Научная статья на тему 'О РИТМИКЕ “ТАРОНА” И “УФАР” В КЛАССИЧЕСКОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ'

О РИТМИКЕ “ТАРОНА” И “УФАР” В КЛАССИЧЕСКОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / маком / тарона / уфар / ритмика / формула / раздел / жанр. / music / makom / tarona / ufar / rhythm / formula / section / genre.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ашуров Бахтиёр Шокирович

уфары – заключительные части микроциклов, непосредственно танцевальная сфера. А.Фитрат обозначает уфары как отдельный раздел цикла уйин бутоги. В таком смысле уфары символизируют определённую жанровую направленность в триединстве инструментального, вокального и танцевального начал в макомах. Жанрово-ритмическая характеристика уфаров сказывается, прежде всего, в шестидольном танцевальном метре. Что касается непосредственно ритмического профиля, то в качестве типичной, трудно выделить какую-то одну определённую формулу. В рамках шестидольного метра (пожалуй, наиболее характерной модели) уфары макомов обнаруживают удивительное многообразие и творческую фантазию ритма. Даже беглое сравнение отдельных уфаров показывает, что ритмические контуры здесь весьма разнообразны и далеки от какого бы то ни было стереотипа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RHYTHM OF “TARONA” AND “UFAR” IN CLASSICAL UZBEK MUSIC

ufars are the final parts of microcycles, directly the dance sphere. A. Fitrat designates ufars as a separate section of the cycle uyin butogi. In this sense, ufars symbolize a certain genre orientation in the trinity of instrumental, vocal and dance principles in maqoms. The genre-rhythmic characteristic of the ufars affects, first of all, in the six-beat dance meter. As for the rhythmic profile itself, it is difficult to single out any one specific formula as a typical one. Within the framework of a six-beat meter (perhaps the most characteristic model), maqom ufars reveal an amazing variety and creative imagination of rhythm. Even a cursory comparison of individual Ufars shows that the rhythmic contours here are very diverse and far from any stereotype.

Текст научной работы на тему «О РИТМИКЕ “ТАРОНА” И “УФАР” В КЛАССИЧЕСКОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ»

О РИТМИКЕ "ТАРОНА" И "УФ АР" В КЛАССИЧЕСКОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ Ашуров Б.Ш.

Ашуров Бахтиёр Шокирович - PhD, Руководитель отдела по подготовке научно педагогических кадров, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: уфары - заключительные части микроциклов, непосредственно танцевальная сфера. А.Фитрат обозначает уфары как отдельный раздел цикла - уйин бутоги. В таком смысле уфары символизируют определённую жанровую направленность в триединстве инструментального, вокального и танцевального начал в макомах.

Жанрово-ритмическая характеристика уфаров сказывается, прежде всего, в шестидольном танцевальном метре. Что касается непосредственно ритмического профиля, то в качестве типичной, трудно выделить какую-то одну определённую формулу. В рамках шестидольного метра (пожалуй, наиболее характерной модели) уфары макомов обнаруживают удивительное многообразие и творческую фантазию ритма. Даже беглое сравнение отдельных уфаров показывает, что ритмические контуры здесь весьма разнообразны и далеки от какого бы то ни было стереотипа. Ключевые слова: музыка, маком, тарона, уфар, ритмика, формула, раздел, жанр.

ABOUT THE RHYTHM OF "TARONA" AND "UFAR" IN CLASSICAL UZBEK MUSIC Ashurov B.Sh.

Ashurov Bakhtiyor Shokirovich - PhD, Head of training department scientific teaching staff, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: ufars are the final parts of microcycles, directly the dance sphere. A. Fitrat designates ufars as a separate section of the cycle - uyin butogi. In this sense, ufars symbolize a certain genre orientation in the trinity of instrumental, vocal and dance principles in maqoms.

The genre-rhythmic characteristic of the ufars affects, first of all, in the six-beat dance meter. As for the rhythmic profile itself, it is difficult to single out any one specific formula as a typical one. Within the framework of a six-beat meter (perhaps the most characteristic model), maqom ufars reveal an amazing variety and creative imagination of rhythm. Even a cursory comparison of individual Ufars shows that the rhythmic contours here are very diverse and far from any stereotype.

Keywords: music, makom, tarona, ufar, rhythm, formula, section, genre.

В уфарах без особой регламентации широко применимы десяти - четырнадцатисложные стихи, причём, от вершин поэзии (Джами, Навои, Огахи) до фольклорных первоистоков.

Трактовка уфаров как отдельного раздела имеет под собой вполне реальную почву. Такое формообразующее понятие раздела уфар по аналогии с инструментальной и вокальной сферой, а также с микроциклами внутри макома предполагает некую многосоставность (многочастность). Если в инструментальной и вокальной областях и микроциклах составные части идентифицируются как относительно самостоятельные произведения, то в уфарах "части" - это, скорее, узловые моменты единого сквозного целого. Они лишь в некоторых случаях характеризуются сменой усуля, а в большинстве своей основы демонстрируют переход из одного в другое, означают темповый сдвиг, иными словами, последовательное наращивание (акселерацию) к более быстрому и активному темпу. Многочастность уфаров наглядно демонстрируется лишь только в некоторых макомах в виде дифференциации уфаров.

Уфар I и Уфар II - эта номинация из области аналитической записи макомов. Сами же носители для разделения обычно использовали пару понятий, отражающих как бы два полюса ритмического движения: относительно быстрый и относительно медленный. В бухарской традиции медленный обозначался как тяжёлый уфар (уфари вазмин), а быстрый - просто уфар. В хорезмской традиции - относительно медленный - просто уфар, а быстрый - гуль уфар.

В принципе, уфар как раздел представляет собой открытую систему. Ускорение внутри него может продолжаться по воле и вдохновению исполнителя. В бухарской традиции некоторые измельчённые усули, завершающие уфары, называются чиллиги (букв. "как бы измельчённый до сорока"). В чиллиги шестидольный метр становится трехдольным: 6/8 сменяется на 3/8. Пение превращается как бы в скороговорку. Линия мелодического движения нивелируется и наступает господство стихии ритма.

В некоторых случаях уфары предстают сами по себе как грандиозные вокально-хореографические композиции, бытующие порою даже под отдельными самостоятельными названиями. Например, в Хорезме

широко известна и поныне классическая танцевально-хореографическая композиция Оразибон, которую когда-то так и называли Уйин макоми - танцевальный маком.

Тарона составляет отдельную жанровую сферу макомов с обособленной ритмикой. Если все остальные номинированные части подразумевают определённую ритмическую формулу, или, по крайней мере, метрическую сетку (как в уфарах), то тарона как раз предполагает нечто обратное - зону свободного действия ритма, внутри отдельного блока усулей и ритмических формул. В этом отношении тарона представляет сектор свободы, а все остальные части - каноническое начало в макомах.

Тарона является, пожалуй, одним из самых старых терминов классической музыки. Корни слова восходят к народно-песенным истокам. В «Кабуснаме» отмечается: - «Сначала играют мелодию хусровани, которая создана для приемов у царей. Затем положили (положено) играть мелодии в медленном движении, под которое можно петь песнопения. Назвали их рах. Этот рах подходит по вкусам старцам и людям серьезным. Для них-то его и создали, но потом, когда увидели, что не все люди старики и серьезный народ, сказали: это создали музыку для стариков, создадим же музыку и для молодежи. Поискали и приносили стихи, которые построены на легких размерах к легким напевам и назвали их хафиф, чтобы после каждого медленного раха играть этот хафиф, чтобы на каждом музыкальном собрании было что-нибудь и для стариков и для молодежи. Но надо было, чтобы дети, женщины и легкомысленные мужчины тоже не остались без своей доли. И вот, когда появился обычай петь тарона, эти тарона предназначили для тех людей, чтобы и они получили удовольствие и наслаждение, ибо нет более приятного размера, как размер тарона». В этом же качестве тарона выступает сегодня в системах Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов. Можно только удивляться стойкости традиции, преемственным связям трактата XI века и современной музыкальной практики. В таком же жанрово-функциональном значении тарона сохраняется и в современной практике. По сути дела, она продолжает претворять народно-песенное начало в классической музыке.

Область тарона входит в базовое ядро макомного цикла, следует после Сарахбора, Талкина и Насра и по своему внутреннему содержанию служит важным дополнением к самостоятельным частям. Они и следующие за ними тарона взаимодополняют друг друга, показывают различные грани душевного состояния. Причём, основным частям соответствуют от одного-двух до шести-семи и более тарона. Можно заметить как тенденцию, некую пропорциональную уравновешенность эмоционально-психологического баланса между основными - сарахбором, талкином, насром и производными от них частями тарона. В этом отношении, как правило, большее количество тарона приходится на Сарахбор. В старой бухарской традиции некоторым Сарахборам соответствует до восьми тарона. Сарахбор - самая крайняя точка эмоциональной сосредоточенности, тарона - разрядка и просветление.

Жанровые черты тарона, пожалуй, воплощаются, прежде всего, в ее ритмике. Ритм тарона невозможно свести к единому знаменателю, указать на ту или иную формулу в качестве главенствующей. Наоборот, сектор тарона символизирует некоторое множество, кумулятивность усулей и ритмических рисунков с одной стороны, с другой - быстрое обновление характеров, лёгкость смены эмоционально-психологических настроений. В тарона появляются усули в метрах, в общем-то, не свойственных основным частям макомов: 5/8, 3/4 и др.

Конечно, в массиве тарона есть и характерные ритмические формулы, как, например, тринадцатисложный усуль сувора, который широко бытует как в бухарской, так и в хорезмской традиции:

Именно в сфере тарона появляются необычные для других вокальных частей элементы и приёмы из инструментального раздела.

В I тарона Сарахбори Бузрук именно благодаря ритмической композиции возникает форма "пешрав", свойственная, в принципе, инструментальным частям. Структуру этого тарона можно представить следующей схемой:

В тарона широко используются трехдольные усули, которые, в общем-то, не характерны для других частей. Даже усули аксак и шестидольный метр, попадая в тарона, трансформируются в иной жанр - из лирико-философского в лёгкий, песенный.

Народно-песенное начало в тарона обнаруживается и в синкретическом единстве музыки и слова. Здесь, как уже отмечали, наряду с высокой поэзией широко используются фольклорные тексты самых разнообразных структур, начиная от пяти - шестисложных до пятнадцати - шестнадцатисложных. Самое важное, что вместе с народными истоками в художественное мышление макома проникает и особое искусство импровизации поэтических текстов: активное включение дополнительных слогов, слов и предложений; специальные приёмы двуязычной поэзии, пространные распевы на основе произвольно вводимых долгих гласных слогов; свободное дробление и суммирование стихотворных строк и строф.

Обобщая, можно сказать, что музыкальная и поэтическая системы макомов обнаруживают скрытую гармонию. Музыкальная логика утверждает идею круга, нескончаемость мелодического движения. Ритм при этом также стремится не ставить точку, а лишь отмечает многоточие...

А в целом художественный смысл макомов в том, что это высокое в понимании подтекста искусство (красота, гармония) для восприятия. Чем совершеннее исполнитель (музыкант) и слушатель, тем больше будет удовольствия, наслаждения в этом процессе постижения музыки и стиха.

Сегодня, в XXI веке мы больше говорим о многополярном мире. Многополярный мир возможен при условии многополярности культур. Для подобной толерантности необходима культура, способная

воспринимать другие культуры. Свое и другое может сосуществовать при условии, когда другое способно стать своим, и, соответственно, когда свое открыто для других.

Список литературы /References

1. Фахриддин ар-Рози. Рисолаи мусики. Ташкент, Литография. 1914.

2. Ю.Кон. Избранные статьи о музыкальном языке. Санкт-Петербург. 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.