Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах школьного географического образования в Самарской области'

К вопросу о проблемах школьного географического образования в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ФГОС / UNIFIED STATE EXAM / GEOGRAPHY EDUCATION / SAMARA OBLAST / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцев Иван Викторович, Шакуров Алмаз Ильгизярович

Выявлены проблемы географического образования в школах Самарской области. Приведены статические данные, характеризующие результаты проведения ЕГЭ в Самарской области. Предложены меры, способствующие решению проблем школьного географического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF SCHOOL GEOGRAPHY EDUCATION OF SAMARA OBLAST

Identified problems of geographical education in the schools of the Samara oblast. Given static data describing the results of unified state exam in the Samara region. The measures to help solve the problems of school geography education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах школьного географического образования в Самарской области»

И.В. Казанцев, С.А. Ибрагимова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭРОЗИОННОЙ ОПАСНОСТИ .

ниторинга для изучения элементов водного баланса в целях адаптивного землеустройства агроландшафтов / Ф.Н.Лисецкий, Т.Н.Ковалева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2011. Т. 17. № 21. С. 108-118.

8. Казанцев, И.В.Влияние подвижного состава на содержание тяжелых металлов в почвах и растениях полосы отвода железных дорог / И.В.Казанцев, Ю.П.Зарубин,

П.П.Пурыгин // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 2. С. 172-179.

9. Казанцев И.В.Экологическая оценка влияния железнодорожного транспорта на содержание тяжелых металлов в почвах и растениях полосы отвода: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Институт экологии Волжского бассейна Российской академии наук. Тольятти, 2008. 24 с.

THE THEORETICAL FOUNDATIONS FOR EVALUATING THE RISK OF EROSION OF SOILS OF AGRICULTURAL LANDSCAPES

© 2013

I.V. Kazantsev, candidate of biology, associate professor of department of chemistry, geography and methods of Training S.A. Ibrahimova, Assistant Professor of Department of Chemistry, Geography and Methods of Training

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: considers questions of the risk of erosion of soils in agricultural landscapes on the example of Samara oblast. Considers methods of calculating the coefficient of the risk of erosion, the coefficient of ecological stabilization, the dependence of productivity of degree washing soils. Considers methods for assessing the sustainability of agricultural landscapes. Considers influence of forest belts on the nature of the contamination of soil pollutants.

Keywords: agricultural landscape, erosion of soil, coefficient of risk of erosion, integral indicators, environmentally sustainable agricultural landscape, Samara region.

УДК 373

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2013

И.В. Казанцев, кандидат биологических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

А.И. Шакуров, учитель географии Средняя общеобразовательная школа №147 имени П.М.Еськова, Самара (Россия)

Аннотация: выявлены проблемы географического образования в школах Самарской области. Приведены статические данные, характеризующие результаты проведения ЕГЭ в Самарской области. Предложены меры, способствующие решению проблем школьного географического образования.

Ключевые слова: ЕГЭ, географическое образование, Самарская область, ФГОС.

В настоящее время одним из объективных способов проверки результатов обучения выпускников средних общеобразовательных школ в области географии является единый государственный экзамен. Экзаменационная работа предусматривает оценку способности учащихся не только воспроизводить знания, но и применять умения и навыки в типичной, модифицированной и совершенно новой ситуациях. Самарская область участвует в проведении ЕГЭ с 2002 г.

На протяжении последних 11 лет количество участников ЕГЭ по географии на территории Самарской области неуклонно снижается, за редким исключением (2007 г., 2011-2012 гг.) (рис. 1).

Рис. 1. Динамика количества участников ЕГЭ по географии в 2002-2013 гг. на территории Самарской области [1, 2].

Во-первых, это связано с уменьшением количества специальностей высшего профессионального образования, по которым ЕГЭ по географии учитывается в качестве вступительного испытания. Так, в Самарской области география в 2013 г. засчитывалась при поступлении лишь в один вуз (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия) на одно направление подготовки (022000.62 Экология и природопользование, профиль «Экология») [1, 2].

Во-вторых, с 2003 г. происходило ежегодное сокращение количества бюджетных мест, выделяемых для обучения студентов по специальности «География». Так, если в 2003 г. Самарский государственный педагогический университет получил право набрать 100 студентов, то последний набор на специалитет в 2010 г. предусматривал лишь 40 бюджетных мест.

В-третьих, сокращение количества учебных часов, отведённых на изучение географии в общеобразовательных школах, приводит к тому, что многие учащиеся не обладают достаточным уровнем знаний по дисциплине, и, как следствие, не решаются выбирать её в качестве экзаменационного испытания.

Негативная ситуация сложилась в школах с профильным обучением, где география в 10-х классах не преподается вообще, и все разделы страноведения изучаются в 7-м классе, когда у учащихся ещё не успевают сформироваться знания, умения и навыки социально-экономического характера. Проблемой также является то, что Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения не предусмотрено преподавание географии по техническим специальностям в учреждениях системы СПО [1, 2].

Положительным моментом в настоящее время явля-

И.В.Казанцев, А.И. Шакуров

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

ется введение в учебный процесс изучения географии в

5-м классе, однако на её изучение отводится лишь 1 час в неделю; такое же количество времени отводится и в

6-м классе. А ведь именно в начальном курсе закладываются основные компетенции как по географии в целом, так по геологии и картографии в частности. Например, в ЕГЭ включаются задания по работе с топографической картой, а в школьном курсе 6-го класса на практическое применение данных умений выделяется не более 1 часа, что является недостаточным. Всё это находит свое отражение в том, что из всех учащиеся с этим заданием справляются 24%, а в целом с блоком «С» - 29% [1, 2]. А ведь именно задания блока «С» подразумевают овладение учащимися всем содержанием на уровне, обеспечивающем способность творческого применения знаний и умений.

Опыт работы многих учителей показывает, что залогом хороших результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа в течение всех лет обучения, направленная на достижение требований стандартов географического образования. Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии не должна сводиться к «натаскиванию» на выполнение различных заданий. Выпускник, в первую очередь, должен не просто владеть фактическим материалом, но и уметь применять знания в конкретных ситуациях. Этому нельзя научиться за короткое время. Эти результаты должны целенаправленно достигаться на протяжении всех лет изучения географии в школе.

Отраден тот факт, что за последние 9 лет (с 2005 г.) средний бал участников ЕГЭ по географии в Самарской области был выше, чем в среднем по России, и он не испытывал снижения, за исключением 2009 г. и 2013 г. [1, 2]. Однако необходимо отметить, что ни разу средний показатель по области не превысил отметку в 60 баллов (рис. 2).

Немаловажной проблемой является материально-техническое состояние образовательных учреждений. Школы - образовательные центры, созданные, в основном, в крупных сельских населённых пунктах, а также лицеи и гимназии в городах оснащены высокотехнологичным оборудованием и имеют кабинеты географии, обеспеченные на высоком уровне, в то время как многие городские школы и школы небольших сёл их не имеют вообще, либо на весь кабинет приходится минимальное количество специальных приспособлений, что негативно сказывается на уровне освоения учебного материала учащимися.

Большой вклад в развитие географического образования на территории Самарской области вносит кафедра химии, географии и методики их преподавания ПГСГА. Подготовка учителей географии активно велась на кафедре географии Куйбышевского государственного педагогического и учительского института им. В.В.Куйбышева с 1936 по 1952 гг. до закрытия кафедры географии [3]. В течение последующих 36 лет подготовка учителей-географов в области не осуществлялась: дисциплину в школах вели либо специалисты, получившие образование в первый период работы кафедры, либо учителя, прошедшие обучение в других регионах, либо учителя истории и иных предметов, мало касающихся науки о Земле.

Ситуация с подготовкой учителей географии существенно изменилась в 1988 г., когда по инициативе декана биолого-химического факультета Л.И.Лушиной [4] в Куйбышевском пединституте началось обучение педагогов по специальности «География» по очной форме (с 2001 г. - по заочной форме). В 1992 г. была создана кафедра географии, на которую были приглашены ведущие учёные-географы и геологи, доктора наук Г.С.Калёнов [5], С.С.Коноваленко [6] и др.

В 2011 г. состоялся первый набор студентов бакалавриата (направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили «География» и «Биология», по очной и заочной формам обучения), од-

нако для поступления абитуриентам не требуется сдавать ЕГЭ по географии.

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 годы

к Средний балл по Российской Федерации й Средний балл по Самарской области

Рис. 2. Сравнение среднего балла ЕГЭ по географии в Российской Федерации и в Самарской области в 2002-2013 гг. [1, 2].

За весь период существования кафедры подготовлено более 700 учителей географии, 8 из которых защитили диссертации на соискание учёной степени кандидата наук:

1. Н.А.Драчева («Голоценовая эволюция почв речных террас западной части Заволжской лесостепи и степи») [7];

2. Е.А.Большакова («Десмоэкологический подход к формированию экологоцентрического мышления студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания»») [8];

3. С.В.Аниськин («Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: на примере естественно-географического факультета») [9];

4. И.П.Шиманчик («Оценка влияния эколого-геогра-фических условий на заболеваемость населения административного района: на примере Кинель-Черкасского района Самарской области») [10];

5. С.А.Сенатор («Антропогенная трансформация и проблемы охраны флористических комплексов Волго-Иргизского ландшафта») [11];

6. И.В.Казанцев («Экологическая оценка влияния железнодорожного транспорта на содержание тяжелых металлов в почвах и растениях полосы отвода») [12];

7. А.Ю.Овчинников («Палеокриогенез как фактор дифференциации современных почв и почвенного покрова центра Восточно-Европейской равнины») [13];

8. Н.В.Иванова («Флора в условиях урбанизированной среды г. Самары») [14];

9. Е.С.Степанова («Средства оценивания качества профессиональной подготовки учителя географии (на примере тестирования)») [15].

Таким образом, для улучшения количественных и качественных показателей географического образования на территории Самарской области необходимо:

- разработать стратегию по совершенствованию географической культуры в области, включив в нее меры по дифференциальной материальной поддержке учителей географии и начинающих учащихся-географов в зависимости от качественных показателей;

- качественно улучшить подготовку и переподготовку учителей географии посредством их привлечения к участию в методических семинарах, курсах повышения квалификации, круглых столах, олимпиадах различного уровня;

- вернуть прежнее количество часов на преподавание географии, при этом усилив практическую направленность предмета. В школах с профильными классами и в учебных заведениях системы среднего профессионального образования ввести предмет «Общая география»;

60

50

40

с30

20

10

0

И.В.Казанцев, А.И. Шакуров

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..

- расширить круг специальностей, на которые география являлась бы вступительным испытанием, при этом не подменять предмет «География» предметом «Обществознание»;

- совершенствовать материально-техническое состояние кабинетов географии с обязательным применением информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения;

- планомерно развивать материально-техническое обеспечение кафедры химии, географии и методики их преподавания ПГСГА как основной единицы подготовки учителей географии;

- пропагандировать географическую культуру учащихся посредством их участия в конференциях, семинарах, олимпиадах различного уровня организации, с обязательным участием представителей всех школ области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ ЕГЭ по географии в России. Статистический отчет Министерства образования и науки России. Режим доступа: http://mon.gov.ru, свободный. Загл. с экрана. Данные соответствуют 24.08.2013.

2. Анализ ЕГЭ по географии в Самарской области. Статистический отчет Министерства образования и науки Самарской области. Режим доступа: http://educat. samregion.ru, свободный. Загл. с экрана. Данные соответствуют 27.08.2013.

3. Казанцев, И.В. История кафедры географии и методики её преподавания ПГСГА: 75 лет / И.В.Казанцев, Л.Ф.Ляховская, А.С.Яицкий. Самара: ПГСГА, 2011. 52 с.

4. Семенов, А.А. 45 лет в системе высшего педагогического образования России / А.А.Семенов, А.С.Яицкий, И.В.Наливайко, В.О.Алмаева // Высшее образование сегодня. 2011. №8. С. 29-31.

5. Ляховская, Л.Ф. Генрих Сергеевич Калёнов (к 80-летию со дня рождения) / Л.Ф.Ляховская, А.С.Яицкий // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2010. Т. 19, 2. С. 170-188.

6. Стефан Селивёрстович Коноваленко (к 90-летию

со дня рождения) / сост. А.С.Яицкий. Самара: ПГСГА, 2010. 44 с.

7. Драчева, Н.А. Голоценовая эволюция почв речных террас западной части Заволжской лесостепи и степи: дис. ... канд. геогр. наук / Н.А.Драчёва. М., 2002. 273 с.

8. Большакова, Е.А. Десмоэкологический подход к формированию экологоцентрического мышления студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания»: дис. . канд. пед. наук / Е.А.Большакова. Самара, 2004. 225 с.

9. Аниськин, С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: на примере естественно-географического факультета: дис. . канд. пед. наук / С.В.Аниськин. Самара, 2005. 231 с.

10. Шиманчик, И.П. Оценка влияния эколого-геогра-фических условий на заболеваемость населения административного района: на примере Кинель-Черкасского района Самарской области: дис. ... канд. биол. наук / И.П.Шиманчик. Тольятти, 2006. 150 с.

11. Сенатор, С.А. Антропогенная трансформация и проблемы охраны флористических комплексов Волго-Иргизского ландшафта: дис. ... канд. биол. наук / С.А.Сенатор. Тольятти, 2007. 258 с.

12. Казанцев, И.В. Экологическая оценка влияния железнодорожного транспорта на содержание тяжёлых металлов в почвах и растениях полосы отвода: дис. . канд. биол. наук / И.В.Казанцев. Тольятти, 2008. 166 с.

13. Овчинников, А.Ю. Палеокриогенез как фактор дифференциации современных почв и почвенного покрова центра Восточно-Европейской равнины: дис. ... канд. биол. наук / А.Ю.Овчинников. Пущино, 2009. 168 с.

14. Иванова, Н.В. Флора в условиях урбанизированной среды г. Самары: дис. ... канд. биол. наук / Н.В.Иванова. Оренбург, 2010. 184 с.

15. Степанова, Е.С. Средства оценивания качества профессиональной подготовки учителя географии (на примере тестирования): дис. . канд. пед. наук / Е.С.Степанова. Самара, 2011. 230 с.

THE PROBLEMS OF SCHOOL GEOGRAPHY EDUCATION OF SAMARA OBLAST

© 2013

I.V.Kazantsev, candidate of biology, associate professor of department of chemistry, geography and methods of training

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russian Federation)

A.I.Shakurov, geography teacher City Public School №147, Samara (Russian Federation)

Annotation: identified problems of geographical education in the schools of the Samara oblast. Given static data describing the results of unified state exam in the Samara region. The measures to help solve the problems of school geography education.

Keywords: unified state exam, geography education, Samara oblast, federal state educational standard.

УДК 811.111-26

ОБРАЗ АВТОРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (на материале пьесы Б.Шоу «Пигмалион»)

© 2013

Н.А. Князева, аспирант кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Поволжская государственная социально-гуманитарной академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются художественно-композиционные и собственно языковые средства создания образа автора литературного произведения, чьи идейно-эстетические воззрения воплощаются в создании образа персонажа. Материалом исследования послужил образа профессора Генри Хиггинса в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Как показал анализ драматического произведения, образ персонажа, является ярким выразителем авторского начала, а изучение эксплицитных и имплицитных приёмов и средств его создания даёт возможность понять авторское отношение к своему герою.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: образ автора, образ персонажа, языковые средства, стилистические приемы, Бернард Шоу, «Пигмалион».

Понятие «образ автора» было введено В.В. дожественного произведения...» [1, с. 151]. Виноградовым и стало основным в его теории художе- В отечественных исследованиях мы находим не-ственной речи. «Образ автора - это «индивидуальная сколько определений этого понятия. «Образ автора - это словесно-речевая структура, пронизывающая строй ху- та цементирующая сила, которая связывает все стилевые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.