Научная статья на тему 'Совершенствование групповой сплоченности курсантов с применением комплексного физического упражнения на занятиях по физической подготовке'

Совершенствование групповой сплоченности курсантов с применением комплексного физического упражнения на занятиях по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Пивачев Алексей Алексеевич, Митрюков Александр Семенович, Вертаков Дмитрий Михайлович

В статье рассмотрена сущность понятия групповой сплоченности, показана роль физической подготовки для ее формирования. Изложено содержание комплексного физического упражнения, которое включает определенный комплекс военно-прикладных упражнений (двигательных действий): бег 100 м по пересеченной местности с ящиками с боеприпасами и оружием в руках; преодоление дистанции 250 м на шестивесельных ялах (Ял-6); метание на точность гранаты массой 600 г в стену, находящуюся на расстоянии 20 м. Представлены результаты педагогического эксперимента, свидетельствующие о положительном влиянии на групповую сплоченность курсантов на занятиях по физической подготовке с применением вышеизложенного комплексного физического упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Пивачев Алексей Алексеевич, Митрюков Александр Семенович, Вертаков Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of group coherence of cadets with application of integrated physical exercise at the sessions of physical training

In the article the essence of the concept of group cohesion is examined, the role of physical training for its formation is shown. The contents of the complex physical exercise is described, which includes a certain complex of military applied exercises (motor actions): running 100 m on rough terrain with boxes with ammunition and weapons in hand; overcoming the distance of 250 m on six-beam yawl (Yal-6); throwing for accuracy the grenade weighing 600 g towards the wall at the distance of 20 m. The results of the pedagogical experiment are presented, which testify the positive effect on the group cohesion of the cadets in the physical training classes using the given above complex physical exercise.

Текст научной работы на тему «Совершенствование групповой сплоченности курсантов с применением комплексного физического упражнения на занятиях по физической подготовке»

установок самих инвалидов по отношению к себе и к собственным возможностям.

Профессиональная реабилитация активизирует внутренние ресурсы и занимает одну из ведущих ролей в системе комплексной реабилитации незрячих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конюхова, Е.Ю. Специфика формирования готовности к профессиональной самореализации слепых и слабовидящих детей в специальных (коррекционных) школах уральского региона: исторический аспект / Е.Ю. Конюхова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 3. - С. 131-136.

2. Лапшин, К.А. Трудоустройство инвалидов по зрению: основные тенденции и перспективы развития / К.А. Лапшин // Трудоустройство и занятость слепых и слабовидящих. Как решить проблему? Материалы научно-практической конференции НУ ИПРПП ВОС «Реакомп». Москва, 2016. - C. 65.

3. Bourne, RRA et al. Magnitude, temporal trends, and projections of the global prevalence of blindness and distance and near vision impairment: a systematic review and meta-analysis. // The Lancet Glob Health. Vision Loss Expert Group. - 2017. - Vol. 5 (9). - P. 888-897. - doi:10.1016/S2214-109X(17)30293-0.

REFERENCES

1. Konyukhova, E.Yu. (2015), "Specificity of formation of readiness for professional self-realization of blind and visually impaired children in special (correctional) schools of the Ural region: historical aspect", Pedagogical education in Russia, No. 3, pp. 131-136.

2. Lapshin, K.A. (2016), "Employment of visually impaired people: main trends and development perspectives", Employment of the blind and visually impaired people. How to solve the problem? Proceedings of the scientific-practical conference of the IPRPP VOS "Rehacomp", Moscow, NU IPRPP VOS "Re-hacomp", pp. 65.

3. Bourne RRA et al. (2017), "Magnitude, temporal trends, and projections of the global prevalence of blindness and distance and near vision impairment: a systematic review and meta-analysis", The Lancet Glob Health. Vision Loss Expert Group, vol. 5, no. 9, pp. 888-897, doi:10.1016/S2214-109X(17)30293-0.

Контактная информация: sherbakova@rehacomp.ru

Статья поступила в редакцию 23.07.2018

УДК 796.07

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КУРСАНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник НИЦ, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург; Алексей Алексеевич Пивачев, помощник Главнокомандующего ВМФ по физической подготовке - начальник группы физической подготовки Главного командования ВМФ, Главное командование ВМФ, Санкт-Петербург; Александр Семенович Митрюков, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академии связи имени (ВАС), Санкт-Петербург; Дмитрий Михайлович Вертаков, преподаватель, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации (ВУМО РФ), г. Москва

Аннотация

В статье рассмотрена сущность понятия групповой сплоченности, показана роль физической подготовки для ее формирования. Изложено содержание комплексного физического упражнения, которое включает определенный комплекс военно-прикладных упражнений (двигательных действий): бег 100 м по пересеченной местности с ящиками с боеприпасами и оружием в руках; преодоление дистанции 250 м на шестивесельных ялах (Ял-6); метание на точность гранаты массой 600 г в стену, находящуюся на расстоянии 20 м. Представлены результаты педагогического эксперимента, свидетельствующие о положительном влиянии на групповую сплоченность курсантов на занятиях

по физической подготовке с применением вышеизложенного комплексного физического упражнения.

Ключевые слова: групповая сплоченность, комплексное физическое упражнение, физическая подготовка.

IMPROVEMENT OF GROUP COHERENCE OF CADETS WITH APPLICATION OF INTEGRATED PHYSICAL EXERCISE AT THE SESSIONS OF PHYSICAL

TRAINING

Aleksey Grigorievich Shchurov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Aleksey Alekseevich Pivachov, the assistant of Commander-in-Chief of the Navy for Physical Training - Head of the Physical Training Unit of the Main Command of the Navy, the Main Command of the Navy, St. Petersburg; Aleksandr Se-menovich Mitriukov, the candidate ofpedagogical sciences, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Dmitriy Mikhailovich Vertakov, the lecturer, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow

Annotation

In the article the essence of the concept of group cohesion is examined, the role of physical training for its formation is shown. The contents of the complex physical exercise is described, which includes a certain complex of military applied exercises (motor actions): running 100 m on rough terrain with boxes with ammunition and weapons in hand; overcoming the distance of 250 m on six-beam yawl (Yal-6); throwing for accuracy the grenade weighing 600 g towards the wall at the distance of 20 m. The results of the pedagogical experiment are presented, which testify the positive effect on the group cohesion of the cadets in the physical training classes using the given above complex physical exercise.

Keywords: group cohesion, complex physical exercise, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Сплоченность - один из ведущих показателей психологической общности членов группы, уровня её развития, которая проявляется в высоком уровне целеустремленности, организованности и взаимной ответственности членов группы. Коллективу присуще наличие и эффективное функционирование органов самоуправления им. Важнейшей целью и способом существования коллектива является обеспечение свободы, защищенности и разностороннего развития каждого его члена [4].

Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива [3].

В военной психолого-педагогической литературе сплоченность рассматривается как важный компонент психологической составляющей боевой готовности подразделения. Она характеризуется такими факторами, как установки, позиции, интересы, чувство товарищества и взаимопомощи, сходство и совпадение взглядов военнослужащих по основным вопросам жизни и военно-профессиональной деятельности, взаимоотношения между начальниками и подчиненными и т. д. Воинская сплоченность формируется на основе идейного, нравственного, психологического и организационного единства всех членов армейского коллектива в процессе совместной учебной, служебной и боевой деятельности [5, 6] Именно поэтому ее считают обобщающим, интегральным показателем прочности воинского коллектива, его боеспособности.

Необходимость формирования сплоченности воинского подразделения обусловлена коллективной спецификой действий военнослужащих в интересах общества и государства.

Результаты многих теоретико-экспериментальных исследований [1,6] позволяют утверждать, что в интересах сплочения воинского коллектива в настоящее время широко

применяются различные средства и методы в процессе различных сфер деятельности, в том числе и в процессе занятий по физической подготовке.

Формирование межличностных отношений - своего рода начало в сплочении подразделения. Эти отношения представляют собой систему операционных, коммуникативных и других связей, направленных на изменение отельных параметров и характеристик совместного труда. Такие отношения в отличие от сугубо межличностных можно назвать отношениями деятельности. Именно совместная военно-профессиональная деятельность является системообразующим фактором, определяющим целостность воинского подразделения. Целью данной работы является исследование влияния занятий по физической подготовке с применением комплексного упражнения на повышение уровня групповой сплоченности курсантов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели был проведен анализ теоретических источников по данной проблеме, педагогический эксперимент и статистическая обработка результатов исследования. Для оценки уровня групповой сплоченности был использован индекс групповой сплоченности Сишора [2].

Исследования были проведены на двух группах курсантов. Одна из них занималась по экспериментальной программе по физической подготовке, включающей комплексное физическое упражнение, а другая - по действующей программе.

Разработанное нами комплексное физическое упражнение представляет собой упражнение, включающее следующие военно-прикладные упражнения:

1) бег 100 м по пересеченной местности с ящиками с боеприпасами и оружием в

руках;

2) преодоление дистанции 250 м на шестивесельных ялах (Ял-6);

3) метание гранаты массой 600 г на 20 м по стенке на точность;

Данное комплексное упражнение предназначено для высших военно-морских учебных заведений (учебных воинских частей), готовящих специалистов для этих воинских частей, для обучения и совершенствования качеств и навыков в действиях на корабле и его устройствах, развития у военных моряков силы, быстроты и ловкости, морально-волевых качеств и специальных двигательных навыков, повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам морской службы.

Выполняется комплексное упражнение в составе подразделения (группы) из восьми военнослужащих и проводится с общего старта. Форма одежды - рабочее платье без гюйса (ботинки, головной убор), снаряжение - спасательный жилет, автомат, ящики с боеприпасами 24 кг. При выполнении упражнения разрешается взаимопомощь без передачи автомата, спасательного жилета и других предметов экипировки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе настоящего исследования были получены данные, свидетельствующие о достаточно высоком начальном уровне индекса групповой сплоченности в двух исследуемых группах (подразделениях). В процентном соотношении были выявлены примерно одинаковые уровни выраженности индекса групповой сплоченности (рисунок1).

Из рисунка 1 наглядно видно, что 55,5% военнослужащих группы № 1 оценивают свою сплоченность как высокую (15 чел.) и 44,4% - выше среднего (12 чел.). В группе № 2 сплоченность высокая определяется в 51,8% (14 чел.), а выше среднего - в 48,1% (13 чел.) соответственно, что указывает на незначительные различия в уровне сплоченности в обеих группах.

%

60 40 20

—1— 51,8 48,1

44,4

Группа № 1 Группа № 2

□ высокая сплоченность □ сплоченность выше среднего

Рисунок 1 - Показатели индекса групповой сплоченности в двух группах в начале педагогического эксперимента

На следующем этапе, после проведения 12 занятий по физической подготовке, индексы сплоченности в обеих группах показали динамические изменения в лучшую сторону (рисунок 2). Причем выявлено, что в группе № 1, в которой проводились занятия с применением комплексного упражнения, 66,7% военнослужащих оценивают свою сплоченность как высокую (18 чел.) и 33,3% - выше среднего (9 чел.). В группе № 2, которая занималась по действующей программе по физической подготовке, показатели сплоченности существенных изменений не претерпели и представлены в следующих соотношениях: высокая - 55,5 (15 чел.), а выше среднего -44,4 (11 чел.).

%

80 60 40 20 0

66,7

55,5

33,3

44,4

Группа № 1 □ высокая сплоченность

Группа № 2 □ сплоченность выше среднего

Рисунок 2 - Показатели индекса групповой сплоченности в двух группах в конце педагогического эксперимента

Приведенные данные свидетельствуют, что в ходе занятий по физической подготовке с использованием комплексного физического упражнения у курсантов группы № 1 произошло значительное повышение уровня групповой сплоченности, тогда как у курсантов группы № 2 существенных изменений выявлено не было.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый педагогический эксперимент по оценке влияния занятий по физической подготовке с применением комплексного физического упражнения, направленного на формирование групповой сплоченности, выявил высокую эффективность. Так, военнослужащие группы № 1 в 66,7% случаев оценивают сплоченность своей группы как высокую и 33,3% - выше среднего.

Учитывая результаты эксперимента о положительном влиянии занятий по физической подготовке с применением комплексного физического упражнения, направленного на формирование групповой сплоченности, целесообразно включать такие занятия на старших курсах, когда личный состав уже овладеет элементами морской подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гнездилов, В. А. Профессиональная ориентация командиров на сплочение воинских коллективов в подразделениях внутренних войск МВД России : дис ...канд. пед. наук / Гнездилов В.А.

0

- Санкт-Петербург, 2015. - 167 с.

2. Голубева, О.Ю. Методические рекомендации по изучению социально-психологического климата в коллективах / О.Ю. Голубева, О.Ю. Шаповалова. - М. : Центр экстренной психологической помощи МЧС России, 2011. - 143 с.

3. Исаева, Н.Н. Стадии формирования сплоченного воинского коллектива // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2015 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 245-246.

4. Колесникова, Е.И. Сплоченность учебной группы как фактор социальной идентификации студента : автореф. дис. .. .канд. психол. наук / Колесникова Е.И. - Самара, 2007. - 23 с.

5. Маклаков, А.Г. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе / А.Г. Маклаков, А. А. Сидорова. - Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 5. - № 4. - С. 41-51.

6. Марищук, В. Л. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения / В. Л. Марищук, Н.В Романенко. - СПб. : ВИФК,1996. - 30 с.

REFERENCES

1. Gnezdilov, V.A. (2015), Professional orientation of commanders for the rallying of military collectives in the units of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, St. Petersburg,

2. Golubeva, O.Yu. and Shapovalova, O.Yu. (2011), Methodological recommendations for studying the socio-psychological climate in collectives, Center for emergency psychological assistance EMERCOM of Russia, Moscow.

3. Isaeva, N.N. (2015), "Stages of the formation of a united military collective", Education and training: theory, methodology and practice: materials III Intern. scientific-practical. Conf. (Cheboksary, May,8, 2015) ", Interactive Plus, Cheboksary, pp. 245-246.

4. Kolesnikova, E.I. (2007), Cohesion of the training group as a factor of the student's social identity, dissertation, Samara.

5. Maklakov, A.G. and Sidorova, A.A. (2011), "Formation of the person's adaptive potential and its development in the process of studying at the university", Bulletin of the A.S. Pushkin Leningrad State University, Vol. 5, No. 4, pp. 41-51.

6. Marishchuk, V.L. and Romanenko, N.V. (1996), Questions of versatile education of cadets of the higher military educational institution, VIFK, St. Petersburg.

Контактная информация: shchag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.07.2018

УДК 796.011.3

ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОТ ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор,

Сайд-Али Махмудович Аслаханов, доктор педагогических наук, профессор,

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия

Аннотация

В статье описаны результаты исследовательской работы по проблеме освоения теоретических знаний, умений и практических навыков физической культуры, а также научно обосновывается взаимосвязь знаний от особенностей профессиональных предпочтений. В статье на основе практического материала исследования опровергается мнение некоторых авторов об ухудшении здоровья студентов к концу учебы.

Ключевые слова: физическая культура, тестирование, физическая подготовленность, занятия, освоение, теория, знания, взаимосвязь, зависимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.