Научная статья на тему 'О роли государственной политики в решении проблем молодежных трудовых ресурсов в современном Кыргызстане'

О роли государственной политики в решении проблем молодежных трудовых ресурсов в современном Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ / ТРУДОСПОСОБНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / EMPLOYMENT / YOUTH EMPLOYMENT / YOUTH UNEMPLOYMENT / ABLE-BODIED YOUNG PEOPLE / THE PROBLEM OF YOUTH EMPLOYMENT / LABOR MIGRATION OF YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулуева Ч.Р.

В данной статье рассмотрены проблемы молодежных трудовых ресурсов Кыргызстана в условиях рыночных преобразований и роль государственной политики в улучшении положения безработной молодежи в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problems of youth labor resources of Kyrgyzstan in terms of market reforms and the role of public policy in improving the situation of unemployed young people in the regions.

Текст научной работы на тему «О роли государственной политики в решении проблем молодежных трудовых ресурсов в современном Кыргызстане»

Кулуева Ч.Р. ©

К. э. н., доцент, заведующая кафедрой «Финансы и кредит»,

Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖНЫХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы молодежных трудовых ресурсов Кыргызстана в условиях рыночных преобразований и роль государственной политики в улучшении положения безработной молодежи в регионах.

Summary

This article deals with the problems of youth labor resources of Kyrgyzstan in terms of market reforms and the role ofpublic policy in improving the situation of unemployed young people in the regions.

Ключевые слова: занятость, занятость молодежи, безработица молодежи, трудоспособная молодежь, проблемы трудоустройства молодежи, трудовая миграция молодежи.

Keywords: employment, youth employment, youth unemployment, able-bodied young people, the problem of youth employment, labor migration of young people.

Современные рыночные преобразования, происходящие в Кыргызстане, требуют новых подходов и механизмов определения роли государства в вопросах управления трудовыми (человеческими) ресурсами, в частности, образованной и талантливой молодежью, готовых трудиться и прилагать все свои усилия на свое благо и благо своего государства.

Вследствие сокращения рабочих мест начавшийся с середины 90-х годов безработица, процесс трудовой миграции, ее внешнее проявление, особенно среди трудоспособной молодежи продолжается до сих пор и отличается своей активностью в областях Южного региона Кыргызстана - Ошской, Жалалабатской, Баткенской, в городе Ош, в малых и средних городах данной территории. И здесь причина в основном кроется в неэффективной финансово-экономической политике, где состояние уровня жизни,

подушевого дохода, обеспечения необходимыми услугами и другие социальные показатели желают лучшего.

Слабость экономической интеграции и местных программ развития, недостаток бюджетных ресурсов, невовлеченность партнерских ресурсов местных сообществ, частного бизнеса и некоммерческих организаций [6] стали причиной усиления оттока трудоспособной молодежи из неблагополучных территорий по направлению «село-город», затем в страны ближнего и дальнего зарубежья. Бесспорно, что Южная часть Кыргызстана в бытности Советского Союза отличалась от других регионов, характерной ей высоким уровнем рождаемости и трудоизбыточностью. В условиях командно-административной системы вышеназванные процессы поддавались регулированию, что нельзя сказать о нынешних условиях, когда львиная доля трудоспособной молодежи не видят в нашем государстве положительной экономической перспективы не для себя и не для своей семьи.

Необходимо признать, что многие из институтов, играющих роль в миграционных процессах недостаточно активны, в результате от 80 до 90% трудовых мигрантов находятся в нелегальном положении. Они становятся объектом жестокой эксплуатации со стороны работодателей, представителей силовых и криминальных структур, теряют возможность

© Кулуева Ч.Р., 2015 г.

равного с местным населением пользования медицинским обслуживанием и другими составляющими социальной защиты[10].

Следовательно, миграционные процессы, как показывает практика, вносят заметные изменения в трудовой потенциал государства. Побудительными факторами внешней трудовой миграции выступают такие институты, как:

• семья;

• заработная плата, определяющая уровень жизни;

• нормативно-правовые документы, регулирующие выезд и трудоустройство трудовых мигрантов;

• государство, призванное регулировать миграционные процессы;

• международные институты, занимающиеся мониторингом и анализом миграционных процессов;

• организации труда, быта и охраны здоровья мигрантов;

• и т.д.

Об этом свидетельствуют значительные масштабы частичной и подавленной безработицы, распространение невидимой неполной занятости. Низкий уровень трудовых доходов большой части работников, особенно молодежи, побуждает их искать дополнительные источники средств к существованию [5] , соглашаться на любые условия труда или мигрировать в Россию и соседний Казахстан.

В течение в 2006-2014 гг. число занятых уменьшилось: в сельском хозяйстве на 5,1%; в обрабатывающей промышленности - 0,7%; госуправлении, в сфере военной безопасности и обязательного социального обеспечения - на 0,4%; в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на 0,9%; предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг - на 0,1% [2]. Тем не менее, резкое увеличение мигрантов произошло в 2007, 2010 и 2013 годах, хотя приведенные данные не вполне реально отражают ситуацию на рынке труда, поскольку практически не учитывают значительные масштабы скрытой молодежной безработицы в республике, особенно в ее регионах.

Таблица 1

Численность безработной молодежи в возрасте 15-29 лет по Кыргызской Республике

(на конец года, тыс.чел.) [7]

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Всего 188,9 191,1 195,6 203,7 212,3 212,4 210,4 205,7 201,5

15-19 26,7 25,3 22,2 31,2 33,6 30,7 31,7 25,9 24,7

20-29 73,9 71,7 82,1 93,6 92,5 95,6 90,3 80,3 77,8

Итого 100,6 53,3% 97,0 50,8% 104,3 53,3% 124,8 61,3% 125,9 59,3% 126,3 59,5% 122,0 58,0% 106,2 51,6% 102,5 48,7%

Рассчитано автором на основе данных Нацстаткомитета КР «Труд и занятость в КР: 2003-

2014гг».

Как видно из таблицы 1., на сегодняшний день, очень остро стоит вопрос молодежной безработицы, который сопровождается недостаточным уровнем их профессиональной подготовки, отсутствием производственных навыков, низкой мотивацией на труд из-за низкой заработной платы влияющих на возможность трудоустройства молодежи. Поэтому наибольший удельный вес среди безработной молодежи занимают выпускники общеобразовательных школ, специальных средних учебных заведений и профессионального технического училища (табл. 2).

Таблица 2

Распределение численности безработных по образованию, в % [2]

№ Название показателей 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014

I. Безработные - всего: 100 100 100 100 100 100 100

2. В том числе имеют образование:

высшее профессиональное 9,9 10,7 16,9 10,2 10,2 18,8 17,1

незаконченное высшее профессиональное * 3,1 2,1 6,4 6,4 1,6 1,8

среднее профессиональное 20,7 12,6 13,8 8,8 8,8 12,7 11,0

начальное профессиональное * 9,8 10,3 6,3 6,3 10,1 6,3

среднее (полное) общее 60,6 54,0 47,9 56,5 56,5 49,0 50,5

основное общее * 7,3 6,5 9,0 9,0 5,7 11,5

начальное общее, не имеют начального общего и неграмотные 9,7 2,5 2,5 2,7 2,7 2,1 1,8

Составлено автором. Источник: Кыргызстан в цифрах за 2003-2015гг. *нет данных

Как видно, из таблицы 2, безработица среди дипломированных специалистов имеет тенденцию к росту с 9,9% в 2002 году до 17,1% в 2014, что является неутешительным фактом, Большинство дипломированных специалистов вынуждены заниматься либо поденной работой, либо уезжать на поиски работы для повышения своего уровня жизни в другие страны. Что касается обладателей среднего профессионального и среднего (полного) общего образования, у них прослеживается динамика сокращения безработных

соответственно на 9,7% и 10,1%. Количество безработных, имеющих начальное общее, не имеющих начального общего и даже число неграмотной молодежи ощутимо сократилось на 7,9%. Думаем, что это сокращение оправдывается растворением безработной молодежи на рынке малоквалифицированного труда, создавая определенный уровень конкурентной среды для образованной молодежи, несмотря на малую оплату труда, это, во-первых, во-вторых, выездом трудоспособной молодежи в страны ближнего и дальнего зарубежья, в-третьих, несогласием высокообразованных молодых специалистов на минимальную оплату труда.

Удельный вес молодежной безработицы, в%

Рассчитано автором на основе данных Нацстаткомитета КР «Труд и занятость в КР: 20032014гг».

Диаграмма 1. Удельный вес молодежной безработицы в общем количестве безработных по

республике, в % [7]

Как показывают данные диаграммы 1., удельный вес молодежной безработицы в общей сумме безработных по нашей республике колеблется от 48,7% до 61,3%. Самый пик уровня молодежной безработицы приходится на 2009 год и самый низкий уровень - на 2014 год. Несмотря на снижение уровня безработицы в последние годы, тенденция молодежной безработицы держится в районе 50%, что говорит об уязвимости молодежи в вопросах трудоустройства. Прежде чем произвести расчет тенденции в диаграмме, нами были исследованы и учтены проблемы рынка труда молодежи, которая неоднородна и по возрасту, и по образовательному уровню, и по качественному составу своих целей. В связи с этим в социальной группе «молодежь» были учтены четыре разные подгруппы: 15-17-летние, 18-19-

летние, 20-24-летние, 25-29-летние, для которых характерны свои специфические проблемы, а также и общие. В первую очередь здесь речь идет о первичной занятости у 15-17-летних, у которых на первый план выходит задача общения в новой для них трудовой сфере, где появляется потребность в самовыражении в период становления личности, обучения и усвоения ценностей, норм, образцов поведения, а также ранжировании потребностей в трудовой жизнедеятельности.

18-19-летним молодым людям характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни, для них необходима поведенческая и профессиональная переориентация. Эта группа молодежи готова принимать рыночные отношения как за объективные, легко приспосабливаются к изменениям в обществе и смене профессии.

20-24-летние представители молодежи имеют среднее образование и профессию. По нашим полевым исследованиям было выявлено, что во многих случаях профессия оказывается невостребованной, и, здесь остро встает вопрос профессионального переобучения, а и иногда даже профессиональной реабилитации.

Среди молодежи старше 25 лет, впервые входящей на рынок труда, значительную долю составляют выпускники ВУЗов. В этот период у молодых людей наступает период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и профессионального самоопределения. Необходимо отметить, что в Кыргызстане и его регионах проблема трудоустройства выпускников ВУЗов и ССУЗов приобретает все большую остроту и поэтому результаты налицо (диаграмма 1.). Исходя из вышеизложенного можно отметить, что на ближайшие годы (3-5 лет) тенденция молодежной безработицы будет сохраняться и держаться на уровне 45-50% от общего количества безработных. Этот процесс связан в первую очередь сохранением высокой рождаемости в сельской местности и трудоизбыточностью в городах, где развиты рыночные отношения.

Молодежь, не нашедшая места приложения своей рабочей силы вынуждена мигрировать не только в столичные города республики, но и за рубеж, сравнительно в более благополучные в экономическом плане страны СНГ, Россию и Казахстан, где пополняют ряды внешних трудовых мигрантов.

Тем не менее, как показывает жизненная практика, внешняя трудовая миграция приводит к сокращению трудоспособной части населения, ведет к потере активного потенциала человеческих ресурсов страны, особенно той части, которая только вступает в экономическую жизнь.

Прошло 20 с лишним лет со дня рыночных преобразований, во взрослую жизнь вступает новое поколение трудоспособной части молодежи, но ее прогрессивная часть в нашем государстве не ощущает себя нужной в экономическом плане и вынуждена искать работу в тех местах, где можно приложить свои творческие усилия, получить возможности самовыражению, быть полезным экономике и обществу.

В данной статье считаю отметить и тот факт, что наше государство должно обратить особое внимание той части молодежи, так называемой «золотой молодежи», которая получила образование в высших престижных учебных заведениях с мировым именем. Общеизвестен тот факт, что основная часть оседает за рубежом по двум причинам. Первая -не желает возвращаться и трудоустраиваются за рубежом, вторая, более патриотическая, по возвращении не находит себе поддержки для трудоустройства (так называемые «белые вороны», создающие своим необычным креативным мышлением определенную конкуренцию даже для инертных руководителей) по полученным знаниям, и вынуждены покидать родину.

Ведь с началом рыночных преобразований в Кыргызстане на государственном уровне был дан старт процессу предоставления особых условий по поддержке талантливой молодежи в получении качественного и современного образования за пределами государства, в учебных заведениях с мировым именем, для дальнейшего применения знаний опыта во благо вновь образованного государства. И, такая мера была жизненноважной и необходимой, так как именно эти меры могли бы дать возможность удовлетворить нужды

национальной экономики в высококвалифицированных кадрах, способных мыслить по-новому и принимать нестандартные решения в жестких условиях рыночного механизма.

Для подтверждения сказанному, можно привести примеры из мировой практики, когда государство вкладывает солидные вложения на подготовку высококлассных специалистов с западным образованием. Известны яркие примеры в таких странах, как Малайзия и Сингапур, которые во главе с национальными лидерами Махатхир Мохаммедом, известным как «архитектор малазийского чуда» и «отцом сингапурского чуда» Ли Куан Ю проводили национальную политику по поддержке талантливой молодежи, желающих учиться за рубежом и применения полученных знаний в целях осуществления экономического прорыва своих стран[11]. Вышеназванные страны достигли своих целей благодаря отправленной молодежи за рубеж, которая полученные знания могла реализовать во благо своей страны.

К великому сожалению в нашей стране такой опыт имеет односторонний характер. В нашей республике такие инициативы были поддержаны государственной программой «Кадры XXI века», стартовавшая в 1995 году и самим Президентом того времени А. Акаевым за весь период своего правления. Но, как показала жизненная практика, данная программа не принесла ощутимого полезного эффекта и дивидендов, несмотря на ощутимые затраты по программе, в результате по которой около 500 человек. Сколько из них благополучно вернулось в страну и начала применять на практике полученные знания во благо своего государства неизвестно и подобный учет таких сведений не ведется.

Принятие на государственном уровне решения о необходимости отправки талантливой молодежи на обучение в ведущие колледжи и университеты мира стоило для государственной казны немалых денег.

Необходимо отметить, что в президентской образовательной программе было много недочетов и упущений, приведших к ее краху. Во-первых, не был разработан механизм возврата стипендиантов, во-вторых, по их возвращении никем не контролировался процесс их трудоустройства, в-третьих, при отправке на обучение за рубеж властями страны не был очерчен круг специальностей, в которых мы нуждаемся, в-четвертых, не добавила плюсов данной программе и повсеместная коррупция, окутавшая Кыргызстан, в-пятых, неоспоримой причиной является то, что львиную долю стипендиантов составила вовсе не одаренная молодежь с периферии, а дети высокопоставленных чиновников и их родственников.

Что нельзя сказать о соседнем Казахстане, именно он стал одной из первых стран на постсоветском пространстве, который начал реализацию программы по обучению кадров за границей. И здесь наши соседи добились желаемых результатов. Так, с каждым годом растет список престижных иностранных вузов, куда могут поехать учиться молодые казахстанцы. Немаловажная роль принадлежит государственной политике во главе с президентом, которая всячески поддерживает талантливую молодежь путем учреждения стипендии с символическим именем «Болашак», что в переводе с казахского означает «Будущее».

Соседи по сравнению с нами вовремя внесли соответствующие изменения в принципы программы, отбор и отправка молодежи по сравнению с нашей страной осуществляется более или менее справедливо и прозрачно. Данные принципы мы должны взять за основу в создании программы развития образования и поддержки молодежи ради процветания нашего государства.

Молодежь - это самая взрывоопасная и непредсказуемая группа населения с позиций общественной стабильности, и, именно молодежь требует от общества быстрого решения их социальных проблем.. ..[6, С.142]. Продолжая мысль можно отметить, что решение социальных проблем в первую очередь основывается на проблемах трудоустройства молодежи имеющих специальность и соответствующее образование, а также тех, кто не имеет ни образования, ни специальности. И надо считаться с тем фактом, что молодежь - это социальная общность, которая быстро реагирует на изменения в обществе и адаптируется рыночным преобразованиям.

Следует отметить, что в нашей республике до половины всех профессий, которые получают выпускники учебных заведений всех типов, остаются невостребованными на рынке труда, поэтому львиная доли молодых специалистов не в состоянии самостоятельно найти работу, особенно по специальности, в основном это касается инженерных и технических профессий, которые не имеют спроса на рынке труда.

Создание в регионах молодежных бирж труда не могут полностью охватить проблемы молодежи, хотя как показывает практика, они решают задачи связанные с подбором вакансий, подходящих для молодежного контингента, пытаются способствовать расширению спроса на рабочую силу, создают банки вакансий, содействуют организации молодежных общественных работ, для наименее конкурентоспособной части безработной молодежи создают специализированные малые предприятия.

Считаем, что решение проблем молодежной безработицы в республике требует государственного внимания[1], где в области содействия занятости и социальной защиты молодежи должны реализовываться в следующих основных направлениях:

• содействие в политике трудоустройстве молодежи;

• квотирование рабочих мест;

• поддержка молодежного предпринимательства и самостоятельной занятости;

• профессиональное обучение, повышение квалификационного уровня и переподготовка незанятой молодежи;

• профессиональное консультирование безработной молодежи, участников рынка

труда;

• выплата пособий по безработице;

• повышение и сохранение мотивации подрастающего поколения к труду;

• поддержка временной занятости подростков, способствующая адаптации несовершеннолетней молодежи к трудовой деятельности;

• снижение уровня молодежной безработицы путем предоставления молодежи приобретения профессиональных умений и навыков для получения постоянного рабочего места;

• разработка Концепции поддержки безработной молодежи приграничных территорий Кыргызстана в целях сокращения внутренней и особенно внешней трудовой безработицы молодежи;

• безоговорочное трудоустройство молодежи и специалистов обучившихся в престижных зарубежных вузах, получившие передовые знания в престижных вузах зарубежных стран (есть факты отказа принятия на работу вернувшейся образованной молодежи).

И все-таки хочется верить, что образование в престижных вузах мира получат еще очень многие наши юные соотечественники. Нашей республике как воздух нужны специалисты с новым складом ума, хорошо знающие иностранные языки, с рыночным мышлением и менталитетом свободомыслящего человека, овладевшего передовыми знаниями.

Таким образом, необходима государственная политика, которая могла бы всячески содействовать этому процессу, создавая условия для обновления интеллектуального потенциала страны. Мы должны признать, что будущее за молодежью, которая благодаря знаниям, полученным, в том числе и за рубежом, будет в состоянии трудиться во имя процветания страны, для роста благосостояния своего народа, поднятия престижа своей молодой, но уверенно идущей вперед страны.

Литература

1. Концепция социально-экономического развития Кыргызской республики на период до 2015 г. -Б: ЦЭС при МЭРиТ КР, 2008.

2. Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник. - Б.: Нацстатком КР. 2007-2015гг.

3. Маматурдиев Г.М., Давыдов И.У., Кенешбаева З.М. К вопросу занятости сельского населения Кыргызской Республики//Социальная политика и социология// г. Москва, РФ. 2013.Т.2 №2(93).С.63-74.

4. Низамиев А.Г., Кенешбаева З.М., Максутов А.Р., Алайчиев Э.К. Анализ структуры занятости населения/ Universum: экономика и юриспруденция. 2015. № 4 (15). С. 3.

5. Остапенко Ю.М. Экономика труда. Уч.пособие.-2-е изд.,-М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Социальный менеджмент: Учебник для ВУЗов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

7. Труд и занятость в Кыргызской Республике: 2003-2014гг. - Бишкек, 2014 г. 6. Усачев В.И. Трудовой потенциал пореформенной России: социально-демографические аспекты. - М.: Экон-Информ., 2008.

8. Турдубаев, С.К., Кенешбаева З.М., Давыдов, И.У. Занятость населения и усиление гибкости социально-трудовых отношений // материалы конференции «Актуальные вопросы современной экономики» 2 февраля 2015г./. АНО «УЦ «МАГИСТР» г. Кисловодск, РФ.2015.С. 88-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Турдубаев, С.К., Кенешбаева, З.М., Давыдов, И.У., Теоретические подходы к проблеме инновационной занятости населения Кыргызской Республики//Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования»//. - Кисловодск, 2015. № 1 (16). С. 92-97.

10. Человеческие ресурсы. №9, 2011 г. www. Resource.kg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.