Контактная информация: chukin_sergei@hotmail.com
Статья поступила в редакцию 26.07.2019
УДК 796.07
ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОГО КОМПЛЕКСНОГО УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Алексей Алексеевич Пивачёв, Главное командование Военно-Морского Флота, Санкт-Петербург; Вадим Николаевич Красота, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Николай Андреевич Хитрик, кандидат педагогических наук, Елена Сергеевна Плотниченко, Черноморское высшее военно-морское училище
имени П. С. Нахимова, Севастополь
Аннотация
В статье показана значимость подготовки будущих высококвалифицированных офицеров в высших военно-морских учебных заведениях. Рассмотрены отдельные недостатки действующих учебных программ по физической подготовке в вузах, в частности, недостаточный учет профессиональной направленности, что, в свою очередь, не позволяет сформировать необходимую психофизическую готовность, включающую комплексную характеристику их физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и психических качеств, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность после окончания вуза. Представлены результаты педагогического эксперимента, свидетельствующие о положительном влиянии группового комплексного физического упражнения на развитие физических качеств курсантов высших военно-морских учебных заведений на занятиях по физической подготовке. Исследование проводилось на 3 и 4 курсах. По его результатам дано обоснование предпочтительного введения данного комплексного упражнения на более старшем, 4 курсе.
Ключевые слова: курсанты, военно-морской флот, физическая подготовка, групповое комплексное физическое упражнение, физические качества.
INFLUENCE OF GROUP COMPLEX EXERCISES APPLIED IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING CLASSES ON DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE NAVY
Aleksey Grigoryevich Shchurov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Aleksey Alekseevich Pivachov, the Main Command of the Navy, St. Petersburg; Vadim Nikolaevich Krasota, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Nikolay Alekseevich Hitrik, the candidate of pedagogical sciences, Elena Sergeevna Plotnichenko, Black Sea Higher Navy School, Sevastopol, Russia
Annotation
The article shows the importance of training of the future highly qualified officers in higher naval schools. Certain shortcomings of the existing curricula for physical training at universities are considered, in particular, insufficient in consideration of the professional orientation, which, in turn, does not allow forming the necessary psychophysical readiness, including comprehensive description of their physical development, functional state, physical fitness and mental qualities that ensure successful professional activity after graduation. The results of the pedagogical experiment are presented, which testify to the positive effect of the group complex physical exercises on the development of the physical qualities of the cadets of higher naval educational institutions in physical training classes. The study was conducted at the 3rd and 4th courses of the higher naval school. Based on its results, the preferred introduction of this group complex exercise on the senior, 4th course is substantiated.
Keywords: cadets, Navy, physical training, group complex physical exercise, physical qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Меняющаяся геополитическая обстановка в мире убедительно свидетельствует, что без сильного флота России не быть в лидерах в XXI веке. Поэтому, наряду с массовым его оснащением высокотехнологичными комплексами вооружений, наше государство значительные усилия прилагает к подготовке высококвалифицированных офицерских кадров, в том числе в процессе обучения будущих офицеров в высших военно-морских учебных заведениях.
Очевидно, что важность выполняемых задач требует от личного состава Вооруженных сил вообще, и Военно-морского флота в частности, полного соответствия квалификационным требованиям каждой военно-учетной специальности, что возможно только при качественной подготовке будущих офицеров в высших военно-морских учебных заведениях [2, 3]. В этой связи в настоящее время активно совершенствуются федеральные государственные образовательные стандарты и программы учебных дисциплин по различным военно-учетным специальностями.
По мнению многих ученых содержание действующих программ по физической культуре (физической подготовке) курсантов высших военно-морских учебных заведений недостаточно учитывает профессиональную направленность, не обеспечивает необходимую психофизическую готовность, под которой следует понимать комплексную характеристику их физического состояния, морально-волевых качеств и психических свойств личности, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность после окончания вуза [4, 5]. Следовательно, необходима разработка новых научно обоснованных средств и методов обучения в соответствии с современными специфическими требованиями военно-профессиональной деятельности. Одним из таких средств является разработанное авторами групповое комплексное физическое упражнение.
Групповое комплексное физическое упражнение представляет собой сложное упражнение, включающее последовательное выполнение следующего комплекса военно-прикладных упражнений (двигательных действий):
1) бег 100 м по пересеченной местности с ящиками с боеприпасами и оружием в
руках;
2) преодоление дистанции 500 м (2*250 м с разворотом) на 6-вёсельных ялах (Ял-6);
3) метание гранаты массой 600 г на 20 м по стенке на точность.
Упражнение предназначено для изучения курсантами высших военно-морских учебных заведений на занятиях по физической подготовке.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данной статьи является обоснование целесообразности применения в учебном процессе данного упражнения для повышения уровня физической подготовленности курсантов вузов ВМФ РФ. Для достижения поставленной цели был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовало по 2 учебных класса курсантов 3 и 4 курсов. На 3 курсе курсанты одного класса в количестве 24 человек составили экспериментальную группу (ЭГ № 1), а другого класса в таком же количестве - контрольную группу (КГ № 1). На 4 курсе также были сформированы из двух классов экспериментальная (ЭГ № 2) и контрольная группы (КГ № 2) по 24 человека каждая.
В контрольных группах занятия проводились в соответствии с действующей программой, а в экспериментальных группах - в соответствии с экспериментальными программами, в которых на обоих курсах вместо традиционных (установленных) тем изучалось групповое комплексное физическое упражнение в объеме 24 часов в год (в осенне-зимнем семестре отводилось 16 часов, и в зимне-весеннем - 8 часов) в пределах часов, отведенных на изучение раздела «Комплексные занятия».
В начале и в конце эксперимента (учебного года) во всех группах были проведены исследования с использованием общепринятых контрольных упражнений (тестов),
направленных на определение динамики показателей развития физических качеств.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Показатели уровня развития физических качеств экспериментальной и контрольной групп 3 курса представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика показателей развития физических качеств экспериментальной (п = 24) и контрольной групп (п = 24) курсантов 3 курса (М±т)___
Показатели Этапы исследования Разница Р
В начале эксперимента В конце эксперимента
Быстрота (бег на 100м, с) 13,31±0,11 13,32±0,12 12,70±0,11 13,22±0,22 0,61 (4,6%) 0,10 (0,7%) р< 0,01 р> 0,05
р> 0,05 р<0,05
Сила (подтягивание на перекладине, кол-во раз) 16,96±0,70 16,84±1,03 20,48±0,93 17,78±0,74 3,52 (20,8%) 1,80 (10,7%) р< 0,01 р> 0,05
р> 0,05 р< 0,05
Выносливость (бег на 3 км, с) 762,52±12,82 745,43±11,53 697,22±6,30 728,52±13,62 65,30 (8,6%) 16,91 (2,3%) р<0,001 р> 0,05
р> 0,05 р< 0,05
Специальное комплексное упражнение (с) 168,65±2,85 165,43±3,56 158,87±2,39 168,87±3,74 9,78 (5,8%) 3,44 (2,1%) р< 0,05 р> 0,05
р> 0,05 < 0,05
Примечание. В числителе - показатели экспериментальной группы, в знаменателе - показатели контрольной группы.
Из результатов показателей развития физических качеств и военно-прикладного навыка в экспериментальной и контрольной группах, представленных в указанной таблице, следует, что в экспериментальной группе к концу эксперимента произошли достоверные изменения в сторону улучшения по всем физическим качествам (быстроте, силе, выносливости) и специальному комплексному упражнению, в то время как в контрольной группе существенной динамики не обнаружено. Так, в экспериментальной группе на 3 курсе показатель быстроты изменился в положительную сторону на 4,6%, силы - на 20,8%, общей выносливости - на 8,6%, военно-прикладного навыка - на 5,8%, а в контрольной группе - всего лишь на 0,7; 10,7; 2,3 и 2,1% соответственно.
На 4 курсе в обеих группах выявлена такая же закономерность в динамике показателей физических качеств и двигательного навыка, как и у испытуемых 3 курса (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика показателей развития физических качеств экспериментальной (п = 24) и контрольной групп (п = 24) курсантов 4-го курса, (М±т)___
Показатели Этапы исследования Разница Р
В начале эксперимента В конце эксперимента
Быстрота (бег на 100м, с) 13,22±0,18 13,34±0,12 12,64±0,20 13,24±0,12 0,58 (4,4%) 0,10 (0,7%) р< 0,05 р> 0,05
р> 0,05 р< 0,05
Сила (подтягивание на перекладине, кол-во раз) 16,12±0,73 17,24±0,90 20,64±0,83 18,04±0,83 4,52 (28,0%) 0,8 (4,6%) р< 0,001 р> 0,05
р> 0,05 р< 0,05
Выносливость (бег на 3 км, с) 753,68±10,15 742,28±10,26 697,52±10,08 731,68±9,24 56,16 (7,5%) 10,60 (0,1%) р< 0,001 р> 0,05
р> 0,05 р< 0,05
Специальное комплексное упражнение (с) 170,16±2,02 169,84±2,60 160,12±3,67 175,56±2,45 10,04 (5,9%) 5,72 (3,4%) р< 0,05 р> 0,05
р> 0,05 р<0,01
Примечание. В числителе - показатели экспериментальной группы, в знаменателе - показатели контрольной группы.
Так, в экспериментальной группе на 4 курсе показатель быстроты изменился в положительную сторону на 4,4%, силы - на 28,0%, общей выносливости - на 7,5%, военно-прикладного навыка - на 5,9%, а в контрольной группе - на 0,7; 4,6; 0,1 и 3,4%
соответственно. В контрольных группах статистически значимых изменений в исследуемых показателях не было выявлено.
Однонаправленность и примерно одинаковый уровень положительной динамики исследуемых показателей на обоих курсах в ответ на применение упражнения дает возможность предпочтительного выбора для изучения на одном из двух курсов. С учетом многих особенностей, в частности, на 3 курсе еще недостаточно прочно усвоены традиционные упражнения, включаемые в комплексные занятия, а на 4 курсе снижается мотивация к изучению общефизических упражнений и т.д., по-видимому, более целесообразно включать его в программу по физической подготовке на 4 курсе.
ВЫВОДЫ
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что разработанное групповое комплексное физическое упражнение способствует повышению уровня физической подготовленности. А если учесть, что применение данного упражнения способствует повышению сплоченности курсантских групп (подразделений), о чем было изложено в более ранней статье [1, 6], то, по-видимому, его целесообразно рекомендовать для включения в учебный процесс курсантов вузов ВМФ РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванюта, О.П. Формирование сплоченности воинского подразделения в процессе физического воспитания военнослужащих : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Иванюта Олег Павлович. -Ставрополь, 2009. - 250 с.
2. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года : утв. Президентом Российской Федерации от 27 июля 2001 года. - Режим доступа : https://legalacts.ru/doc/morskaja-doktrina-rossiiskoi-federatsii-na-period-do/ (дата обращения: 01.06.2019).
3. Новиков, В.С. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих / В.С. Новиков, А.А. Боченков ; Военно-морская академия. - СПб. : ВМА, 1997. - 187 с.
4. Теория и организация служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта. Часть I : учебник для курсантов Военного института физической культуры / под ред. проф. В.В. Миронова, А.А. Обвинцева ; Военный ин-т физ. культуры. - СПб. : ВИФК, 2014. - 297 с.
5. Филиппович, В. А. Организационно-педагогические условия формирования психофизической готовности студентов юридических вузов к профессиональной деятельности в правоохранительных органах средствами прикладной физической подготовки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Филиппович Владимир Александрович. - Красноярск, 2013. - 220 с.
6. Совершенствование групповой сплоченности курсантов с применением комплексного физического упражнения на занятиях по физической подготовке / А.Г. Щуров, А.А. Пивачёв, А.С. Митрюков, Д.М. Вертаков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). -С. 287-291.
REFERENCES
1. Ivanuta, O.P. (2009), Formation of cohesion of the military unit in the process ofphysical education of servicemen, dissertation, Stavropol.
2. Maritime Doctrine of the Russian Federation for the period up to 2020 (2001), Moscow, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99415/
3. Novikov, V.S. and Bochenkov., A.A. (1997), Theoretical and applied bases ofprofessional psychological selection of military personnel, Naval Academy, St. Petersburg.
4. Ed. Mironov, V.V. and Obvintsev A.A. (2014), Theory and organization of service-applied physical training, physical culture and sports. Part I: a textbook for the cadets of the Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.
5. Filippovich, V.A. (2013), Organizational and pedagogical conditions of the formation of the psychophysical readiness of law students for professional, work in law enforcement agencies by means of applied physical training, dissertation, Krasnoyarsk.
6. Shchurov, A.G., Pivachev A.A., Mitryukov, A.S. and Vertakov, D.M. (2018). "Improving group cohesion of cadets using complex physical exercise in physical training classes", Uchenye zapiski
universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 161, No 7, pp. 287-291.
Контактная информация: shchag@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.07.2019
УДК 796.034.2
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР НАРОДА САХА С 30-Х ДО 50-Х ГОДОВ XX
ВЕКА
Яков Ильич Яковлев, ассистент, Михаил Ильич Борохин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Александр Викторович Черкашин, старший преподаватель, Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
Якутск
Аннотация
Статья является логическим продолжением статьи «Хронология изучения национальных игр Саха с первой половины 18 века до 30-х годов 20 века», опубликованной в журнале «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта» ранее. И поэтому, поднимаясь вверх по временной шкале, в хронологическом порядке, приводятся материалы, касающиеся сферы национальной физической культуры Саха. В начале статьи есть дополнение, касающееся работы ссыльного революционера Худякова И.А, далее в основной части раскрывается история развития национальной физической культуры Саха на начальном этапе Советского периода с 30-х до 50-х годов 20 века. Делается вывод о наличии преемственности в вопросе исследования якутских национальных видов спорта. Представленные в статье материалы можно использовать для дальнейшего развития национальных видов спорта Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: национальные виды спорта, национальные игры, виды состязаний, «хапсагай», национальные прыжки, перетягивание «тардыхыы», хронология, национальная физическая культура Саха, преемственность.
DEVELOPMENT OF NATIONAL GAMES OF SAKHA PEOPLE FROM THE 30-S TO
THE 50-S OF THE XX CENTURY Yakov Ilyich Yakovlev, the assistant, Mikhail Ilyich Borokhin, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Alexander Viktorovich Cherkashin, the senior teacher, NorthEastern Federal University, Yakutsk
Annotation
The article is a logical continuation of "Chronology of national games of Sakha from the first half of the 18th century to the 30s of the 20th century", published in the scientific journal "Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta" previously. Therefore, rising up the time scale in chronological order, materials concerning national physical culture of Sakha are given. At the beginning of the article, there is an additional material concerning the work of the exiled revolutionary Khudyakov I.A. The main part of the article reveals the history of development of the national physical culture of Sakha at the initial stage of the Soviet period from the 30s to the 50s of the 20th century. It has concluded that there is connection in the study of Yakut national sports. The materials presented in the article can be used for further development of the national sports of the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords: national sports, national games, types of competitions, hapsagay, national jumping, tug "tardihy", chronology, national physical culture of Sakha, connection.
В статье - «Хронология изучения национальных игр Саха с первой половины 18 века до 30-х годов 20 века», опубликованной в [6], мы не упомянули среди исследователей национальных игр Саха второй половины 19 века, ссыльного революционера Худякова Ивана Александровича, с его работой «Краткое описание Верхоянского округа» (Ленинград, 1969 г.). В данной работе, в главе 7 «Игры», он наиболее полно из всех перечисленных авторов, на примере Верхоянских якутов, описывает разнообразные национальные игры и состязания Саха, начиная от подвижных, массовых игр и заканчивая настольными играми