УДК 796.07
О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ СПЛОЧЕННОСТИ ЭКИПАЖЕЙ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ И ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ВМФ РФ
Александр Анатольевич Муника, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Алексей Викторович Стафеев, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-космическая академия имени А. Ф.
Можайского, Санкт-Петербург; Сергей Юрьевич Тихонов, Ленинградская военно-морская база, Кронштадт; Павел Владимирович Кошкарёв, командование Северного флота, Североморск; Алексей Алексеевич Постников, адъюнкт, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье показано значение групповой сплоченности в формировании военно-профессиональной деятельности экипажей надводных кораблей и подводных лодок ВМФ РФ. Дано определение групповой сплоченности и ее краткая характеристика. Выделены три вида групповой сплоченности (горизонтальная, вертикальная и целевая). Отмечена недостаточная изученность проблемы формирования офицерских коллективов. Показаны методы повышения уровня сплоченности средствами физической подготовки. Подчеркнуто особое значение для формирования групповой сплоченности применения спортивных игр, командных соревнований по различным видам многоборья и единоборств, а также групповых комплексных упражнений на занятиях по физической подготовке.
Ключевые слова: Военно-морской флот, физическая подготовка, сплоченность, воинские подразделения, флотские экипажи.
ABOUT THE ROLE OF PHYSICAL TRAINING IN FORMATION OF COHESION OF CREWS OF SURFACE SHIPS AND SUBMARINES OF THE NAVY OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Aleksandr Anatolievich Munika, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Aleksey Viktorovich Stafeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Space Academy named after A.F. Mozhaysky, St. Petersburg; Sergey Yurievich Tikhonov, Leningrad Naval Base, Kronshtadt; Pavel Vladimiro-vich Koshkarev, Northern Fleet Command, Severomorsk; Aleksey Alekseevich Postnikov, the adjunct, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
This article shows the role of group cohesion in the effective formation of the military professional activities of crews of surface ships and submarines of the Russian Navy. The definition of group cohesion and its brief characteristic are given. Three types of group cohesion (horizontal, vertical and target) are distinguished. Insufficient knowledge of the formation of officer teams is noted. Methods of increasing cohesion by means of physical training are presented. Of particular importance for the formation of group cohesion is the use of the sports games, team competitions in various types of all-around and martial arts, as well as complex group exercises in the physical training classes.
Keywords: Navy, physical fitness, cohesion, military units, naval crews.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что профессиональная деятельность моряков осуществляется, в основном, в составе небольших коллективов, где должна соблюдаться высокая согласованность в действиях, их четкое взаимодействие, которые достигаются благодаря наличию групповой сплоченности.
Групповая сплоченность является одним из необходимых условий эффективной военно-профессиональной деятельности флотских экипажей и важным показателем интеграции группы, ее сплочения в единое целое [5]. Она характеризуется уровнем межличностных отношений, наличием корпоративного духа в подразделении. Под термином
«межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и передают состояние внутреннего мира человека [2].
Групповая сплоченность определяется степенью взаимного тяготения членов группы друг к другу, их стремлением к общей цели, атмосферой доверия, уровнем сфор-мированности групповых ценностей и представляет собой синтез единства членов группы в эмоциональной, поведенческой и ценностной сферах [4].
Вопросам сплоченности воинских коллективов всегда уделялось большое внимание, особенно после конкретных войн. Так, по итогам Второй мировой войны много исследований отечественных и иностранных авторов было посвящено сплоченности Вооруженных сил Советского Союза [5, 6], которая, по их мнению, являлась одним из решающих факторов успехов нашей страны.
В настоящее время с целью формирования сплоченности экипажей надводных кораблей и подводных лодок ВМФ РФ проводятся различные мероприятия, ведущие к совместному переживанию позитивных эмоций, применяются групповые технические приемы, направленные непосредственно на поддержку друг друга при выполнении поставленных задач.
Вместе с тем, анализ литературных источников свидетельствует, что проблема формирования воинских коллективов остается недостаточно решенной.
В этой связи необходим дальнейший поиск средств и методов формирования групповой сплоченности, которые могут быть использованы как в образовательном процессе, так и во время дальнейшего прохождения службы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По данным проведенного А.А. Николаевым исследования [1], 78,3% выпускников военно-учебных заведений (в том числе военно-морских вузов) имеют низкую психолого-педагогическую подготовленность.
Занимая различные командные должности, офицеры испытывают серьезные затруднения в организации и проведении воспитательной работы с подчиненными. Так, по данным А.В. Тимофеева 87% командиров и их заместителей научились работать с подчиненными военнослужащими только непосредственно в ходе службы на кораблях, каждый пятый из них считает свои знания недостаточными для успешной воспитательной работы с коллективами, большинство испытывают затруднения педагогического характера в процессе индивидуальной работы с подчинёнными офицерами и регулирования их межличностных отношений [3].
Согласно результатам, изложенным в одном из зарубежных источников, в которых рассматриваются вопросы сплоченности армии Великобритании во время войны в Ираке (выборка 4901 военнослужащих, участвовавших в войне) [7], сплоченность подразделения имеет линейную связь с менее вероятными посттравматическими стрессовыми (г = 0,69) и психическими расстройствами (г = 0,80).
В большинстве работ, посвященных проблеме сплоченности воинских коллективов, отмечаются три основных социальных фактора, влияющих на сплоченность подразделений: состав группы, эффективность командования и единство цели [5, 6].
На наш взгляд, указанные факторы обусловливают формирование трех видов сплоченности: горизонтальной, вертикальной и целевой, которые для воинских коллективов имеют равнозначное значение.
Горизонтальная сплоченность предполагает взаимную зависимость членов группы внутри данного подразделения. Вертикальная сплоченность - это связь доверия, которая должна существовать между группой и командирами всех уровней. Целевая сплоченность формируется при наличии единой, значимой для всех членов группы, цели. Все три вида
сплоченности делают возможным выживание в экстремальных условиях военного времени.
В широком ряду применяемых средств и методов в настоящее время в Военно-морском флоте РФ для сплочения воинских коллективов в процессе психологической подготовки, экстремальных условий боевой подготовки и т.д. активно используются спортивные игры (футбол, волейбол и т.д.), командные соревнования по многоборьям (парусное многоборье) и единоборствам (рукопашный бой, военное самбо и т.д.).
Весьма эффективной также может быть тренировка военнослужащих в составе подразделения как в роли группы подчиненных (горизонтальная сплоченность), так и каждого из них в роли командира по очереди (вертикальная сплоченность). Такие тренировки могут проводиться в виде групповых командных упражнений на занятиях по физической подготовке. Именно групповые командные упражнения дают возможность военнослужащим практиковаться в выполнении поставленной задачи (целевая сплоченность). Подтверждением эффективности проведения данных мероприятий может служить одно из исследований, в котором утверждается, что влияние достижения общей цели на сплоченность больше, чем влияние на нее результатов ежедневного труда [8]. В качестве примера о различии в эффективности влияния на сплоченность коллектива можно привести достижение победы на соревнованиях и просто результаты систематических тренировок.
ВЫВОДЫ
1. Групповая сплоченность военнослужащих определяется степенью взаимного тяготения и доверия членов коллектива друг к другу, уровнем сформированности групповых ценностей, межличностных отношений, корпоративного духа.
2. Для предупреждения посттравматических стрессовых и психических расстройств, а также травм необходимо уделять особое внимание всем видам сплоченности: горизонтальной (внутри подразделения), вертикальной (во взаимоотношениях командиров и подчиненных на всех уровнях), а также целевой (объединяющей группу для достижения единой цели).
3. Наряду с другими мероприятиями применение спортивных игр, командных соревнований по различным видам многоборья и единоборств, а также групповых комплексных упражнений на занятиях по физической подготовке способствует формированию групповой сплоченности.
4. Важно, чтобы вопросу владения способами сплочения воинских коллективов уделялось особое внимание с первых дней обучения будущих офицеров в вузе, так как в последующем эти приобретенные профессиональные качества и навыки будут использоваться в служебно-боевой деятельности и при воспитании подчиненных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев, А.А. Русский бой, как фактор повышения эффективности спортивной работы и профессиональной подготовки в вузах силовых структур : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Николаев Андрей Александрович. - СПб., 2005. - 123 с.
2. Физическая культура как условие становления профессиональной идентичности курсантов военных вузов / Л.К. Серова, И.И. Михаил, Д.Р. Худайназарова, А.А. Берлинде // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 207-212.
3. Тимофеев, А.В. Обеспечение профессиональной работоспособности личного состава надводных кораблей Военно-Морского Флота средствами физической подготовки и спорта в длительном плавании / А.В. Тимофеев, Г.Г. Дмитриев, А.А. Пивачёв // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). - С. 95-97.
4. Чернова, Г.Р. Социальная психология : учебник для вузов / Г.Р. Чернова. - СПб. : Юрайт, 2010. - URL : https://studfiles.net/preview/6208597/ (дата обращения: 01.09.2019).
5. Щеголев, В.А. Воспитание и сплочение воинских коллективов в процессе физкультурно-спортивной деятельности : дис. ... д-ра пед. наук / Щеголев Валерий Александрович. - Л., 1991. -418 с.
6. Bhuvasorakul, J.L. Unit cohesion among the three soviet women's air regiments during World War II : dissertation / Bhuvasorakul J.L. - Florida State University, USA, 2004. - 74 p.
7. Du Preez, J. Fear Unit cohesion and mental health in the UK armed forces" / Du J. Preez, J. Sundin, N.T. Wessel // Occupational Medicine. - 2012. - Vol. 62. - Issue 1. - P. 47-53.
8. Mullen, B. The relation between group cohesiveness and performance: An integration / B. Mullen, C. Cooper // Psychological Bulletin. - 1994. - No. 115. - P. 210-227.
REFERENCES
1. Nikolaev, A.A. (2005), "Russian battle" as a factor in increasing the effectiveness of sports work and professional training in universities of Defense and Law Enforcement Agencies, dissertation, St. Petersburg.
2. Serova, L.K., Michael, I.I., Khudainazarova, D.R. and Berlinde, A.A. (2017), "Physical culture as a condition for the formation of professional identity of cadets of military universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No 4, pp. 207-212.
3. Timofeev, A.V., Dmitriev, G.G. and Pivachev, A.A. (2008), "Ensuring the professional performance of personnel of surface ships of the Navy by means of physical training and sports in long voyages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No7, pp. 95-97.
4. Chernova, G. R. (2010), Social psychology: textbook for universities, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg.
5. Schegolev, V.A. (1991), Education and rallying of military collectives in the process of physical culture and sports, dissertation, St. Petersburg.
6. Bhuvasorakul, J.L. (2004), Unit cohesion among the three soviet women's air regiments during World War II, dissertation, Florida State University, USA, available at https://web.ar-chive.org/web/20120312012908/http://etd.lib.fsu.edu/theses/submitted/etd-03302004-154056/unre-stricted/BhuvasorakulJThesis.pdf (accessed 13 September 2019).
7. Du Preezm J., Sundin, J. and Wessely, N.T. (2012), "Fear Unit cohesion and mental health in the UK armed forces", Occupational Medicine, Volume 62, Issue 1, pp. 47-53.
8. Mullen, B. and Cooper, C. (1994), The relation between group cohesiveness and performance: An integration. Psychological Bulletin, No 115, pp. 210-227.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.09.2019
УДК 373.24
ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Николай Николаевич Нихаенко, аспирант, Кубанский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
В статье представлены данные многолетних исследований, характеризующие особенности изменения интегральных показателей уровня развития базовых компонентов личностной спортивной культуры детей 6-7 лет обоего пола в годичном учебно-воспитательном цикле в процессе реализации в дошкольных образовательных организациях традиционных программ физического воспитания.
Ключевые слова: воспитанники дошкольных образовательных организаций, личностная спортивная культура, базовые компоненты личностной спортивной культуры, особенности динамики, традиционные программы физического воспитания.