Научная статья на тему 'О роли естественных монополий в экономической стратегии государства'

О роли естественных монополий в экономической стратегии государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли естественных монополий в экономической стратегии государства»

П.И. Родионов,

зам. председателя Правления ОАО "Газпром"

Л.Э.Грязнов, ген. директор ИК "Горизонт" В.Г. Терентьев,

директор ИК "Горизонт"

О РОЛИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВА

Категория "естественная монополия", к сожалению, в последние годы подается в СМИ и ряде официальных документов как клеймо неполноценности. Под лозунгом борьбы с монополизмом много раз делались попытки расформирования "Газпрома".

Если руководствоваться объективными закономерностями развития форм организации современного производства в мире, названные потуги по самой мягкой оценке — противоестественны.

За этими действиями не просматривается долгосрочная стратегия реформирования экономики. Такие действия бессмысленны хотя бы потому, что рынок газа давно преобразовался из внутригосударственного в межгосударственный. "Газпром" в 90-е годы приобрел черты транснациональной корпорации, и сегодня масштаб мировых конкурентных отношений стал определяющим для выбора организационных форм производства газа.

Степень устойчивости и эффективности производственных систем в настоящее время совпадает с ростом размеров таких систем. Важнейшими положительными свойствами естественных монополий являются: возможность снижать издержки для потребителей производимой продукции и услуг; возможность концентрации финансовых, материальных, интеллектуальных и трудовых ресурсов для решения крупномасштабных задач, таких, например, как трубопровод Ямал-Европа.

Расформирование целостной производственной системы и искусственное создание конкурентной среды для дорогих магистральных и распределительных сетей резко удорожает поставку газа. Расплачиваться придется потребителю. Платой также будет рост себе-

стоимости отечественной продукции на величину прироста стоимости энергетической составляющей в цене производителей и соответственное снижение международной конкурентоспособности российской продукции.

Сейчас "Газпром" — самая крупная производственная компания в России.

В 1998 году было добыто около 583 млрд куб. м газа. Из них предприятиями "Газпрома" добыто

548 млрд куб. м, или 94%. Если исходить из достигнутого уровня, добыча "Газпрома" почти в восемь раз превышает ана-

логичные показатели нефтегазодобывающей компании

"Royal Dutch Shell", являющейся второй по добыче газа компанией мира, и больше, чем добыча всех последующих девяти крупнейших газодобывающих компаний

вместе взятых.

Объем добываемого нами газа зависит сегодня только от платежеспособного спроса. "Газпром" располагает большими возможностями для увеличения добычи. Сегодня компания может реально добывать 580 млрд куб. м. Ожидая роста спроса на наших основных рынках после 2000 г., мы планируем постепенно увеличивать добычу газа в течение нескольких следующих лет и довести ее к 2005 г. примерно до 620 млрд куб. м. Как уже говорилось, в последние годы "Газпром" приобрел ярко выраженные черты ТНК.

"ГАЗПРОМ"

Добыча газа и мощности по добыче

СИ Добыча

Щ Дополнительные мощности по добыче

| | Дополнительные мощности по добыче при сокращении инвестиций Щ Дополнительные мощности по добыче при наличии инвестиций

1996 1997 1998 1999 2000

оценочно оценочно

"Газпром" обладает мощным потенциалом к увеличению производства.

Свойства трансна-

циональной корпорации проявляются в том, что валовой продукт создается не только в пределах страны, но и за ее пределами. ТНК являются одним из основных средств увеличения ВВП за счет зарубежных производственных активов и преобразования его в ВНП. "Газпром" полностью вы-

полняет эти функции.

Из общих объемов поставки газа на потребителей Российской Федерации приходится несколько более 60%, остальное составляют экспортные поставки газа в 23 страны ближнего и дальнего зарубежья. Именно доходы от экспорта газа имеют важнейшее значение для экономики России. Каждый пятый доллар, который Россия получила от внешней торговли, был обеспечен экспортом газа.

Однако "Газпром" далеко не самая крупная компания в мире и Европе. По данным английской "Файнэншл таймс", по состоянию на январь 1998 г. в списке 500 крупнейших компаний Европы "Газпром" занимал 23-е место с рыночной капитализацией почти 32 млрд дол. На первом месте "Royal Dutch Shell" с капитализацией 191 млрд; "British Petroleum" на четвертом месте — 86 млрд. Следует отметить, что о дезинтеграции этих и других ТНК никто даже не помышляет. Правительства и общественность не позволяют это сделать во имя прогресса национальных экономик. Наоборот, идет процесс укрупнения международных компаний. Так, в середине 1998 г. объявили о слиянии две крупнейшие международные нефтяные компании "British Petroleum" и "Амоко". Аналогичные процессы идут в автомобильной, авиационной, телекоммуникационной и других отраслях. Поэтому не совсем понятно, из чего исходили "младорефор-маторы" в своем желании расчленить "Газпром". Может быть, им не давала покоя богатая сырьевая база компании?

“ГАЗПРОМ”

Поставки газа (1997 г.)

По объему = 494,8 млрд куб. м По стоимости = 27 млрд дол.*

*На основе данных бухгалтерской отчетности по международным стандартам.

БСС — республики бывшего Советского Союза, включая Украину, Беларусь, Молдову, Эстонию, Латвию, Литву.

"Газпром" контролирует 70% запасов газа России, обеспечивает около 25% всей мировой добычи природного газа. На долю компании ежегодно приходится примерно 5% произведенного валового внутреннего продукта страны, 8% промышленной продукции. Газ, который мы поставляем, обеспечивает выработку более 50% российской электроэнергии.

Кроме того, "Газпром" является ведущим поставщиком природного газа в Европу. Наличие надежной сырьевой базы, владение крупнейшей системой газопроводов протяженностью около 150 тыс. км и высокая мобильность этой системы создают все предпосылки для обеспечения надежности поставок газа нашим потребителям в России, республиках бывшего Советского Союза, а также странах Европы.

Велика роль "Газпрома" и в обеспечении заказами отечественных предприятий. Реализация масштабных газовых проектов создает российским предприятиям долговременный портфель заказов на конкурентоспособную продукцию.

В период резкого сокращения государственных заказов "Газпром" помог многим оборонным предприятиям сохранить основной костяк специалистов. Благодаря нашим заказам было создано не менее 40 тыс. квалифицированных рабочих мест в российском ВПК, а если к ним прибавить смежников, поставляющих комплектующие изделия,

— эта цифра окажется в 10-15 раз больше.

Компания работает с такими крупными и известными всей стране предприятиями, как "Кировский завод", "Пермские моторы", "Люлька-Сатурн", "Севмашпредприятие" и другими, которые специализировались ранее исключительно на авиакосмической, ракетной технике, судостроении, атомной промышленности.

В результате, если до недавнего времени при обустройстве северных месторождений с повышенным содержанием серы применялось импортное оборудование, в настоящее время "Воронежский меха-

"Газпром"

Крупнейшая газовая компания в мире

■ Владеет 20% запасов газа в мире

■ Добывает 25% газа от мировой добычи

■ Доля на европейском рынке 20%

■ Владеет крупнейшей системой трубопроводов протяженностью около 150 тыс. км

■ Производит 8% промышленной продукции России

ническии завод" освоил практически все виды коррозионностоикои и хладостойкой фонтанной арматуры, а также комплексов подземного оборудования скважин. Это позволило отказаться от закупок такого оборудования за рубежом.

Являясь по своей сути международной компанией со штаб-квартирой в Москве, "Газпром" не только обеспечивает сокращение импорта оборудования, но и способствует продвижению российского оборудования на международные рынки. Так, только реализация Иранского проекта (совместная разработка месторождений "Южный Парс") обеспечит отечественное машиностроение экспортными заказами на сумму более 200 млн дол.

“ГАЗПРОМ”

Долг российских потребителей

Млрд руб.

Задолженность в 1,5 раза превысила годовую выручку за газ, поставленный российским потребителям в 1997 г.

"Газпром" переживает сейчас не лучшие времена, и причина всем хорошо известна — состояние российской экономики, хаос в финансах и денежном обращении страны. Он создает напряжение в производственных отношениях внутри компании и с ее партнерами. На 3-4 месяца задержи-

ненных строительно-монтажных, проектных, научноисследовательских работ. В первом полугодии 1998 г. потребителями Российской Федерации было оплачено деньгами всего 14,2% поставленного газа, а накопленный долг потребителей превысил 101 млрд руб. А ведь 100 млрд руб. долга за газ — это 60 млрд налогов. На эти средства можно решить многие сегодняшние проблемы бюджета. Прежде всего, проблемы сдерживания инфляции и мобилизации средств для стимулирования производства потребительских товаров и сельскохозяйственной продукции.

Для стабильного развития необходима хоть какая-то экономическая определенность, иными словами экономическая стратегия. Прежде всего нужна нормальная финансовая система. Сегодня же "Газ-

пром" вынужден сокращать капиталовложения в производство, потому что ему нечем погасить возникающие при этом налоги. Это может привести к тому, что экономический рост в России будет невозможен из-за недостатка энергоносителей. Нам же сейчас приходится всерьез рассматривать перспективу снижения добычи газа до уровня платежеспособного спроса.

Для справки: по нашим расчетам, сокращение "Газпромом" своих капиталовложений

на 24 млрд руб. через эффект мультипликатора повлечет за собой сокращение ВВП

страны на 100 млрд руб.

Одна из наиболее жгучих проблем российской хозяйственной жизни состоит в том, что более 70% платежей в экономике обслуживается суррогатами, не подвластными денежным властям.

В стране в сфере финансов, в отраслях производства, в социальной сфере происходит много удивительных явлений.

Структура реальной денежной массы в России

Реальная

денежная

Официальные деньги (рубли)

Наличные доллары

Безналичные доллары

Товарные запасы и права требования товара

Зачеты по долгам бюджетов всех уров-

В денежном обращении уже несколько лет стихийно существует дефакто многовалютная система. Наряду с рублем, доля которого неуклонно сокращается, используются доллары, векселя и другие платежные средства, эмитированные регионами и предприятиями. Бартер — одно из основных средств обеспечения товарного обращения. Неплатежи, через договоры цессии, также выполняют функции денег в отношениях между предприятиями. Это и есть реальная многовалютная денежная масса, обеспечивающая производство и обращение в России. Она, вопреки проводимой правительством кредитно-денежной политике, хоть как-то удовлетворяет потребности реального сектора в деньгах.

Динамика макроэкономических индикаторов

Изменение ВВП РФ

Отношение М2 к ВВП РФ

Официальная денежная масса в России составляет лишь 13% от размера ВВП. Подавляющая доля официальных денег сосредоточена в сфере финансового обращения. В реальном секторе экономики официальные деньги используются весьма ограниченно. Производство стихийно приспосабливается к навязанным правилам экономических

отношений. Пустоты в денежном покрытии затрат предприятий и товарного обращения заполняются заменителями денег.

К сожалению, в России не создано до сих пор государственного органа, контролирующего эмиссию неофициальных денег. По этой причине оценить размеры массы "нетрадиционных денег" можно только приблизительно. Оценки показывают, что отношение "нерублевой денежной массы" к ВВП может превышать 2/3. Так, по расчетам Межведомственной балансовой комиссии (МБК), на различные формы нерублевых расчетов приходится 70-80% операций в российской экономике. При этом самая высокая доля нерублевых расчетов приходится на бартер. На первое полугодие 1997 г. доля бартера оценивалась в 41% от всей величины продаж.

Рубли в расчетах составили порядка 16%. Остальные расчеты покрывались платежными суррогатами плюс порядка 14% за счет

Оценка неденежных расчетов в России

Оценка межведомственной балансовой комиссии за 1997 г.

Доля неденежных расчетов 70%

из них бартер 41%

Доля расчетов

деньгами 16%

коммерческих кредитов. Наши оценки подтверждают выводы

Совершенно оче-

видно, что платежные суррогаты в отраслях производства имеют более обширные сектора использования, чем официальные рубли. Пренебрежительное отношение к ним (прежде всего со стороны денежных властей)

не меняет сути выполняемых ими функций. Они поддерживают воспроизводственные процессы в экономике при отсутствии нужного количества официальных денег. В реальном секторе они

— деньги. Только с их учетом можно оценивать реальную денежную массу. Ее размер является суммой всех названных суррогатов и официальных денег, обеспечивающих обращение товаров и услуг в производственном и финансовом секторах экономики.

Таким образом, замена рублями суррогатов, которые составляют 70-80% реальной денежной массы, — не есть эмиссия в обыденном понимании. То есть это совсем не то, чем пугают СМИ себя, население и чиновников.

Выпуск рублей не увеличивает реальную денежную массу и не провоцирует дисбаланс между денежной и товарной массой, а замещает суррогатные платежные средства.

Страхи по поводу неизбежности инфляции и тем более гиперинфляции не так уж оправданны. Это особенно очевидно, если под инфляцией понимать не обесценение национальной валюты по отношению к валютам других стран, а снижение покупательной способности национальной валюты на внутреннем рынке.

указанного межведомственного органа.

Денежные суррогаты

■ Денежные суррогаты стали финансовыми инструментами, имеющими более обширные сектора использования, чем эмитируемые рубли

■ В такой ситуации эмиссия — это замена суррогатов на рубли

Эмиссия 1 ■ Не дополняет денежную массу | ■ Не увеличивает размеры денежной массы 1

Эмиссия 1 З амещает плские денежные средства |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создается впечатление, что политика денежных властей, да и вся экономическая стратегия России оказалась заперта в треугольнике трех основных проблем: © недоверие населения к экономической политике государства и, как следствие, недоверие к официальному рублю; © зна-

чительные

объемы импорта продовольствия; Ф исторически сложившееся соотношение объемов внешней торговли и ВВП. Именно три эти проблемы не позволяют прилежно выполнять рекомендации иностранных советников. Если официальные деньги выпускать только под валютные резервы, устойчивым источником которых является в основном внешняя торговля, то можно забыть о необходимости поддерживать баланс между товарной и денежной массой. Официальных денег будет хватать лишь для обслуживания внешнеторговых товаро-потоков.

В производствах, работающих на внутренний рынок, в этом случае место официальных денег прочно займут суррогаты.

Если же ничего не менять в сфере денежного обращения и обеспечить соответствие товарной и денежной массы — вновь выпущенные деньги, пройдя по традиционным цепям обращения, неизбежно появятся на валютном рынке — в виде спроса обеспеченной части населения, банков, предприятий на валюту для увеличения долгосрочных запасов или в виде утечки капитала за рубеж по другим каналам. При этом, разумеется, произойдет существенное снижение валютного курса, подорожает импортное продовольствие — начнется новый виток инфляции.

Три проблемы российской экономики

Недоверие населения к экономической политике государства и, как следствие, недоверие к рублю

Значительные объемы импорта продовольствия

Исторически сложившееся соотношение объемов внешней торговли и ВВП

■ Суть денежной пап/тики должна состоять в

формировании денежной массы не столько под зслотовапютнье резервы и активы ЦБ, сколько под ресурсы и производственные активы страны

Что делать?

Как разорвать этот треугольник, а точнее порочный круг? (Хотя не все экономисты согласны, что замещение рублями денежных суррогатов приведет к немедленному росту цен.) Выход подсказывает сама жизнь — в настоящее время неофициальные деньги отличаются от официальных двумя качествами: они не конвертируются в доллары; их не принимают в налоги.

Достаточно запустить в каналы обращения государственный платежный инструмент, который будут принимать в налоги, но не будут свободно обменивать на доллары, как мы сможем существенно увеличить реальные доходы бюджета и соответственно реальные расходы бюджета.

Ведь сегодня дело доходит до абсурда — мы должны в бюджет налоги, но у нас нет денег, бюджет должен построить для офицеров жилье, но у него тоже нет денег, так как мы не заплатили налоги. Нам в оплату за газ предлагают жилье по всей России, но мы его не берем

— нам оно не нужно, а в налоги его не берут. В результате Россия просит западные кредиты для строительства жилья своим офицерам. Так чті теперь — кирпичи и щебенку друг у друга за доллары покупать? Или, может быть, кто-нибудь объяснит цель такой, с позволения сказать, "экономической стратегии"? А ведь, кажется, чего проще — государство платит своим казначейским векселем за жилье строителям, строители рассчитываются за газ, "Газпром" платит налоги.

Суть денежной политики, которая смогла бы вырвать страну из порочного круга, должна состоять в формировании денежной массы не только и не столько под золотовалютные активы ЦБ, сколько под ресурсы и производственные активы страны.

Мы понимаем — устранить многовалютную денежную систему и внедрить денежную монополию государства единым актом нереально. Нарушить денежное обращение просто, восстанавливать

значительно сложнее. Многосекторность обращения денег в российской экономике не устранить в короткий срок. Финансовая сфера, несмотря на потери и деградацию в ходе недавнего кризиса, сохранила собственный, обособленный контур обращения, обслуживаемый рублями и долларами. Не смыкающийся с ней реальный сектор, как было сказано, обслуживается различными денежными суррогатами.

Вытеснение и замещение денежных суррогатов рублями — одна из центральных проблем восстановления экономики.

Здесь, видимо, не обойтись без временного введения в оборот особого безналичного рубля специально для обслуживания расчетов в производственной сфере. Различное качество рублей, обращающихся в финансовой сфере и обслуживающих бюджетные операции, с одной стороны, и рублей в реальном секторе будет обусловлено разными по качеству активами обеспечения.

В первом случае — это золотовалютные резервы ЦБ, во втором — ресурсный потенциал реального сектора.

Речь, таким образом, идет о промежуточном этапе восстановления денежной системы России — о двухвалютном обращении. Это несомненно лучше, чем многовалютная система, и реальный шаг к установлению денежной монополии государства.

Вытеснение денежных суррогатов рублями — одна из центральных проблем российской экономики

Необходимо временнное введение в оборот "параллельного" безналичного рубля

те к и по

А_______ ^

Различное качество рублей будет обусловлено разными по качеству активами обеспечения

З олотовалютные резервы ЦБ

Ресурсный потенциал реального сектора

Основные отличия "второго" рубля от его параллельного собрата — существование только в безналичной форме и невозможность прямой конвертации в доллары. Этот рубль мог бы обслуживать 85% хозяйственного оборота, которые в настоящее время демонетизованы, нор-

мализовать сбор налогов, восстановить инвестиционный процесс и вывести государство из "затяжного" дефолта по контрактным обязательствам перед поставщиками и подрядчиками, выполнявшими госзаказ.

Только "Газпром" смог бы за счет этого увеличить объем продаж на 40-50 млрд руб. Половина из этой суммы пошла бы на увеличение доходов бюджета, а другая половина — на компенсацию сокращения наших инвестиций и способствовала бы оживлению в инвестиционных отраслях страны.

В принципе функции "второго" рубля могут вполне выполнить специальные ценные бумаги, выпущенные казначейством. Принципиальное требование — исключительно безналичная форма обращения и официальная государственная котировка (например, учетная ставка Центробанка по ним).

Основные отличия "второго" рубля

■ Существование только в безналичной форме ■ Невозможность прямой конвертации в дотасы

Характеристики 'ёторого"рубля

*

Возможности 1 ■ Обсгуживание 85% хозяйственного

'второго"рубля оборота

■ Нсрмагизац/я сбора нагагав

■ ВоостановгЕние инвестиционного проща

Ссылки на неизбежную высокую инфляцию в сфере обращения такой "параллельной" валюты несостоятельны.

Во-первых, наличие "параллельной" валюты не снимает необходимости жесткого планирования государственного бюджета по доходам и расходам — а именно в дефиците бюджета и в неспособности государства эффективно контролировать свои расходы лежит одна из основных причин инфляции.

Во-вторых, мы имеем показательный опыт внедрения казначейских обязательств 1995-1996 гг., так называемых КО.

Если рассматривать КО как "параллельную" валюту, то курс такого "параллельного" рубля с момента начала его выпуска вырос по отношению к конвертируемому рублю, а не снизился, как могли бы этого ожидать теоретики, примитивно понимающие монетаризм.

Источник такого явления — нормализация соотношения между денежной и товарной массой и, как следствие, снижение издержек обращения по сравнению с бартерными, зачетными и другими немонетарными хозяйственными операциями.

Действительно, для всех знающих хозяйственные реалии сегодняшней России, бесспорен тот факт, что введение официальной "второй" валюты не усложнит, а упростит (!!!) сегодняшнюю хозяйственную деятельность. Проще иметь тарифы на свою продукцию в двух валютах, чем в 10-18 эквивалентах обмена, где наиболее популярными являются киловатт/часы электроэнергии, кубометры газа и автомобили "Жигули". Существенно упрощается в таком случае и уплата налогов.

Дело политиков — подвести к нужному выбору и не допустить катастрофических последствий кризиса.

Инфляционное ожидание

■ Необходимость жесткого планирования государственного бюджета по доходам и расходам

■ Нормализация соотношения между денежной и товарной массой

Отсутствие факторов, вызывающих инфляцию

Введение официальной "второй" валюты не усложнит, а упростит хозяйственную деятельность

Введение в обращение "второго" рубля

Программа введения в обращение "второго" рубля

Необходимо придерживаться принципов распределения при осуществлении эмиссии

■ Первичное размещение эмитированных рублей осуществляется через казначейство и его филиалы

■ Использование денег осуществляется в целевом порядке под контролем казначейства

■ Размещение эмитированных денег может осуществляться только под производственные и научные проекты, выдержавшие экспертизу и конкурс на финансирование

в целевом порядке под контролем казначейства; в) размещение эмитированных денег в качестве инвестиций осуществлять только под производственные и научные проекты, выдержавшие экспертизу и конкурс на финансирование.

Также, для избежания инфляционной реакции, потребуется соблюсти некоторые ставшие классическими условия.

Нельзя резко увеличивать госрасходы, если нет резервов повышения товарной массы — недогруженных мощ-

ностей.

Увеличивать следует только те госрасходы, которые влекут за собой мультипликативный рост производства. Закупка военной техники, кстати, в условиях кризиса (особенно в краткосрочной перспективе) также имеет положительное значение.

Условия введения в обращение "второго" рубля

Для избежания инфляционной реакции необходимо соблюдать I следующие условия I

I Нельзя увеличивать госрасходы, если нет резервов повышения товарной массы I Увеличивать следует те госрасходы, которые влекут мультипликативный рост производства

Принципиально важно соблюсти строгость в распределении эмитированных рублей, будь то конвертируемые или "параллельные" деньги. Существует несколько обязательных в таких случаях правил: а) первичное размещение эмитированных рублей осуществлять только через казначейство и его филиалы; б) использование денег, эмитированных на текущие нужды, осуществлять

Данный эффект широко известен в западной практике как "слабоинфляционное стимулирование". С ним приходит повышение рентабельности предприятий и оживление их активности.

Повышение госзакупок может происходить без роста бюджетного дефицита. Увеличение госзакупок влечет за собой рост выпуска продукции, что равносильно росту доходов бюджета. Увеличивается налоговая база, а следовательно, налоговые поступления. Скоординированное планирование госзакупок, соответствующая корректировка налоговых ставок и рост госрасходов могут происходить без увеличения бюджетного дефицита и при этом стимулировать развитие экономики.

Рост закупок — мера временная, но необходимая для первоначального толчка выхода из кризиса.

Государственные капитальные вложения — другой вид госрасходов, стимулирующих спрос.

Бытует мнение, что государственные капитальные вложения — неэффективные. Однако российская практика показывает, что неэффективными могут быть и частные вложения, особенно если это акционерный капитал. И дело, видимо, не в том, чьи деньги — частные или государственные, а в том, кто и как контролирует процесс капиталовложений.

После 17 августа

1998 г. отечественные производители стали конкурентоспособными как по экспортным поставкам, так и по отношению к импортерам. По сути, как ни парадоксально, события 17 августа нормализовали ситуацию для отечественных производите-

лей.

Производимая в стране продукция, в существенной части, стала конкурентоспособной. Сложилась благоприятная обстановка для наращивания объемов производства импортозамещающей продукции.

Еще один парадокс — в создавшейся ситуации нам не нужны иностранные кредиты. Тем более связанные с приобретением оборудо-

Программа действий

Сейчас важны не формальные ограничения или обоснования эмиссии, а поддержание соответствия между товарной и денежной массой

Поддержание этого паритета — важнейшая функция государства

вания, аналог которого можно произвести в России. Требуется кредитование отечественных производителей. Банки в создавшейся ситуации справиться с этим не в состоянии. Только государство может выправить ситуацию.

Сейчас важны не формальные ограничения или обоснования эмиссии, а поддержание соответствия между товарной и денежной массой. Поддержание этого паритета — важнейшая функция государства. Успешность выполнения этой функции определяется не только и не столько следованием теоретическим канонам, сколько глубоким пониманием реалий хозяйственной практики.

Конечно, если исходить из того, что государство неспособно получить обратно выданные ссуды, так же как оно зачастую не в силах получить налоги с платежеспособных предприятий, можно критиковать предложения по реформированию неадекватной денежной политики, то есть корня проблемы неплатежей. Стоит, однако, исходить из того, что сильный бизнес в России невозможен при слабом и недееспособном государстве, ибо такое государство не в состоянии проводить ответственную политику на благо Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.