, чем те сферы научных исследований, которые представляют смертельную опасность для человечества. Однако, и последние могут быть использованы не только в военных целях. Интенсивная гонка вооружений — результат политики все обостряющихся противоречий и недоброжелательности, которые порождают недоверие не только к науке, но и к праву, нравственности, другим элементам культуры, деформируют социокультурную систему, ее ценностную значимость.
Наука должна найти ответы на те вызовы, которые она не предвидела, не прогнозировала; поэтому человечество оказалось неподготовленным к адекватным просчитанным ответам на вызовы современного мира. Большинство этих вызовов порождено падением культуры, ценности человека как природного и социального существа, пренебрежением к его правам, достоинству, самобытности, правовым нигилизмом и нравственным релятивизмом4.
В современных условиях формирования правового государства и институтов гражданского общества важно единство и согласованность всех элементов культуры, поскольку их рассогласование — это «социальное недомогание культуры», которое ведет к снижению ее эффективности как способа преобразования человека, общества, государства, мирового порядка. Доверие послевоенного периода к политике утрачено и ценности, провозглашенные в Уставе ООН и Декларации прав человека подорваны. Утрата доверия — это кризис, препятствующий устойчивому развитию, Прогрессивному вектору формирования современного мироустройства, комфортному социальному самочувствию людей. Очень интересно проанализировал эти процессы известный американский ученый Г.Дж. Берман, отметивший, что западная культура переживает кризис ценностей.
В конце прошлого века и начале текущего столетия Россия взяла курс на западные либеральные ценности и сближение с Западом. Именно в этот период был принят Статут Международного Уголовного Суда и создан механизм универсального обзора. Однако, вскоре геополитические ориентиры как
3 Степин B.C. Философия и цивилизация // Человек, наука, цивилизация. М., 2004.
4 Миронов В. Философия и метафизика культуры. М., 2005. С. 5.
№ 5 / 2021
Вестник Московского университета МВД России
23
нашей страны, так и ряда других членов международного сообщества изменились. Многие страны, голосовавшие, например, за одобрение Статута МУС, в настоящее время воздерживаются от его ратификации. На международные отношения и позицию государств влияют многие факторы. К ним можно отнести, например, избрание нового президента или премьер-министра, изменение состава парламента, происшедший государственный переворот в стране и т.д.
Международное право, разумеется, не сразу реагирует на такие изменения. В настоящее время в мире происходят серьезные изменения, характеризующиеся отказом ряда членов международного сообщества соблюдать достигнутые договоренности, в том числе основные права и свободы личности. Тем не менее, существующий механизм международной защиты прав человека продолжает функционировать. Более того, на разных уровнях обсуждаются предложения об его совершенствовании. К их числу относятся идеи о создании единого договорного органа или учреждения международного суда по правам человека.
Поскольку в основе гражданского общества находится не публичный, а частный интерес, то во главу угла ставится человек, его права и свободы как выс-
шая конституционная ценность, а не общество или государство5. Не столь совершенные научные разработки предопределяют, по мнению автора статьи, несовершенство законодательства Российской Федерации о гражданском обществе и его институтах.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, гражданское общество, как абстрактная конструкция, является самостоятельной и еще не устоявшейся правовой категорией.
Во-вторых, гражданское общество может быть представлено совокупностью негосударственных правоприменительных органов, не входящих в систему правоохранительных органов (адвокатура, нотариат и др.).
В-третьих, Российская Федерация, как субъект международного права, лишь юридически провозглашена правовым государством, что регламентировано в ст. 1 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.
В-четвертых, гражданское общество, безусловно, может и должно фактически превратить Российскую Федерацию в правовое государство.
5 Пузенцова Ю.А. Анализ проблем правового регулирования институтов гражданского общества в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 5. С. 12-16.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Учебное пособие Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Под ред. Н.В. Михайловой
Рассмотрены становление и развитие отечественного государства и права в русле исторического процесса. Периодизация курса дана в соответствии с основными этапами развития государства и права. Проанализирована специфика российской государственности и правовой системы. Учебное пособие ориентирует читателя на отход от традиционных, принятых в советское время оценок правовых явлений в стране, обусловленных идеологизацией и политизацией юридических знаний.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Юриспруденция».