Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы взаимодействия высшей школы и научных организаций для профессиональной подготовки кадров в области географических наук'

Проблемы и перспективы взаимодействия высшей школы и научных организаций для профессиональной подготовки кадров в области географических наук Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GEOGRAPHICAL EDUCATION / TRAINING / DEVELOPMENT PROSPECTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роговская Наталья Владимировна, Тюнькова Ирина Анатольевна

Новые требования к качеству высшего образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки выпускников. В статье рассматриваются проблемы и перспективы взаимодействия в научной и образовательной средах для подготовки профессиональных научных и педагогических кадров в области географических наук. Анализируются проблемы и перспективы внедрения положений ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата Педагогическое образование, с двумя профилями подготовки и магистратуры «Географическое образование» как основы создания продуктивной коммуникативной образовательной среды, где главными факторами выступают обучающиеся, преподаватели и научные сотрудники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роговская Наталья Владимировна, Тюнькова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATION AND SCIENTIFIC INSTITUTIONS FOR TRAINING OF PERSONNEL IN GEOGRAPHY

New demands on the quality of higher education, expressed in the new federal state educational standards, approval of professional standards suggest the need for changes in the organization, content and technology and scale of training graduates. The article deals with the problems and prospects of cooperation in the scientific and educational environments for professional training of scientific and pedagogical staff in the field of geographical sciences. The problems and prospects for the implementation of the GEF in rules in the direction of preparation of undergraduate teacher education, with two profiles and graduate trainingGeographical education” as the basis for the creation of productive communicative learning environment where the main factors are the students, teachers and researchers.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы взаимодействия высшей школы и научных организаций для профессиональной подготовки кадров в области географических наук»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-64-77 УДК 378.1

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

Роговская Н.В., Тюнькова И.А.

Новые требования к качеству высшего образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки выпускников. В статье рассматриваются проблемы и перспективы взаимодействия в научной и образовательной средах для подготовки профессиональных научных и педагогических кадров в области географических наук. Анализируются проблемы и перспективы внедрения положений ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата Педагогическое образование, с двумя профилями подготовки и магистратуры «Географическое образование» как основы создания продуктивной коммуникативной образовательной среды, где главными факторами выступают обучающиеся, преподаватели и научные сотрудники.

Ключевые слова: географическое образование; подготовка кадров; перспективы развития; образовательная среда.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATION AND SCIENTIFIC INSTITUTIONS FOR TRAINING OF PERSONNEL IN GEOGRAPHY

RogovskajaN.V., TiunkovaI.A.

New demands on the quality of higher education, expressed in the new federal state educational standards, approval of professional stan-

dards suggest the need for changes in the organization, content and technology and scale of training graduates. The article deals with the problems and prospects of cooperation in the scientific and educational environments for professional training of scientific and pedagogical staff in the field of geographical sciences. The problems and prospects for the implementation of the GEF in rules in the direction ofprepara-tion of undergraduate teacher education, with two profiles and graduate training "Geographical education" as the basis for the creation of productive communicative learning environment where the main factors are the students, teachers and researchers.

Keywords: geographical education; training; development prospects; educational environment.

Постановка проблемы

Проблемы и перспективы взаимодействия высшей школы и научных организаций в области профессиональной подготовки кадров неоднократно поднимались и поднимаются в российской общественной, научной и образовательной средах. Одной из задач Русского Географического Общества является распространение и популяризация знаний об окружающей среде, охране природы. Это неотъемлемая часть непрерывного географического образования за рамками школьной и вузовской программы, которая содействует осуществлению совместной учебно-просветительской и научно-образовательной деятельности и воспитательной работы по вопросам пропаганды здорового образа жизни, профилактики негативных социальных явлений и т.п. среди студентов, преподавателей, учителей средней школы, школьников и их родителей.

Проблемам обучения географии в школе, вузах посвящены работы Максаковского В.П., Лобжанидзе А.А., в которых неоднократно подчеркивалась необходимость создания ежегодного диалога между научными учреждениями, вузами, представителями общественности, преподавателями общеобразовательных школ и студенческих коллективов [4, 5, 6]. В своей статье мы акцентируем внимание на опыт и соответственно актуальные моменты, ко-

торые возникли в процессе совместной деятельности Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (далее ИГ СО РАН) и кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ИГУ (далее ПИ ИГУ) в решении обеспечения непрерывного образования: школа-вуз-аспирантура ИГ СО РАН. Эта тема становится актуальной в свете проблемы качественной образовательной подготовки в вузе, т.е. лиц, поступающих в аспирантуру ИГ СО РАН и перспектив более широкого взаимодействия в свете утвержденных профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Проблемы и перспективы создания

продуктивной коммуникативной образовательной среды

Таким образом, основными документами, которые регламентирует образовательную деятельность по направлению подготовки бакалавриата Педагогическое образование, профиль Безопасность жизнедеятельности-география и магистратуры «Географическое образование» являются: ФГОС ВО или федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России 9 февраля 2016 г. № 91 и Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н [1, 2]. Именно вышеуказанные документы лежат в основе составления основной профессиональной образовательной программы, а затем учебного плана и учебного графика подготовки бакалавров и магистрантов. Основой создания продуктивной коммуникативной среды, где главными факторами выступают обучающиеся, преподаватели и научные сотрудники, являются следующие положения:

1. ФГОС ВО предъявляет новые требования к профессиональной квалификации педагога, к уровню сформированности знаний в предметной области, что предполагает развитие практических умений и навыков, базирующихся на фундаментальных теоретических знаниях.

2. Основополагающим принципом построения образовательного процесса является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные вызовы [1]. Таким образом, в качестве основных проявлений модернизации высшего образования выдвигаются следующие направления:

• построение системы непрерывного образования (бакалав-риат-магистратура-аспирантура-докторантура-повы-шение квалификации),

• разработка новых подходов к формированию содержания образования, применение инновационных методов и форм обучения,

• создание новой информационно-образовательной среды, от которой во многом зависит результат образовательного процесса (ее возможностей, наполнения, структурной организации).

Таким образом, новые требования к качеству высшего образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, профессионального стандарта предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки выпускников.

В связи с этим необходимо выделить три группы проблем, оказывающих значительное влияние на реализацию вышеуказанных принципов и решение которых является безотлагательным, согласно Проекту «Концепция поддержки развития педагогического образования» [3]:

• проблемы входа в профессию,

• проблемы подготовки,

• проблемы удержания в профессии.

Итак, проблемы входа в профессию, к которым можно отнести: низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических программ и отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической и профессиональной научно-исследовательской

деятельности на географические специальности и направления подготовки педагогов._

Средний балл ЕГЭ поступивших на 1 курс бакалавриата «Безопасность жизнедеятельности - география» в 2012 г составил 137 баллов, т.е. варьировал от 119 до 155, в 2016 - 157, т.е от 145 до 169 соответственно. Это говорит о том, что в основной своей массе абитуриенты не имеют выдающихся успехов в школе, для них характерна слабая мотивация к учебе, научно-исследовательской работе, общественной работе, ребята, как правило, слабо ориентированы на успех. Это реалии современного состояния и отношения к профессии учителя в целом и слабая подготовка в среднем образовании, и общая социальная обстановка в обществе, семье абитуриентов.

Мы решаем эту проблему, восполняя недостаточный образовательный уровень студентов младших курсов. Ведется планомерная работа преподавательского коллектива, во-первых, на повышение мотивации студентов к обучению, во-вторых, включения обучающихся в широкий спектр общественной и исследовательской работы, проводимой на кафедре и в вузе в целом [9]. Результатом труда являются успехи студентов на старших курсах, что демонстрирует таблица 1:

Таблица 1.

Успеваемость и качество знаний студентов 4 курса, профиля Безопасность жизнедеятельности-География

Год обучения Семестр Успеваемость % Качество знаний %

2012-2013 1,2 90 83

2013-2014 3 95 90

4 95 90

2014-2015 5 98 90

6 100 92

2015-2016 (7 семестр) 7 100 100

Как видим, к 4 курсу мы добились 100% успеваемости и 100% качество знаний. Среди студентов (численность 40 человек), 16 че-

ловек представлены на стипендию Президента РФ, 7 - успешно справились с заданиями Первого Всероссийского Географического диктанта и были награждены Губернатором Иркутской области. Положительными результатами являются и активное участие в НИРС (научно-исследовательская работа студентов), публикации студенческих работ, участие ребят в конференциях, в том числе международных, «раннее» трудоустройство.

Таким образом, к моменту окончания обучения по программе бакалавриата педагогический коллектив кафедры фактически снимает проблему входа в профессию.

Следующая проблема - проблема подготовки, к которой можно отнести: общесистемные проблемы российского образования: неудовлетворительное качество подготовки выпускников (отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы), слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических программах. Как мы видим, эта проблема является продолжением предыдущей. Ее решение заключается, на наш взгляд, в следующем: во-первых, разработка и реализация программ магистратуры и бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Географическое образование» и «Безопасность жизнедеятельности - география» ориентированы на педагогическую и научно-исследовательскую виды профессиональной деятельности выпускников, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса ПИ ИГУ. Например, в структуре программы магистратуры дисциплины вариативной части поддерживаются научно-исследовательской работой и блоком практики (производственной и научно-исследовательской), в связи с увеличением доли самостоятельной работы студентов; во-вторых, кроме аудиторных занятий, кафедрой проводится комплекс системных мероприятий позволяющих существенно повысить уровень подготовки студентов, среди них выделим:

1) Всероссийская научно-практическая конференция «Байкал-Родина-Планета», цель которой заключается в формировании системы целостного представления о значении ценностей малой Родины как неотъемлемой части мирового сообщества через распространение географической культуры и обеспечения образованности молодого поколения в области безопасности жизнедеятельности. При этом реализуются следующие поставленные задачи:

- активизация научной и познавательной деятельности в области географии, охраны природы, краеведения, безопасности жизнедеятельности;

- повышение профессиональной квалификации учителей и студентов в области практического решения географических проблем, в сфере безопасности жизнедеятельности и массового школьного образования;

- создание в образовательных учреждениях через систему культурно-просветительской деятельности пространства для развития, воспитания гражданина, патриота, способного внести свой достойный вклад в процветание Родины [7].

2) Межрегиональная олимпиада школьников «Географический Олимп», цель которой: популяризация географических знаний среди школьников старших классов общеобразовательных учреждений регионов Сибири и Дальнего Востока, повышения статуса учебного предмета «География», развитие познавательного интереса и творческих возможностей школьников по географическим дисциплинам. Олимпиадное движение способствует акцентированию внимания учащихся на актуальных географических проблемах, как на общероссийском, так и на межрегиональном уровне. Использование различных по форме и содержанию олимпиадных заданий, позволяет выявить уровень сформированности знаний и умений учащихся по предмету, стимулировать заинтересованность педагогов в повышение качества образовательного процесса. Для Сибири и Дальнего Востока проведение межрегиональных проектов символизирует единство Азиатской России, как неотъемлемой части российского географического, экономического и культурного пространства [8, 10].

3) Участие бакалавров магистрантов в мероприятиях, разрабатывающихся и проводящихся совместно с МКУ «ИМЦРО» г. Иркутска. (городская краеведческая игра «Вслед за Солнцем», Экологическая научно-практическая конференция «Созвездия Байкала»).

4) Посещение студентами мастер-классов ведущих учителей г. Иркутска и Иркутской области. К настоящему моменту у нас заключено более 50 соглашений о совместной деятельности с образовательными учреждениями (средними школами) Иркутской области.

5) Обязательное участие бакалавров старших курсов и магистрантов в работе образовательных форумов города Иркутска и Иркутской области.

6) Издание сборника статей «Вестник кафедры географии», где публикуются, в том числе и результаты НИРС.

Таким образом, и вторая проблема решается кафедрой положительно. Третья категория проблем - проблемы удержания в профессии, к которым можно отнести: отсутствие прогнозирования потребностей в педагогических кадрах по регионам, отсутствие ответственности регионов за невыполнение КЦП и трудоустройства выпускников, низкую эффективность механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников, отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей, а также отсутствие карьерных перспектив учителя, усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям. Таким образом, данные проблемы изначально формируют неблагополучную среду в школьном образовании, которая формирует низкий престиж профессии учителя, и последствия которой мы затем вынуждены принимать и работать над решением выше указанных проблем.

Итак, в Иркутской области образовательных учреждениях трудятся около 46 000 человек; в общеобразовательных школах -20 200 учителя, при этом в общеобразовательных школах обучаются 287,4 тыс. детей. Доля учителей моложе 25 лет составляет 6%, пенсионного возраста и старше - 28,3%. При этом, доля учителей с высшим образованием - 74,3%. В 2014 году в школу пришло

683 специалиста, причем с высшим образованием - всего 53%. На этом фоне идет планомерное сокращение бюджетного набора на педагогические специальности, а количество учащихся в образовательных организациях неуклонно возрастает. Таким образом, разворачивается проблема - обеспечения кадрами средних школ Иркутской области в ближайшей перспективе! Следует при этом учитывать, что и в школьном учебном плане идет планомерное снижение часов на обучение географии, а именно:

• 5-6 классы - 1 час в неделю;

• 7-9 классы - 2 часа в неделю;

• 10-11 классы - 1 час в неделю. При этом региональному компоненту (географии Иркутской области отводится 32 часа в рамках географии России, т.е. 1 час в неделю). Но на сегодняшний день возникла и другая большая проблема - нет разработанного УМК (учебно-методического комплекса) данной дисциплины, утвержденного Минобразования Иркутской области к преподаванию в средней школе, что позволяет в школах вообще отказаться от преподавания географии Иркутской области в рамках 8-9 классов.

В связи с этим мы предлагаем:

1. Рекомендовать Министерствам образования, труда и занятости Иркутской области учесть высокую потребность Иркутской области в педагогических кадрах как дошкольного, начального, так и общего среднего образования и способствовать повышению контрольных цифр приема на обучение студентов за счет средств федерального бюджета по крайне востребованной группе направлений подготовки - 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

2. Увеличение приема на двухпрофильный бакалавриат, который значительно расширяет возможности педагога при трудоустройстве.

3. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

4. Увеличение целевого приема в вузы по договорам предприятий и организаций.

В связи с вышеуказанным и возвращаясь к нашим перспективам взаимодействия с ИГ СО РАН, напомним высказывание Мак-саковского Владимира Павловича, которое звучит как напутствие: «Очевидно, что борьбу за повышение роли и престижа школьной географии можно и нужно вести одновременно на двух фронтах -внешнем и внутреннем. Но если на внешнем фронте, откровенно говоря, надеяться на радикальные перемены в обозримой перспективе довольно трудно, то повышение уровня подготовки и переподготовки учителей географии, несмотря на все сложности, может оказаться делом более реальным и эффективным. При этом главной заботой должно стать повышение их общей географической культуры» [4, с 3] .

Таким образом, расширение спектра взаимодействия кафедры с научными организациями в лице ИГ СО РАН в образовательном процессе, с целью вовлечения студентов в исследовательскую деятельность и реализации деятельностного подхода в подготовке обучающихся (что полностью соответствует принципам ФГОС ВО) обусловливает следующие перспективные формы совместной деятельности:

1. Организация и проведение мастер классов по проведению научных исследований.

2. Привлечение к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла преподавателей из числа действующих ведущих сотрудников в научных направлениях ИГ СО РАН.

3. Выполнение исследовательских работ магистрантами под руководством ведущих сотрудников в научных направлениях ИГ СО РАН.

4. Участие сотрудников ИГ СО РАН в качестве экспертов в различных научных и образовательных мероприятиях, проводимых кафедрой.

5. Участие в совместной разработке рабочих программ дисциплин, учебников, пособий, монографий.

6. Рецензирование учебных пособий, методических рекомендаций, программ.

7. Участие в государственной итоговой аттестации выпускников. В заключение следует отметить, что подготовка специалистов в области географического образования зависит, как мы видим от многих причин и факторов. Сложившееся отношение к географии как учебной дисциплине в школе, не выдерживает критики, но это реалии сегодняшнего дня. Мы должны работать на совместную перспективу - подготовку высококвалифицированных специалистов в вузе и кадров высшей квалификации в научных организациях.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)». http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0% B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D1%8B/8073/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7375/ Prikaz_%E2%84%96_91_ot_09.02.2016.pdf

2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)». http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/30085.html

3. Концепция поддержки развития педагогического образования. Ьйр://минобрнауки.рф

4. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1998. 416 с.

5. Лобжанидзе А.А. Проблемы преподавания географии в современной школе // География в школе в XXI веке. 2006. № 6. С. 42-45.

6. Александр Лобжанидзе назвал четыре главные проблемы школьной географии http://www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?id=5592

7. Роговская Н.В., Ипполитова Н.А. Первая Всероссийская научно-педагогическая школа «Байкал-Родина-Планета» // Материалы Второй Всероссийской научно-педагогической конференции

(г. Иркутск. 28-29 марта 2014 г.) / Под редакцией Н.А. Ипполи-товой, Н.В. Роговской. Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2014. 176 с.

8. Ипполитова Н.А., Роговская Н.В. II Межрегиональная школьная Олимпиада по географии «Географический Олимп»: итоги и перспективы // Материалы Второй Всероссийской научно-педагогической конференции (г. Иркутск, 28-29 марта 2014 г.) / Под редакцией Н.А. Ипполитовой, Н.В. Роговской. Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2014. 176 с.

9. Тюнькова И.А. Возможности формирования профессиональных компетенций на полевых учебных практиках по географическим дисциплинам. // Education & Science - 2016: Материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования (1 марта, 2016 г.). Часть 4. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. С. 128-131.

10. Тюнькова И.А. Возможности и перспективы проведения межрегиональной олимпиады школьников «Географический олимп» // Современные исследования социальных проблем. №3-2 (59). Красноярск: Изд-во Научно-Инновационный центр, 2016. С. 209-214.

References

1. Order of the Russian Ministry on February 9, 2016 № 91 'On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.05 Teacher education (with two training profiles) (undergraduate level)'. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/% D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B-D%D1%82%D1%8B/8073/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0% BB/7375/Prikaz_%E2%84%96_91_ot_09.02.2016.pdf

2. Order of the Ministry of Labor of Russia from 18.10.2013 N 544n 'On approval of the professional standard" The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education)'. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html

3. The concept of supporting the development of teacher education. http:// минобрнауки.рф

4. Maksakovskiy V.P. Geograficheskaya kul'tura: uchebnoeposobie dlya studentov vuzov [Geographic culture: a textbook for university students]. M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS. 1998. 416 p.

5. Lobzhanidze A.A. Geografiya v shkole v XXIveke. 2006. № 6, pp. 42-45.

6. http://www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?id=5592

7. Rogovskaya N.V., Ippolitova N.A. Pervaya Vserossiyskaya nauch-no-pedagogicheskaya shkola «Baykal-Rodina-Planeta». Materialy Vtoroy Vserossiyskoy nauchno-pedagogicheskoy konferentsii (g. Irkutsk. 28-29 marta 2014 g.) [First All-Russian scientific and pedagogical school "Baikal-Mother-Earth". Proceedings of the Second All-Russian scientific-pedagogical Conference (Irkutsk. March 28-29, 2014)] / N.A. Ippolitova, N.V. Rogovskaya (ed.). Irkutsk: 2014. 176 p.

8. Ippolitova N.A., Rogovskaya N.V. II Mezhregional'naya shkol'naya Olimpiada po geografii «Geograficheskiy Olimp»: itogi i perspektivy. Materialy Vtoroy Vserossiyskoy nauchno-pedagogicheskoy konferentsii (g. Irkutsk. 28-29 marta 2014 g.) [II Inter-Regional school Olympiad on geography "Geographical Olympus": results and prospects. Proceedings of the Second All-Russian scientific and educational conference (Irkutsk. March 28-29, 2014)] / N.A. Ippolitova, N.V. Rogovskaya (ed.). Irkutsk, 2014. 176 p.

9. Tyun'kova I.A. Education & Science - 2016: MaterialyMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii dlya rabotnikov nauki i obrazovaniya (1 marta, 2016g.). Chast'4 [Education & Science - 2016: Proceedings of the International scientific-practical conference for science and education employees (1 March 2016). Part 4]. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016, pp. 128-131.

11. Tyun'kova I.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. №3-2 (59). Krasnoyarsk, 2016, pp. 209-214.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Роговская Наталья Владимировна, кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой географии, безопасности жизнедеятельности и методики, старший научный сотрудник лаборатории экономической и социальной географии

Педагогический институт Иркутский государственный университет; Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН ул. Нижняя наб., 6, г. Иркутск, Иркутская область, 664011, Российская Федерация; ул. Улан-Баторская, 1, г. Иркутск, Иркутская область, 664033, Российская Федерация rogovskayan@inbox.ru SPIN-код: 8840-8702

Тюнькова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогический институт Иркутский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ул. Нижняя наб., 6, г. Иркутск, Иркутская область, 664011, Российская Федерация tunkova_i@mail.ru SPIN-код: 7451-0856

DATA ABOUT THE AUTHORS

Rogovskaja Natalya Vladimirovna, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Geography, Life Safety and Technique, Senior Researcher, Laboratory of Economic and Social Geography

Irkutsk State University, Pedagogical Institute; Geography Institute 6, Nizhnyaya nab. Str., Irkutsk, Irkutsk Region, 664011, Russian Federation; 1, Ulaanbaatar Str., Irkutsk, Irkutsk Region, 664033, Russian Federation rogovskayan@inbox.ru SPIN-code: 8840-8702

Tiunkova Irina Anatolevna, Senior Lecturer, Department of Geography, Life Safety and Techniques

Irkutsk State University, Pedagogical Institute

6, Nizhnyaya nab. Str., Irkutsk, Irkutsk Region, 664011, Russian

Federation tunkova_i@mail.ru

SPIN-code: 7451-0856

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.