Научная статья на тему 'О результатах второго всероссийского географического диктанта в Самарской области'

О результатах второго всероссийского географического диктанта в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ УЧАСТНИКОВ / СРЕДНИЙ БАЛЛ / МИНИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ / МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ / GEOGRAPHIC EDUCATION / NATIONAL GEOGRAPHIC DIC-TATE / AGE GROUPS OF PARTICIPANTS / AVERAGE SCORE / MINIMUM SCORE / MAXIMUM SCORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирулина Ирина Ивановна

Данная статья посвящена анализу результатов Всероссийского географического диктанта, проходившему в Самарской области на 59 площадках во всех городских округах и муниципальных районах. За последние 20 лет уровень подготовки по географии в школах страны катастрофически снизился. С этой проблемой сталкиваются достаточно давно вузовские преподаватели, что особенно остро стало проявляться с начала 2000-х тысячных годов и предпринимались многочисленные попытки вузов по привлечению внимания к данной проблеме. Актуален этот вопрос и для Самарской области, в частности в СГЭУ данную проблему поднимали на многих конференциях, круглых столах. Ведь будущий выпускник высшей школы, в какой бы сфере не работал, должен иметь представление и об особенностях территории своего региона, и о территориальных особенностях страны. Однако только обращение президента к состоянию географического образования повлекло реальные действия по выявлению уровня проблемы и проблема географического образования вышла на одно из первых мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирулина Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the second national geographical quiz in the Samara region

This article analyzes the results of the national geographic Dik-Tanta, held in Samara region on 59 sites in all urban districts and municipal areas. Over the last 20 years the level of training of geography in schools across the country dramatically decreased. Facing this problem for quite a long time high school teachers, most urgent became apparent from the beginning of the 2000s, years and there have been numerous attempts of universities to bring attention to this issue. Relevant issue for the Samara region, in particular in the sgeu this issue was raised at many conferences and round tables. After all, the future graduate school in whatever field didn't work, should have an idea about the peculiarities of their region, and on territorial characteristics of the country. However, only the address of the President to the state of geographical education led to real actions to identify the level of problems and the problem of geographical education started one of the first places.

Текст научной работы на тему «О результатах второго всероссийского географического диктанта в Самарской области»

Выходные сведения статьи:

Фирулина И.И. О результатах второго всероссийского географического диктанта в Самарской области // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 3(21). URL: https://regrazvitie.ru/o-rezultatah-vtoro go -vserossij sko go-geo grafichesko go-diktanta-v-samarskoj -oblasti/ _

УДК 372.891

О результатах второго всероссийского географического диктанта в Самарской области

©2017 Фирулина Ирина Ивановна1

Е-mail: firulinairina@ gmail.com

Самарский государственный экономический университет

Данная статья посвящена анализу результатов Всероссийского географического диктанта, проходившему в Самарской области на 59 площадках во всех городских округах и муниципальных районах. За последние 20 лет уровень подготовки по географии в школах страны катастрофически снизился. С этой проблемой сталкиваются достаточно давно вузовские преподаватели, что особенно остро стало проявляться с начала 2000-х тысячных годов и предпринимались многочисленные попытки вузов по привлечению внимания к данной проблеме. Актуален этот вопрос и для Самарской области, в частности в СГЭУ данную проблему поднимали на многих конференциях, круглых столах. Ведь будущий выпускник высшей школы, в какой бы сфере не работал, должен иметь представление и об особенностях территории своего региона, и о территориальных особенностях страны. Однако только обращение президента к состоянию географического образования повлекло реальные действия по выявлению уровня проблемы и проблема географического образования вышла на одно из первых мест.

Ключевые слова: географическое образование, всероссийский географический диктант, возрастные группы участников, средний балл, минимальный балл, максимальный балл.

The results of the second national geographical quiz in the Samara region

©2017 Firulina Irina Ivanovna

Е-mail: firulinairina@ gmail.com

Samara State University of Economics

This article analyzes the results of the national geographic Dik-Tanta, held in Samara region on 59 sites in all urban districts and municipal areas. Over the last 20 years the level of training of geography in schools across the country dramatically decreased. Facing this problem for quite a long time high school teachers, most urgent became apparent from the beginning of the 2000s, years and there have been numerous attempts of universities to bring attention to this issue. Relevant issue for the Samara region, in particular in the sgeu this issue was raised at many conferences and round tables. After all, the future graduate school in whatever field didn't work, should have an idea about the peculiarities of their region, and on territorial characteristics of the country. However, only the address of the President to the state of geographical education led to real actions to identify the level of problems and the problem of geographical education started one of the first places.

1 Фирулина Ирина Ивановна - кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

Keywords: geographic education, national geographic DIC-Tate, age groups of participants, average score, minimum score, maximum score.

Проблема географического образования продолжает оставаться в числе приоритетных в нашей стране. Актуальна она и для Самарской области. Серьезное внимание СГЭУ к состоянию географического образования в регионе не случаен. Будущий выпускник высшей школы, в какой бы сфере не работал, должен иметь представление и об особенностях территории своего региона, и о территориальных особенностях страны. Важно это и для будущих специалистов в сфере экономики, управления. Однако во ФГОС ВО для бакалавров по экономике, менеджменту, государственному и муниципальному управлению, а также большинству других направлений подготовки компетенций по владению географическими знаниями нет, поэтому вводить в учебные планы географические дисциплины проблематично, а школа не обеспечивает необходимый уровень географического понимания. Серьезная проблема отмечается и при наборе на актуальное направление «Экология и природопользование», так как в числе вступительных испытаний - ЕГЭ по географии, однако в Самарской области сдающих ЕГЭ по географии единицы.

Именно проблеме состояния географического образования был посвящен 1 региональный съезд учителей географии, организованный по инициативе актива Самарского областного отделения ВОО «Русское географическое общество», возглавляемого и.о. ректора ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» Г.Р. Хасаевым, проходивший в стенах СГЭУ в октябре прошлого года. Внимание к преподаванию географии в школах области привлек, организованный в преддверии Съезда членами совета Самарского отделения РГО И.В.Казанцевым и И.И.Фирулиной, первый эколого-краеведческий диктант. Большая работа была развернута в регионе по организации проведения 2-ого Всероссийского географического диктанта, прошедшего 20 ноября 2016 года.

Что же показали результаты 2-ого Всероссийского географического диктанта?

Прежде всего, стоит отметить существенное увеличение и количества участников - общее количество участников акции увеличилось по сравнению с 2015 годом в 2,6 раза (187187 человек, в т.ч. 92240 писавших диктант очно в 2016 году, против 71929 человек, в т.ч. 44365 писавших диктант очно в 2015 году) и организованных региональных площадок - в 7,1 раза больше по сравнении с 2015 годом (1464 площадки в 85 субъектах Российской Федерации в 2016 году против 210 в 2015 году). Безусловно такое значительное увеличение явилось результатом пристального внимания к состоянию географического образования президента В.В. Путина.

Среди регионов абсолютным лидером по числу написавших диктант второй год подряд стала Республика Саха (Якутия) - 15 тысяч человек писали диктант на 500 площадках. На втором месте - Республика Башкортостан, где диктант написали более 6 тысяч человек на 87 площадках. Третье место по количеству участников занял Санкт-Петербург (более 4 тысяч участников на 27 площадках). В пятерку лидеров также вошли Москва и Самарская область, где участниками диктанта стали более 3 тысяч человек (на 47 и 59 площадках, соответственно).

Подавляющее большинство участников отмечено в возрасте от 11 до 18 лет (60,4% по РФ и 57% в Самарской области). И по стране и по региону около 15% участников в возрасте 19-25 лет, а меньше всего - в возрастных группах до 10 лет и старше 65 лет.

По роду занятий половина всех участников - школьники - по стране их доля составила 51,1% (в 2015 году всего 36,4%), по области - 49%, работающих и студентов - по 21,4% и

24,4% по РФ и 21,2% и 19,2% в Самарской области. Самая же малочисленная категория -пенсионеры, их всего 2,4% по стране и 2,5% в регионе.

В 2016 году самая многочисленная группа участников диктанта и по РФ и по области -около 40% указала наличие основного общего образования (около 32 тыс. человек и 1230, соответственно). Сопоставима и доля участников диктанта по РФ и области со средним общим образованием - 25,6% и 20,7%, соответственно. Из 3338 участников диктанта по области почти четверть указали наличие высшего образования, по стране в целом - каждый десятый участник (таблица 1). Стоит обратить внимание на низкую долю участников, имеющих среднее специальное образование, по РФ их всего 5,4 %, по области несколько больше -6,4%.

Таблица 1 - Уровень образования участников диктанта

Уровень образования РФ СО

2015 % 2016% 2016 % 2016 чел.

Начальное образование 1-4 класс 2,3 2,5 3,3 111

Основное общее образование 5 - 9 класс 26 37,5 36,8 1230

Среднее общее 22,3 25,6 20,7 692

Среднее профессиональное 5 5,4 6,4 212

Неполное высшее 12,8 7,9 9,8 327

Высшее 29,1 10,1 22,2 741

Ученая степень 2,4 1,1 0,6 19

Вполне закономерно, что большая часть участвующих в акции определила свое отношение к географии как «интересующийся». Диктант не являлся обязательным для жителей страны, поэтому очевидно, что именно интерес к географии побудил многих прийти и проверить свои знания. В 22 субъектах эта доля составила более 60%, в Самарской области около 55%. Доля профессиональных географов среди участников диктанта также варьирует в зависимости от региона. В семи субъектах их доля не превышает 5% (например, в Вологодской, Смоленской областях, в Республике Саха (Якутия), в Севастополе); в Самарской области - около 7%; в пяти субъектах таковых оказалась пятая часть всех участников; в Пензенской и Белгородской областях более трети написавших диктант назвали географию сферой своих профессиональных интересов. Примечательно, что более 10% участников диктанта в Самарской области отнесли себя к позиции «активный турист».

Подведение итогов показало, что средний балл, набранный участниками диктанта, по РФ составил 52 балла из 100 возможных (в 2015 году - 53,8 балла), что соответствует «3». Небольшое снижение среднего балла по стране объясняется увеличением количества участников школьного возраста, чьи работы характеризуются наименьшим средним значением балла. Средний балл по Самарской области — 50, что ниже общероссийского (52), причем средний балл у мужчин составил 52,8 балла, у женщин - 47,6. Как видно из таблицы 2, резкое занижение среднего балла дали результаты участников моложе 10 лет, те, кто еще не изучал географию (28,8 балла), а также значительно ниже среднего балла результаты в группе 11 - 18 лет (таблица 2). Максимальную оценку 100 баллов по стране получили 413 человек - 0,45% (191 человек - 0,44% в 2015 году). В Самарской области максимальный балл набрали 4 человека - 0,1% в возрастной группе - 19-25 лет (в этой группе отмечен и самый высокий средний балл - 66,8) и в группах от 36 до 65 лет (таблица 2) у участников с полным средним и с высшим образованием, отнесшие себя к сфере образования и науки, и те, что выбрали вариант «другое».

Таблица 2 - Результаты 2-ого Всероссийского географического диктанта __по возрастным группам участников__

Балл до 10 11-18 19-25 26-35 36-53 54-65 65 и

лет лет лет лет года лет старше

Максимальный 88 96 100 96 100 100 91

Средний 28,8 41,4 66,8 54,8 61,3 66,1 65,5

Минимальный 0 0 4 6 3 7 8

В 29 субъектах участникам не удалось получить максимально возможные 100 баллов, это регионы, немногочисленные по составу участников, где отсутствие стобалльников связано, в первую очередь, с низкой посещаемостью самого диктанта (Чеченская Республика, Томская область и ряд других). При этом в Якутии, занявшей первое место по количеству участников, не оказалось ни одного человека, полностью ответившего на все 30 заданий диктанта.

В целом по стране лучший результат показали участники в возрасте от 54 лет и старше, в Самарской области, как отмечалось выше, в группах 19 - 25 лет (66,8), а также, с небольшой разницей, в возрастных группах 55 - 64 и 65 и более лет (66,1 и 65,5, соответственно) (таблица 3). Это те, кто изучал географию в школе в 60-70-х годах, когда на преподавание географии (суммарно во всех классах) было отведено 11 часов в неделю, а также те, кто изучал относительно недавно географические дисциплины в вузе.

Таблица 3 - Средний балл за диктант среди различных возрастных категорий _ участников в 2015 и 2016 гг._

Возрастная группа 2015 2016

РФ РФ СО

До 10 лет 39,4 38,4 28,8

11 - 18 48,4 45,4 41,4

19- 25 56,1 59,3 66,8

26 35 56,7 59,1 54,8

36 - 53 62,4 64,8 61,3

54 - 64 65 67,9 66,1

65 и более 58 64,2 65,5

Наиболее низкий средний балл (без учета самых юных участников группы до 10 лет, кто еще не изучал географию в школе), как в целом по стране, так и региональном разрезе, в возрастной группе от 11 до 18 лет. Они обучались географии в 2000 - 2010-х годах, когда в российских школах количество часов по предмету география было значительно сокращено.

Набрали ниже среднего балла в регионе 1708 человек (51,17%), выше среднего балла набрали 1630 человек (48,83 человек).

По значению среднего балла все регионы условно можно объединить в пять групп. 13 субъектов России, включая город федерального значения Севастополь, характеризуются наименьшими средними баллами (в диапазоне от 40 до 45 баллов). При этом минимум (40 баллов) отмечен в Республике Марий Эл. В 28 регионах значения среднего балла варьируют от 46 до 52. В оставшихся 44 субъектах РФ средний балл выше среднего по стране. В 17 регионах он находится на отметках 53-56, в 16 - в диапазоне от 57 до 60. Самые высокие средние баллы (61-67) получены в 11 регионах, максимум (67 баллов) - в Республике Мордовия.

Каждый пятый участник получил за диктант менее 30 баллов (то есть «двойку»), в то время как в 2015 году «двоечников» была почти половина участников диктанта.

Каждый из вариантов включал 30 вопросов на знание географических понятий и терминов, нахождение географических объектов на карте и их определение по записям дневников путешественников и отрывкам художественных произведений. Время выполнения заданий составило 45 минут. Общее время проведения акции, включая инструктирование участников, - 60 минут.

Наибольшие трудности для участников Самарской области (вариант 1) вызвал вопрос №24, на который верно ответили около 25% участников. Это наиболее сложный тип вопросов на установление пары объектов, географически не связанных друг с другом. Глубоких знаний географической карты потребовал вопрос №8 о горных системах России, с которым справились менее 30% участников. Серьезные затруднения вызвал вопрос №14, посвященный определению крайней материковой точки России в Западном полушарии.

Почти 80% верно ответили с вопросом №2 про тип ветра и №12 про природные зоны. Стоит отметить, что относительно неплохо участники справились с вопросами, в которых требовалось узнать географические объекты, расположенные недалеко от Самарской области (например, вопрос № 29 о другом волжском городе - Волгограде).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Рис. 1. Процент выполненных заданий (по «Результаты проведения всероссийского географического диктанта в субъектах РФ в 2016 году» стр.575 - сайт ВОО РГО .rgo.ru)

Лучше всего участники 2 -ого ВГД в целом по стране справились с заданиями, в которых нужно было определить природное явление или процесс, назвать географический объект или субъект Российской Федерации по их описанию.

Наиболее сложными оказались задания на определение пары географических объектов, не связанных друг с другом, верного сочетания природных зон и почв, расположение горных вершин в порядке убывания их максимальной высоты, расположение населённых пунктов с севера на юг, а также задания на определение расстояний по карте. Сложными для участников оказались вопросы, связанные с крайними точками России, народными промыслами.

В целом по России отмечена определенная закономерность в более углубленных знаниях географии «своего» региона по сравнению со знанием географии «своего» федерального округа и России в целом.

Несмотря на более чем в два раза увеличившееся количество участников по сравнению с 2015 годом, результаты 2-ого ВГД соответствуют результатам 1-ого ВГД: среднее количество баллов, полученных участниками, свидетельствует о весьма посредственном знании россиянами географии своей страны, при этом школьники продемонстрировали уровень географических знаний ниже среднего по стране; большинство участников диктанта владеют основами географической грамотности на уровне знания и воспроизведения отдельных элементов знаний (терминов, понятий, фактов), однако испытывают трудности при необходимости применять эти знания на практике, в том числе при сравнивании и соотнесении объектов между собой; полученные данные подтверждают зависимость результатов диктанта от количества часов преподавания географии в школе в историческом разрезе.

В связи с отмечающимся низким уровнем географических знаний у школьников, целесообразно введение (сохранение) географических дисциплин в образовательные программы бакалавров, что крайне актуально для формирования разносторонне подготовленного выпускника, хорошо представляющего не только территориальные особенности своего региона, но и страны в целом.

Список литературы

1. Дронов В.П., Максаковский В.П. и др. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе, N 2, 2000

2. Горбанев В.А. Состояние и перспективы развития среднего географического образования в России//Мировое и национальное хозяйство. - 2007. - 2(3). Электронный ресурс: http://www.mirec.ru/2007-02/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-srednego-geograficheskogo-obrazovaniya-v-rossii

3. Фирулина И.И. Формирование профессиональной культуры специалистов в рамках изучения курса экономической и социальной географии// Математика. Экономика. Образование: Материалы X международной конференции. Новороссийск. 2002. - с.313-314

4. Фирулина И.И. Возможности географических наук в формировании социального интеллекта общества//Труды 3-й Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническомуниверсигете». -2003 г. - С. .527-531.

5. Фирулина И.И. Роль экономической географии в формировании компетентного специали-ста//Материалы VI Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве». - Пенза. 2005. - С.154 - 156.

6. Материалы с сайта https://www.rgo.ru/ru/proekty/vserossiyskiy-geograficheskiy-diktant-0/vserossiyskiy-geograficheskiy-diktant-2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.